Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование восприятия потребителем опыта потребленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тот, кто заинтересован в оказании влияния на поведение потребителей, будет счастлив узнать о том, что восприятие потребителем опыта потребления может зависеть не только от самого опыта потребления. Например, на ваше мнение о вкусе кофе, скажем, о том, горький он или нет, может оказать влияние не только реальная степень горечи этого кофе. А что же еще? Формирование ваших ожида-ний до того, как вы его попробуете. Допустим, некоторым из вас дали повод ожи-дать, что кофе, который вы сейчас выпьете, будет горьким, а остальным на это не намекнули. Затем вы все пьете один и тот же кофе. Исследование, отражавшее именно эту ситуацию, показало, что те, кто ожидал, что кофе будет горьким, со-чли его более горьким, нежели те, кто этого не ожидал.43
Другим подтверждением этого явления служит классическое маркетинговое исследование, доказывающее, что названия брендов формируют ожидания, кото-
рые влияют на то, как эти бренды (в данном примере — пиво) оцениваются после потребления. Когда пиво было без этикеток (т. е. потребители пробовали его, не зная названий брендов), то потребители не заметили разницы между разными мар-ками; они оценили их все как примерно одинаковые. Но этого не произошло, когда потребители пробовали пиво, зная названия брендов (т. е. пиво было с этикетками). Оценки некоторых брендов значительно возросли. То есть ожидания, создаваемые брендами, были настолько сильны, что изменили для потребителей интерпретацию ощущений их вкусовых рецепторов.44 Подобными открытиями подчеркиваются до-полнительные выгоды компаний от наличия в своем арсенале сильных брендов.
Ожидания не всегда могут предопределять оценки по результатам потребле-ния. Это зависит от степени определенности опыта потребления. Исследование оценки товара, качество которого могло быть оценено однозначно (в данном слу-чае — способность бумажного полотенца впитывать воду), показало, что ожидае-мое качество товара, сформированное рекламой, не возымело никакого воздей-ствия. Но когда качество товара было сложно оценить (качество рубашки-поло), ожидания, сформированные рекламой, повлияли на результат.45'
Восприятие потребителями опыта потребления может также зависеть от их на-строения и времени потребления.46 Но мы отложим обсуждение этого вопроса до гл. 10, из которой вы узнаете о том, как настроения и чувства могут сформировать установки потребителей.
Нормы и ритуалы потребления
Нормыпотребления —это неформальныеправила,определяющиенашеповедениев процессе потребления. Бизнесменам «полагаются» костюм и галстук. В Валенти-нов День люди обмениваются подарками, символическими выражениями любви. Маленький букетик на корсаже — основная примета платья для выпускного бала.
Потребление часто имеет форму ритуала/процедуры. Ритуалы/процедуры по-требления определяютсякак «некиеэкспрессивныесимволическиедействия,дляко-торыххарактернапериодичностьинеизменнаяпоследовательность. Ритуальноеповедение четко определено и осуществляется при соблюдении формальностей, со всей серьезностью и внутренней силой».47 Проиллюстрируем ритуал потребления на примере национального американского праздника — Дня благодарения.48
Празднование Дня благодарения уходит корнями в 1621 г., когда первые коло-нисты пригласили индейцев на праздник урожая. С тех пор этот день стал одним из самых широко отмечаемых праздников Америки. Члены семьи и их близкие друзья собираются на праздничный обед. Традиционно на стол подают индейку, картофельное пюре, клюкву, пирог с тыквой. Большинство людей в этот день про-славляют сплоченность семьи, но вместе с тем День благодарения является сим-волическим выражением изобилия и благополучия. Стол ломится от разнообраз-ных блюд, тарелки наполняют «с горкой», и хозяйка будет довольна только тогда, когда хотя бы один гость заявит, что он объелся!
Праздничные ритуалы — только одна из многих форм ритуалов потребления. Большинство из нас, приводя себя в порядок по утрам, выполняет определенные ритуалы.49 К ритуальному можно отнести и такое поведение, как преподнесение подарков.50 264Часть 2. Принятие решений потребителями Вынужденное потребление
Модели потребления могут принимать формы и направления абсолютно непродук-тивные, даже разрушительные. Термин вынужденное потребление определяется как
реакциянанеконтролируемоестремлениеилижеланиеиметь,использоватьилиощу-титьчувство,предметилисовершитьдействие,приводящаяксистематическому участиюиндивидавдеятельности,котораявконечномитогенанесетвредемуили окружающим.^ Термин вынужденноепотребление вдействительностиобъединяетмногие формы поведения потребителей: вынужденная покупка, вынужденный шо-пинг, вынужденное истребление, вынужденные траты, вынужденное использование и вынужденное обладание.52 Все эти формы вынужденного потребления определе-ны в табл. 6.2.
ИСТОЧНИК: Derek N. Hassy and Malcolm C. Smith, «Compulsive Buying: An Examination of the Consu-mption Motive», Psychology & Marketing 13 (декабрь 1996), 741-752; Rajan Nataraajan and Brent G. Goff, «Manifestations of Compulsiveness in the Consumer-Marketplace Domain», Psychology & Marketing 9 (январь 1992), 31-44.
Вынужденное потребление может иметь место в силу одной из различных причин. Оно может проявляться как способ повышения самооценки.53 Его могут подстег-нуть депрессия или неприятные ощущения.54 Оно может быть результатом страха, например, люди могут запасаться вещами (разновидность вынужденного обладания) из страха, что однажды они им могут потребоваться.55 С вынужденным потреблени-ем может быть связана даже структура семьи — подобное поведение в большей степе-ни присуще тем, кто воспитывается в семье с одним родителем.56
Вынужденное потребление распространяется не только на совершение покупок и потребление, но также на такие формы активности, как упражнения и азартные игры.57 По данным исследователей из National Gambling Impact Study Commission,
болезненную тягу к азартным играм испытывают более 5 млн американцев. При-чем не только взрослых. Завзятыми «вынужденными» игроками являются более 1 млн американских подростков в возрасте 12-17 лет. Проблема азартных игр толь-ко в экономическом выражении обходится стране в миллиарды долларов.58 Вы-нужденное потребление также связано с такими проблемами, как алкоголизм, не-умеренное питание, клептомания и употребление наркотиков.59
С появлением Интернета родился новый тип вынужденного потребления: за-висимость от Сети. Веб-зависимые люди проводят в Интернете в среднем 40 часов
в неделю. Примерно половина из них — это домохозяйки и безработные студенты колледжей. Большинство времени они посвящают общению в чатах, как правило, подписываясь разными именами (и «примеряя» на себя разные личности). Не-редко в американские газеты приходят письма от читателей, которые просят по-советовать, как избавиться от интернет-зависимости. Известен случай, когда мо-лодая женщина была арестована по обвинению в опасном пренебрежении своими детьми — после того, как полиция обнаружила ее грудных детей, голодных и пе-репачканных собственными фекалиями, а их мама сидела в соседней комнате, не
в силах оторваться от компьютера, 60
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.248 (0.012 с.) |