Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение в историю экономических учений. Особенности экономических воззрений в докапиталистических обществахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1 1. Предмет и методы исследования в экономической науке. Основные этапы развития экономической теории. 2. Формирование экономической мысли в Древнем Мире (Древняя Греция, Древний Рим, Древний Восток). 3. Экономические учения средневековья. Экономическая мысль канонического права. Августин Блаженный и Фома Аквинский. Эразм Ротердамский и Мартин Лютер. 4. Экономические идеи феодальной России. «Русская правда». «Домострой». «Правительница Еразма» 5. Социально-экономические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. глава 1-4 2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава1. 3. Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 1, 2. ИСТОЧНИКИ 1. Аристотель. Соч. В 4-х т. М: Мысль, 1975-1983. 2. Груневегена П. «Политическая экономия и экономическая наука», С.680-687 / Экономическая теория под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена.- М.: ИНФРА-М, 2004. 3. Платон. Соч. В 3-х т. М.: Мысль, 1968-1972. 4. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В з-х т. Том 3. Экономическая школа Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург 2001г. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем причина регламентации хозяйственной жизни на Древнем Востоке? 2. В чем особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность концепции Аристотеля «экономика и хрематистика». 3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке и в Западной Европе? Изложите суть концепций «социальная физика» Ибн-Хальдуна и «справедливая цена» Ф.Аквинского. 4. Какие права и нормы хозяйственных отношений установлены в Русской Правде? ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ 1. Заполните таблицы 1.1-1.8. При оформлении табл. 1.1. Эволюция предмета экономической науки использовать статью П. Груневегена «Политическая экономия и экономическая наука» / Экономическая теория под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена.- М.: ИНФРА-М, 2004. С.680-687. 2. Составить резюме, дать краткую характеристику эпохе дорыночной экономики. 3. Составить глоссарий по теме №1: экономика, хрематистика, методы, методология, парадигма, экономическая школа, экономическое направление, гипотеза, концепция, теория, синтез, анализ, позитивный и нормативный методы анализа. 4.Составить тесты по дидактическим единицам (функции денег, «социальная цена», богатство, деньги, стоимость, свойства товара). ТЕСТЫ (выберите варианты ответа) 1. В качестве предмета изучения домоводство рассматривали: а) Д. Кенэ; б) Ксенофонт; в) А.Смит; г) Ф.Хагчесон. 2. Аристотель относит к сфере хрематистики: а) земледелие; б) ремесло; в) пчеловодство; г) ростовщичество и торгово-посреднические операции; д) мелкую торговлю. 3. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это: а) совершенно бесполезный товар; 4. Предметом изучения классической политической экономии является: а) сфера потребления; б) сфера обращения; в) сфера производства; г) сфера обращения и сфера производства одновременно. 5. Основные методологические принципы науки: а) органицизм; б) эволюцианизм; в) релятивизм; г) протекционизм. 6. Автором концепции экономики и хрестоматии является: а) Ибн - Хальдун; б) Фома Аквинский; в) Аристотель; г) Ксенофонт. Справедливая цена-это а) цена обоснованная издержками; б) договорная цена; в) разная, для различных сословий; г) цена обусловлена субъективной оценкой полезности. 8. Ксенофонт рассматривал в качестве основных проблем: а) обоснованность деления общества на классы; б) функция денег; в) разделение труда; г) зависимость между ценой и спросом; д) богатство. 9. Синтез – это метод познания, с помощью которого: а) анализируется экономические процессы; б) формируется экономический закон; в) обеспечивается воссоздание единой (целостной) картины. 10. Релятивизм - методологический принцип, допускающий: а) утверждение иррациональности человека и истории; б) только целостный (системный) подход к изучению объектов; в) абсолютизацию положений об изменчивости действительности и условности наших знаний. Выберите варианты согласно тексту задания 1. Соотнесите определения:
2. Расположите последовательно по мере формирования школы:
Вопросы с ответами да/нет Ответьте утвердительно или отрицательно. 1. Многие концепции явились основой государственных экономических программ. Да Нет 2. Экономическая наука постепенно сближается с естественно-научными дисциплинами, так как в ней все шире применяются точные математические методы. Да Нет 3. Современную экономическую теорию можно определить как науку о распределении ограниченных ресурсов. Да Нет 4. Нормативная экономика ориентирована на анализ вопроса «что должно быть?», а не на констатацию «что есть». Да Нет 5. Без знания высшей математики теоретическую экономику изучать невозможно. Да Нет 6. Если экономисты одинаково трактуют основные принципы экономики, то они обязательно единодушны в своих политических оценках. Да Нет 7. Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства. Да Нет 8. Деление видов человеческой деятельности на естественную - экономию и неестественную - хрематистику принадлежит Платону. Да Нет 9. Можно ли согласиться с авторами экономических идей и концепций древнего мира и средневековья, что деньги возникли не стихийно, а в результате соглашения людей между собой. Да Нет 10. Методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были авторитарность доказательств посредством ссылок на тексты священного писания и морально-этическая характеристика экономических категорий. Да Нет Теперь вы должны: 1. Дать определение предмету и методологии экономической науки, определить предмет и объект исследования 2. Знать основные методы и принципы, применяемые в экономической науке. 3. Назвать причины, предпосылки формирования экономических воззрений в Древнем мире и эпоху Средневековья. 4. Знать основные экономические проблемы: эквивалентность обмена, источник богатства, роль морально-этических норм при раскрытии сущности экономических категорий, торгово-ростовщические отношения, роль денег в экономике, определение цены, причины социальной дифференциации общества. 5. Освоить дидактические единицы (понятия, термины): экономика; хрематистика; политическая экономия, экономикс, новая экономическая теория, позитивная и нормативная экономика. Методология, методы - каузальный, функциональный, математический и субъективно-психологический; основные методологические принципы: иррационализм, релятивизм, эволюционизм, органицизм, полифункционализм. Хозяйственная деятельность; торгово-ростовщические операции; натуральное хозяйство; богатство, эквивалентность обмена; пропорциональность обмена; потребительная стоимость; меновая стоимость; деньги, функции денег; «естественный» характер устройств государства; «социальная физика»; «справедливая цена»; ростовщический капитал; процент; товар; торговля, морально-этический принцип, авторитарность, произвольный и непроизвольный обмен.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.159 (0.006 с.) |