![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профиль Экономика предприятий и организацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С. Ю. Казакевич ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ Рабочая учебная программа
Направление подготовки 080100 Экономика
Профили подготовки: Мировая экономика,
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Тюмень
ББК 65.262.1 Д34 Деньги, кредит, банки [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2011. – 32 с.
Рабочая учебная программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика». Рабочая учебная программа включает цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ООП бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.
Программа одобрена на заседании кафедры экономики и мирохозяйственных связей (протокол № 6 от 28.02.2011 г.), печатается по решению Учебно-методичес-кого совета (протокол заседания УМС № 7 от 16.03.2011 г.). Рецензенты: Д. Ю. Руденко, к.э.н., доцент кафедры экономики и мирохозяйственных связей «ТГАМЭУП»; Е.А. Карагулян, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса ТГУ
Автор-составитель ст. преподаватель С. Ю. Казакевич © ТГАМЭУП, 2011
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является формирование у студентов фундаментальных знаний о денежном обращении, кредитной и банковской сфере. Дисциплина ставит следующие задачи: · сформировать понятийный аппарат и терминологическую базу в области знаний о денежном обращении и банковской деятельности; · дать ретроспективный взгляд на формирование современных денежно-кредитных и финансовых институтов; · углубить знания об основных закономерностях денежного обращения и принципах управления последним;
· выявить коренные предпосылки формирования ссудного процента и соотнести их с его современными формами; · дать базовые знания о принципах и механизмах функционирования центральных и коммерческих банков; · посвятить в современную ситуацию в денежно-кредитной сфере, раскрыть актуа-льные научные и практические вопросы денежного обращения и банковского дела. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина предусмотрена ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» и относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины студенту необходимо а) знать: – основные этапы развития общественного разделения труда; – стадии эволюции форм стоимости; – общие закономерности функционирования фирм и рынков; – экономические законы денежного обращения; – теоретические модели денежного рынка в интерпретации различных экономических школ; – сущность, виды, причины и последствия инфляции; – макроэкономические аспекты денежно-кредитной политики; – систему права Российской Федерации; – общую структуру национальной финансовой системы; б) уметь – диалектически рассуждать о сущности основных экономических концепций; – описывать взаимосвязи процессов и явлений в виде систем; – анализировать причинно-следственные взаимосвязи экономических процессов; – оценивать мероприятия экономической политики с точки зрения последствий; – изучать, анализировать и составлять юридические документы; в) владеть навыками: – классификации процессов, явлений и объектов по различным признакам; – рецензирования научных статей по экономической тематике; – финансово-экономических расчётов; Указанные знания, умения и навыки приобретаются студентами при изучении дисциплин «Философия», «История экономических учений», «Право», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Финансы». Курс служит основой для изучения дисциплин «Международная экономика», «Международные валютно-кредитные отно- шения», «Мировая экономика и МЭО», «МЭО глобальной экономики». Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины «Деньги, кредит, банки» формируются элемен -ты следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
·владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию инфо-рмации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); ·способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); · умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК -5); ·способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); ·готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); ·способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); ·способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических дан- ных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); ·способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); ·способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации кон-кретного экономического проекта (ПК-11); ·способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); ·способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14); ·способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методичес-кого обеспечения экономических дисциплин (ПК-15). В результате изучения курса студент должен: а) знать: – концептуальную сущность денег, кредита и банков как общественно-экономиче-ских институтов; – историю возникновения денег, кредита и банков как экономических явлений и как научных категорий; – базовые законы денежного обращения; – принципы построения денежных и валютных систем; – механизмы инфляции и методы противодействия ей; – основные принципы кредитования и механизмы их соблюдения; – цели и инструменты денежно-кредитной политики; – основные операции коммерческих банков; б) уметь: – рассуждать о сущностных вопросах денег, кредита, банков; – анализировать состояние денежной массы в разрезе денежных агрегатов; – давать рекомендации о предпочтительной денежно-кредитной и, в частности, антиинфляционной политике; – характеризовать денежную, валютную, кредитную систему страны на основе нор-мативных документов; в) владеть навыками: – рецензирования научных статей по тематике курса; – анализа количественных и качественных данных о состоянии денежно-кредитной и банковской сферы; – решения расчетных задач, касающихся спроса на деньги, денежной массы, ссудного процента; – составления правовых документов, связанных с кредитованием. структура и содержание дисциплины «Деньги, кредит, Банки» Профиль Мировая экономика Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц (180 час.), в т.ч.:
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Содержание дисциплины Раздел 2. Кредит Тема 6. Сущность, функции и виды кредита. Необходимость кредита. Предпосы-лки возникновения кредита как экономического явления и причины существования кредита в современном национальном хозяйстве. Ростовщический и банковский кре дит. Сущность кредита. Взаимосвязь и различие категорий кредита и денег. Функции и законы кредита. Распределительная функция кредита. Эмиссионная функция кредита. Принципы кредитования. Формы и виды кредита. Товарный и денежный кредит. Коммерческий кредит. Банковский кредит. Роль и границы кредита. Кредит в международных экономических отношениях. Основные формы международного кредита. Тема 7. Рынок кредита и ссудный процент. Природа ссудного процента. Ссудный процент и его роль. Функции ссудного процента. Основы формирования уровня ссуд -ного процента. Рынок ссудного капитала. Факторы спроса и предложения ссудного капитала. Номинальная и реальная процентные ставки. Инфляционные ожидания и ставка процента. Система процентных ставок. Границы ссудного процента и источ-ники его уплаты. Тема 8. Организация процесса кредитования. Кредитная политика банка. Условия кредитования. Уровень процентных ставок. Политика процентных ставок. Стандарты кредитоспособности. Обеспечение возврата кредита. Процесс кредитования. Кре- дитная заявка. Оценка кредитного риска. Источники кредитного риска. Оценка кредитоспособности заёмщика. Тема 9. Обеспечение возвратности кредита. Понятие формы обеспечения возвра-тности кредита. Источники погашения ссуд. Понятие и виды залога. Элементы зало -гового механизма. Залог имущества, залог прав. Принципы залогового права. Проблемы оценки залога. Неустойка (штраф, пеня). Поручительство. Банковская гарантия. Цессия. Раздел 3. Банки Тема 10. Возникновение и развитие банков. Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики. Исторические причины появления банков и их первоначальные формы. Условия возникновения банков как специализированных предприятий. Дискуссионные вопросы разграничения банков с небанковскими кредитными институтами и некредитными учреждениями, выполняющими отдельные банковские функции. Формирование денежной системы как необходимое условие функционирования банков. Особенности развития банков в различных странах. Во-зникновение и эволюция банковского дела в России. Правовые основы банковской деятельности в РФ. Тема 11. Банковские системы. Понятие банковской системы, её элементы. Кредит-ная инфраструктура. Виды кредитных институтов: эмиссионные банки, коммерчес-кие банки, специализированные банки, парабанковские учреждения. Классификации банков. Универсализация и специализация банков. Особенности банковских систем стран мира. Этапы развития банковской системы в Российской Федерации. Современное состояние и проблемы развития банковской системы России. Тема 12. Центральные банки и их функции. Центральные банки и основы их деятельности. Функции центральных банков. Цели и задачи центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ). Функции центральных банков Англии, Франции, ФРГ, Японии. Структура и функции Федеральной резервной системы США. Независимость центрального банка: основные факторы. Статус ЦБ РФ. Основные направления деятельности ЦБ РФ: проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчётов, надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчётно-кассовое обслуживание государственного бюджета. Основы денежно-кредитной политики. Конечные и промежуточные цели денежно-кредитной политики. Кредитная экспансия и кредитная рестрикция. Основные макроэкономические школы о денежно-кредитной политике: ДКП в кейнсианских, монетаристских и неоклассических моделях. Инструменты ДКП. Опе- рации на открытом рынке. Рефинансирование. Установление резервных требований Депозитные операции. Селективный контроль. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Стратегии денежно-кредитной политики. Таргетирование. Действия Центрального Банка на валютном рынке. Тема 13. Коммерческие банки и их операции. Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги). Классификация банковских операций. Пассивные опера-ции: депозитные и эмиссионные. Активные операции: ссудные, кассовые, инвестиционные, фондовые, гарантийные. Виды банковских кредитов. Классификация ссу-дных операций. Кредитный портфель и кредитная политика. Организация системы расчётов. Банковские документарные операции. Документарный аккредитив. Чеки. Электронные платежи. Операции комбанков с ценными бумагами: собственные и гарантийные. Лизинг. Виды лизинга. Оперативный и финансовый лизинг. Факторинг и форфейтинг. Трастовые операции комбанков.
Образовательные технологии В учебном процессе широко используются современные образовательные технологии. При проведении лекционных занятий систематически используются компью-терные технологии, обеспечивающие проведение мультимедийных лекций, видео-лекций. Также применяются проблемные лекции, дискуссионные лекции. На семинарских занятиях проводятся опросы, диспуты, решение ситуационных задач, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, защиты индивидуальных докладов и групповых проектов. В рамках самостоятельной работы студенты, помимо докладов и групповых проектов, выполняют рецензии на научные статьи, эссе, анализируют нормативные документы, самостоятельно составляют деловую документацию, участвуют в интернет-конференциях, изучают научную литературу. В процессе конт-роля над успеваемостью студентов помимо устных и письменных опросов, контро-льных работ, зачёта, экзамена применяются компьютерные тестирования. В рамках курса предусмотрены встречи с практикующими в денежно-кредитной сфере специ -алистами. Активные и интерактивные формы проведения занятий составляют не менее 20% от всей аудиторной нагрузки. Учебно-методическое обеспечение Самостоятельная работа студентов очной формы обучения предполагает самосто-ятельное изучение теоретического материала для опроса на семинарских занятиях, конспектирование материала из учебников и монографий, подготовку докладов, темы которых представленыниже, рецензирование статей в периодической печати, написание эссе на заданную тему, участие в групповых проектах, интернет-конфе-ренциях, чтение научной литературы по тематике дисциплины, материалов рекомен -дованных интернет-ресурсов, подготовку к зачёту (экзамену), выполнение курсовой работы. Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения предполагает изучение материала в соответствии с содержанием курса, подготовку к семинарским занятиям в соответствии с представленными планами, ответы на вопросы тестов, представленных в данной программе. Обязательный элемент учебного плана и самостоятельной работы студентов заочной формы обучения – контрольная работа, выполняемая в межсессионный период. Примерная тематика докладов Тема 2. Виды и формы денег 1. Современные функции золота в денежной сфере. 2. Электронные деньги и их виды. 3. Деньги в сети Интернет. 4. Частные деньги. Тематика контрольных работ 1. Дискуссионные вопросы сущности денег. 2. Историографический подход к пониманию природы денег. 3. Научная дискуссия о содержании функции мировых денег. 4. Трансформация функций денег в современной экономике. 5. Сущность и виды кредитных денег. 6. Эволюция видов денег: от товарных к кредитным. 7. Деградация денежного обращения: причины возврата к полноценным товарным деньгам. 8. Роль золота в современной экономике. 9. Электронные деньги и их влияние на денежно-кредитную систему страны. 10. Сходства и различия депозитных и электронных денег. 11. Понятие и формы денежного обращения. Организация безналичных расчетов в России. 12. Проблемы измерения денежной массы и скорости оборота денег. 13. Особенности денежных систем отдельных стран мира. 14. Влияние инфляции на осуществление деньгами их функций. 15. Спрос и предложение денег: основные теории и проблемы. 16. Перспективные формы безналичных расчетов. 17. Денежная система России: понятие, основные принципы построения. 18. Европейская валютная система и её влияние на мировую экономику. 19. Сущность, функции кредита. Виды процентных ставок кредитного рынка. 20. Принципы и этапы процесса кредитования. 21. Основные показатели кредитоспособности фирмы. 22. Кредитные задолженности и невозвраты: пути решения. 23. Залог и залоговое право: понятие, разновидности залога. 24. Государственный кредит: сущность, значение, формы. 25. Россия и международные кредитно-финансовые институты. 26. Валютные ограничения и конвертируемость валюты. 27. Структура кредитной системы. Виды кредитных учреждений. 28. Представления о периоде появления банков. Современная трактовка сущности банка. 29. Центральные банки: история создания, сущность, функции. 30. Центральные банки стран мира: передовой опыт. 31. Независимость Центральных банков: международная практика. 32. Центральный банк России: история, современная структура. 33. Центральные банки, зарубежная практика. 34. Банковская система как объект государственного регулирования. 35. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики банка России: теория и практика. 36. Проблемы стерилизации денежной массы в условиях притока валютной выручки. 37. Банковское регулирование и надзор: понятие, органы регулирования, функции. 38. Банковские резервы как условие эффективного функционирования кредитной системы. Механизм действия обязательных резервов. 39. Банковские риски и их классификация. 40. Межбанковские расчеты: проблемы, формы, перспективы развития. 41. Основы организации и деятельности коммерческих банков. 42. Специализация и универсализация банков: преимущества и недостатки. 43. Классификация банковских операций и услуг. 44. Понятие и направление банковского менеджмента. 45. Ресурсы коммерческих банков: понятие, структура. 46. Роль и функции банковских активов в кредитной системе. 47. Банковский сектор России и вступление в ВТО. 48. Иностранные банки в России. 49. Российские банки: проблемы и перспективы. 50. Тюменские банки: становление, проблемы, анализ деятельности. Курсовая работа Методические указания по выполнению курсовой работы. В случае, если учебным планом дисциплины предусмотрено выполнение курсовой работы, студент руководствуется следующим алгоритмом: 1. Студент из предлагаемого ниже списка выбирает тему курсовой работы, руководствуясь собственными научными и практическими интересами, либо предлагает собственную тему, обязательно согласуя её с преподавателем. После этого студент подаёт на имя заведующего кафедрой экономики и мирохозяйственных связей заявление об утверждении выбранной темы и назначении научного руководителя. 2. Автор приходит на первую консультацию с научным руководителем, где обосновывает актуальность темы, ставит цель работы, согласует с руководителем структуру работы и основные вопросы, требующие освещения в работе. 3. Автор выполняет курсовую работу, соблюдая установленный график в соответствии с Положением о модульно-рейтинговой системе оценки, требованиями преподавателя. Руководитель проводит регулярные консультации в соответствии с устанавливаемым графиком, проводит промежуточную аттестацию. 4. Выполненная курсовая работа подлежит защите научному руководителю или пу- бличной защите комиссии из преподавателей, с присутствием студентов соответствующей специальности, заинтересованной публики. Работа, как правило, должна освещать как устоявшиеся теоретические подходы к выбранной проблематике, так и современное состояние предмета исследования – на основе новейших научных публикаций и собственных выводов и расчётов автора. Оформление курсовой работы выполняется в соответствии с ГОСТом 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» или иным действующим на момент выполнения работы государственным стандартом, а также внутренними методическими указаниями, действующими в ТГАМЭУП на мо -мент выполнения работы. Тематика курсовых работ 1. Сущность и функции денег в новых формах ликвидности. 2. История и перспективы электронных денег. 3. Обращение банкнот и бумажных денег в ретроспективе. 4. Влияние новых форм ликвидности на денежное обращение. 5. Монетарное серебро: история и современность. 6. Реставрация золотого стандарта. 7. Кризис европейской валютной системы 1992-93 гг. 8. Мировой денежный оборот через призму платёжных балансов. 9. Международные кредитно-финансовые учреждения как мировой центральный банк. 10. Роль МВФ в мировой экономике. 11. Практика и перспективы применения частных денег. 12. История инфляции в США. 13. Корни инфляционного процесса в современной России. 14. Оценка уровня обеспеченности экономики кредитом. 15. Современные модели рынка ссудного капитала. 16. Макроэкономическая конъюнктура и кредитная политика комбанков. 17. Эффекты межстрановых различий процентных ставок. 18. Современные проблемы оценки кредитных рисков. 19. Управление риском невозврата кредита. 20. Роль новых кредитных институтов в кредитной системе. 21. Капитализация как фактор конкурентоспособности комбанка. 22. Иностранные банки в банковской системе РФ. 23. Независимость центрального банка: ретроспективн
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.204 (0.014 с.) |