Определение деятельностной эффективности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение деятельностной эффективности



организации (В. Зигерт, Л. Ланг)

Инструкция. Вам предлагается оценить 22 суждения, отмечая крестиком один из вариантов ответа («нет», «скорее нет», «скорее да», «да»).

 

Суждения (гипотетические ситуации) Нет Скорее нет Скорее да Да
В случае срывов и неудач в первую очередь всегда идет активный поиск виноватых.        
Многие сотрудники на всякий случай стремятся обезопасить себя с помощью докладных записок, инструкций и прочих бумаг.        
Доступ к информации определяется положением сотрудника, а не его служебными функциями.        
Нет ясности в том, какие цели в данный момент считаются приоритетными. Многим сотрудникам они не известны.        
Если допущена ошибка или промах, то первым об этом узнает не допустивший ее работник, а его начальник или коллеги.        
Присутствует и даже господствует «отдельский эгоизм».        
Сотрудники редко отождествляют себя с принятыми решениями. Они чаще всего воспринимают эти решения не как свои.        
Текучка или рутина отнимают массу времени, спокойно заняться своей непосредственной работой трудно. Часто мешают авралы.        
Руководители не стремятся строить управление на коллективных началах, хотя иногда и говорят о необходимости этого.        
Когда речь заходит о руководителях, о них обычно говорят в ключе «эти там, наверху», а не «один из нас».        
Большинство конфликтов чаще возникают из-за мелочей.        
Совещания длятся слишком долго и завершаются чаще всего «накачкой», то есть безрезультатно. Иногда они сводятся к борьбе амбиций.        
Насколько хорошо работник справляется со своими обязанностями, он узнает крайне редко. Часто он даже не знает, на основе каких критериев его оценивают.        
Сотрудникам трудно, а часто бесперспективно предлагать новые идеи по совершенствованию технологических или управленческих процессов.        
Энтузиазм в работе — это удел «чудаков».        
Руководство четко делит всех сотрудников на две части: те, с которыми оно начинало, люди «первого призыва», и новички, которым еще предстоит доказать, что они могут быть «своими».        
Большинство сотрудников четко придерживаются регламента и инструкций и редко выходят за их рамки.        
Когда руководители оценивают работу подчиненных, то это чаще всего происходит на эмоциональном уровне или на основе более или менее поверхностных наблюдений.        
Многих сотрудников часто посещает мысль, зачем нужно было так долго и много учиться, если все равно твои знания и опыт почти никому не нужны и редко используются в работе.        
Критика недостатков в работе из уст рядовых сотрудников не поощряется.        
Большинство сотрудников устраивает сложившийся стиль управления. Они привыкли быть ведомыми.        
Усилия и старания сотрудников не всегда адекватно оцениваются и вознаграждаются. Во многом это зависит или от случайных факторов, или от степени близости к начальству.        

 

Обработка и интерпретация

В начале необходимо определить сумму крестов по вариантам. Чем выше будет полученная сумма по вариантам «нет» и «скорее нет», тем выше зрелость организации, тем ближе она к современной демократической форме развития. Максимальный результат по каждой колонке — 22 балла. Чем выше показатель, набранный по колонкам «скорее да», «да», тем больше данных в пользу косности организации, ее бесперспективности.

 

 

Экспертная оценка деятельностной успешности

Курсантов военных учебных заведений

Инструкция. Оцените каждого курсанта (военнослужащего) по 10-балльной шкале. Содержательные значения оценок приведены ниже.

В группу экспертов рекомендуется включать начальников курсов, преподавателей и непосредственных начальников, которые определяют результаты успешности обучения (службы) по шкалам экспертных оценок.

 

Балл Содержательная интерпретация экспертных оценок
  По своим способностям и личным качествам, успешности обучения и службы лучший из лучших в группе (подразделении).
  Лучший в группе (подразделении), обладает высокими способностями и личными качествами, отлично усваивает теоретический материал и практические навыки специальности и службы.
  По своим способностям и личностным качествам, успешности обучения и службы, по легкости усвоения материала и практических навыков специальности и службы существенно отличается от среднего уровня курсантов, один из лучших в группе (подразделении).
  Обладает хорошими способностями и личными качествами, лучше, чем большинство других, усваивает материал и овладевает практическими навыками специальности и службы.
  Обладает хорошими способностями и личными качествами, по ряду показателей несколько лучше, чем большинство, усваивает материал и практические навыки специальности и службы.
  По своим способностям и личностным качествам, усвоению материала и овладению практическими навыками специальности и службы ничем не отличается от большинства остальных ни в лучшую, ни в худшую сторону.
  Обладает средними способностями и личными качествами, по усвоению материала и овладению практическими навыками специальности и службы несколько отличается от большинства в худшую сторону.
  Способности и личные качества ниже среднего, усвоение материала и овладение практическими навыками специальности и службы медленное и требует большого внимания, чем у большинства.
  Способности и личные качества низкие, усвоение материала и овладение практическими навыками специальности и службы очень медленное и требует очень много внимания при низкой эффективности и отдаче.
  Способности и личные качества недостаточны для усвоения материала и овладения практическими навыками специальности и службы, самый слабый в группе.

 

Обработка и интерпретация

Интегральная экспертная оценка определяется ее средним значением для каждого оцениваемого результата успешности обучения и службы.

При экспертной оценке контролируемых результатов успешности обучения и службы по десятибалльной шкале следует осуществлять перевод в пятибалльную шкалу в соответствии со следующими критериями:

 

V1,5 = 5 (отлично), если экспертная (интегральная экспертная) оценка составляет 8 и более баллов (адекватна 1-й группе профпригодности);

V1,5 = 4 (хорошо), если экспертная (интегральная экспертная) оценка находится в пределах 7—6 баллов (адекватна 2-й группе профпригодности);

V1,5 = 3 (удовлетворительно), если экспертная (интегральная экспертная) оценка составляет 4—5 баллов (адекватна 3-й группе профпригодности);

V1,5 = 2 (неудовлетворительно), если экспертная (интегральная экспертная) оценка составляет 3 и менее баллов (адекватна 4-й группе профпригодности).

 

На основании выявленных оценок производится ранжирование курсантов в исследуемых группах.

 

 

Интегральная оценка эффективности

Профессиональной деятельности учителя (Н. П. Фетискин)

 

Инструкция. Просим вас ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей учебного процесса. Хочется верить, что ваши искренние ответы помогут значительно повысить успешность вашей учебной работы.

А теперь возьмите опросник и лист ответов и укажите в его верхней части: курс, группу /класс; возраст, пол, желание учиться.

В опроснике имеется 12 утверждений, которые позволят уточнить ваши мнения, интересы, состояния, отношения, оценки учебной деятельности. На листе ответов напишите номер утверждения, а рядом поставьте 1—2 ответа в буквенной форме, по каждому предмету. Обращайте внимание на то, когда нужно оценить отдельные качества преподавателя, а когда свои учебные действия.

 

ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

Курс/класс Возраст Пол Желание учиться
Ю Д Очень большое Учусь по долгу Учусь без желания
             
№ вопросов Оценка учебной деятельности по предметам
Математика Химия Физика Иностранный язык История
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
                     

 

Опросник

1. Речь преподавателя:  
а) свободная, разнообразная; в) четкая, понятная; д) эмоциональная; б) затрудненная, монотонная; г) малоразборчивая; е) скучная.
2. Интонация педагога:  
а) уверенная, стимулирующая; в) жизнерадостная; д) спокойная, сдержанная; ж) доброжелательная; б) неуверенная, безразличная; г) мрачная, пессимистичная; е) раздраженная, недовольная; з) пренебрежительная.
3. На этом занятии я:  
а) открываю много нового; в) получаю установку для самостоятельной работы; д) получаю весь необходимый материал; б) многие вопросы мне давно известны; г) чаще топчемся на одном месте; е) вынужден усваивать второстепенный лекционный материал, т. к. педагог считает свои лекции единственным верным источником.
4. Педагог по этому предмету:  
а) жестко контролирует все мои действия, держит аудиторию в страхе; в) может легко оскорбить, обидеть; д) считает главным, чтобы ему не мешали; ж) ориентируется лишь на заинтересованных студентов. б) безразлично относится к тому, чем я занимаюсь; г) пытается заинтересовать, увлечь предметом; е) пытается найти контакт с аудиторией, стремится к диалогу, сотрудничеству;
5. На этом занятии я:  
а) стремлюсь выполнить все задания; в) стремлюсь не пропустить все интересные положения и факты; б) занимаюсь для вида, чтобы произвести благоприятное впечатление; г) считаю самым главным просто присутствовать на занятии.
6. На этом занятии я:  
а) стремлюсь записать все самое главное; в) стремлюсь все понять, чтобы меньше готовиться дома; д) выполняю многие задания машинально; б) занимаюсь посторонними делами (читаю художественную литературу, пишу письма); г) сижу скучаю, зная, что все придется изучать самостоятельно; е) готовлюсь к другому предмету.
7. На этом предмете я:  
а) стремлюсь повысить свой интеллектуальный уровень; в) стремлюсь утвердить свой статус, положение; д) занимаюсь, чтобы избежать нареканий, упреков; б) пытаюсь получить высокую отметку; г) стремлюсь выполнить все так, как требует преподаватель; е) стремлюсь понять основное содержание предмета.
8. Данным предметом я:  
а) заинтересован, т. к. мне нравится педагог; в) увлечен, много занимаюсь самостоятельно; д) не удовлетворен, т. к. мои знания остаются на прежнем уровне; б) доволен из-за хорошего усвоения материала; г) недоволен из-за низкого уровня преподавания; е) разочарован из-за формального подхода: «сдал — забыл», испытываю невостребованность знаний.
9. На этом занятии у меня нередко возникает:
а) светлое, приятное настроение; в) вдохновенное увлечение; д) радость, уверенность; б) безразличие, скука; г) раздражительность, возмущение; е) тревога, боязнь.
10. На этом занятии я:  
а) целиком поглощен учебной темой; в) испытываю заинтересованность и увлеченность учебным занятием; б) занят разными воспоминаниями; г) возмущен из-за того, что попусту потрачу время.
11. Этот преподаватель:  
а) свободно владеет материалом и почти не пользуется конспектом; в) материал дает из учебников, частично читает по конспекту; б) увлечен своим предметом; г) безразличен к своему предмету.
12. Этот преподаватель:  
а) занятия проводит разнообразно и интересно; в) преподносит материал сухо, формально; б) проводит занятия скучно и однообразно; г) излагает материал в эмоционально-увлекательной форме.

 

Ключ для обработки данных

1. Речевая компетентность преподавателя, учителя:

а, в, д — эмоционально окрашенная, четкая

б, г, е — монотонная, трудная для восприятия

2. Интонационная компетентность педагога:

а, в, д, ж — имеет положительные формы

б, г, е, з — неприятная, неуверенная

3. Информативность занятия:

а, в, д — высокая

б, г, е — низкая

4. Стиль педагогического руководства:

в, д — демократический стиль руководства (СР)

а, г — авторитарный (СР)

б, е, ж — либерально-попустительский (СР)

5. Характер практической деятельности учащихся на занятиях:

а, в — продуктивный

б, г, — формальный

6. Продуктивность практической деятельности учащихся на данном занятии:

а, в, д — высокая

б, г, е — низкая, формальная

7. Доминирующая целеполагающая направленность учащихся:

а — творческая самореализация

г — глубокое знание предмета

б, в — повышение социального статуса

д, е — формальное выполнение учебного ролевого долга

8. Удовлетворенность учащихся занятиями по данному предмету:

а, б, в — достаточно выражена

г, д, е — выражена разномотивационная неудовлетворенность

9. Деятельностные состояния учащихся:

а, б, в — положительные эмоциональные состояния (Эс)

б, е — пассивно-отрицательные (Эс)

г — активно-отрицательные (Эс)

10. Направленность мыслительной деятельности учащихся:

а, в — доминирование познавательной направленности

б — выключенность из познавательной деятельности, наличие «вакуума» в мыслительной сфере

г — доминирование мыслительной агрессии, фрустрации

11. Дидактическая компетентность:

а, б — высокая

в, г — низкая

12. Методическая компетентность преподавателя:

а, г — высокая

б, в — низкая

 

Примечание. При анализе и интерпретации полученных результатов следует учитывать количественные и качественные критерии исследуемых шкал.

Например, при сравнении полярных показателей важно учитывать степень доминирования той или иной стратегии деятельностного поведения и степень их качественных различий.

Существенное место в ходе анализа выявленных результатов должно занимать системное сопоставление взаимосвязей между всеми шкалами. Наличие положительных и отрицательных корреляций каждой из шкал с другими позволит определить главные моменты в совершенствовании своей профессиональной деятельности.

Кроме того, не менее важно проанализировать ответы с позиции половозрастных и мотивационных различий, заложенных в листе ответов.

 

 

Литература

 

1. Диагностика успешности учителя. Сб. метод. материалов для руководителей школ. — М., 2001.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

3. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление. — М., 1992.

4. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. — СПб., 1995.

5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. — СПб., 2001.

6. Свенцицкий А. Психология управления организацией. — СПб., 1999.

7. Социально-психологические факторы эффективности деятельности бригад: Сб. научных трудов / Под ред. А.Л. Журавлева. — М., 1987.

8. Фетискин Н.П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. — Кострома, 1995.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.051 с.)