Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неоклассические теории экономического роста. Модель Р. Солоу. Производственная функция Кобба-Дугласа.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Неоклассические модели экономического роста базируются на классической теории факторов производства, где труд, капитал и земля выступают в качестве самостоятельных факторов создания общественного продукта, и теории предельной производительности, в соответствии с которой владельцы факторов производства получают доходы от предельных продуктов этих факторов. Базоввой моделью экономического роста в неоклассической теории является модель Р. Солоу, в основу, которой положена производная функция Кобба-Дугласа. Y = f (K, L), где Y – объем национального производства, f – знак функции, K – капитал, L – труд. Солоу дополняет эту функцию еще одним фактором – научно техническим прогрессом. Р. Солоу исходит из того, что равновесие экономической системы обеспечивается за счет равенства совокупного спроса и совокупного предложения. При этом совокупное предложение в его модели определяется на основе производственной функции Кобба-Дугласа, выражающей отношение функциональной зависимости между объемом производства, с одной стороны, и используемыми факторами производства и их взаимной комбинацией — с другой. В этой функции доля каждого фактора в стоимости продукта постоянна, хотя в абсолютном выражении затраты труда и капитала могут меняться. Темп прироста ВВП зависит от: 1) темпа прироста капитала умноженного на долю капитала в выпуске; 2) темпа прироста объема вложенного труда умноженного на долю заработной платы в общем объеме выпуска; 3) темпа технического прогресса. Рассмотрим зависимость производительности труда от капитала вооруженности. Для этого необходимо привести производную функцию к виду: Y/L=T·f(X/L). Исходя из данной функции производительность труда растет с ростом капиталло-вооруженности, но все меньшими темпами. Это объясняется подающей производительностью капитала. Основным критерием устойчивого экономического роста является капиталло-вооруженность труда. С течением времени численность населения может изменяться, следовательно, изменяется и фондо-вооруженность труда. Солоу делает вывод: что в странах с высокими темпами роста населения будут замедляться темпы экономического роста. Он пытается доказать возможность наличия устойчивого экономического роста ха счет технической субституции и гибкой системой цен.
|
50. Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь Решающее влияние на темпы экономического роста в Республике Беларусь оказывают следующие факторы: количество и качество природных и трудовых ресурсов; размеры и качество основного капитала; научно-технический прогресс и совокупный спрос общества. Объективными факторами, сдерживающими экономический рост в республике, являются: 1) ограниченность сырьевой и топливно-энергетической базы; 2) высокая ресурсоемкость экономики; 3) сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России и других стран СНГ; 4) неразвитость рыночной инфраструктуры. Весь период трансформации и роста экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы: 1991 – 1995 гг. – период глубокого затяжного экономического кризиса.Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. 1996 – 2000 гг. – этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений. Этот период характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствовало о выходе из экономического кризиса, но еще не означало перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствовал высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции. 2001 – 2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития. Программа социально-экономического развития на 2001— 2005 годы стала первым шагом к достижению стратегической цели социально-экономического развития страны — оздоровлению народа и приближению его благосостояния к уровню экономически развитых европейских государств на основании сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечению рациональной занятости населения и доведению его социальной защищенности до уровня передовых стран. Положительные тенденции развития экономики в этот период нашли свое отражение и развитие в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». 51. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни. Социальная политика– это совокупность принципов, норм и методов используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. Объектами социальной политикиявляются отдельные граждане, группы граждан, объединенные конкретными связями, население всей страны. Субъекты социальной политики – те кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативо-правовую основу социальной политики, осуществляют действия по её реализации. Основные функции социальной политики:1) стабилизирующая функция (приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения); 2) поддержание и стимулирование экономики и социальной активности населения; 3) гарантирующая функция (создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия); 4) защитная функция (означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса). Основные принципы социальной политики:1) принцип социальной справедливости (предполагающий с одной стороны – равенство всех членов общества независимо от их индивидуальности и социальных различий, а другой – дифференциация населения по заслугам); 2) принцип индивидуальной социальной ответственности (каждый дисперсионный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей); 3) принцип социальных гарантий(предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг, употребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни); 4) принципы всеобщности(социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода). Основные цели социальной политики:1) обеспечение полной и рациональной занятости населения; 2) регулирование доходов населения; 3) социальные гарантии и социальная защита; 4) защита здоровья нации; 5) экологическая безопасность. Таким образом, социальная политика направлена на обеспечение соответствующих условий для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния населения, адресной поддержки малообеспеченным группам, создание условий воспроизводства рабочей силы и др. 52. Уровень и качество жизни населения. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни. Уровень жизни – степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. Для оценки уровня жизни используется ряд показателей:1) величина реальных доходов; 2) структура потребления; 3) продолжительность рабочего дня. Точкой отсчета при определении жизненного уровня является потребительская корзина – набор благ и услуг, удовлетворяющие функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий, складывающихся в стране и реальных возможностей экономики. Минимальный уровень потреблениятакой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребление за грань обеспечивающих нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления – количество и структура потребления наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребленияопределяет «черту бедности». Бедность – это обеспеченность человека ниже прожиточного минимума. Минимальная потребительская корзина рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально неприемлемо. В качестве интегрального показателя отражается состояние социальной сферы и общих условий жизни населения страны, используется индекс развития человеческого потенциала. Данный показатель рассчитывается с учетом взаимодействия трех параметров: 1) средняя ожидаемая продолжительности жизни; 2) базовый показатель образованности населения; 3) реальный ВВП на душу населения. Он позволяет дать сравнительную характеристику уровня жизни в различных странах. Качество жизни – это совокупность характеристик отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие населения. К основным показателям качества жизни относятся: 1) здоровье людей; 2) продолжительность жизни; 3) физическое и культурное развитие населения; 4) морально-психологический климат. Результативность социальной политики проявляется в системе социальных индикаторов или нормативов количественных показателей состояния и динамики социальных процессов в обществе. В Белоруссии и некоторых странах СНГ введен норматив определяющий какой денежный минимум необходим человеку, чтобы выжить (бюджет прожиточного минимума). В Белоруссии существует минимальный потребительский бюджет (МПБ). Минимальный потребительский бюджет – это та граница дохода, ниже которой уже не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни человека. Минимальный потребительский уровень используется как основополагающий норматив при установлении минимальной заработной платы. | ||
53. Доходы населения и их распределение. Кривая Лоренца. Политика доходов – это правительственная политика воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым на личные реальные доходы. Доходы населения – это средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства. Источником денежных доходов является заработная плата, пособие и т.д. Существует три вида доходов:1) номинальный доход – это сумма денежных доходов получаемых в течение определенного периода времени, он не учитывает динамику цен; 2) реальный доход – это количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить за свой номинальный доход; 3) располагаемый доход – это доход, который может быть использован на личные потребления и на личные сбережения. Доходы могут быть: 1) лигитивные (полученные законным путем); 2) нелигитивные. Доходы являются фактором расслоения общества, возникновение в нем неравенства. Социальное неравенство заключается в неодинаковом доступе различных категорий к социально-значимым благам. Сущность экономического неравенства: меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Закон Поррета согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует прямая зависимость. Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого – дифференциация дохода. Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используют кривую Лоренца и индексы Джини. Суть кривой Лоренца состоит в том, что если предположить абсолютное равенство в доходах (20% населения получает 20% всех доходов, 40% населения – 40% всех доходов и т. д.), то на графике это будет представлено в виде биссектрисы ОЕ. В реальной же жизни распределение доходов неравномерно. 20 % населения могут иметь 5 % доходов, 40 % населения - 16 % доходов и т.д. В этом случае на графике мы получим кривую L, которая называется кривой Лоренца. Чем дальше кривая L удаляется от прямой ОЕ, тем неравномерней распределяются доходы в обществе. Крайнее положение, которое может занимать эта кривая, совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол ОХЕ. Треугольник, образуемый диагональю ОЕ и осями координат ОХ и ХЕ, характеризует крайнюю степень неравенства в распределении доходов, т.е. абсолютное неравенство. Это соответствует ситуации, когда 1 % семей получает 100 % дохода, а другие не имеют ничего. Количественна степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини, определяемого как отношение площади сегмента OEL к площади треугольника ОХЕ. Очевидно, что чем больше отклонение кривой от биссектрисы, тем больше будет площадь фигуры M и следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице. Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель как децильный коэффициент, выражающий соотношения между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. 54. Политика социальной защиты населения Политика социальной защиты представлена в виде системы принципов, нормативов и мер государства, используемых для создания и регулирования условий по обеспечению защиты граждан в ситуациях социального риска. Под социальным рискомпонимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным причинам. Социальная защита осуществляется в двух основных формах:1) денежной; 2) натуральной. Методы социальной защиты означают конкретные способы ее реализации и к основным методам относятся:1) социальная помощь (осуществляемая на безвозмездной либо льготных условиях при трудном материальном положении социального риска); 2) социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов добровольных или обязательного порядка; 3) социальная поддержка, то есть способ защиты лиц с доходами ниже прожиточного минимума; 4) социальное обслуживание(медицинское, бытовое, психологическое). Социальное страхование – основное направление социальной защиты, предназначенного для материального обеспечения населения в случае наступления социального риска. Основные статьи расходов социального страхования:1) Выплаты трудовых пенсий; 2) социальных пенсий; 3) пенсий для военнослужащих; 4) выплаты по временной нетрудоспособности; 5) выплаты на оздоровление; 6) Пособие по безработице. Использование средств социального страхования осуществляется в форме денежных выплат: пенсий и пособий. Пенсии могут быть страховые или трудовые (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет) и социальные (выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию). Пособия – это гарантированные денежные выплаты при временном прерывании работы, а так же для компенсации дополнительных расходов, возникающих в определенных случаях (при рождении ребенка, в случае смерти близкого родственника). Особое место занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Социальная помощь – оказание адресной поддержки гражданам нуждающихся в материальном содействии в связи с ухудшением. Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот и выплат. Социальные льготы выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности. Социальное обслуживаниепредполагает создание условий для социальной адаптации людей путем оказания социальной поддержки, предоставление бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. 55.Характеристика моделей социальной политики Американская модель.Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Предусматривает проведение либеральной социальной политики, ориентированной на снижение вмешательства го-ва в решении инд. проблем граждан, на предоставление им возможно большей экономической свободы. Здесь активно поощряется предпринимательство, достижение личного успеха, обогащение наиболее активной части населения. Задача соц. равновесия в данной модели не рассматривается, а приемлимый уровень малообеспеченных групп населения, как и регулирование других вопросов экономики, обеспечивается за счет перераспределения части национального дохода. Т.о. в американской модели го-во играет важную роль в утверждении правил экономической игры, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается самими товаропроизводителями исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем. Шведская модель. Основными целями шв. модели являются: поддержание высокой и стабильной занятости, быстрый экономический рост, выравнивание доходов населения, поддержание экономического равновесия, достижение стабильности цен. В Швеции самый высокий уровень занятости среди индустриальных стран.Этому способствует мощное профсоюзное движение, так и политика го-ва по переквалификации работников. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство. | 56.Понятие открытой экономики и основные взаимосвязи в ней. Платёжный баланс. Открытая экономика – это экономика, интегрированная в мировое экономическое пространство, достаточно полно реализующая преимущества международного разделения труда и активно использующая различные формы мирохозяйственных связей. В открытой экономике субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать экспортно-импортные операции. Взаимосвязи в открытой экономике определяются тем, что: национальная экономика учитывает международное разделение труда; высокий уровень внешнеторгового оборота стимулирует экономический рост внутри страны; значительное развитие получает не только экспорт, но и импорт; участие страны в международном разделении труда определяет национальную структуру производства. Система взаимосвязи в открытой экономикехарактеризуется тем, что внутреннее равновесие (равенство I=S) связано с внешним, когда Ex=Im, соотношение же Im и Ex (импорта и экспорта) зависит от валютного курса и счёта движения капиталов, на состояние которого влияет соотношение внутренней и внешней нормы процента. Выделяют три уровня (направленности) открытости экономики: экспорт товаров и услуг; приток и отток капитала; купля-продажа иностранной валюты. Основное макроэкономическое тождество открытой экономики — это макроэкономическое тождество, изученное нами ранее в кейнсианской модели макроэкономического равновесия: Y=C+Ig + G + Хп. Однако если раньше нас больше интересовали компоненты внутреннего спроса: потребление, инвестиции и государственные расходы (С, Ig, G), то относительно открытой экономики мы будем изучать четвертый компонент тождества - чистый экспорт Хп: Хп = Х-М, где X— денежные поступления по экспорту; М - денежные платежи по импорту. В открытой экономике ВВП определяется величиной внутреннего и внешнего спроса. В случае положительного сальдо торгового баланса национальный доход превышает величину внутреннего спроса национальной экономики. Таким образом, в случае достижения положительного сальдо торгового баланса (счета текущих операций) открытая экономика создает не ограниченные внутренним спросом возможности роста национальной экономики. Платёжный баланс представляет собой соотношение между платежами, поступающими в данную страну из-за границы, и платежами, осуществленными ею за границей в течение определенного периода времени. Он включает платежи по внешнеторговым операциям (торговый баланс), услугам (международные перевозки, страхование и пр.), неторговые операции (содержание представительств, командировки специалистов, международный туризм), платежи в виде процентов по кредитам и в виде доходов от капиталовложений. В платежном балансе отражаются итоги внешнеэкономической деятельности страны. На основе платежного баланса можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны, определять, «по средствам ли живет» та или иная страна с точки зрения ее внешнеэкономических связей и др. Данные платежного баланса используются для составления национальных счетов и измерения объема национального богатства. В укрупнённом виде структуру платёжного баланса можно представить следующим образом: 1) счёт текущих операций –это баланс трансакций (обменов), совершаемых в сфере реальной экономики, на рынке товаров и услуг; 2) счёт движения капитала –это баланс трансакций, совершаемых в финансовой сфере – на рынке капитала. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций. Страны с дефицитным платежным балансом обычно представляют след. мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов: дефляционную политику; девальвацию; валютные ограничения; финансовую и денежно-кредитную политику; специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей. Чтобы обеспечить осуществление торговых и финансовых операций между странами устанавливается определенное соотношение между их национальными денежными единицами. Соотношение национальных валют называется валютным курсом. Валютный курс – это стоимостное соотношение двух валют при их обмене, или «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны или в международных платежных средствах. 57.Макроэкономическая политика в открытой экономике. Диаграмма Свона. Макроэкономическая политика – это действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания умеренных темпов экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности цен и внешнеэкономического равновесия. Макроэкономическая политика государства рассчитана на долговременную и краткосрочную перспективу. Отсюда выделяют стратегическую и корректирующую макроэкономическую политику. Стратегическая политика предусматривает достижение долговременных экономических целей: поддержание высоких темпов экономического роста и низкой инфляции, структурная перестройка экономики, экспансия на внешние рынки, обеспечение полной занятости и социальной стабильности и др. Вместе с тем, для достижения долгосрочных целей государство должно постоянно корректировать несовершенства рынка, т.е. проводить корректирующую политику. Такая корректировка рыночных механизмов носит, как правило, кратковременный характер и нацелена на стабилизационный результат. Пример тому – действия государств по смягчению финансового и экономического кризисов, начавшихся в 2008 году. Диаграмма Т. Свона График, на котором кривые внутреннего (IB) и внешнего (ЕВ) равновесия совмещены, в экономической науке именуют диаграммой Т. Свона. Модель Т. Свона строится для малой открытой экономики, уровень процентной ставки в которой зависит от ставок процента на мировых финансовых рынках. Если исходить из предположения, что доход в зарубежных странах является величиной заданной, то внутреннее равновесие будет определяться только двумя параметрами: государственными расходами и уровнем валютного курса, которые в свою очередь определяют уровень национального дохода. Увеличение государственных расходов, при прочих равных условиях, приводит к росту национального дохода, но одновременно увеличивает импорт и дефицит счета текущих операций. Обесценивание национальной валюты стимулирует экспорт, сокращает импорт и, следовательно, увеличивает национальный доход. С учетом вышесказанного, в целях достижения внутреннего равновесия правительство в малой открытой экономике может использовать два вида макроэкономической политики — фискальную (изменение уровня государственных расходов G) и монетарную (изменение курса национальной валюты). В этих координатах (G и r) и строится модель Т. Свона. На этой диаграмме отмечены четыре области внутреннего и внешнего неравновесия: 1) область I указывает на дефицит баланса текущих операций и неполную занятость; 2) область II указывает на дефицит баланса текущих операций и инфляционный спрос; 3) область III указывает на положительное сальдо баланса текущих операций и инфляционный спрос; 4) область IV указывает на положительное сальдо баланса текущих операций и неполную занятость. 58.Модель Манделла-Флеминга. (Модель IS-LM-BP). Краткосрочное макроэкономическое равновесие в малой открытой экономике с совершенной мобильностью капитала анализируют с помощью модели Манделла-Флеминга: IS-LM-BP. Эта модель представляет собой модифицированную модель IS-LM. При построении модели открытой экономики Манделла-Флеминга предполагают, что вклад национальной экономики в мировой рынок незначителен, поэтому основные параметры ее развития задаются ей извне (мировым рынком). Графически модель IS-LM-BP строится в системе координат, где на оси абсцисс откладывается уровень национального дохода, а на оси ординат - процентная ставка. Оптимальное соотношение между этими величинами обеспечивает одновременно равновесие на трех рынках: товарном (IS), денежном (LM) и внешнем (BP). Кривая IS в модели открытой экономики показывает равновесие на товарном рынке, учитывает состояние экспорта и импорта страны. Кривая LM в модели открытой экономики показывает ситуацию равенства спроса на деньги (L) и их предложения (М) при различных комбинациях уровня дохода (Y) и процентной ставки (r). Подобный анализ помогает Центральному (Национальному) банку регулировать денежную массу в соответствии с достигнутым уровнем национального дохода и желаемой величиной процентных ставок. Кривая BPв модели открытой экономики показывает различные комбинации уровня дохода и процентной ставки, при которых платежный баланс находится в равновесии, когда чистый экспорт страны уравновешивает счет капитальных активов платёжного баланса. Данная модель позволяет показать как каждый рычаг повлияет на состояние реального сектора экономики, денежного рынка и платёжного баланса. Позволяет конкретно определить величину дохода, процента и валютного курса соответствующих новому состоянию взаимного экономического равновесия, позволяет выявить эффективность направлений экономической политики при различных валютных режимах. | 59.Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе.
Когда обменные курсы свободно плавают, нет необходимости иметь резервы, поскольку Национальный банк не пытается вмешиваться (проводить интервенции) на валютных рынках. Национальный банк не несет обязательств по обеспечению иностранной валютой тех, кто хочет купить иностранные товары или иностранные финансовые активы.
Рассмотрим воздействие на макроэкономическое равновесие стимулирующей фискальной и монетарной политики при плавающих валютных курсах.
Фискальная политика. Рост государственных расходов, финансируемый с помощью займов (при увеличении дефицита государственного бюджета), сдвигает кривую IS от IS0 до ISX, повышая ставку процента до rх. Происходящий в результате этого приток капитала приведет к росту реального валютного курса. Спрос на внутренне произведенные товары упадет, так как импорт становится дешевле, а экспорт дороже, т.е. происходит потеря конкурентоспособности. Кривая IS сдвинется влево обратно к исходной кривой IS0, так как экспорт падает. Причина, по которой экономика движется обратно к точке исходного равновесия, состоит в том, что пока внутренняя ставка процента выше, чем мировая ставка процента, будет продолжаться отток капитала, и обменный курс будет расти. Этот процесс может прекратиться только, когда внутренняя ставка процента снова будет равна r*. Механизм, который обеспечивает снижение ставки процента — сокращение совокупного спроса. Вывод: фискальная политика совершенно не эффективна, когда обменные курсы свободно плавают и капитал мобилен.
Монетарная политика. В случае монетарной экспансии (рис. 10.9) кривая LM сдвигается вправо от LM0 до LM{, понижая ставку процента до rх (движение из точки А в точку В). Фактически это повысит конкурентоспособность национальных товаров. Обусловленный этим приток капитала приведет к обесценению валюты. Реальный обменный курс упадет, увеличивая спрос на внутренний выпуск. Кривая IS сдвигается от IS0 до ISX, повышая ставку процента опять до r* (движение из точки В в точку С). Как и раньше, система вернется в равновесие (BP = 0) через изменение обменного курса, которое будет продолжаться до тех пор, пока r меньше, чем r*. Чистый эффект монетарной экспансии - дефицит счета движения капитала и торговый излишек в результате снижения реального обменного курса. Вывод: монетарная политика достаточно эффективна в открытой экономике с плавающими обменными курсами.
60.Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе.
Под фиксированным курсом понимается не его застывший, а «маятниковый» уровень, колеблющийся в одну и другую стороны. Коридор колебания устанавливается Центральным (Национальным) банком. Если курс национальной валюты отклоняется в сторону снижения за пределы установленной нормы, то в целях недопущения ее девальвации Центральный (Национальный) банк проводит валютные интервенции, т.е. продает иностранную валюту на валютном рынке. И, наоборот, при отклонении курса национальной валюты в положительную сторону, Центральный банк покупает иностранную валюту, увеличивая предложение национальной валюты.
Фискальная политика. На рисунке исходное равновесие находится на пересечении кривых IS0 и LM0 в точке А. Горизонтальная линия BP = 0 означает внешнее равновесие, свидетельствующее о том, что платежный баланс находится в равновесии (равен нулю). При совершенной мобильности капитала внутренняя и внешняя (иностранная) ставки процента должны быть равны (r = r*), иначе будут происходить чистые оттоки капитала. Поэтому любая точка, не находящаяся на кривой BP=0 не может соответствовать ситуации, когда платежный баланс находится в равновесии, поскольку r не равна r*. Рост государственных расходов, финансируемый путем займов, сдвинет кривую IS от IS0 до IS1 так как совокупный спрос во внутренней экономике увеличится в результате большего бюджетного дефицита. Ставка процента растет как результат более высокого дохода, и экономика двинется в точку В. Внутренняя ставка процента поднимется до r. Это повлечет приток капитала, поскольку r, больше, чем r*. Спрос на национальную валюту повысится, поскольку иностранцы постараются купить больше белорусских финансовых активов. При данном фиксированном валютном курсе Национальный банк должен обеспечить дополнительное количество белорусских рублей и покупать иностранную валюту. Воздействие состоит в том, чтобы увеличить предложение белорусских денег и снизить ставку процента. На рисунке это показано в виде сдвига кривой LM от LM0 до LM1. Экономика будет снова в равновесии в точке С.Что же определяет величину притока капитала и рост дохода от Y0 до Y. Приток капитала будет продолжаться до тех пор, пока внутренняя ставка процента будет выше, чем r*. Но приток капитала сам по себе оказывает понижающее воздействие на ставку процента, так как увеличивает предложение белорусских денег.
Когда ставка процента снова равна r*, приток капитала прекращается.Поскольку финансовые активы являются совершенными субститутами во всем мире, инвесторы будут согласны хранить свой капитал в Республике Беларусь, ибо они получат ту же самую ставку процента, которую могли бы получать в любой другой стране мира. Инвесторы не будут изымать свой капитал, когда белорусская ставка процента снова упадет до r*. Чистый эффект состоит в том, что доход увеличивается до У, при не изменившейся ставке процента. Фискальная экспансия в этом случае означает и монетарную экспансию. В терминах платежного баланса будет иметь место торговый дефицит и излишек счета движения капитала. Но так как равновесие снова находится на линии BP = 0, платежный баланс является достаточно эффективной в открытой с фиксированным валютным курсом.
Монетарная политика. Рост предложения денег сдвигает кривую LM от LM0 до LMx, в результате чего снижается ставка процента. Это ведет к оттоку капитала, поскольку внутренняя ставка процента теперь ниже, чем мировая ставка процента. Национальный банк должен покупать белорусские рубли и сокращать свои резервы иностранной валюты, чтобы поддержать фиксированный валютный курс. Предложение денег изменится, так как белорусские рубли, купленные Национальным банком, больше не будут находиться в обращении во внутренней экономике. Кривая LMX сдвинется обратно до lМ0. Заметим, что поскольку предложение денег эндогенно, Национальный банк не может изменить предтожение денег независимо от других стран при режиме фиксированного валютного курса. Увеличения выпуска денег не происходит, поскольку нет увеличения реального совокупного спроса. Фактический рост предложения белорусских рублей компенсируется оттоком капитала (потерей резервов), что увеличивает предложение денег и, как следствие, темп инфляции в других странах.
61.Необходимость перехода к рыночной экономике. Основные направления рыночных преобразований.
Противоречия, нарастающие в мировой экономической системе между социальной, плановой и рыночной экономикой привели к распаду мировой системы социализма.
Принципы социалистической экономики: 1) отсутствие ча
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.017 с.) |