Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок труда в классической модели↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет макроэкономики Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» - «маленький»), а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей, при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей. В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных (индивидуальных) хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя) на индивидуальных рынках, макроэкономика изучает экономику как единое целое, исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как ВВП, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др. Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики. Предметом макроэкономической теории является поведение экономики, системы её внутренних связей, рассматриваемых как единое целое. Макроэкономическая теория изучает: - экономическое поведение, подъемы и спады экономики, темпы инфляции и безработицы; - экономическую политику (меняющую валютные курсы и инвестиции); - экономические факторы (влияющие на ставку процента, цены и бюджет). Макроэкономика является основой экономической политики государства.
2. Цели макроэкономической политики государства. 1.Экономический рост – обеспечение устойчивой тенденции роста национального продукта. 2.Оптимальная занятость – обеспечение работой всех, кто желает и способен работать. 3.Стабилизация цен – одинаковая эффективность для всех хозяйственных субъектов, т.е. обеспечение стабильного уровня цен, исключающее инфляцию. 4.Внешнеторговый баланс – предусматривает внешнеторговое равновесие, баланс экспорта и импорта, стабильный обменный курс национальной валюты. Для реализации этих целей используются следующие основные инструменты макроэкономической политики. 1.Налогово-бюджетная политика, предусматривает использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику. 2.Кредитно-денежная политика, осуществляется государством посредством денежной, кредитной и банковской систем страны. 3.Политика доходов – это желание государства сдерживать инфляцию директивными методами, либо контроль над заработной платой и ценами, либо планирования повышения заработной платы и цен. 4.Внешнеэкономическая политика. Учёт и анализ внешнеторговой деятельности страны и управление валютными рынками.
2.К общепризнанным целям макроэкономики можно отнести следующие: 1. Экономический рост, что дает возможность обеспечить производство большего количества товаров и услуг, улучшения их качества, а в конечном результате - высокий уровень жизни населения. 2. Повышение экономической эффективности производства на базе научно-технического прогресса, что способствует минимизации затрат ограниченных производственных ресурсов для производства определенного объема товаров и услуг. 3. Экономическая свобода, обеспечивающая создание для предпринимателей, работников и потребителей условий свободного и рационального выбора. 4. Полная занятость населения, позволяющая каждому индивиду реализовать свои профессиональные способности и получить доходы в зависимости от количества и качества затраченного труда. 5. Справедливое распределение доходов, чтобы предотвратить как неоправданную дифференциацию уровня жизни различных групп населения, так и уравнительности в оплате труда. 6. Социальная защита, что гарантирует надлежащее существование безработным, нетрудоспособным, престарелым и детям. 7. Оптимальный платежный баланс, что облегчает достижения равновесия в международной торговле, внешнеэкономических связях, поддержание стабильного курса национальной валюты. 8. Равновесие во взаимодействии с природной средой для поддержания надлежащего уровня жизни современного и следующих поколений людей. Достижение перечисленных, а также других целевых установок является для общества сложной проблемой. С одной стороны, они известны, общепризнанные и всегда имеют место в рациональной экономической политике государства. С другой стороны, есть много вариантов, методов, способов достижения упомянутых целевых установок. Некоторые из них не могут быть определены в количественной форме, что предполагает разное трактование их, а соответственно и разные варианты экономической политики государства. Вместе с тем, ряд целевых установок, хотя и дает количественную оценку, составляет спорные комбинации. Таким образом, государственная политика должна базироваться на четком выявлении оптимальных приоритетов в постановке целей макроэкономики и оценке возможных последствий от их реализации. А это, в свою очередь, невозможно без проверки соответствия выбранных целевых приоритетов положениям и выводам макроэкономической науки.
3.Методы макроэкономики. Под методом понимают совокупность приемов, способов, форм изучения предмета данной науки; конкретный инструментарий научного исследования. К частным приёмам относят: Экономический атомизм (исследуются простейшие, далее неделимые эк. единицы, которые самостоятельно принимают решение, осущ. хозяйственную деятельность, взаимодействуют между собой). 1.Рационализм. 2.Предельный анализ. 3.Функциональный анализ 4.Равновесный подход 5.Метод верифицируемости теории. Эк эксперемент. Под кот предполаг изменен макроэк полит с целью поиска оптимальн регулирован и планиров нац эк.
4.Особен макроэк анализа Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и отраслями, выяснение механизма функционирования экономической системы в целом путем поддержания макроэкономического равновесия. В основу макроэкономического анализа положена простейшая модель кругооборота продуктов и дохода, основными звеньями которой являются фирмы, домашние хозяйства. В макроэкономике широко используются экономические модели — формализованные описания различных экономических явлений и процессов. Макроэкономические модели позволяют отвлечься от второстепенных элементов и сосредоточиться на главных элементах системы и их взаимосвязях. Поскольку модели являются абстрактным отражением реальной действительности, то они не могут быть всеохватывающими. По характ отраж модели можно выделить: -субстациональные; -структкрн; отраж отнош м/у элем прототипа, преим статические –функциональн рассм отнош м/у элем динамики
5.Основные макроэкономические показатели: ВВП (сумма конечных товаров и услуг, произведённых в течении года факторами производства, принадлежащим гражданам РБ, нац. экономике и иностранцам находящимся в рамках нац. экономики. ВНП (сумма конечных товаров и услуг, произведённых в течении года факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны в том числе и за её пределами). Рассчитать ВВП можно 3 способами: 1По доходам (суммируются все доходы, полученные за год в рамках нац. экономики). 2По расходам (суммируются все расходы по товарам и услугам). 3По добавленной стоимости (суммируются стоимость, добавленная на каждой стадии производства). При расчёте ВВП не включается: 1Доходы домохозяйств, полученные с натурального ведения хозяйства. 2Работы учёных не воплощенные в конечном товаре. 3Бартерная продукция. 4Трансферные операции (пенсии, стипендии). 5Финансовые операции. 6Чаевые. Номинальный ВВП- рассчитывается в текущих ценах, а реальный ВВП – с учетом индекса цен(номинальн делён на индекс цен). Чистый нац продукт - это ВВП за минусом амартизационных исчислений. Нац доход – это то, что прибавила нац эк-ка в результате пр-ва за год Личный доход - это нац. доход минус налоги из прибыли. Личный располагаемый доход – это личный доход минус подоходный налог и др платежи гос-ва. ВНП = C+I+G+Xn Уравнение ВВП носит название основного макроэкономического тождества. ВВП = валовой выпуск – промежуточное потребление + НДС + ЧНИ
6.Модель кругов потоков
6. Модель кругов потоков
6. Модель кругов потоков. В основу макроэкономического анализа положена простейшая модель кругооборота продуктов и дохода, основными звеньями которой являются фирмы, домашние хозяйства. Домашние хозяйства для удовлетворения своих потребностей предлагают в качестве ресурсов фирмам землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Фирмы с помощью ресурсов производят товары и услуги. Возникающие взаимосвязи осуществляются в натурально-вещественной и денежной формах и бесконечно повторяются. (Первая показана на рисунке против часовой стрелки, вторая — по часовой стрелке). Основным положением модели кругооборота продуктов и дохода является равенство суммы продаж фирм и суммы доходов домохозяйств. Таким образом, заработанные в экономике доходы соотносятся с выпуском продукции и уровнем валового внутреннего продукта. Рис.1. Модель экономического оборота Представленная модель характеризует закрытую экономику, в которой отсутствуют государственное вмешательство и связи с внешним миром. Интегрирование национальной экономики в мировую, исчисляемое посредством таких показателей как доля экспорта в производстве, доля импорта в потреблении, удельный вес зарубежных инвестиций и т.д., показывает степень ее открытости. Наиболее высокая степень открытости (50 — 70%) в таких странах как Австрия, Бельгия, Нидерланды. Во Франции, Германии, Италии степень открытости в пределах 40 — 50%, в США, Китае, Индии не превышает 20%. 7.Нац эк-ка и ее структура. Нац эк-ка – это и отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике Подходы к определению понятия: 1.технологический и соц-эк. Технологический подход акцентирует внимание на структуре и элементах народного хозяйства данного государства или группы стран, характеризуемых, исходя из уровня развития производительных сил, производительности труда и т.д. При таком анализе нац кэ-ка - сов отраслей, видов производств, их состояние, характеризуемое объемом произведенной продукции или выполненных услуг, их качеством, уровнем использования ресурсов, степенью выполнения договоров и т.д. Напр, исходя из технологического подхода, в национальной экономке можно выделить следующие элементы: материальное и нематериальное производства. Соц-эк подход основан на понятии общественного производства. Оно представляет собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы, направленный на удовлетворение потребностей. Национальная экономика — это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил, базис общества, определяющим элементом которого являются отношения собственности. Структура национальной экономики. В зависимости от критерия классификации можно выделить воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную, структуру внешней торговли, теневую экономику и инфраструктуру рыночной экономки. Воспроизводственная структура может быть вычленена по критерию — характер и виды осуществляемой хозяйственной активности в рамках экономической системы. При таком подходе национальная экономика будет включать в качестве составляющих три субъекта: домашнее хозяйство, предпринимательство и государство. В основу характеристики соц структуры нац экономики положены отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить два крупных сектора: государственный и частный. В РБ выдел следующ составн части соц структуры экономики: гос, коллективн, частный, смешанный и основанный на совместн форме собствен секторы. Отраслевая структура нац экономики - совокупность отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Территориальн стр-ра определяет деление национальной экономики на экономические районы. Совокупность связанных между собой институтов, осуществляющих деятельность в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции образует инфраструктуру. Структура внешней торговли представляет собой удельный вес отдельных товаров и услуг в структуре импорта и экспорта. Теневая экономика в последнее время является постоянной составляющей национальной экономики. Размер данного сектора зависит от многих факторов и может иметь как отрицательные, так и положительные моменты. 8. Нац. богатство – это сумма накопленных за всю историю развития матер. и не матер. ценностей, выраженных в денеж. форме на определ. дату. Некоторые экономисты включают сюда весь запас материальных благ, созданных трудом и используемых для производства и потребления; при этом природные богатства и труд являются источниками и условиями создания национального богатства. Другие исследователи вводят в качестве элемента и естественные ресурсы. Наконец, национальное богатство может содержать в себе и нематериальные ценности — знания, информацию, культуру и т.п. При широкой трактовке национальное богатство включает в себя два основных элемента: материальные и нематериальные активы и пассивы. Стат. комиссия ООН разделила нац. богатство на актив и пассив: Актив – это те объекты в отнош. кот. осущ-ся права собств-ти и от использ. кот. могут быть получены эк. выгоды (материальные: воспроизвод. и невоспроизводимые; воспроизв. – оборотные фонды, основ. ср-ва, собств-ть коммун. служб и т.д.; к невоспроизв. – земля и ресурсы). Также к активам относят финансовые – это золотовалютный резерв, драг. камни, ценные бумаги и т.д. Нематер. активы – патенты, ноу-хау, авторсике права, интеллект. собств-ть и т.д. К пассиву относят задолженность гос-ва своим и иностр. субъектам хозяйствования. Чистое нац. богатство = Актив – Пассив
9. Совокупный спрос – это общая сумма спросов на конечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги. Совокупный спрос формируется 4-мя секторами экономики: 1.Спрос домашнего хозяйства (от расходов на продовольствие и оплату коммунальных услуг до покупки автомобиля. Доля потребительских расходов в нац. продукте сост. более 60 %). 2.Спрос предприятий на инвестиционные товары (включают весь прирост физического объёма капитала и запасов, поизведённых жителями данной страны за опр. период времени. Чистые инвестиции равны валовым за минусом амортизации). 3.Спрос гос-ва на отечественные товары и услуги (включают расходы на нац. оборону, строительство дорог. выплаты местным органам власти. зарплвта гос. служащих). 4.Спрос иностранцев (чистый экспорт) (включает спрос на отечественные товары со стороны иностранцев, но не включает внутренние расходы на приобретение импортных товаров. Определяется как разница между экспортом и импортом). Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос: 1.Эффект богатства (чем выше цены, тем ниже спрос). 2.Эффект процентной ставки (ссудная, депозитная, ставка рефинансирования). 3.Эффект импортных закупок (чем выше цена на отечественные товары, тем больше спрос на импорт). Неценовые факторы: 1.Упаковка 2.Сервис 3.Экологичность продуктов 4.Сроки хранения 5.Государственные факторы (кредитная политика, соц. политика, инвестиционная политика, налоговая политика, законодательная политика, амортизационная политика) 6.Природные факторы (наводнение, землетрясение). Следует различать совокупные расходы и конечные продажи. Объём конечных продаж отличается от нац. продукта на величину чистого экспорта и изменения величины запасов. Совокупные расходы = ВНП + импорт – экспорт Конечные продажи = ВНП+ импорт – экспорт – изменение величины запасов.
10. Совокупное предложение – совокупность всех товаров и услуг, предложенных к продаже в нац. экономике. Ценовой фактор: чем выше цена, тем выше предложение. Кривая AS показывает взаимосвязь реального объёма производства и уровня цен. При этом прослеживается прямая (положительная) зависимость: чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг. 1.горизонтальный участок (на этом этапе доходы населения не велики, но развитие экономики требует увеличение нац. дохода, это возможно только при увеличении пр-ва и сдерживания уровня цен. 2.промежуточный участок (параллельно увеличению доходов предприятия пр-дит увеличение доходов населения, что позволяет предприятиям не только увеличивать объёмы пр-ва, но и розничную цену. 3.вертикальный (кейсианский) участок (цена продолжает расти, доходы граждан растут, но объёмы пр-ва уже не увеличиваются, т.к. экономика работает уже на пределе и может возникнуть кризис перепроизводства. Неценовые факторы: 1.Цены на ресурсы. 2.Производительность. 3.Изменения в законодат.
11. Макроэкономическое равновесие – предполагает пересечение кривых совокупного спроса и предложения, а точка пересечения говорит о том, что при данных ценах, сущ. макроэкономич. политики вся произведённая масса товаров и услуг будет поглощена совокупным спросом. Равновесие может быть: 1.Общим (представляет единую взаимосвязанную систему частичных равновесий). 2.Частичным (равновесие на отдельных рынках товаров: равновесие на рынке труда, на валютном рынке, на рынке товаров и услуг, равновесие на фондовом рынке). 3.Реальным. 4.Планируемым. Классическая модель: Классики считали, что идеальным равновесием может быть в случае, если: 1.Объём пр-ва будет постоянен 2.Занятость будет полной 3.реализуемый товар будет продаваться не ниже себестоимости. 4.Будет существовать гос вмешат в опред сектора эк Помимо этого классики определили необходимый объём пр-ва (уравнение Фишера MV=PQ), а также предложили контроль ден. массы с целью сдерживания инфляции и поддержания совокупного спроса. Кейнсианская модель равновесия иначе наз моделью сов расходов. В данном случае теоретики считали идеальным если все совокупные расходы в экономике соответствовали чистому нац. продукту. При дальнейшем анализе опр. след. факторы, влияющие на идеальность этой модели (метод изъятий и инъекций): При своём потреблении домашние хозяйства часть своих доходов сберегали тем самым как бы делали изъятие из совокупных расходов, чтобы компенсировать эту недостачу государству необходимо сделать инъекции, т.е. стимулировать предприятие, себя и иностранцев выкупить изъятую часть.
12.Основы классич теории. Классическая школа зародилась в 18 веке и была первой школой, которая построила модель макроэкономического равновесия Однако в действительности классическая школа не является целостной концепцией, а есть некоторое собирательное изложение взглядов экономистов-классиков Наиболее законченный вид классическое направление имеет в трудах А. Маршалла и других экономистов «Кембриджской школы» (А. Смит, В. Петти, Д. Рикардо) Основные постулаты классической концепции -Экономика является саморегулируемой -Невмешательство государства в экономику -Ведущая роль в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» принадлежит совокупному предложению -Объем предложения определяется только наличными факторами производства (факторы – взаимозаменяемые) -На рынке труда равновесие устанавливается при полной занятости, а совокупное предложение фиксируется на уровне естественного выпуска -Разделение экономики на 2 автономных сектора: денежный и реальный -Экономика рассматривается в долгосрочном периоде -Цены в экономике абсолютно гибкие -Экономические субъекты действуют рационально, исходя из максимизации своей выгоды -Экономика по своей природе является экономикой совершенной конкуренции
Равновесие на ден.рынке. r – процентная ставка; M – масса денег; r M Dm – спрос денег; Sm – предложение денег. В т. Е образуется сит., при кот. при текущем ссудном % спрос на деньги = предлож.. Изм. предлож. или спроса в реал.рын. эк-ке автоматически влияет на ссудн.%. Задача гос-ва сост. в том, чтобы при помощи ДКП не допускать серьезн.отклонения от идеал.равновесия. В реал. рын. эк-ке ден. рынок связан с ценн.бумагами, что также влияет на равновесие
30. Дискреционная фискальная политика — сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение. Также могут быть: правит. закупки, обществен работы, гос инвестиц, субсидии и дотац, управл налогов бременем Рассм на графике изменен гос расх. В Случае измен гос расх наблюд мультипликатор гос расх. Такая ситуац наблюд с измен налогов. Допустим гос-во ввело нов налог, кот приносит в казну дополнит 20 млн, исходя из практ ср склонность к потребл равна ¾ соотв сов расх изм на 15 млн и это приводит к большему уменьш ВВП
31. Налог – это взыскание в бюджет соотв. Уровня или во внебюджетные фонды, согласно текущего налогового законодательства. Налоговая система – совокупность всех видов налогов, налогового законодательства и контролирующих органов. В налог. с-ме должны соблюдаться след. принципы: 1.Всеобщность; 2.Равнонапряженность, т.е. к субъектам хозяйствования применяются единые ставки налога; 3.Однократность; 4.Стабильность, т.е.налог. закон-во не должно изменяться в течение ряда лет (5 лет); 5.Простота и доступность; 6.Гибкость, т.е. налог. с-ма должна стимулировать приоритетные отрасли. Функции: 1.Фискальная, т.е. налоги обеспечивают поступления в гос. казну; 2.Регулирующая, т.е. посредством льгот или дифференциации налогов можно изменить эк. соотношение в нац. эк-ке. Отдельные стороны выполняют элементы налогообложения: субъект (налогоплательщик. Это физ или юр лицо, которое обязано платить налог)., объект налогооблож. (с чего платится налог), единица налогооблож. (рубль, процент и т.д.), налог. ставка (размер налога),налог. льготы, налоговое бремя – совокуп. всех налогов, лежащих на одном субъекте хоз-ния. Важн в эк явл такое понят как налогов бремя, т.е общая сумма налогов на юр или физ лица Вперв об взаимосв налогов ставки и поступл в бюджет в рамках налогов бремени говорил и изобразил графич Лаффер R-поступл в бюджет r-налогов ставка Лаффер считал, что государство должно изымать не более 30 % дохода предприятий и населения.
32. Виды налогов: 1 по объекту (налоги из прибыли, входящие в стоим тов и услуг) 2 по субъекту –прямые(выплач сам предпринимат) -косвенные(входят в стоим тов и услуг, уплач. Покупателями при совершении покупки, но перечисляют производителям) 3 по региональ призн -общегос(поступают в центральный бюджет) -муниципальн 4 от характера использования - общие (они использ. для общегос-ных нужд) - специальные (целевые) (использ. по назначению, например, пенсионный налог). 5.По принципам построения: -прогрессивные, т.е. чем выше доход, тем выше налог (подоходный налог в РБ) -пропорциональные, т.е. остаются неизменными (подоход. налог); -регрессивные т.е. чем выше доход, тем ниже налог; Мультипликатор автономных налогов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С + mрc (Y - Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов - увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80). Мультипликатор налогов - это коэф, кот показыв, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Подставим функцию потребления: в функцию национального дохода Y= С + I + G, получим: Y = С + mрc (Y - Т) + I + G, откуда. Если обозначить мультипликатор Т Следует обратитьY = КТ автономных налогов КТ, то и, следовательно внимание на 2 момента: 1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов - к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= - 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = - mрc /(1 - mрc) х (DТ) = - 0.8/(1 - 0.2) х 100 = - 4 х (-100) = 400) 2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок, поскольку изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов воздействует косвенно - через изменение потребительских расходов.
33. Налоговая политика Республики Беларусь носит открыто фискальный характер, причина которого заключена в хроническом дефиците бюджета, в то время как регулирующая функция налогов - крайне слабая. Налоговая политика в республике тяготеет к дискреционной опять-таки в силу хронического дефицита бюджета, а также необходимости аврального вмешательства правительства в экономику страны. Налоговая политика непроизвольно носит сдерживающий характер, хотя такое направление в существующей обстановке неправильно: республике необходимо повышать, а не снижать деловую активность предприятий, увеличивать объемы ВВП, а не уменьшать. Эта ситуация складывается из-за высоких налоговых ставок, большого удельного веса косвенных налогов, относимых на себестоимость продукции и включаемых в ее цену. Оплачиваемые населением, именно они выступают одним из генераторов инфляционных процессов. Значит, одна из задач налоговой политики нашей страны - определение сбалансированности прямых и косвенных налогов. Действующая система налогообложения доходов граждан в республике представлена основным налогом - подоходным. Однако он не только занимает ведущее место в системе налогов с населения, но и оказывает значительное влияние на формирование местных бюджетов. Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. В Республике Беларусь выдвигают в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики повышения собираемости налогов, то есть приоритетность фискальной функции налоговой системы в нашей стране. Трансформация налоговой системы Республики Беларусь осуществляется на стадии расширения рыночных отношений. Это и должно стать отправным пунктом проведения налоговой политики.
Крмвая Лаффеоа Арифметический эффект является простым и заключается в том, что если ставка налога понижается, то поступления в бюджет, доходы бюджета будут уменьшаться в сумме уменьшения ставки. Экономический эффект заключается в положительном воздействии того, что понижение в налоговой ставке воздействует на производство, выпуск продукции и безработицу Как подчеркивает Лаффер, сама кривая Лаффера «не говорит», будут ли налоговые изменения увеличивать или снижать доходы. Реакция поступлений в доход бюджета на изменение налоговой ставки зависит от ряда факторов: · системы налогообложения в государстве или регионе, рассматриваемого временного периода; · легкости перехода к теневой активности, сложившихся ставок налогов в данном месте; · присутствия ловушек в законах, в том числе бухгалтерских ловушек; · склонности в факторах производства. Экономический эффект должен перевесить арифметический эффект снижения налоговой ставки 54 Экономическая теория предложения – набор теоретических положений, возникших в 1980-х гг. на базе неоавстрийской школы, теории предельной эффективности факторов производства и монетаризма, основанных на том, что эффективное распределение и использование ресурсов является важнейшим фактором роста национального производства как в кратко, так и в долгосрочном периоде, а потому особое внимание уделяется виду и положению долгосрочной функции агрегированного предложения факторов производства. Теоретики предложения исходят из того, что изменение уровня и структуры налогов или государственных трансфертов позволяет воздействовать на процесс распределения и использования факторов производства на микроуровне путем влияния на предложение капитала (на выбор отдельных экономических субъектов между потреблением и сбережением) и предложение труда (на выбор между трудом и досугом). Вместе с тем учитывается, что с одновременным искажающим влиянием налогов на факторные доходы, определяющие предложение факторов производства, происходит и искажающее влияние на факторные издержки, определяющие спрос на факторы производства со стороны корпораций. Возникает так называемый «налоговый клин», сокращая который, а также содействуя конкуренции, можно стимулировать совокупное предложение и таким образом решить ряд макроэкономических проблем, главными из которых являются стагфляция и замедление темпов экономического роста. Причинами роста безработицы по их мнению являются: увеличение налога на заработную плату; выплата пособий по безработице или предоставление других государственных трансфертов, ослабляющих стимулы к труду у занятого населения Причиной инфляции могут стать: высокие налоги на факторы производства, снижающие эффективность их использования и распределения между конкурирующими областями; высокий налог на прибыль корпораций, снижающий интенсивность накопления капитала в частном секторе; действия государства, вызывающие неожиданные колебания издержек производства. В результате экономические субъекты сталкиваются с дополнительным налогом – инфляционным налогом, поступающим в доход государства в виде суммы налоговых платежей, умноженной на темп инфляции. Причиной замедления темпов экономического роста является дефицит сбережений, который может быть вызван целым рядом факторов: · выплата государственных трансфертов искажает выбор между потреблением и сбережением, усиливая стимулы к текущему потреблению вследствие формирования ожиданий о получении постоянного дополнительного дохода в первой или во второй половине жизни · увеличение ставок налогов на доход от процента, на прирост капитальных активов, на дивиденды и других налогов на доходы от собственности ведет к уменьшению склонности к сбережениям по сравнению с потреблением, уменьшает предложение ссудного капитала и увеличивает номинальную процентную ставку, что замедляет инвестиционный процесс и экономический рост; · увеличение налога на прибыль корпораций уменьшает стимулы к инвестированию путем сокращения уровня выплачиваемых дивидендов, что уменьшает рыночную стоимость активов фирмы, не способствует привлечению внешних средств, не позволяет расширить источники внутренних ресурсов накопления, заменить устаревшее оборудование, внедрить в производство достижения научно-технического прогресса, а значит, замедляет экономический рост; · рост налогов на заработную плату и другие трудовые доходы уменьшает предложение труда и не дает возможности обеспечить процесс накопления капитала необходимым приростом трудовых ресурсов. Это приводит к снижению нормы накопления и замедлению экономического роста, к сокращению доли трудовых доходов в национальном доходе, что требует увеличения социальных расходов государственного бюджета, а, следовательно, и других налогов. 55. Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целью которой является поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики. По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или нейтральны Экономическая стабилизация связана со многими трудностями экономического характера: временные лаги фискальной и монетарной политики; несовершенство экономической информации; изменчивость экон
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.8.126 (0.021 с.) |