Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профиль Экономика предприятий и организаций↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С. Ю. Казакевич ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ Рабочая учебная программа
Направление подготовки 080100 Экономика
Профили подготовки: Мировая экономика,
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Тюмень 2011 ББК 65.262.1 Д34 Деньги, кредит, банки [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2011. – 32 с.
Рабочая учебная программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика». Рабочая учебная программа включает цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ООП бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.
Программа одобрена на заседании кафедры экономики и мирохозяйственных связей (протокол № 6 от 28.02.2011 г.), печатается по решению Учебно-методичес-кого совета (протокол заседания УМС № 7 от 16.03.2011 г.). Рецензенты: Д. Ю. Руденко, к.э.н., доцент кафедры экономики и мирохозяйственных связей «ТГАМЭУП»; Е.А. Карагулян, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса ТГУ
Автор-составитель ст. преподаватель С. Ю. Казакевич © ТГАМЭУП, 2011 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является формирование у студентов фундаментальных знаний о денежном обращении, кредитной и банковской сфере. Дисциплина ставит следующие задачи: · сформировать понятийный аппарат и терминологическую базу в области знаний о денежном обращении и банковской деятельности; · дать ретроспективный взгляд на формирование современных денежно-кредитных и финансовых институтов; · углубить знания об основных закономерностях денежного обращения и принципах управления последним; · выявить коренные предпосылки формирования ссудного процента и соотнести их с его современными формами; · дать базовые знания о принципах и механизмах функционирования центральных и коммерческих банков; · посвятить в современную ситуацию в денежно-кредитной сфере, раскрыть актуа-льные научные и практические вопросы денежного обращения и банковского дела. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина предусмотрена ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» и относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины студенту необходимо а) знать: – основные этапы развития общественного разделения труда; – стадии эволюции форм стоимости; – общие закономерности функционирования фирм и рынков; – экономические законы денежного обращения; – теоретические модели денежного рынка в интерпретации различных экономических школ; – сущность, виды, причины и последствия инфляции; – макроэкономические аспекты денежно-кредитной политики; – систему права Российской Федерации; – общую структуру национальной финансовой системы; б) уметь – диалектически рассуждать о сущности основных экономических концепций; – описывать взаимосвязи процессов и явлений в виде систем; – анализировать причинно-следственные взаимосвязи экономических процессов; – оценивать мероприятия экономической политики с точки зрения последствий; – изучать, анализировать и составлять юридические документы; в) владеть навыками: – классификации процессов, явлений и объектов по различным признакам; – рецензирования научных статей по экономической тематике; – финансово-экономических расчётов; Указанные знания, умения и навыки приобретаются студентами при изучении дисциплин «Философия», «История экономических учений», «Право», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Финансы». Курс служит основой для изучения дисциплин «Международная экономика», «Международные валютно-кредитные отно- шения», «Мировая экономика и МЭО», «МЭО глобальной экономики». Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины «Деньги, кредит, банки» формируются элемен -ты следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ·владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию инфо-рмации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); ·способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); · умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК -5); ·способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); ·готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); ·способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); ·способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических дан- ных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); ·способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); ·способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации кон-кретного экономического проекта (ПК-11); ·способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); ·способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14); ·способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методичес-кого обеспечения экономических дисциплин (ПК-15). В результате изучения курса студент должен: а) знать: – концептуальную сущность денег, кредита и банков как общественно-экономиче-ских институтов; – историю возникновения денег, кредита и банков как экономических явлений и как научных категорий; – базовые законы денежного обращения; – принципы построения денежных и валютных систем; – механизмы инфляции и методы противодействия ей; – основные принципы кредитования и механизмы их соблюдения; – цели и инструменты денежно-кредитной политики; – основные операции коммерческих банков; б) уметь: – рассуждать о сущностных вопросах денег, кредита, банков; – анализировать состояние денежной массы в разрезе денежных агрегатов; – давать рекомендации о предпочтительной денежно-кредитной и, в частности, антиинфляционной политике; – характеризовать денежную, валютную, кредитную систему страны на основе нор-мативных документов; в) владеть навыками: – рецензирования научных статей по тематике курса; – анализа количественных и качественных данных о состоянии денежно-кредитной и банковской сферы; – решения расчетных задач, касающихся спроса на деньги, денежной массы, ссудного процента; – составления правовых документов, связанных с кредитованием. структура и содержание дисциплины «Деньги, кредит, Банки» Профиль Мировая экономика Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц (180 час.), в т.ч.:
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Содержание дисциплины Раздел 2. Кредит Тема 6. Сущность, функции и виды кредита. Необходимость кредита. Предпосы-лки возникновения кредита как экономического явления и причины существования кредита в современном национальном хозяйстве. Ростовщический и банковский кре дит. Сущность кредита. Взаимосвязь и различие категорий кредита и денег. Функции и законы кредита. Распределительная функция кредита. Эмиссионная функция кредита. Принципы кредитования. Формы и виды кредита. Товарный и денежный кредит. Коммерческий кредит. Банковский кредит. Роль и границы кредита. Кредит в международных экономических отношениях. Основные формы международного кредита. Тема 7. Рынок кредита и ссудный процент. Природа ссудного процента. Ссудный процент и его роль. Функции ссудного процента. Основы формирования уровня ссуд -ного процента. Рынок ссудного капитала. Факторы спроса и предложения ссудного капитала. Номинальная и реальная процентные ставки. Инфляционные ожидания и ставка процента. Система процентных ставок. Границы ссудного процента и источ-ники его уплаты. Тема 8. Организация процесса кредитования. Кредитная политика банка. Условия кредитования. Уровень процентных ставок. Политика процентных ставок. Стандарты кредитоспособности. Обеспечение возврата кредита. Процесс кредитования. Кре- дитная заявка. Оценка кредитного риска. Источники кредитного риска. Оценка кредитоспособности заёмщика. Тема 9. Обеспечение возвратности кредита. Понятие формы обеспечения возвра-тности кредита. Источники погашения ссуд. Понятие и виды залога. Элементы зало -гового механизма. Залог имущества, залог прав. Принципы залогового права. Проблемы оценки залога. Неустойка (штраф, пеня). Поручительство. Банковская гарантия. Цессия. Раздел 3. Банки Тема 10. Возникновение и развитие банков. Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики. Исторические причины появления банков и их первоначальные формы. Условия возникновения банков как специализированных предприятий. Дискуссионные вопросы разграничения банков с небанковскими кредитными институтами и некредитными учреждениями, выполняющими отдельные банковские функции. Формирование денежной системы как необходимое условие функционирования банков. Особенности развития банков в различных странах. Во-зникновение и эволюция банковского дела в России. Правовые основы банковской деятельности в РФ. Тема 11. Банковские системы. Понятие банковской системы, её элементы. Кредит-ная инфраструктура. Виды кредитных институтов: эмиссионные банки, коммерчес-кие банки, специализированные банки, парабанковские учреждения. Классификации банков. Универсализация и специализация банков. Особенности банковских систем стран мира. Этапы развития банковской системы в Российской Федерации. Современное состояние и проблемы развития банковской системы России. Тема 12. Центральные банки и их функции. Центральные банки и основы их деятельности. Функции центральных банков. Цели и задачи центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ). Функции центральных банков Англии, Франции, ФРГ, Японии. Структура и функции Федеральной резервной системы США. Независимость центрального банка: основные факторы. Статус ЦБ РФ. Основные направления деятельности ЦБ РФ: проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчётов, надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчётно-кассовое обслуживание государственного бюджета. Основы денежно-кредитной политики. Конечные и промежуточные цели денежно-кредитной политики. Кредитная экспансия и кредитная рестрикция. Основные макроэкономические школы о денежно-кредитной политике: ДКП в кейнсианских, монетаристских и неоклассических моделях. Инструменты ДКП. Опе- рации на открытом рынке. Рефинансирование. Установление резервных требований Депозитные операции. Селективный контроль. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Стратегии денежно-кредитной политики. Таргетирование. Действия Центрального Банка на валютном рынке. Тема 13. Коммерческие банки и их операции. Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги). Классификация банковских операций. Пассивные опера-ции: депозитные и эмиссионные. Активные операции: ссудные, кассовые, инвестиционные, фондовые, гарантийные. Виды банковских кредитов. Классификация ссу-дных операций. Кредитный портфель и кредитная политика. Организация системы расчётов. Банковские документарные операции. Документарный аккредитив. Чеки. Электронные платежи. Операции комбанков с ценными бумагами: собственные и гарантийные. Лизинг. Виды лизинга. Оперативный и финансовый лизинг. Факторинг и форфейтинг. Трастовые операции комбанков.
Образовательные технологии В учебном процессе широко используются современные образовательные технологии. При проведении лекционных занятий систематически используются компью-терные технологии, обеспечивающие проведение мультимедийных лекций, видео-лекций. Также применяются проблемные лекции, дискуссионные лекции. На семинарских занятиях проводятся опросы, диспуты, решение ситуационных задач, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, защиты индивидуальных докладов и групповых проектов. В рамках самостоятельной работы студенты, помимо докладов и групповых проектов, выполняют рецензии на научные статьи, эссе, анализируют нормативные документы, самостоятельно составляют деловую документацию, участвуют в интернет-конференциях, изучают научную литературу. В процессе конт-роля над успеваемостью студентов помимо устных и письменных опросов, контро-льных работ, зачёта, экзамена применяются компьютерные тестирования. В рамках курса предусмотрены встречи с практикующими в денежно-кредитной сфере специ -алистами. Активные и интерактивные формы проведения занятий составляют не менее 20% от всей аудиторной нагрузки. Учебно-методическое обеспечение Самостоятельная работа студентов очной формы обучения предполагает самосто-ятельное изучение теоретического материала для опроса на семинарских занятиях, конспектирование материала из учебников и монографий, подготовку докладов, темы которых представленыниже, рецензирование статей в периодической печати, написание эссе на заданную тему, участие в групповых проектах, интернет-конфе-ренциях, чтение научной литературы по тематике дисциплины, материалов рекомен -дованных интернет-ресурсов, подготовку к зачёту (экзамену), выполнение курсовой работы. Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения предполагает изучение материала в соответствии с содержанием курса, подготовку к семинарским занятиям в соответствии с представленными планами, ответы на вопросы тестов, представленных в данной программе. Обязательный элемент учебного плана и самостоятельной работы студентов заочной формы обучения – контрольная работа, выполняемая в межсессионный период. Примерная тематика докладов Тема 2. Виды и формы денег 1. Современные функции золота в денежной сфере. 2. Электронные деньги и их виды. 3. Деньги в сети Интернет. 4. Частные деньги. Тематика контрольных работ 1. Дискуссионные вопросы сущности денег. 2. Историографический подход к пониманию природы денег. 3. Научная дискуссия о содержании функции мировых денег. 4. Трансформация функций денег в современной экономике. 5. Сущность и виды кредитных денег. 6. Эволюция видов денег: от товарных к кредитным. 7. Деградация денежного обращения: причины возврата к полноценным товарным деньгам. 8. Роль золота в современной экономике. 9. Электронные деньги и их влияние на денежно-кредитную систему страны. 10. Сходства и различия депозитных и электронных денег. 11. Понятие и формы денежного обращения. Организация безналичных расчетов в России. 12. Проблемы измерения денежной массы и скорости оборота денег. 13. Особенности денежных систем отдельных стран мира. 14. Влияние инфляции на осуществление деньгами их функций. 15. Спрос и предложение денег: основные теории и проблемы. 16. Перспективные формы безналичных расчетов. 17. Денежная система России: понятие, основные принципы построения. 18. Европейская валютная система и её влияние на мировую экономику. 19. Сущность, функции кредита. Виды процентных ставок кредитного рынка. 20. Принципы и этапы процесса кредитования. 21. Основные показатели кредитоспособности фирмы. 22. Кредитные задолженности и невозвраты: пути решения. 23. Залог и залоговое право: понятие, разновидности залога. 24. Государственный кредит: сущность, значение, формы. 25. Россия и международные кредитно-финансовые институты. 26. Валютные ограничения и конвертируемость валюты. 27. Структура кредитной системы. Виды кредитных учреждений. 28. Представления о периоде появления банков. Современная трактовка сущности банка. 29. Центральные банки: история создания, сущность, функции. 30. Центральные банки стран мира: передовой опыт. 31. Независимость Центральных банков: международная практика. 32. Центральный банк России: история, современная структура. 33. Центральные банки, зарубежная практика. 34. Банковская система как объект государственного регулирования. 35. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики банка России: теория и практика. 36. Проблемы стерилизации денежной массы в условиях притока валютной выручки. 37. Банковское регулирование и надзор: понятие, органы регулирования, функции. 38. Банковские резервы как условие эффективного функционирования кредитной системы. Механизм действия обязательных резервов. 39. Банковские риски и их классификация. 40. Межбанковские расчеты: проблемы, формы, перспективы развития. 41. Основы организации и деятельности коммерческих банков. 42. Специализация и универсализация банков: преимущества и недостатки. 43. Классификация банковских операций и услуг. 44. Понятие и направление банковского менеджмента. 45. Ресурсы коммерческих банков: понятие, структура. 46. Роль и функции банковских активов в кредитной системе. 47. Банковский сектор России и вступление в ВТО. 48. Иностранные банки в России. 49. Российские банки: проблемы и перспективы. 50. Тюменские банки: становление, проблемы, анализ деятельности. Курсовая работа Методические указания по выполнению курсовой работы. В случае, если учебным планом дисциплины предусмотрено выполнение курсовой работы, студент руководствуется следующим алгоритмом: 1. Студент из предлагаемого ниже списка выбирает тему курсовой работы, руководствуясь собственными научными и практическими интересами, либо предлагает собственную тему, обязательно согласуя её с преподавателем. После этого студент подаёт на имя заведующего кафедрой экономики и мирохозяйственных связей заявление об утверждении выбранной темы и назначении научного руководителя. 2. Автор приходит на первую консультацию с научным руководителем, где обосновывает актуальность темы, ставит цель работы, согласует с руководителем структуру работы и основные вопросы, требующие освещения в работе. 3. Автор выполняет курсовую работу, соблюдая установленный график в соответствии с Положением о модульно-рейтинговой системе оценки, требованиями преподавателя. Руководитель проводит регулярные консультации в соответствии с устанавливаемым графиком, проводит промежуточную аттестацию. 4. Выполненная курсовая работа подлежит защите научному руководителю или пу- бличной защите комиссии из преподавателей, с присутствием студентов соответствующей специальности, заинтересованной публики. Работа, как правило, должна освещать как устоявшиеся теоретические подходы к выбранной проблематике, так и современное состояние предмета исследования – на основе новейших научных публикаций и собственных выводов и расчётов автора. Оформление курсовой работы выполняется в соответствии с ГОСТом 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» или иным действующим на момент выполнения работы государственным стандартом, а также внутренними методическими указаниями, действующими в ТГАМЭУП на мо -мент выполнения работы. Тематика курсовых работ 1. Сущность и функции денег в новых формах ликвидности. 2. История и перспективы электронных денег. 3. Обращение банкнот и бумажных денег в ретроспективе. 4. Влияние новых форм ликвидности на денежное обращение. 5. Монетарное серебро: история и современность. 6. Реставрация золотого стандарта. 7. Кризис европейской валютной системы 1992-93 гг. 8. Мировой денежный оборот через призму платёжных балансов. 9. Международные кредитно-финансовые учреждения как мировой центральный банк. 10. Роль МВФ в мировой экономике. 11. Практика и перспективы применения частных денег. 12. История инфляции в США. 13. Корни инфляционного процесса в современной России. 14. Оценка уровня обеспеченности экономики кредитом. 15. Современные модели рынка ссудного капитала. 16. Макроэкономическая конъюнктура и кредитная политика комбанков. 17. Эффекты межстрановых различий процентных ставок. 18. Современные проблемы оценки кредитных рисков. 19. Управление риском невозврата кредита. 20. Роль новых кредитных институтов в кредитной системе. 21. Капитализация как фактор конкурентоспособности комбанка. 22. Иностранные банки в банковской системе РФ. 23. Независимость центрального банка: ретроспективн
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.015 с.) |