Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Зарождение и развитие классической политической экономииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №3 1. Предшественники классической школы (Д.Юм, Д.Норс, Р.Кантильон, У.Петти, П.Буагильбер). 2. Физиократия – первая целостная теоретическая концепция классической школы. Ф. Кенэ. 3. Общая характеристика работы А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение о «экономическом человеке» и «невидимой руке». Учение о классах, разделении труда, обмене, деньгах, доходах, капитале и его структуре, воспроизводстве, прибыли, ренте. Двойственная позиция в теории стоимости. Трактовка производительного и непроизводительного труда. 4. Д.Рикардо - трактовка стоимости, капитала, происхождения доходов, природы денег и денежного обращения, проблем реализации общественного продукта. Теория земельной ренты. 5. Т.Мальтус и его теория народонаселения. Сущность теории издержек, «железного закона заработной платы» и концепции «третьих лиц». 6. Ж-Б Сэй и его «Трактат политической экономии». Теория трех факторов производства. Происхождение стоимости и доходов различных классов общества. «Закон рынков» Ж-Б Сэя. 7. «Основы политической экономии» Дж. Милля. Теория стоимости, «рабочего фонда» и «нейтральности» денег. Программа социальных реформ. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. 2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 3, 4, 5, 6. 3. Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 3, 4, 5. ИСТОЧНИКИ 1. Петти У. Трактат о налогах и сборах. // Антология экономической классики. М., 1993. Т.1. 2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.//Антология экономической классики. М.,1993. Т.1. 3. Милль Дж. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии: В2х т. М.,1980. 4. Рикардо Д. начала политической экономии и налогового обложения.// Антология экономической классики. М.,1993. Т.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии? 2. В чем преимущества и недостатки предмета изучения и методологии экономического анализа классической политической экономии по сравнению с меркантилизмом? 3. Каковы источники роста богатства в соответствии с взглядами А. Смита, Д. Рикардо? 4. С именем Д. Рикардо связывают создание теории ренты. Как обосновывает он процесс образования ренты? 5. Сравните принцип относительных издержек Д. Рикардо с принципом абсолютных издержек А. Смита (во внешней торговле). 6. Дж. С. Милль предполагал написать обновленный вариант «Богатства народов». В какой мере удалось ему осуществить замысел? 7. Прокомментируйте проблему, выдвинутую Т. Мальтусом в его известном труде. Как трактуется она в современных условиях? 8. Каковы основные положения факторной теории стоимости Ж.-Б. Сэй? 9. В чем смысл и значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ? ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ 1.Заполните таблицу 1.11. 2.Резюме. Дать характеристику этапов развития классической школы политэкономии. 3.Составить глоссарий по теме №3 (экономический либерализм, теория трудовой стоимости, теория земельной ренты, теория капитала, теория издержек, теория международной торговли А. Смита и Д. Рикардо, физиократия, переменный, постоянный капитал (Ф. Кэне), воспроизводство, стадии воспроизводства). 4.Составить тесты по дидактическим единицам («железный закон заработной платы»; закон рынков Сэя; закон народонаселения Мальтуса, закон производительности труда (А.Смита), принцип невидимой руки (Д. Рикардо), принцип сравнительных издержек (Д. Рикардо), принцип абсолютных издержек (А. Смит). ТЕСТЫ (выберите варианты ответа) 24. Первыми из авторов классической политической экономии обратились к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма: а) А.Смит; б) Д. Рикардо; в) Дж.С.Милль; г) К.Маркс; д) Т.Мальтус. 25. В классической политической экономии приоритетным методом экономического анализа является: а) эмпирический метод; б) каузальный метод; в) функциональный метод; г) математический. 26. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего составляет стоимость: а) физиологического минимума; б) прожиточного минимума; в) максимально возможного уровня; г) среднего уровня. 27. В соответствии с классической политической экономией деньги – это: а) искусственное изобретение людей; б) важнейший фактор экономического роста; г) богатство. 28. Категорию «деньги» У. Петти рассматривает с позиции: а) номиналистической теории денег; б) металлической теории денег; 29. У. Петти и П. Буагильбер — родоначальники теории стоимости, определяемой: а) затратами труда (трудовая теория); б) производственными издержками (теория издержек); в) предельной полезностью; г) ценность товара. 30. Согласно А. Тюрго единственным источником всякого богатства считается труд: а) торговца; в) ремесленника; г) ростовщика; д) купца. 31. Согласно А.Смиту, гораздо большую стоимость к действительному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый: а) в торговлю; б) в земледелие; в) в промышленность. 32. Согласно методологической позиции А.Смита частный интерес: а) не отделим от общего интереса; б) стоит выше общественного; в) вторичен по отношению к общественному; г) первичен по отношению к коллективному. 33. «Невидимая рука» А.Смита — это: а) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества; б) действие в условиях свободы конкуренции предпринимателей, не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов; в) механизм хозяйствования в рыночной экономике. 34. Согласно А.Смиту в структуре торговли должна доминировать: а) внутренняя торговля; б) внешняя торговля; в) транзитная торговля; г) международная торговля. 35. Согласно А.Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена: а) затратами труда; б) затратами труда и капитала; в) суммой доходов. 36. Согласно А.Смит труд можно считать производительным, если он приложен: а) в сельскохозяйственном производстве; б) в любой отрасли материального производства; в) в отраслях материального и нематериального производства. 37. В структуре капитала А.Смит выделяет следующие части: а) первоначальные и ежегодные авансы; б) основной и оборотный капитал; в) постоянный и переменный капитал.
Подберите каждому термину его правильное определение 1. Соотнесите правильно имя автора и название работы (высказывание): Адам Смит «Книга о скудости и богатстве». У.Петти «Исследование о природе и причинах богатства народов». И.Посошков «Труд есть отец богатства, земля - его мать».
2.Соотнесите правильно: Ф.Кенэ представитель классической школы; А.Монкретьен глава школы физиократов; Д.Рикардо представитель меркантилизма Т. Мальтус «невидимая рука» А. Смит «Труд - отец богатства, земля - его мать». Ф. Кенэ чистый продукт Вопросы с ответами «да/нет» (ответьте утвердительно или отрицательно) 21. В классической политической экономии приоритетным методом экономического анализа является функциональный метод. Да Нет 22. У. Петти - родоначальник теории стоимости, определяемой предельной полезностью. Да Нет 23. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте», последний создается в сельскохозяйственном производстве. Да Нет 24. Категорию «рента» Д. Рикардо трактует как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в сфере его деятельности. Да Нет 25. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса, главными причинами бедности являются несовершенство социального законодательства и чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса. Да Нет 26. Абсолютная рента – доход, полученный с худшей земли Да Нет 27. Высокая или низкая заработная плата и прибыль на капитал являются причиной высокой или низкой цены продукта. Да Нет 28. Согласно Дж. С. Миллю способ распределения богатства в каждом данной обществе зависит от принятых в нем законов и обычаев Да Нет 29. Ж.-Б. Сэй предпринял попытку трансформировать трудовую теорию стоимости, выдвинув на первый план принцип полезности благ Да Нет ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ 1.Заполните таблицу 1.10. 2.Составить резюме, дать характеристику классической школе политэкономии, выделить экономические законы, теории представленные в работах классиков политической экономии. 3.Составить глоссарий по теме.3. Теперь вы должны: 1. Дать характеристику классической школы политэкономии 2.Назвать предпосылки формирования экономических взглядов классической школы политэкономии 3. Раскрыть роль Адама Смита в формировании классической школы политэкономии 4. Знать предмет и методологию исследования классической школы, первую аналитическую концепцию кругооборота хозяйственной жизни Ф. Кенэ, теории воспроизводства, трудовой стоимости, земельной ренты, капитала, международной торговли, денег, доходов, издержек. 5. Уметь определить роль представителей классической школы в теоретизации экономической науки, показать эволюцию развития экономических теорий, обосновать проблемы, которые носили дискуссионный характер. 6. Освоить следующие дидактические единицы (понятия, термины): экономический либерализм; свободная конкуренция; факторы производства; труд; теория трудовой стоимости; прибыль; теория капитала; земельная рента; издержки производства; капитал; «экономический человек»; «невидимая рента»; законы разделения труда и роста его производительности Смита, потребительная стоимость; меновая стоимость; распределение расходов; классы общества; «железный закон заработной платы»; закон рынков Сэя; трехфакторная модель производства Сэя; закон народонаселения Мальтуса; количественная теория денег; стоимость; цена; основной и оборотный капитал; доход и его источники, теория абсолютных издержек Смита, теория сравнительных издержек Рикардо, стадии воспроизводства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.47 (0.01 с.) |