Инвестиции в кейнсианской модели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиции в кейнсианской модели



 

Инвестиционные расходы в модели Дж. М. Кейнса зависят от уровня процентной ставки и нормы отдачи от инвестиций. Побудительным мотивом предпринимательской деятельности является прибыль. Предприниматели приобретают средства производства тогда, когда подобные закупки будут приносить прибыль. Здесь Дж. М. Кейнс также исходит из влияния ставки процента на величину инвестиций. Если ожидаемая норма прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным, в противном случае – нет.

В принятии инвестиционных решений существенную роль играет не номинальная, а реальная ставка процента. Реальная ставка процента – та сумма, которую заемщики платят в реальных товарах и услугах. Она равна номинальному, или денежному проценту инфляции.

Нам нужно рассмотреть не принятие инвестиционных решений отдельной фирмой, а определить общий спрос на инвестиционные товары всего предпринимательского сектора. Допустим, каждая отдельная фирма произвела оценку ожидаемой прибыли. Инвестиции будут осуществляться в том случае, если норма ожидаемой прибыли превышает реальную ставку процента.

Построим график инвестиционного спроса (рис. 3.13).

 

р, r

10

 

8

 

4

 

 
 


5 10 I

Рис. 3.13 – Функция инвестиционного спроса в кейнсианской модели

 

Сравним ожидаемую норму прибыли (р) со ставкой процента (r).

При ожидаемой норме прибыли 10 % нет перспективных инвестиций, но есть возможность инвестировать 5 млрд. долларов при ожидаемой норме прибыли 10 % и ставке 8%, 10 млн. долларов при ставке 4% и так далее.

Итак, все инвестиционные проекты осуществляется до точки, в которой ожидаемая норма прибыли равна ставке процента, поэтому данная кривая есть кривая спроса на инвестиции.

Кривая спроса на инвестиции под воздействием различных факторов перемещается. К таким факторам можно отнести:

· издержки на оборудование. Если они будут возрастать, то норма прибыли (m/(c+v)) будет снижаться, и кривая спроса на инвестиции будет смещаться влево. И наоборот, если издержки будут уменьшаться, то ожидаемая норма прибыли возрастает и кривая сдвинется вправо.

· налоги. Возрастание налогов приведет к уменьшению ожидаемой нормы прибыли, кривая спроса сместится влево, сокращение налогов сместит ее вправо.

· технологические изменения. Улучшение оборудования смещает кривую вправо, и наоборот.

Чтобы соотнести инвестиционные решения предпринимателей с планами потребления домашнего хозяйства необходимо выразить планы инвестиций через уровень доходов, т. е. нужно построить график инвестиций, показывающий объемы средств, которые все фирмы планируют инвестировать при любом уровне дохода или объема производства. Кейнсианцы считают, что инвестирование автономно (независимо) от уровня текущего дохода или объема производства. Зависимость между инвестициями и располагаемым доходом можно представить графически (рис. 3.14).

 

I

 

IA

DI

 

Рис. 3.14 – Зависимость инвестиций от располагаемого дохода

 

Простая кейнсианская модель «доходы-расходы»

 

По мнению Дж. М. Кейнса равновесие наступает, когда доходы равны расходам:

У = АЕ.

Для построения простой модели будем считать, что экономика функционирует без государственного вмешательства, тогда AE = C + I + G + Xn преобразуется в:

AE = C+I,

тогда:

У = C+I.

Кроме того, соотношение между национальным и располагаемым доходом можно представить в виде формулы:

DI = У – Т, где

Т – чистые налоговые поступления.

При отсутствии государства в экономике:

DI = У.

Соотношения между инвестициями и потреблением с одной стороны и доходом с другой наглядно изображается с помощью так называемого диагонального креста Самуэльсона (рис. 3.15).

 

C,I

У=AE

А C+I=AE

 
 


C

I

 

IA

I

УA DI

 

Рис. 3.15 – Простая кейнсианская модель равновесия на товарном рынке

«доходы-расходы»

 

Анализ этого «креста» позволяет в общем виде представить соотношение между потреблением, инвестициями и доходом. Более обстоятельный анализ количественного аспекта данного соотношения Дж. М. Кейнс осуществил с помощью концепции мультипликатора.

Концепция мультипликатора

Суть концепции мультипликатора состоит в том, что между изменением инвестиций и национального дохода существует устойчивая зависимость.

Рассмотрим качественную и количественную характеристику мультипликатора.

Качественная характеристика.

Дж. М. Кейнс связывал мультипликативный эффект не с отдачей от инвестиций в виде выпуска готовой продукции, а он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у которых эти товары приобретены. Увеличение дохода приведет к увеличению потребления, а увеличение потребления вызовет рост совокупного спроса, а, следовательно, и дохода. Например, исходное увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (станки, машины, оборудование и т.д.). Они, в свою очередь, расширяют собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары, а, значит, и к росту их доходов. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли, то есть вслед за первичным ростом дохода следует вторичный, третичный и так далее прирост дохода. Это и есть качественная характеристика мультипликационного (multiplico - умножаю) эффекта.

Пример: пусть располагаемый доход DI = 400

МРС = 0,75

I = 100

Пусть прирост инвестиций rI = 50, на эту же величину возрастут первичные доходы – это вызовет увеличение потребительских расходов на величину rC = 37,5 (rC = МРС×rDI, т.е. rC = 0,75×50 = 37,5).

Если потребление выросло, то вырос и спрос, а значит и доход. Новое увеличение (вторичное увеличение дохода на 37,5) повлечет за собой новое увеличение потребления, а значит и дохода на величину rC = 0,75×37,5 = 27,1. Далее rC = 27,1×0,75 и т.д.

Развитие мультипликационного процесса представим в виде схемы.

r DI 50 37.5 27.1

r I 50

r C 37.5 27.1

Данная схема показывает, что мультипликационный эффект имеет тенденцию к затуханию.

Количественная характеристика мультипликатора

Y = C + I; DI = Y (если нет государства)

С = МРС × DI; Y = MPC × DI + I

DI = MPC × DI + I

DI – MPC × DI = I

DI × (1 – MPC) = I

rDI × (1 – MPC) = rI

- мультипликатор

Таким образом, мультипликатор – это коэффициент, который показывает, как изменяется национальных доход при изменении инвестиций на единицу.

Прирост национального дохода всегда больше прироста инвестиций.

Проиллюстрируем графически действие мультипликационного эффекта в модели «доходы-расходы» (рис. 3.16).

 

АЕ

У=АЕ

AE1 = C + I1

∆I АЕ=C + I

C

 

I

 
 


 

rУ У(DI)

 

Рис. 3.16 – Мультипликационный эффект в модели «доходы-расходы»

 

Эффект мультипликатора Кейнса применим к обществу, которое находится в состоянии кризиса, с высоким уровнем безработицы, с неполным использованием производственных мощностей. Увеличение инвестиций в этом случае обеспечивает более полное использование имеющихся производственных ресурсов. Если же экономика характеризуется высокой экономикой конъюнктурной, то результат действия мультипликатора выразится в повышение цен и инфляции, которые вызваны избыточным спросом.

Анализ мультипликационного эффекта показывает наличие необычного явления, получившего название парадокса бережливости. Для характеристики парадокса бережливости обратимся к примеру.

Предположим, что при прочих равных условиях общество стало более бережливым, то есть потребители стали меньше потреблять и больше сберегать. Пусть это привело к снижению предельной склонности потребления с 0,75 до 0,5.

В этом случае дополнительные инвестиции, равные 50, приведут к росту национального дохода всего на 100 единиц.

При MPC = 0,75 прирост национально дохода составлял 200. Таким образом, налицо парадоксальный результат. Общество стало более бережливым, а темпы роста национального дохода снизились. В этом суть парадокса бережливости.

На основе практических рекомендаций Дж.М. Кейнса, направленных на стимулирование совокупного (эффективного) спроса для роста национального дохода в периоды кризиса, многие правительства в период «великого экономического кризиса» (1929-1932) приняли меры к организации масштабных общественных работ, ввели выплату пособий по безработицы, создали множество социальных программ, финансируемых из бюджета и т.д. И все это для того, чтобы поддержать эффективный спрос на достаточном уровне при проявлении кризисных явлений в экономике и смягчить последствия усиления бережливости населения.

 

Контрольные вопросы

1. Опишите влияние следующих факторов на совокупный спрос и совокупное предложение:

а) снижение уровня ставки процента (не связанное с изменением цен);

б) усиление инфляционных ожиданий в экономике;

в) рост ставок подоходного налога;

г) увеличение предложения денег в экономике;

д) появление новых технологий;

е) решение правительства о сокращении финансирования социальных программ;

ж) сильное землятресение, повлекшее за собой многочисленные разрушения.

2. Выделите на кривой совокупного предложения следующие участки: классический, кейнсианский, промежуточный. К каким последствиям приведет изменение совокупного спроса на каждом из этих участков?

3. В американских газетах появилось сообщение о том, что ряд стран Южной Америки не смогут выполнить свои обязательства по займам, полученным у американских банков. Каким образом этот факт может отразиться на объеме совокупного спроса в американской экономике.

4. «Политика, направленная на стимулирование совокупного спроса всегда ведет к инфляции» Согласны ли Вы с данным высказыванием? Ответ поясните графически.

5. Проведите сравнительный анализ равновесия на рынках, труда и благ в классической и кейнсианской моделях. На чем основаны эти различия?

6. Какая из двух составных частей совокупных расходов отличается большей нестабильностью – потребительские расходы или инвестиционные расходы? Аргументируйте свой ответ.

7. Проблемы макроэкономического равновесия можно графически проиллюстрировать при помощи следующих моделей: «AD-AS», «доходы-расходы». В чем различия двух указанных моделей? Есть ли они вообще?

8. Слово «автономный» можно перевести как «самостоятельный», «независимый». Что означает выражение «автономные инвестиции»? От чего независимы такого рода инвестиции. Приведите примеры.

9. Каким образом проявляется эффект мультипликатора на различных участках кривой совокупного предложения?

10. Почему эффект мультипликатора и «парадокс бережливости» проявляется лишь в экономике с неполной занятостью?

 

Тесты

 

1. Когда положение экономики соответствует кейнсианскому отрезку кривой АS, рост АД приведет:

а) к повышению объема, но не окажет влияния на уровень цен;

б) к увеличению объема ВНП в реальном выражении, но не окажет влияния на уровень цен;

в) к повышению и уровня цен и объема ВНП;

г) к повышению цен и сокращению объема ВНП.

2. В соответствии с классической моделью, когда рынок труда находится в равновесии, то:

а) некоторые люди, желающие работать за «рыночную зарплату» не могут найти себе работу;

б) существует полная занятость;

в) возникают свободные рабочие места;

г) налоги позволяют рынку труда достичь эффективного распределения рабочей силы.

3. Точка «нулевого уровня» функции индивидуального потребления – это точка, в которой:

а) сбережения равны доходу;

б) доход равен потреблению;

в) потребление равно инвестициям;

г) предельная склонность к потреблению равна 1.

 

4. Классический вариант кривой AS предполагает, что изменения AD:

а) окажут влияние на объем выпуска, но не на уровень цен;

б) окажут воздействие на уровень цен, но не на объем выпуска;

в) не окажут влияния на уровень цен и выпуска;

г) окажут влияние как на уровень цен, так и на объем выпуска.

 

5. Какое из перечисленных отношений выражает обратную зависимость:

а) отношение между потребительскими расходами и располагаемым доходом;

б) отношение между инвестиционными расходами и уровнем процентной ставки;

в) отношение между сбережениями и уровнем процентной ставки;

г) отношение между инвестиционными расходами и национальным доходом;

д) все предыдущие ответы неверны.

 

6. Увеличение количества денег в обращении в модели АД – АS отражается:

а) сдвигом кривой совокупного предложения вправо;

б) сдвигом кривой совокупного спроса влево;

в) сдвигом кривой совокупного спроса вправо;

г) сдвигом кривой совокупного предложения вправо и кривой совокупного предложения влево;

д) сдвигом кривой совокупного спроса вправо и кривой совокупного предложения влево.

 

7. Рост совокупных расходов в кейнсианской модели приведёт к сдвигу кривой совокупного спроса:

а) вправо на величину роста совокупных расходов;

б) вправо на величину роста совокупных расходов, помноженную на значение мультипликатора;

в) влево на величину роста совокупных расходов, помноженную на значение мультипликатора;

г) все перечисленные ответы неверны.

 

8. В координатах «доходы-расходы» линия под углом 450:

а) показывает сколько население сберегает при каждом возможном уровне дохода;

б) соответствует ситуации, когда объёмы сбережений и инвестиций равны;

в) соответствует ситуации, когда расходы населения в точности равны его доходам;

г) показывает, каковы потребительские расходы при каждом возможном уровне доходов.

9. Предельная склонность к потреблению характеризует:

а) объем потребления населения в текущем году;

б) изменение потребления при изменившемся доходе;

в) отношение объема потребления к располагаемому доходу;

г) соотношение между изменением объема потребления и изменением располагаемого дохода.

 

10. Если потребители из каждой дополнительной единицы дохода сберегают 25%, то мультипликатор составляет:

а) 4;

б) 2,5;

в) 10;

г) 0,4.

 

Задачи

 

1. Рассмотрим абстрактную экономическую систему без государства. Функция потребления в ней С = 100+0,9У.

Определить:

а) равновесный уровень дохода при I=50, I=100. Как он изменится?

б) изобразить графически изменение равновесия.

 

2. Еженедельные расходы семьи на потребление равны 100$+1/2 располагаемого дохода за неделю.

а) Рассчитайте расходы семьи на потребление и величину сбережений при каждом уровне дохода: DI=0, 100, 200, 300, 400, 500.

б) Основываясь на данных таблицы, постройте график функции потребления. При каких значениях DI затраты на потребление равны, меньше и больше его (потребления) объема.

в) На основе графика функции потребления постройте график функции сбережений.

 

3. Потребление домашних хозяйств определяется функцией С = 100 + 0,8DI; I=50;G=200, трансфертные выплаты из бюджета – 62,5, а ставка подоходного налога – 0,25У. Определить:

а) равновесное значение национального дохода (У)

б) значение мультипликатора.

 

4. Об экономике страны имеется следующая информация:

- объем ВНП при полной занятости =100;

- ожидаемые потребительские расходы = 80;

- МРС = 0,8;

- сумма плановых инвестиций, независимо от ВНП=10.

Определить:

а) Объем равновесного ВНП при условии, что государство не вмешивается в экономику.

б) Объем дополнительных инвестиций, необходимых для того, чтобы равновесный ВНП увеличился до 100.

 

5. а) Заполните таблицу, предварительно сделав расчеты на основе следующих данных: С=200+0,75DI; I=200; Экспорт Э=125; импорт Z=25; налоги (Т)=200; G=Т.

Объем национального пр-ва ВНП Налоги Т DI С I G Хn АД
               

б) При каком уровне дохода экономика достигает макроэкономического равновесия?

в) Чему равен мультипликатор инвестиций?

Тема 4. Денежный рынок

Взаимодействие между макроэкономическими субъектами осуществляется, как уже отмечалось, не только посредством рынка благ, но и через денежный рынок, который является важнейшим элементом любой развитой экономической системы.

Деньги представляют собой нечто большее, чем простой компонент экономической системы. Они являются связующим звеном между всеми хозяйствующими субъектами, стимулирует развитие производства, опосредует движение товаров и услуг. Стабильно функционирующая денежная система обеспечивает кругооборот доходов и расходов, способствует более полному использованию экономических ресурсов. И, наоборот, разбалансированная денежная система может стать главной причиной кризисных явлений в экономике, значительных масштабов безработицы, высоких темпов инфляции, неэффективного распределения ресурсов.

Под рынком денег в макроэкономике понимается совокупность отношений между банковской системой, создающей всеобщие платежные средства – деньги, и «публикой», предъявляющей спрос на них. «Публикой» считаются все экономические субъекты, кроме банков. Макроэкономическое понятие «рынок денег» шире «рынка денег» в интерпретации финансистов как рынка краткосрочных кредитов. Это станет ясно после изучения предложенной темы.

В ходе изучения данной главы необходимо уяснить:

· что есть деньги, каковы их функции и роль в экономике;

· из чего складывается денежное предложение и что лежит в его основе;

· что представляет собой спрос на деньги, какие виды спроса на деньги существуют;

· как формируется равновесие денежного рынка, в каких случаях оно нарушается, каким образом восстанавливается;

· как осуществляется процесс создания денег банковской системой.

Рекомендуемая литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. – С. 134-155.

2. Гальперин В., Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л. Макроэкономика: учебник / Общая редакция Л. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПбГУФ, 1997. – С. 95-127.

3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др., под общ. ред. Б. Лисовика и др. – СПб, 1997. – С. 223-240. 342-421.

4. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – С. 342-421.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1992. – С. 264-275.

6. Макроэкономика / под ред. Е. Яковлевой. - СПб.: Поиск, 1997. – С. 134-146.

7. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра эконом. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 447-457.

8. Экономическая теория./ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000. – С. 373-376.

9. Экономическая теория: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 307-325.

 

Основные вопросы темы

1. Деньги, их функции.

2. Предложение денег.

3. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги.

4. Равновесие на денежном рынке.

5. Создание и уничтожение денег банковской системой.

 

Деньги, их функции

В экономической литературе деньги рассматривают как вид финансовых активов, который может быть использован для сделок.

Существуют различные определения денег:

· Деньги – всеобщий эквивалент, такое финансовое средство, которое может быть использовано для покупки других средств.

· Деньги – это всеобщий эквивалент, всеобщее средство обмена.

Наиболее полно сущность денег раскрывается в их функциях. Среди западных экономистов нет единства в определении числа и трактовки функций денег. Наиболее часто называются следующие основные функции:

1. Мера стоимости или измерительная функция.

2. Средство обращения или обмена.

3. Средство накопления.

Говорят также о деньгах как средстве платежа, счетной единице, мировых деньгах.

Как мера стоимости деньги соизмеряют относительные стоимости разнородных благ и услуг. Благодаря деньгам нам не приходится выражать цену каждого продукта через все другие товары, на которые он мог бы быть обменен.

Как средство обращения деньги можно использовать при покупке или продаже товаров и услуг. Эту функцию деньги выполняют, выступая посредником в обмене между товарами. Это позволяет обществу избежать неудобств бартерного обмена, в частности, его ограниченности.

Деньги в отличие от многих реальных средств (например, пищи или одежды) являются удобной формой хранения богатства, сбережения. Но даже по сравнению с некоторыми реальными средствами, накопление которых представляет надежную форму сохранения богатства (недвижимость, земля и т.п.), деньги обладают одним несомненным преимуществом. Они абсолютно ликвидны.

Кроме непосредственно денег к финансовым средствам относят облигации и акции.

Одной из важнейших характеристик финансовых средств является их ликвидность – способность трансформироваться в наличность. Понятно, что деньги обладают абсолютной ликвидностью. Акции, облигации – меньшей ликвидностью.

Финансовый рынок - это канал, по которому фонды поступают от фондодателей (домохозяйств) к фондополучателям (фирмы, государства).

В экономической теории финансовый рынок обычно подразделяют на 2 части:

- денежный;

- капитала.

На денежном рынке сделки совершаются с краткосрочными ценными бумагами (срок погашения которых меньше 1 года). Рынок капиталов объединяет сделки с ценными бумагами, срок погашения которых превышает 1 год.

 

Предложение денег

Понятие денежной массы является базовым для макроэкономики. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег.

Для характеристики денежной массы применяются различные обобщенные показатели, так называемые агрегаты.

Наиболее узким денежным агрегатом является M1, который включает:

· наличность, то есть металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении;

· чековые вклады, то есть вклады в коммерческих банках, различных сберегательных кассах или сберегательных учреждениях, на которые могут быть выписаны чеки.

M1 = наличные деньги + чековые вклады.

Агрегаты М II и М III называют «почти деньгами».

«Почти деньги» - это определенные высоколиквидные финансовые активы, такие как бесчековые сберегательные счета, срочные вклады, краткосрочные государственные ценные бумаги.

М II = М I + бесчековые сберегательные счета + мелкие срочные вклады.

В совокупности денежные агрегаты МI и МII образуют деньги в широком смысле слова.

Если к агрегатам М I и М II прибавить срочные вклады, то получим агрегат М III.

М III = М I + М II + срочные крупные вклады.

Кроме агрегатов обозначаемых символом М, существуют агрегаты L, включающие в себя различные виды ценных бумаг, а так же агрегаты Х, учитывающие иностранную валюту. Каждый из упомянутых выше разновидностей денежных агрегатов имеет строго очерченную сферу применения.

Какое определение мы примем? Хотя у каждого из них есть сторонники, большинство экономистов предпочитает простое определение M I. Почему? Оно включает все, что прямо и непосредственно используется в качестве средства обращения. Если расширить определение сверх включения наличности и чековых вкладов, то у него просто не будет логического предела, поскольку все дополнительные элементы M II, M III и так далее в различной степени ликвидны.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты M I и M II. Иногда (как, например в России) выделяется показатель наличности (М0) как часть M I, а также показатель «квази-деньги» (QМ) как разность между M II и M I, т.е. главным образом, сберегательные и срочные депозиты.

Динамика денежных агрегатов зависит от многих причин, в том числе от движения процентной ставки. Так, при росте ставки процента агрегаты М II и М III могут опережать М I поскольку их составляющие приносят доход в виде процента. В последнее время появление в составе М I новых видов вкладов, приносящих проценты, сглаживает различия в динамике агрегатов, обусловленные движением ставки процента.

В основе денежного предложения лежит:

1. Признание денег как долга:

· бумажные деньги – это находящиеся в обращении долговые обязательства государства.

· чековые вклады – долговые обязательства коммерческих банков, сберегательных учреждений.

2. Стоимость денег.

Деньги и вклады не имеют внутренних свойств, придающих им стоимость, они не опираются на золото или другие драгоценные металлы, тем не менее, они являются деньгами, так как:

1) люди принимают их как деньги;

2) они являются законным платежным средством (таковым их объявило государство). Это значит, что деньги должны приниматься при уплате долга. В нашей стране деньги – директивные деньги – это деньги, потому что так сказало государство, а не потому что они обеспечены каким-то драгоценным металлом.

3) относительная редкость.

Реальная стоимость, или покупательная способность, денег – это количество товаров и услуг, которые можно купить за денежную единицу. Очевидно, что количество товаров и услуг, которые можно приобрести, изменяется обратно пропорционально уровню цен (с ростом цен количество товаров падает и наоборот).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.16 с.)