Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру — 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2»
За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.
Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
5 — черта ярко выражена, проявляется зримо и постоянно.
4— черта проявляется довольно часто.
3 — эпизодически проявляется черта, иногда в заметной или слабой форме.
2 — качество проявляется очень редко и малозаметно.
1 — качество полностью отсутствует.
В колонке «б» отмечаются изменения качеств в последнее время. В случаях усиления оно обозначается знаком (+), ослабления (-) и неизменяемости (=).
В графе «в» отмечаются возможные изменения оцениваемых качеств в ближайший временной период. Позитивно усиливающиеся изменения обозначаются знаком (+), знаком (-)— угасающие, ослабевающие изменения и знаком (=) — отсутствие каких-либо изменений в обозримом периоде.
| №
| 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ
(способность наиболее полно и глубоко отражать психологию других людей)
|
|
|
|
|
|
|
| б
| в
|
| 1.
| Способность быстро увидеть психологические особенности и состояния другого человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Способность переживать то, что переживают, чувствуют другие люди (эмоциональная синхронность).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Способность выделять психологические особенности людей по произведениям искусства и литературы (в кинофильмах, книгах, картинах).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Способность давать меткие характеристики людям.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Повышенный интерес и внимание к другим людям как к товарищам по совместной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Видит ли важные (существенные) психологические особенности других людей.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Склонность и способность анализировать поведение и поступки других людей.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Глубокая вера в силы, возможности и способности коллектива.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Способен ли мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (∑)
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Средний балл (М); М = ∑/n
(n — количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| 2. ПРАКТИЧЕСКИ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УМ
(ум «практика-психолога», владение практической психологией)
|
| 1.
| Способность распределять обязанности, поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Способность учитывать психологические состояния людей в конкретных жизненных ситуациях.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Способность заинтересовывать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей при их группировке для выполнения общей задачи.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Способность обучаться организаторским знаниям, навыкам и умениям:
а) быстро
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б) прочно
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Способность быстро и легко усваивать опыт лучших организаторов (сверстников и старших) и обучаться организаторской деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Способность мысленно «прикидывать», «взвешивать», находить соответствие между возникающими задачами практики и количеством возможных исполнителей.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Тенденции ставить на первое место в решении практических задач наличие людских возможностей (а не материальных и других).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (∑)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = ∑/n
(n — количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТАКТ (способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними)
|
| 1.
| Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, бурной радости, гнева.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Способность находить верный тон, если возбужденное состояние возникло у другого человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах (отсутствие «речевого шаблона»).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Способность находить индивидуальный подход к людям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| То же, но в зависимости от временных состояний.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| То же, но в зависимости от обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость по отношению к людям.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Естественность в обращении с людьми, способность всегда оставаться самим собой (без наигранности, нарочитости поведения).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Выраженное чувство справедливости в подходе к другим людям.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (∑)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = ∑/n
(n — количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. СОЦИАЛЬНАЯ ВОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ (способность «заражать» и «заряжать» энергией других людей, способность воздействовать на них)
|
| 1.
| Способность речью воздействовать на других, побуждать их к действию.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Способность к волевому воздействию на других.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Способность «заражать» и «заряжать» других своей энергией.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Способность «заражать» других своим отношением к людям, событиям.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Способность воздействовать на других убедительностью доводов.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Способность «заражать» и «заряжать» других своими эмоциями, чувствами.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Способность воздействовать на других личностной деятельностью (действием, включением в работу).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Способность создавать в группе уверенность в успехе дела.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Способность правильно выбирать момент решающего воздействия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (∑)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = ∑/n
(n — количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ (следует заметить, что это качество личности не всегда в равной мере сочетается с требовательностью к себе)
|
| 1.
| Способность быстро принимать решения о предъявлении требования.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Постоянство в предъявлении требований.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Самостоятельность в требованиях.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Гибкость в требованиях.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Настойчивость в требовательности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Способность выражать требования в разной форме (от приказа до шутки).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Способность находить наилучшую форму требования в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (∑)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = ∑/n
(n — количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. КРИТИЧНОСТЬ (способность анализировать отклонения от принятых организатором норм в деятельности и поведении других людей. Это качество не всегда сочетается с самокритичностью)
|
| 1.
| Способность увидеть и выделить у людей существенные, но мало заметные для других положительные или отрицательные стороны.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Самостоятельность в оценках недостатков и положительных особенностей.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Прямота и смелость, критичность без придирчивости.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Логичность и аргументированность критических замечаний.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Глубина и существенность критических замечаний.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7..
| Постоянство критичности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Доброжелательность критичности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (∑)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = ∑/n
(n — количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. СКЛОННОСТЬ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в отличие от стремления командовать, стать над другими, главенствовать)
|
| 1.
| Потребность в организаторской деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Самостоятельность в оценке недостатков и положительных особенностей.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного за других.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Неутомимость в организаторской работе.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Чувство удовлетворенности (положительное самочувствие) в процессе организаторской работы.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Легкость и свобода в выполнении организаторской деятельности (чувствует себя в организаторской деятельности как рыба в воде).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Пониженное настроение при отсутствии организаторской деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (∑)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = ∑/n
(n — количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЯХ ЛИЧНОСТИ
|
| 1.
| Проявляет организаторские способности во многих видах деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Проявляет организаторские способности в каком-то одном сравнительно узком виде деятельности (например, не в художественной самодеятельности, а только в танцах).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Способность хорошо организовывать и сверстников, и младших.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Способен хорошо организовать преимущественно сверстников.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Способен хорошо организовать преимущественно младших.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от пола организуемых:
а) одинаково хорошо организует и мальчиков, и девочек;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б) преимущественно мальчиков;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в) преимущественно девочек.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от того, руководит ли характеризуемый другими организаторами или непосредственно исполнителями:
а) одинаково хорошо руководит и организаторами, и исполнителями;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б) организаторами лучше, чем исполнителями (сверстниками, одноклассниками и др.);
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в) исполнителями лучше, чем другими организаторами.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Ведущие, преобладающие формы воздействия на организуемых (если различные формы сочетаются, то характеризуйте каждую);
а) словесно-логическая форма воздействия (склонен воздействовать логикой доказательств);
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б) практически-активная форма воздействия (склонен воздействовать показом, действием);
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в) эмоциональная форма воздействия («заражает» других своими чувствами, эмоциями).
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Проявляет себя в организаторской деятельности:
а) настойчиво, напористо, энергично, активно;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б) склонен организовать других порывами;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в) в организаторской деятельности быстр, переключаем, (действует «и скоро, и споро»);
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г) организаторскую деятельность не снижают, не задерживают сильные жизненные воздействия, резкое неодобрение, неудачи;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| д) в организаторской деятельности проявляет себя как чувствительный, но ломкий прибор.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (∑)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = ∑/n
(n — количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |