Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «доходы-расходы». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «доходы-расходы».



Для того, чтобы исследовать, как устанавливается равно­весный объем национального производства, следует ввести понятия «фактические» и «планируемые» расходы, которые могут быть не равны друг другу. Фактические расходы (Е) – это расходы, которые в дейс­твительности осуществили домохозяйства фирмы. Планируемые расходы (Ер) – это расходы, которые намере­вались (планировали) осуществить домохозяйства и фирмы. Фактические расходы всегда равны выпуску (Е= Y), а планируемые могут быть не равны выпуску. Если планиру­емые расходы меньше выпуска (Е<Y), то фирмы не смогут продать часть произведенной продукции, и товарные запа­сы фирм увеличатся. Если планируемые расходы боль­ше выпуска (Е>Y), экономические агенты хотят купить больше, чем произведено в данном году. Фирмы будут со­кращать свои запасы, продавая продукцию, находившуюся до этого момента на складах. Поскольку фактические расходы всегда равны выпуску, равновесие товарного рынка наступит тогда, когда фактические расходы равны планируемым расходам и соответственно пла­нируемые расходы равны выпуску (Ер=Y). В соответствии с предпосылками модели совокупный выпуск эквивалентен совокупному доходу, а совокупный доход расходуется на потребление C и сбережения S: Y=C+S.Поскольку в состоянии равновесия Y=E=Ep, то C+S=C+Ip. Следовательно, при равновесии сбережения равны планируе­мым инвестициям. А поскольку сбережения являются изъяти­ем из потока расходов и доходов, а инвестиции представляют собой инъекцию в поток расходов и доходов, то в состоянии равновесия инъекции равны изъятиям. Кривая фактических расходов представляет собой биссек­трису (линию 45°), поскольку фактические расходы рав­ны выпуску. Линия планируемых расходов представляет собой линию, имеющую положительный наклон исходящую не из начала координат, поскольку всегда существует автономное. В итоге получаем наклонный крест «Кейнсианский крест». Равновесие расходов и доходов, т.е. равновесие товарного рынка находится в точке пересечения двух линий (точка А). В этой точке: 1) планируемые расходы равны выпуску (доходу): Еp=Y; 2) фактические расходы равны планируемым расходам: Е=Ер;3) инъекции равны изъятиям: I=S; 4) планируемые инвестиции равны сбережениям: Ip=S. Если экономика находится в точке В, в которой плани­руемые расходы меньше, часть продукции не будет продана и произойдет непредвиденное накопление фирмами запа­сов непроданной продукции. В результате экономика при­дет в состояние равновесия (движение из точки В в точку А).Если же экономика находится в точке С, в которой плани­руемые расходы превышают выпуск, фирмы начинают распрода­вать запасы непроданной в предыдущий период продукции, запасы сокращаются, спрос удовлетворяется, и экономика приходит в состояние равновесия (движение из точки С в точку А).

Таким образом, механизмом, обеспечивающим вос­становление равновесия на товарном рынке, является измене­ние (накопление или сокращение) запасов.

 

17. Равновесие ВВП в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы «Кейнсианский крест» для закрытой экономики (для трехсекторной модели экономики) изображен на рисунке. Точка А соответствует равновесию товарного рынка, т. е. ситуации, при которой планируемые расходы равны факти­ческим, расходы равны доходу, а инъекции равны изъятиям. Однако равновесная величина К может не соответствовать этому равновесию и, по мнению кейнсианцев, обычно на­ходится ниже уровня ВВП при полной занятости, т.е. потен­циального ВВП (Y*). Если фактический равновесный ВВП меньше потенци­ального (Y факт<Y*), то в экономике имеет место рецессионный разрыв. Такая ситуация обусловлена недоста­точностью совокупных расходов для обеспечения уровня вы­пуска при полной занятости. Поэтому для достижения это­го уровня выпуска (Y*) необходимо увеличить совокупные планируемые расходы Е (рис. а). Исходное равновесие находится в точке А, в которой величина совокупных пла­нируемых расходов равна Е1, а объем равновесного факти­ческого выпуска – Y1. Чтобы обеспечить выпуск Y*, должны увеличиться планируемые расходы, т.е. кривая Ер1 должна сдвинуться до Еp2. Анализируя рецессионный разрыв, важно различать рецессионный разрыв расходов и рецессионный разрыв выпуска (ВВП). Разница между величиной планируемых расходов Ер1 и Ер2 представляет собой рецессионный разрыв расходов (ΔЕр), а разница между величиной Y, и Y * (ΔY) — ре­цессионный разрыв выпуска. Противоположная си­туация, при которой фактический равновесный выпуск Y превышает выпуск при полной занятости Y * (потенциаль­ный ВВП), т.е. Y факт> Y *, известна как инфляционный разрыв выпуска. В кейнсианской модели это является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокуп­ных расходов. Для возвращения к потенциальному объему выпуска необходимо сократить совокупные планируемые расходы. Эта ситуация представлена на рис. б. Инфляционный разрыв выпуска равен ΔY, а инфляци­онный разрыв расходов равен ΔEp, причем ΔY — это муль­типлицированная величина ΔЕр. Чтобы ликвидировать ин­фляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены на ΔЕ, что соответствует сдвигу кривой плани­руемых расходов от Ep1 до Ер2. Таким образом, из теоретических положений кейнсианс­кой модели следуют следующие выводы: 1) государство должно стать активным участником в эко­номике; 2) государство должно регулировать экономику, воздейс­твуя на совокупные расходы, т.е. на совокупный спрос; 3) регулирование экономики должно проводиться с по­мощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики; 4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, пос­кольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос.   18. Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов (кейнсианского креста). При анализе взаимодействия данных моделей необхо­димо учитывать, что кейнсианский анализ – это модель с постоянным уровнем цен, а анализ AD-AS – модель с пере­менным уровнем цен. Это объясняется тем, что: 1) между потреблением и уровнем цен сущес­твует обратная зависимость: повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности потребителей; 2) существует обратная связь между инвес­тициями и уровнем цен: с ростом цен, при прочих равных условиях, повышается процентная ставка и снижаются инвестиции. Предположим, произошло снижение уровня цен с Р2 до Р3. Реальные кассовые остатки возрастут, что при­ведет к росту расходов на потребление. Кривая АЕ2 сместит­ся в положение АЕ3 Аналогично и при повышении уровня цен с Р2 до Р1. Тождество двух моделей достигается только при неиз­менных ценах. При допущении инфляционного роста уров­ня цен возникает масштабное несоответствие между изме­нением номинального ВВП в инфляционном интервале мо­дели «доходы – расходы» и реального ВВП в модели AD-AS. 19.Сущность, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Фискальная политика – это совокупность мер предпринимаемых правительством по изменению государственных расходов и налогообложения. Цели фискальной политики:1) сглаживание колебаний экономического цикла; 2) обеспечивает стабилизацию экономического роста; 3) достижение полного уровня занятости при умеренных темпах инфляции. Фискальная политика – политическое регулирование правительством прежде всего совокупного спроса. Однако некоторые инструменты могут использоваться через влияние на уровень деловой активности. Инструменты фискальной политики:1)государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты (социальные выплаты осуществляемые из государственного бюджета). Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос – разное. Государственные закупки (G) являются компонентом со­вокупного спроса (AD = С + I + G + Хп), поэтому их изме­нение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос. При росте государственных закупок совокупный спрос уве­личивается, а при сокращении — уменьшается. Налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (Ig). В зависимости от фазы цикла, в которой находятся экономические инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде деловой активности и имеет целью сокращение рецес­сионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокуп­ных расходов). Ее инструментами выступают: снижение налогов; увеличение государственных закупок; увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве») экономики и имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижения инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокуп­ных расходов). Ее инструментами являются: увеличение налогов; сокращение государственных закупок; сокращение трансфертов. 20.Дискреционная фискальная политика и её механизм. ДФП – направленное целесообразное изменение правительством государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объём национального дохода, занятость и инфляцию.
E2
Е, расходы
E1
Е=Y
Графически действие мультипликатора гос. расходов можно представить:

Y, доходы
C+I+G1
C+I+G
ΔG
ΔY
Y1
Y2
A
B
Mg=ΔY/ΔG=1/(1-MPC)

 

 


Поскольку государственные закупки товаров и услуг оказывает прямое непосредственное влияние на величину национального дохода, и т.к. государственные закупки являются величиной экзогенной, то добавление их к сумме потребительских и инвестиционных расходов, на графике параллельным сдвигом.

Мультиплика­тор государственных закупок (гос. расходов) — это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличился (сократился) сово­купный доход при увеличении (сокращении) государствен­ных закупок на одну единицу.

Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, кото­рый показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшает­ся) совокупный доход при увеличении (уменьшении) транс­фертов на единицу. Его формула: МТr=МРС/1-МРС

Мультипликатор налогов — это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) сово­купный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Его формула:

МТ= -МРС/1–МРС

Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:

r*
r
R
R*
МТ = -МРС/1–МРС(1-t)

A


Согласно кривой Лофера, при ставке R0 налоговые поступления равны 0. По мере возрастания ставки налоговые поступления возрастают. При ставке R0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений.

 

21.Налоги в рыночной экономике: сущность, функции и виды. Принципы налогообложения. Налог -это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке. Налоги выполняют три основные функции: 1) фискальную; 2) регулирующую; 3) социальную. По характеру взимания налоговых ставок налоги бывают: 1) прогрессивные (вид налога, при котором налоговая ставка повышается по мере роста дохода); 2) регрессивные (вид налога, при котором налоговая ставка понижается по мере роста дохода); 3) пропорциональный (вид налога, при котором налоговая ставка неизменна, независимо от размера дохода). По объекту обложения налоги бывают:1) прямые (налоги на доход и имущество, взимаются с конкретных физических и юридических лиц); 2)косвенные (налоги частично переносимые на цены товаров и услуг). Основные принципы: 1)обязательная уплата налога; 2) однократность взимания; 3) простота и удобство формы налога; 4) гибкость и адаптируемость налоговой системы. 22.Недискреционная фискальная политика, действие «встроенных стабилизаторов». Недискреционная (автоматическая) фискальная политика, или политика - встроенных стабилизато­ров – это политика, опирающаяся на неизменность налого­вых ставок и правительственных расходов в периоды цик­лических колебаний в экономике. Автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само на­личие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам отно­сятся: подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности (пособия малоимущим). Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабили­заторов на экономику. Подоходный налог. При спаде деловой активности вели­чина совокупного дохода (Y) сокращается. А поскольку на­логовая функция имеет вид: Т— tY(где Т — величина нало­говых поступлений, t — ставка налога), то величина нало­говых поступлений уменьшается. При «перегреве» эконо­мики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Ставка налога, при этом, остается неизменной. Налоги — это изъятия из экономики, сокращающие по­ток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде деловой активности изъятия минимальны, а при «перегреве» эко­номики — максимальны. Таким образом, наличие налогов позволяет экономике как бы автоматически «остужаться» при «перегреве» и «подогреваться» при рецессии. Появление в экономике подоходного налога уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутс­твии ставки подоходного налога больше, чем при ее нали­чии: [1/(1- трс)] > [1/(1-трс(1-t)]). Это усиливает ста­билизационный эффект воздействия на экономику. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздейс­твие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог Налог на добавленную стоимость (НДС). При рецессии объем продаж сокращается. А поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных нало­гов (изъятия из экономики) сокращаются. При «перегреве» экономики, наоборот, растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается и, соответственно, увеличиваются поступления от косвенных налогов. Экономика автомати­чески стабилизируется. Пособия по безработице и по бедности. Общая сумма их выплат увеличивается при спаде экономики, когда люди на­чинают терять работу и нищают, и сокращается при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Пособия по безработице и пособия малоимущим являют­ся трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживаю­щее влияние на экономику 23. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. В том случае, когда государство осуществляет непомер­ные расходы, ведет неправильную внешнеторговую и нало­говую политику, бюджет государства сводится с дефицитом. Под дефицитом бюджета понимают превышение его расходной части над доходной. При превышении дохо­дов бюджета над его расходами, образуется профицит бюджета. Виды: 1) активный и пассивный; 2) фактический, структурный и циклический; 3) текущий и первичный.Активный бюджетный дефицит происходит в результате сознательных действий правительства по увеличению рас­ходов бюджета. Пассивный дефицит бюджета – это дефицит, вызванный сокращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности национальной экономики. Структурный дефицит бюджета представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогооб­ложения. Циклический дефицит бюджета – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит бюджета – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга. Причинами образования дефицита бюджета могут быть: 1) рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличением государственных инвестиций; 2) чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие огромный рост непредвиденных рас­ходов государства; 3) кризисные явления в экономике, ее развал, неспособ­ность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Минимизация дефицита бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, а другие – при его исполнении. К методам сокращения бюджетного дефицита, широко ис­пользуемым в практике бюджетного планирования, относятся: а) лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; б) совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней; в) формирование такой налоговой политики, которая позволяла бы стимулировать инвестиционный процесс и увеличивать поступления в бюджет; г) сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; д) планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост бюджетных доходов и обеспечивающих одновременно решение стоящих перед обществом социально-экономических задач; е) жесткая экономия расходов путем исключения их них затрат, не обусловленных крайней необходимостью; ж) и др. Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать как внутренние, так и внешние источ­ники. Это: а) продажа государственных долговых обязательств (займов); б) займы правительства в Центральном (Национальном) банке; в) внешние займы; г) эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных денег в обращение. Первые три способа финансирования бюджетного дефи­цита называются долговыми, а последний – денежным (эмис­сионным). 24. Государственный долг: понятие и виды. Экономические и социальные последствия. Государственный долг– это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам. Его подразделяют на внешний и внутренний. Внешний государственный долг – это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подле­жащей возврату внешним кредиторам на определённую дату. Внутренний долг – это внутренняя задолженность госу­дарства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государствен­ных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государствен­ных ценных бумаг. Государственный долг имеет как положительную, так и отрицательную стороны. С одной стороны, он позволяет го­сударству, не прибегая к эмиссии денег, получить денежные средства для покрытия дефицита бюджета, положительно влиять на денежно-кредитную систему, а соответственно, и на экономику в целом. С другой стороны, чрезмерная доля внешних заимствований может стать серьезной проблемой для экономики. К основным негативным последствиям государственно­го долга можно отнести: 1) усиление экономической и политической зависимости страны в связи с увеличением внешнего долга; 2) снижение доверия к стране в деловом мире, подрыв ее инвестиционной привлекательности; 3) нестабильность национальной денежной системы в связи с использованием золотовалютных резервов для пога­шения внешнего долга; 4) снижение жизненного уровня населения страны, ибо часть национального дохода отвлекается на погашение долга; 5) обслуживание внешнего долга может подтолкнуть прави­тельство к продаже иностранцам части национального богатс­тва страны (например, нефте- и газотранспортных систем); 6) и др. Для того, чтобы смягчить для страны последствия го­сударственного долга, правительство должно принимать действенные меры по управлению им. К таким мерам мож­но отнести: а) погашение государственных займов, включая выплату процентов по ним, необходимо производить либо за счет запланированных бюджетных средств, либо за счет доходов от выпуска новых займов; б) не допускать, чтобы процентная ставка по государственным ценным бумагам была больше темпов роста ВВП, ибо все большая доля ВВП будет уходить на обслуживание государственного долга; в) в случае необходимости, изменять прежние сроки погашения финансовых обязательств правительства, переводя краткосрочные обязательства в долгосрочные; г) проводить рефинансирование государственного долга: выпускать новые государственные займы для погашения процентов по старым долгам; д) обеспечивать максимизацию налоговых поступлений в бюджет; е) и др.        
25. Особенности бюджетно-налоговой политики РБ. Основной целью бюджетно-налоговой политики Респуб­лики Беларусь является обеспечение финансовой и соци­альной стабильности в стране. Бюджетно-налоговая поли­тика направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижения налоговой нагрузки и повышения жизненного уровня населения. Основные направления бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы определены «Программой социально-экономического развития республики Беларусь на 2006-2010 годы». В соответствии с целями и задачами этого пери­ода она ориентирована на: 1) обеспечение устойчивого экономического роста; 2) стимулирование инновационной и инвестиционной активности; 3) расширение экспорта на основе достижения финансо­вой стабильности экономики. Политику государственных расходов предусматривается направить на: 1) обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном расшире­нии предоставления части услуг на платной основе; 2) сокращение доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте; постепенное снижение уровня дефи­цита государственного бюджета; 3) стабилизацию экономики, экономический рост, разви­тие производства, обеспечение занятости, наращивание эк­спорта, импортозамещение, ресурсосбережение; 4) избирательную поддержку агропромышленного комп­лекса; 5) повышение эффективности финансирования жилищ­ного строительства на основе привлечения средств субъек­тов хозяйствования и населения. Основными задачами формирования бюджетов областей и г. Минска, а также местных бюджетов городов, районов, сельских поселений являются: 1) выравнивание финансового положения областей; 2) повышение заинтересованности органов местного уп­равления в увеличении поступлений доходов как в местные, так и в республиканский бюджеты; 3) сокращение дотационности местных бюджетов, увели­чение доли целевых субсидий в общем объеме трансфертов из республиканского бюджета; 4) рациональное распределение расходов между област­ными и местными бюджетами. В области налоговой политики в ближайшие годы будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закреп­ление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование нало­гового законодательства с целью снижения налоговой на­грузки, улучшения налогового администрирования и по­вышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. В этой связи осуществляется реализация следующих ме­роприятий: 1) отменяются мелкие, неэффективные, а также оказыва­ющие негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налоги и сборы; 2) выравниваются условия налогообложения для всех кате­горий плательщиков путем максимального сокращения сущес­твующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок; 3) совершенствуется система налогового администриро­вания, которая должна обеспечивать снижение уровня из­держек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков; 4) вносятся коррективы в определение налоговой базы по отдельным налогам, сборам (пошлинам) с целью уточнения их экономического содержания; 5) сокращается число контролирующих органов и коли­чество плановых проверок. 26. Понятия и цели денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика – совокупность мероприятий предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывают и реализуют её Центральный (Национальный) банк. Объектами монетарной политики являются спрос и предложение денег. Основными субъектами монетарной политики являются: 1) Центральный банк; 2) коммерческие банки; 3) и др. кредитно-финансовые учреждения. Различают долгосрочную и текущую денежно-кредит­ную политику. Долгосрочная денежно-кредитная политика является од­ним из направлений макроэкономического регулирования. Текущая денежно-кредитная политика направлена на решение текущих задач в денежно-кредитной сфере. Ее це­лями являются: фиксация количества денег, находящихся в обращении; изменение ставки рефинансирования коммер­ческих банков; определение уровня обязательных резервов; регулирование обменного курса национальной валюты и др. Центральный банк и коммерческие банки образуют банковскую систему. В РБ двухуровневая банковская система, деятельность банковской системы регулирует банковский кодекс. Функции Центрального банка: 1) разработка и реализация денежно-кредитной политики; 2) осуществление эмиссии денег; 3) регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование. Коммерческие банки осуществляют следующие основные операции:1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; 2) размещение привлечённых денежных средств от своего имени и на свой счёт на условиях возвратности, платёжности и срочности. Монетарная политика оказывает влияние на экономическую коньюктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и денежная масса. Конечными целями монетарной политики является обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов; 3) стабильного уровня цен; 4) равновесие платёжного баланса. Тактические цели монетарной политики: 1) контроль за денежной массой; 2) контроль за уровнем ставки процента; 3) контроль за обменным курсом национальной валюты. Изменение предложения денег Центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу и на денежный мультипликатор. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков и банковского мультипликатора. 29.Создание банковской системой «новых денег».Банковский и денежный мультипликатор. Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень представлен Центральным (Национальным) банком, второй уровень – системой коммерческих банков. Совр. банковская система – система с частичным резервным покрытием, т.е только часть своих депозитов коммерческие банки хранят в виде резервов. Предположим, что депозиты банка А выросли на 1000д.е. Для того чтобы можно было выдать всю сумму вкладчику, нет необходимости держать всю сумму в банке, достаточно части обязательного резерва, и определить с помощью обязательной резервной нормы (показатель, который рассчитывается как процент отношения суммы обязательных резервов к обязательной сумме банковских депозитов. Резервная форма в нашем случае равна 20%, тогда ссуду, тогда сумму которую банк может выдать будет определятся суммой избыточных резервов. Избыточных резервов 800д.е. Т.о.банк А увеличил предложение на 800 д.е., однако на этом процесс не заканчивается. Этот процесс создания денег будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма первоначального вклада не будет использована банковской системой в качестве резервов. В общем виде дополнительное предложение денег возникшее в результате появления в банковской системе нового депозита будет равна: , где rr- обяз.резервная форма, D – первоначальный депозит, – банк. мультипликатор. Банк. мультипликатор – показывает во сколько раз возрастет или сократится ден. массав результате увеличения или сокращения вкладов в банк систему в расчете на 1д.е. Существует два вида изъятия денег у банков, который уменьшают способность банковской системы к созданию денег:1) утечка денег; 2)избыточные резервы, чем больше размер обяз. резервов, тем меньше суммарный потенциал банковской системы к расширению кредитов, а соотв. и к создании новых денег. Хотя ЦБ в состоянии контролировать ден. базу, он не может осуществлять прямое регулирование банковскими резервами, поскольку именно домохозяйства и фирмы решают какая часть ден. базы должно существовать в виде наличных. Кроме того ЦБ заинтересован в управлении не резервами, а скорее совокупной денежной массой, поэтому уместно ей пользоваться ден. мультипликатором. , где MS – наличные деньги + депозиты до востребования(CU+D), MB – наличные деньги +банковские резервы(CU+R). Т.о предложение денег прямо зависит от величины ден. базы и ден. мультипликатора. Ден. мультипликатор - показывает как изменится предложение денег при увеличении ден. базы на единицу. Инструменты ден. политики корректирует величину ден. массы, воздействуя либо на ден. базу либо на денежный мультипликатор. Однако ЦБ не может в полном объеме контролировать предложение денег, поскольку комерч. банки определяют кол-во избыточных резервов, что влияет на мультипликатор. ЦБ не может предусматривать объем кредитов, которые будут выданы комерч. банками. Коэффициент депонирования определяется поведением населения и другими факторами.     27. Спрос и предложение денег. Спрос на деньги– общее количество денег, которые домохозяйства, бизнес, правительство желает иметь в данный момент. Он обусловлен выполнением деньгами двух функций как средства обращения и как средства сбережения. Соответственно общий спрос на деньги распадается на спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов. Спрос на деньги для сделок определяется уравнением номинального ВНП. Он не зависит от ставки процента следовательно графически он выглядит виде вертикальной прямой линии
Dt
r

M    


Причина существования на деньги со стороны активов вытекает из функции денег как средство сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах: акции, облигации, наличность. Преимущество владения деньгами является их ликвидность.

Ликвидность – это способность денег быстро обмениваться на другие товары.

Преимущество ценных бумаг состоит в том, что они приносят доход виде процента.

Спрос на деньги со стороны активов обратно пропорциональны уровню процентной ставки имеет вид вниз сходящей кривой:

r
Da
Dm
M    

 


Dm - кривая общего спроса на предложение.

Совокупный спрос на деньги можно определить как сумму спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов.

Таким образом, совокупный спрос на деньги зависит от уровня процентной ставки и других ВНП.

Предложение денег – общее количество денег в стране. Для изменения денежной массы её разбивают на несколько групп, которые называют денежные агрегаты они во всех странах разные.

Sm
Исходя из проводимой экономической политики государство устанавливает определённую величину предложения денег, которая не зависит от нормы процентной ставки, следовательно, кривая предложения будет иметь вид вертикальной кривой (Sm).

r
M    

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.034 с.)