Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «доходы-расходы».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для того, чтобы исследовать, как устанавливается равновесный объем национального производства, следует ввести понятия «фактические» и «планируемые» расходы, которые могут быть не равны друг другу. Фактические расходы (Е) – это расходы, которые в действительности осуществили домохозяйства фирмы. Планируемые расходы (Ер) – это расходы, которые намеревались (планировали) осуществить домохозяйства и фирмы. Фактические расходы всегда равны выпуску (Е= Y), а планируемые могут быть не равны выпуску. Если планируемые расходы меньше выпуска (Е<Y), то фирмы не смогут продать часть произведенной продукции, и товарные запасы фирм увеличатся. Если планируемые расходы больше выпуска (Е>Y), экономические агенты хотят купить больше, чем произведено в данном году. Фирмы будут сокращать свои запасы, продавая продукцию, находившуюся до этого момента на складах. Поскольку фактические расходы всегда равны выпуску, равновесие товарного рынка наступит тогда, когда фактические расходы равны планируемым расходам и соответственно планируемые расходы равны выпуску (Ер=Y). В соответствии с предпосылками модели совокупный выпуск эквивалентен совокупному доходу, а совокупный доход расходуется на потребление C и сбережения S: Y=C+S.Поскольку в состоянии равновесия Y=E=Ep, то C+S=C+Ip. Следовательно, при равновесии сбережения равны планируемым инвестициям. А поскольку сбережения являются изъятием из потока расходов и доходов, а инвестиции представляют собой инъекцию в поток расходов и доходов, то в состоянии равновесия инъекции равны изъятиям. Кривая фактических расходов представляет собой биссектрису (линию 45°), поскольку фактические расходы равны выпуску. Линия планируемых расходов представляет собой линию, имеющую положительный наклон исходящую не из начала координат, поскольку всегда существует автономное. В итоге получаем наклонный крест «Кейнсианский крест». Равновесие расходов и доходов, т.е. равновесие товарного рынка находится в точке пересечения двух линий (точка А). В этой точке: 1) планируемые расходы равны выпуску (доходу): Еp=Y; 2) фактические расходы равны планируемым расходам: Е=Ер;3) инъекции равны изъятиям: I=S; 4) планируемые инвестиции равны сбережениям: Ip=S. Если экономика находится в точке В, в которой планируемые расходы меньше, часть продукции не будет продана и произойдет непредвиденное накопление фирмами запасов непроданной продукции. В результате экономика придет в состояние равновесия (движение из точки В в точку А).Если же экономика находится в точке С, в которой планируемые расходы превышают выпуск, фирмы начинают распродавать запасы непроданной в предыдущий период продукции, запасы сокращаются, спрос удовлетворяется, и экономика приходит в состояние равновесия (движение из точки С в точку А). Таким образом, механизмом, обеспечивающим восстановление равновесия на товарном рынке, является изменение (накопление или сокращение) запасов.
|
17. Равновесие ВВП в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы
«Кейнсианский крест» для закрытой экономики (для трехсекторной модели экономики) изображен на рисунке. Точка А соответствует равновесию товарного рынка, т. е. ситуации, при которой планируемые расходы равны фактическим, расходы равны доходу, а инъекции равны изъятиям. Однако равновесная величина К может не соответствовать этому равновесию и, по мнению кейнсианцев, обычно находится ниже уровня ВВП при полной занятости, т.е. потенциального ВВП (Y*).
Если фактический равновесный ВВП меньше потенциального (Y факт<Y*), то в экономике имеет место рецессионный разрыв. Такая ситуация обусловлена недостаточностью совокупных расходов для обеспечения уровня выпуска при полной занятости. Поэтому для достижения этого уровня выпуска (Y*) необходимо увеличить совокупные планируемые расходы Е (рис. а). Исходное равновесие находится в точке А, в которой величина совокупных планируемых расходов равна Е1, а объем равновесного фактического выпуска – Y1. Чтобы обеспечить выпуск Y*, должны увеличиться планируемые расходы, т.е. кривая Ер1 должна сдвинуться до Еp2.
Анализируя рецессионный разрыв, важно различать рецессионный разрыв расходов и рецессионный разрыв выпуска (ВВП). Разница между величиной планируемых расходов Ер1 и Ер2 представляет собой рецессионный разрыв расходов (ΔЕр), а разница между величиной Y, и Y * (ΔY) — рецессионный разрыв выпуска.
Противоположная ситуация, при которой фактический равновесный выпуск Y превышает выпуск при полной занятости Y * (потенциальный ВВП), т.е. Y факт> Y *, известна как инфляционный разрыв выпуска. В кейнсианской модели это является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокупных расходов. Для возвращения к потенциальному объему выпуска необходимо сократить совокупные планируемые расходы. Эта ситуация представлена на рис. б.
Инфляционный разрыв выпуска равен ΔY, а инфляционный разрыв расходов равен ΔEp, причем ΔY — это мультиплицированная величина ΔЕр. Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены на ΔЕ, что соответствует сдвигу кривой планируемых расходов от Ep1 до Ер2.
Таким образом, из теоретических положений кейнсианской модели следуют следующие выводы: 1) государство должно стать активным участником в экономике; 2) государство должно регулировать экономику, воздействуя на совокупные расходы, т.е. на совокупный спрос; 3) регулирование экономики должно проводиться с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики; 4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, поскольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос.
18. Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов (кейнсианского креста).
При анализе взаимодействия данных моделей необходимо учитывать, что кейнсианский анализ – это модель с постоянным уровнем цен, а анализ AD-AS – модель с переменным уровнем цен. Это объясняется тем, что: 1) между потреблением и уровнем цен существует обратная зависимость: повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности потребителей; 2) существует обратная связь между инвестициями и уровнем цен: с ростом цен, при прочих равных условиях, повышается процентная ставка и снижаются инвестиции.
Предположим, произошло снижение уровня цен с Р2 до Р3. Реальные кассовые остатки возрастут, что приведет к росту расходов на потребление. Кривая АЕ2 сместится в положение АЕ3 Аналогично и при повышении уровня цен с Р2 до Р1.
Тождество двух моделей достигается только при неизменных ценах. При допущении инфляционного роста уровня цен возникает масштабное несоответствие между изменением номинального ВВП в инфляционном интервале модели «доходы – расходы» и реального ВВП в модели AD-AS.
19.Сущность, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
Фискальная политика – это совокупность мер предпринимаемых правительством по изменению государственных расходов и налогообложения. Цели фискальной политики:1) сглаживание колебаний экономического цикла; 2) обеспечивает стабилизацию экономического роста; 3) достижение полного уровня занятости при умеренных темпах инфляции. Фискальная политика – политическое регулирование правительством прежде всего совокупного спроса. Однако некоторые инструменты могут использоваться через влияние на уровень деловой активности. Инструменты фискальной политики:1)государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты (социальные выплаты осуществляемые из государственного бюджета).
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос – разное. Государственные закупки (G) являются компонентом совокупного спроса (AD = С + I + G + Хп), поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос. При росте государственных закупок совокупный спрос увеличивается, а при сокращении — уменьшается. Налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (Ig). В зависимости от фазы цикла, в которой находятся экономические инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде деловой активности и имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: снижение налогов; увеличение государственных закупок; увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве») экономики и имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижения инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: увеличение налогов; сокращение государственных закупок; сокращение трансфертов.
20.Дискреционная фискальная политика и её механизм.
ДФП – направленное целесообразное изменение правительством государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объём национального дохода, занятость и инфляцию.
Поскольку государственные закупки товаров и услуг оказывает прямое непосредственное влияние на величину национального дохода, и т.к. государственные закупки являются величиной экзогенной, то добавление их к сумме потребительских и инвестиционных расходов, на графике параллельным сдвигом. Мультипликатор государственных закупок (гос. расходов) — это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличился (сократился) совокупный доход при увеличении (сокращении) государственных закупок на одну единицу. Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. Его формула: МТr=МРС/1-МРС Мультипликатор налогов — это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Его формула: МТ= -МРС/1–МРС Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:
Согласно кривой Лофера, при ставке R0 налоговые поступления равны 0. По мере возрастания ставки налоговые поступления возрастают. При ставке R0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений.
| 21.Налоги в рыночной экономике: сущность, функции и виды. Принципы налогообложения. Налог -это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке. Налоги выполняют три основные функции: 1) фискальную; 2) регулирующую; 3) социальную. По характеру взимания налоговых ставок налоги бывают: 1) прогрессивные (вид налога, при котором налоговая ставка повышается по мере роста дохода); 2) регрессивные (вид налога, при котором налоговая ставка понижается по мере роста дохода); 3) пропорциональный (вид налога, при котором налоговая ставка неизменна, независимо от размера дохода). По объекту обложения налоги бывают:1) прямые (налоги на доход и имущество, взимаются с конкретных физических и юридических лиц); 2)косвенные (налоги частично переносимые на цены товаров и услуг). Основные принципы: 1)обязательная уплата налога; 2) однократность взимания; 3) простота и удобство формы налога; 4) гибкость и адаптируемость налоговой системы. 22.Недискреционная фискальная политика, действие «встроенных стабилизаторов». Недискреционная (автоматическая) фискальная политика, или политика - встроенных стабилизаторов – это политика, опирающаяся на неизменность налоговых ставок и правительственных расходов в периоды циклических колебаний в экономике. Автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности (пособия малоимущим). Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог. При спаде деловой активности величина совокупного дохода (Y) сокращается. А поскольку налоговая функция имеет вид: Т— tY(где Т — величина налоговых поступлений, t — ставка налога), то величина налоговых поступлений уменьшается. При «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Ставка налога, при этом, остается неизменной. Налоги — это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде деловой активности изъятия минимальны, а при «перегреве» экономики — максимальны. Таким образом, наличие налогов позволяет экономике как бы автоматически «остужаться» при «перегреве» и «подогреваться» при рецессии. Появление в экономике подоходного налога уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- трс)] > [1/(1-трс(1-t)]). Это усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог Налог на добавленную стоимость (НДС). При рецессии объем продаж сокращается. А поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При «перегреве» экономики, наоборот, растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается и, соответственно, увеличиваются поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется. Пособия по безработице и по бедности. Общая сумма их выплат увеличивается при спаде экономики, когда люди начинают терять работу и нищают, и сокращается при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Пособия по безработице и пособия малоимущим являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику 23. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. В том случае, когда государство осуществляет непомерные расходы, ведет неправильную внешнеторговую и налоговую политику, бюджет государства сводится с дефицитом. Под дефицитом бюджета понимают превышение его расходной части над доходной. При превышении доходов бюджета над его расходами, образуется профицит бюджета. Виды: 1) активный и пассивный; 2) фактический, структурный и циклический; 3) текущий и первичный.Активный бюджетный дефицит происходит в результате сознательных действий правительства по увеличению расходов бюджета. Пассивный дефицит бюджета – это дефицит, вызванный сокращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности национальной экономики. Структурный дефицит бюджета представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит бюджета – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит бюджета – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга. Причинами образования дефицита бюджета могут быть: 1) рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличением государственных инвестиций; 2) чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие огромный рост непредвиденных расходов государства; 3) кризисные явления в экономике, ее развал, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Минимизация дефицита бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, а другие – при его исполнении. К методам сокращения бюджетного дефицита, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: а) лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; б) совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней; в) формирование такой налоговой политики, которая позволяла бы стимулировать инвестиционный процесс и увеличивать поступления в бюджет; г) сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; д) планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост бюджетных доходов и обеспечивающих одновременно решение стоящих перед обществом социально-экономических задач; е) жесткая экономия расходов путем исключения их них затрат, не обусловленных крайней необходимостью; ж) и др. Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать как внутренние, так и внешние источники. Это: а) продажа государственных долговых обязательств (займов); б) займы правительства в Центральном (Национальном) банке; в) внешние займы; г) эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных денег в обращение. Первые три способа финансирования бюджетного дефицита называются долговыми, а последний – денежным (эмиссионным). 24. Государственный долг: понятие и виды. Экономические и социальные последствия. Государственный долг– это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам. Его подразделяют на внешний и внутренний. Внешний государственный долг – это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату. Внутренний долг – это внутренняя задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг. Государственный долг имеет как положительную, так и отрицательную стороны. С одной стороны, он позволяет государству, не прибегая к эмиссии денег, получить денежные средства для покрытия дефицита бюджета, положительно влиять на денежно-кредитную систему, а соответственно, и на экономику в целом. С другой стороны, чрезмерная доля внешних заимствований может стать серьезной проблемой для экономики. К основным негативным последствиям государственного долга можно отнести: 1) усиление экономической и политической зависимости страны в связи с увеличением внешнего долга; 2) снижение доверия к стране в деловом мире, подрыв ее инвестиционной привлекательности; 3) нестабильность национальной денежной системы в связи с использованием золотовалютных резервов для погашения внешнего долга; 4) снижение жизненного уровня населения страны, ибо часть национального дохода отвлекается на погашение долга; 5) обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранцам части национального богатства страны (например, нефте- и газотранспортных систем); 6) и др. Для того, чтобы смягчить для страны последствия государственного долга, правительство должно принимать действенные меры по управлению им. К таким мерам можно отнести: а) погашение государственных займов, включая выплату процентов по ним, необходимо производить либо за счет запланированных бюджетных средств, либо за счет доходов от выпуска новых займов; б) не допускать, чтобы процентная ставка по государственным ценным бумагам была больше темпов роста ВВП, ибо все большая доля ВВП будет уходить на обслуживание государственного долга; в) в случае необходимости, изменять прежние сроки погашения финансовых обязательств правительства, переводя краткосрочные обязательства в долгосрочные; г) проводить рефинансирование государственного долга: выпускать новые государственные займы для погашения процентов по старым долгам; д) обеспечивать максимизацию налоговых поступлений в бюджет; е) и др. | |||||||||||||||||||||
25. Особенности бюджетно-налоговой политики РБ. Основной целью бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь является обеспечение финансовой и социальной стабильности в стране. Бюджетно-налоговая политика направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижения налоговой нагрузки и повышения жизненного уровня населения. Основные направления бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы определены «Программой социально-экономического развития республики Беларусь на 2006-2010 годы». В соответствии с целями и задачами этого периода она ориентирована на: 1) обеспечение устойчивого экономического роста; 2) стимулирование инновационной и инвестиционной активности; 3) расширение экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики. Политику государственных расходов предусматривается направить на: 1) обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном расширении предоставления части услуг на платной основе; 2) сокращение доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте; постепенное снижение уровня дефицита государственного бюджета; 3) стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение; 4) избирательную поддержку агропромышленного комплекса; 5) повышение эффективности финансирования жилищного строительства на основе привлечения средств субъектов хозяйствования и населения. Основными задачами формирования бюджетов областей и г. Минска, а также местных бюджетов городов, районов, сельских поселений являются: 1) выравнивание финансового положения областей; 2) повышение заинтересованности органов местного управления в увеличении поступлений доходов как в местные, так и в республиканский бюджеты; 3) сокращение дотационности местных бюджетов, увеличение доли целевых субсидий в общем объеме трансфертов из республиканского бюджета; 4) рациональное распределение расходов между областными и местными бюджетами. В области налоговой политики в ближайшие годы будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства с целью снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. В этой связи осуществляется реализация следующих мероприятий: 1) отменяются мелкие, неэффективные, а также оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налоги и сборы; 2) выравниваются условия налогообложения для всех категорий плательщиков путем максимального сокращения существующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок; 3) совершенствуется система налогового администрирования, которая должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков; 4) вносятся коррективы в определение налоговой базы по отдельным налогам, сборам (пошлинам) с целью уточнения их экономического содержания; 5) сокращается число контролирующих органов и количество плановых проверок. 26. Понятия и цели денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика – совокупность мероприятий предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывают и реализуют её Центральный (Национальный) банк. Объектами монетарной политики являются спрос и предложение денег. Основными субъектами монетарной политики являются: 1) Центральный банк; 2) коммерческие банки; 3) и др. кредитно-финансовые учреждения. Различают долгосрочную и текущую денежно-кредитную политику. Долгосрочная денежно-кредитная политика является одним из направлений макроэкономического регулирования. Текущая денежно-кредитная политика направлена на решение текущих задач в денежно-кредитной сфере. Ее целями являются: фиксация количества денег, находящихся в обращении; изменение ставки рефинансирования коммерческих банков; определение уровня обязательных резервов; регулирование обменного курса национальной валюты и др. Центральный банк и коммерческие банки образуют банковскую систему. В РБ двухуровневая банковская система, деятельность банковской системы регулирует банковский кодекс. Функции Центрального банка: 1) разработка и реализация денежно-кредитной политики; 2) осуществление эмиссии денег; 3) регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование. Коммерческие банки осуществляют следующие основные операции:1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; 2) размещение привлечённых денежных средств от своего имени и на свой счёт на условиях возвратности, платёжности и срочности. Монетарная политика оказывает влияние на экономическую коньюктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и денежная масса. Конечными целями монетарной политики является обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов; 3) стабильного уровня цен; 4) равновесие платёжного баланса. Тактические цели монетарной политики: 1) контроль за денежной массой; 2) контроль за уровнем ставки процента; 3) контроль за обменным курсом национальной валюты. Изменение предложения денег Центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу и на денежный мультипликатор. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков и банковского мультипликатора. 29.Создание банковской системой «новых денег».Банковский и денежный мультипликатор. Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень представлен Центральным (Национальным) банком, второй уровень – системой коммерческих банков. Совр. банковская система – система с частичным резервным покрытием, т.е только часть своих депозитов коммерческие банки хранят в виде резервов. Предположим, что депозиты банка А выросли на 1000д.е. Для того чтобы можно было выдать всю сумму вкладчику, нет необходимости держать всю сумму в банке, достаточно части обязательного резерва, и определить с помощью обязательной резервной нормы (показатель, который рассчитывается как процент отношения суммы обязательных резервов к обязательной сумме банковских депозитов. Резервная форма в нашем случае равна 20%, тогда ссуду, тогда сумму которую банк может выдать будет определятся суммой избыточных резервов. Избыточных резервов 800д.е. Т.о.банк А увеличил предложение на 800 д.е., однако на этом процесс не заканчивается. Этот процесс создания денег будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма первоначального вклада не будет использована банковской системой в качестве резервов. В общем виде дополнительное предложение денег возникшее в результате появления в банковской системе нового депозита будет равна: , где rr- обяз.резервная форма, D – первоначальный депозит, – банк. мультипликатор. Банк. мультипликатор – показывает во сколько раз возрастет или сократится ден. массав результате увеличения или сокращения вкладов в банк систему в расчете на 1д.е. Существует два вида изъятия денег у банков, который уменьшают способность банковской системы к созданию денег:1) утечка денег; 2)избыточные резервы, чем больше размер обяз. резервов, тем меньше суммарный потенциал банковской системы к расширению кредитов, а соотв. и к создании новых денег. Хотя ЦБ в состоянии контролировать ден. базу, он не может осуществлять прямое регулирование банковскими резервами, поскольку именно домохозяйства и фирмы решают какая часть ден. базы должно существовать в виде наличных. Кроме того ЦБ заинтересован в управлении не резервами, а скорее совокупной денежной массой, поэтому уместно ей пользоваться ден. мультипликатором. , где MS – наличные деньги + депозиты до востребования(CU+D), MB – наличные деньги +банковские резервы(CU+R). Т.о предложение денег прямо зависит от величины ден. базы и ден. мультипликатора. Ден. мультипликатор - показывает как изменится предложение денег при увеличении ден. базы на единицу. Инструменты ден. политики корректирует величину ден. массы, воздействуя либо на ден. базу либо на денежный мультипликатор. Однако ЦБ не может в полном объеме контролировать предложение денег, поскольку комерч. банки определяют кол-во избыточных резервов, что влияет на мультипликатор. ЦБ не может предусматривать объем кредитов, которые будут выданы комерч. банками. Коэффициент депонирования определяется поведением населения и другими факторами. | 27. Спрос и предложение денег.
Спрос на деньги– общее количество денег, которые домохозяйства, бизнес, правительство желает иметь в данный момент. Он обусловлен выполнением деньгами двух функций как средства обращения и как средства сбережения. Соответственно общий спрос на деньги распадается на спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов. Спрос на деньги для сделок определяется уравнением номинального ВНП. Он не зависит от ставки процента следовательно графически он выглядит виде вертикальной прямой линии
Причина существования на деньги со стороны активов вытекает из функции денег как средство сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах: акции, облигации, наличность. Преимущество владения деньгами является их ликвидность. Ликвидность – это способность денег быстро обмениваться на другие товары. Преимущество ценных бумаг состоит в том, что они приносят доход виде процента. Спрос на деньги со стороны активов обратно пропорциональны уровню процентной ставки имеет вид вниз сходящей кривой:
Dm - кривая общего спроса на предложение. Совокупный спрос на деньги можно определить как сумму спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Таким образом, совокупный спрос на деньги зависит от уровня процентной ставки и других ВНП. Предложение денег – общее количество денег в стране. Для изменения денежной массы её разбивают на несколько групп, которые называют денежные агрегаты они во всех странах разные.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.017 с.) |