ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ



ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

1. Предмет и методы исследования в экономической науке. Основные этапы развития экономической теории.

2. Формирование экономической мысли в Древнем Мире (Древняя Греция, Древний Рим, Древний Восток).

3. Экономические учения средневековья. Экономическая мысль канонического права. Августин Блаженный и Фома Аквинский. Эразм Ротердамский и Мартин Лютер.

4. Экономические идеи феодальной России. «Русская правда». «Домострой». «Правительница Еразма»

5. Социально-экономические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. глава 1-4

2. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М. : ИНФРА-М, 2009. – глава1.

3. Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М. : Юристъ, 2000. – глава 1, 2.

ИСТОЧНИКИ

1. Аристотель. Соч. В 4-х т. М: Мысль, 1975-1983.

2. Груневегена П. «Политическая экономия и экономическая наука», С.680-687 / Экономическая теория под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена.- М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Платон. Соч. В 3-х т. М.: Мысль, 1968-1972.

4. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В з-х т. Том 3. Экономическая школа Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург 2001г.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем причина регламентации хозяйственной жизни на Древнем Востоке?

2. В чем особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность концепции Аристотеля « экономика и хрематистика».

3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке и в Западной Европе? Изложите суть концепций «социальная физика» Ибн-Хальдуна и «справедливая цена» Ф.Аквинского.

4. Какие права и нормы хозяйственных отношений установлены в Русской Правде?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

1. Заполните таблицы 1.1-1.8. При оформлении табл. 1.1. Эволюция предмета экономической науки использовать статью П. Груневегена «Политическая экономия и экономическая наука» / Экономическая теория под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена.- М.: ИНФРА-М, 2004. С.680-687.

2. Составить резюме, дать краткую характеристику эпохе дорыночной экономики.

3. Составить глоссарий по теме №1: экономика, хрематистика, методы, методология, парадигма, экономическая школа, экономическое направление, гипотеза, концепция, теория, синтез, анализ, позитивный и нормативный методы анализа.

4.Составить тесты по дидактическим единицам (функции денег, «социальная цена», богатство, деньги, стоимость, свойства товара).

ТЕСТЫ

(выберите варианты ответа)

1. В качестве предмета изучения домоводство рассматривали:

а) Д. Кенэ;

б) Ксенофонт;

в) А.Смит;

г) Ф.Хагчесон.

2. Аристотель относит к сфере хрематистики:

а) земледелие;

б) ремесло;

в) пчеловодство;

г) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

д) мелкую торговлю.

3. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это:

а) совершенно бесполезный товар;
б) результат соглашения между людьми;
в) единственное проявление богатства человека и государства;
г) техническое средство, облегчающее обмен;
д) финансовый актив.

4. Предметом изучения классической политической экономии является:

а) сфера потребления;

б) сфера обращения;

в) сфера производства;

г) сфера обращения и сфера производства одновременно.

5. Основные методологические принципы науки:

а) органицизм;

б) эволюцианизм;

в) релятивизм;

г) протекционизм.

6. Автором концепции экономики и хрестоматии является:

а) Ибн - Хальдун;

б) Фома Аквинский;

в) Аристотель;

г) Ксенофонт.

Справедливая цена-это

а) цена обоснованная издержками;

б) договорная цена;

в) разная, для различных сословий;

г) цена обусловлена субъективной оценкой полезности.

8. Ксенофонт рассматривал в качестве основных проблем:

а) обоснованность деления общества на классы;

б) функция денег;

в) разделение труда;

г) зависимость между ценой и спросом;

д) богатство.

9. Синтез – это метод познания, с помощью которого:

а) анализируется экономические процессы;

б) формируется экономический закон;

в) обеспечивается воссоздание единой (целостной) картины.

10. Релятивизм - методологический принцип, допускающий:

а) утверждение иррациональности человека и истории;

б) только целостный (системный) подход к изучению объектов;

в) абсолютизацию положений об изменчивости действительности и условности наших знаний.

Выберите варианты согласно тексту задания

1. Соотнесите определения:

1) функциональный анализ   -основывается на многоступенчатом процессе мысленного расчленения изучаемого явления;
2) метод индукции   -основан на умозаключениях от частного к общему;
3) анализ   -предполагает целенаправленное искусственное воспроизведение экономического явления;
4) экономический эксперимент   -обосновывает взаимозависимость экономических и неэкономических факторов, выявляет взаимосвязи в экономике.

2. Расположите последовательно по мере формирования школы:

а) физиократизм; 1.
б) маржинализм; 2.
в) институциональная экономическая теория; 3.
г) меркантилизм; 4.
д) кейнсианство; 5.
е) классическая экономическая теория. 6.

Вопросы с ответами да/нет

Ответьте утвердительно или отрицательно.

1. Многие концепции явились основой государственных экономических программ.

Да Нет

2. Экономическая наука постепенно сближается с естественно-научными дисциплинами, так как в ней все шире применяются точные математические методы.

Да Нет

3. Современную экономическую теорию можно определить как науку о распределении ограниченных ресурсов.

Да Нет

4. Нормативная экономика ориентирована на анализ вопроса «что должно быть?», а не на констатацию «что есть».

Да Нет

5. Без знания высшей математики теоретическую экономику изучать невозможно.

Да Нет

6. Если экономисты одинаково трактуют основные принципы экономики, то они обязательно единодушны в своих политических оценках.

Да Нет

7. Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства.

Да Нет

8. Деление видов человеческой деятельности на естественную - экономию и неестественную - хрематистику принадлежит Платону.

Да Нет

9. Можно ли согласиться с авторами экономических идей и концепций древнего мира и средневековья, что деньги возникли не стихийно, а в результате соглашения людей между собой.

Да Нет

10. Методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были авторитарность доказательств посредством ссылок на тексты священного писания и морально-этическая характеристика экономических категорий.

Да Нет

Теперь вы должны:

1. Дать определение предмету и методологии экономической науки, определить предмет и объект исследования

2. Знать основные методы и принципы, применяемые в экономической науке.

3. Назвать причины, предпосылки формирования экономических воззрений в Древнем мире и эпоху Средневековья.

4. Знать основные экономические проблемы: эквивалентность обмена, источник богатства, роль морально-этических норм при раскрытии сущности экономических категорий, торгово-ростовщические отношения, роль денег в экономике, определение цены, причины социальной дифференциации общества.

5. Освоить дидактические единицы (понятия, термины): экономика; хрематистика; политическая экономия, экономикс, новая экономическая теория, позитивная и нормативная экономика.

Методология, методы - каузальный, функциональный, математический и субъективно-психологический; основные методологические принципы: иррационализм, релятивизм, эволюционизм, органицизм, полифункционализм. Хозяйственная деятельность; торгово-ростовщические операции; натуральное хозяйство; богатство, эквивалентность обмена; пропорциональность обмена; потребительная стоимость; меновая стоимость; деньги, функции денег; «естественный» характер устройств государства; «социальная физика»; «справедливая цена»; ростовщический капитал; процент; товар; торговля, морально-этический принцип, авторитарность, произвольный и непроизвольный обмен.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.008 с.)