Стимульный материал с дифференциацией качеств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимульный материал с дифференциацией качеств



 

Трудолюбие Д   Дружелюбие М
Принципиальность М   Сдержанность Э
Веселость Э   Справедливость М
Аккуратность Д   Общительность Э
Честность М   Активность Д
Исполнительность Д   Искренность Э
Порядочность М   Настойчивость Д
Организованность Д   Обаяние Э
Отзывчивость Э   Правдивость М
Приветливость Э   Деловитость Д
      Скромность М

 

Условные обозначения:

Д — деловые качества;

М — моральные качества;

Э — эмоциональные качества.

 

Общие методические рекомендации экспериментатору при диагностике групповой сплоченности, ЦОЕ,

психологического климата:

1. Список качеств личности испытуемые пишут под диктовку экспериментатора или работают по плакату, вывешенному на доске.

2. В опросный лист испытуемые записывают: а) 5 качеств, выбранных по первой инструкции; б) 5 качеств, выбранных по второй инструкции; в) ответы на вопросы а), б), в).

3. Если имеется возможность, можно опросные листы отпечатать, включая в них список качеств, первую инструкцию, пробел для записи выборов по первой инструкции, вторую инструкцию, пробел для записи выборов по второй инструкции, список из трех вопросов, третью инструкцию, оценки а, б, в.

4. Обработка результатов производится после выполнения испытуемым всех трех инструкций.

5. До эксперимента и в ходе него никакие разъяснения о задачах и содержании исследования испытуемым не сообщаются.

6. Методика может быть использована и для исследования производственных коллективов. В этом случае необходимо изменить формулировки вопросов в разделе «Психологический климат в коллективе», заменив слово «учеба» на «работа».

На основе полученных результатов намечаются меры по психологической коррекции того или иного коллектива.

 

Обработка и интерпретация результатов

а) Подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5.

б) Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качеств (Д, М, Э).

В нашем случае:

Д = х 100% = 50%

 

М = х 100% = 33%

 

Э = х 100% = 17%

 

1. 3 балла — групповая сплоченность высокая и если Д ≥ 55% или Д+М ≥ 60%.

2. 2 балла — групповая сплоченность средняя и если М < 55%.

3. В остальных случаях групповая сплоченность низкая, т. е. 35% < М < 55%

 

В нашем случае Д+М = 50+33 = 83% — сплоченность высокая, оценка 3 балла.

 

 

4.1.7. Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)

(В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)

Назначение. Методика нацелена на выявление ЦОЕ на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка.

Инструкция. Выберите из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.

Пусть, например, испытуемый выбрал следующие качества: трудолюбие, организованность, принципиальность, активность, честность и записал в опросном листе (стимульный материал тот же).

 

Обработка и интерпретация результатов

а) Вычислите число выборов (Н), сделанных испытуемым.

б) Подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество.

в) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (Н).

г) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (М).

д) Вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле.

 

Н-М

С = х 100%

 

В нашем случае:

С = х 100% = 70%

 

Критерии оценки:

Если:

а) С ≥ 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.

б) 30% < С< 50%, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла.

в) в остальных случаях — ЦОЕ низкое, оценка 1 балл.

В нашем случае ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.

 

 

Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах

(А.С. Чернышов, С.В. Сарычев)

Инструкция. В каждом блоке обведите кружочком одно из 7 проявлений взаимодействия, характерной для исследуемой группы.

Бланк экспертных оценок

I. Иерархия и вариативность взаимодействия

7. Высокий уровень иерархии и вариативности взаимодействия проявляется в учете всеми членами группы возможных последствий от изменений взаимодействия, в соотнесении последствий таких изменений с вероятностью достижения лучшего результата

6. Группа способна варьировать взаимодействие в широких пределах, большинство членов группы ориентировано на поиск оптимального способа взаимодействия

5. Группа способна преднамеренно изменять взаимодействие, корректировать его в процессе совместной деятельности. В осуществлении изменений участвует большинство членов группы

4. В группе выражено стремление к изменению взаимодействия в соответствии с условиями совместной деятельности. Но в большинстве ситуаций члены группы ограничиваются лишь намерениями изменить взаимодействие

3. К осуществлению изменений во взаимодействии оказываются способными небольшое число членов группы, остальные же склонны к сохранению привычного способа взаимодействия, сложившегося стихийно

2. Изменение взаимодействия в соответствии с ситуацией представляет для членов группы значительную трудность, требует чрезвычайных усилий и больших затрат времени

1. Изменение взаимодействия для группы практически невозможно, взаимодействие неадекватно ситуации совместной деятельности, не упорядочено.

II. Самостоятельность и инициативность во взаимодействии

7. Все члены группы готовы сами проявить инициативу и принять инициативное поведение, направленное на внесение изменений во взаимодействие всех других членов группы

6. Инициативность во взаимодействии характеризует большинство членов группы, группа готова к проявлению и принятию инициативы.

5. Самостоятельность и инициативность во взаимодействии характерны для небольшого числа членов группы, группа ориентирована на принятие инициативного поведения этого узкого круга лиц.

4. Инициативы во взаимодействии исходят от одного из членов группы.

3. Члены группы осознают необходимость проявления инициативы и самостоятельности в плане.внесения изменений во взаимодействие, но активности в этом отношении не проявляют. Используют в основном привычные способы взаимодействия.

2. Инициативы, направленные на изменение взаимодействия, привносятся в группу извне. Члены группы несамостоятельны во взаимодействии.

1. Взаимодействие членов групп побуждается только внешними по отношению к группе обстоятельствами. Члены группы не готовы принять инициативу извне.

III. Включенность во взаимодействие

7. Полная включенность всех членов группы во взаимодействие, подразумевающая осознание собственной позиции во взаимодействии, осознание позиций других членов группы, соотнесение с этим поведения и действий.

6. Полная включенность во взаимодействие большинства членов группы, остальные члены группы включены не полностью.

5. Большинство членов группы включены во взаимодействие не полностью, полная включенность небольшого числа членов группы (меньшинства).

4. Неполная включенность во взаимодействие всех членов группы, они обращены на себя и свое место во взаимодействии. Разобщенность во взаимодействии.

3. Большинство членов группы включены во взаимодействие не полностью, часть членов группы — «невключенные».

2. Невключенность во взаимодействие большинства членов группы и неполная включенность остальных членов группы ведут к проявлению соперничества во взаимодействии.

1. Члены групп не включены во взаимодействие, каждый из них стремится занять ведущую позицию во взаимодействии. Соперничество ведет к распаду взаимодействия по типу конфликта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.012 с.)