Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие судебной системы в 30-е годыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1924 году впервые появляются «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик» (29 октября) − акт, в котором определяются основные начала организации судебной системы не только СССР, но каждой входящей в его состав республики. Иными словами, тенденция централизации судебной системы не просто сохраняется, но усиливается. Остановимся только на двух аспектах судебной организации, закрепленных в «Основах» 1924 года. Первый касается определения Советским государством целей судов: · ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; · защита интересов и прав трудящихся и их объединений; · укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности трудящихся и их правовое воспитание; · осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан Совершенно очевидно, что суд по-прежнему рассматривается как составной элемент единой системы советской власти, призванный реализовывать в соответствующей сфере ее политику. Также очевидно, что государство в полной мере осознало необходимость не только существования суда и права (советского закона), но и тщательного регулирования организации суда. Второй аспект касается практически окончательного выбора организационной модели: · подтверждаются принципы отправления судебной деятельности исключительно трудящимися на основе выборов (пункт 3); · формирования в качестве основного элемента судебной системы – суда первой инстанции, одновременный отказ от апелляции, окончательный переход к кассации (пункты 5, 6 и 11); · формирование надзорно-ревизионной инстанции – верховного суда союзной республики, призванного осуществлять высший судебный надзор и непосредственное руководство практикой судов этой республики (пункты 10−11) при условии сохранения надзора со стороны НКЮ (пункт 12); · формирование двухуровневой системы: суды Союза (Верховный Суд, военные и военно-транспортные трибуналы) и суды республик (верховные, краевые/областные, районные народные), дополняемой рядом квазисудебных органов (пункты 3, 6−11). Во исполнение «Основ» о судоустройстве Союза ССР 19 ноября 1926 года ВЦИК РСФСР утверждает Положение о судоустройстве РСФСР. Судебная структура в основном сохраняется неизменной: · народный суд, · губернский/областной/краевой суд и приравненные к нему главные суды автономных республик в составе РСФСР; · Верховный Суд РСФСР (пункты 2, 3). Также на территории РСФСР действуют Высшая Арбитражная Комиссии при Экономическом Совещании РСФСР и · местные арбитражные комиссии, · земельные комиссии, · особые сессии народного суда по трудовым делам и · суды Союза ССР – военные трибуналы. Окончательно складывается и представление о предметной компетенции, или подсудности: Судами первой инстанции в отношении различных дел (по нарастающей) выступают · народный суд, · губернский/краевой/областной и приравненные к ним и Верховный Суд РСФСР; Губернский/краевой/областной и приравненные к ним суды выступают в качестве кассационной инстанции в отношении районных судов, осуществляют надзор за их деятельностью. Верховный Суд РСФСР − в качестве кассационной инстанции в отношении губернских/краевых/областных и приравненных к ним судов, а также надзорной инстанции (обратим внимание: последнее упоминание о ревизионном характере, свидетельствующее о германском происхождении этого института, исчезло). Общее руководство судами осуществляет НКЮ РСФСР, на который возлагается проведение общей судебной политики на территории РСФСР. Непосредственное руководство судебной практикой, единой судебной политикой осуществляет Верховный Суд РСФСР, который провозглашается органом высшего судебного надзора в отношении судебных учреждений РСФСР. Иными словами, как Верховный Суд РСФСР, так и краевые и приравненные к ним суды являются не только с удебными, но и административными органами, осуществляющими организационное руководство нижестоящими судами. Сохраняются и подходы к формированию судейского корпуса, правилам нарезки судебных территорий, определению организационной модели (с точки зрения признака инстанционности). В Положении присутствуют главы, нормы которых посвящены · прокуратуре, · коллегиям защитников, · следователям и судебным исполнителям (последние действуют при судах, в определенных случаях их функция может быть возложена на исполнительные органы Советов и органы милиции). Завершая характеристику судебной системы Советского Союза, следует также упомянуть о сохранении действия шариатских судов и о возложении судебных функций на туземные органы управления северных окраин РСФСР по особому списку, утверждаемому ВЦИК РСФСР. При этом допускаются необходимые отступления от общих судопроизводственных и материальных норм (пункт 1). На ХV съезде ВКП(б) в 1927 году работа органов юстиции подверглась серьезной критике. Съезд указал на необходимость улучшения деятельности судебных органов по борьбе с бюрократизмом, привлечения к ответственности работников административного и хозяйственного аппарата, виновных в преступной бесхозяйственности, в недопустимых излишествах, чиновничьем отношении к делу. 30 января 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР», согласно которому Председатель Верховного суда одновременно стал и заместителем Народного комиссара юстиции РСФСР. Тем самым фактически завершилось непосредственное вхождение суда в состав советских госорганов не в качестве самостоятельного, а в качестве вторичного, подконтрольного административно-управленческому органу. Такое положение de jurе существовало до 1936 года, пока не была принята новая Конституция СССР, согласно которой суд вышел из ведения НКЮ, а de facto сохранялось вплоть до распада СССР. В целом административно-командная роль органов юстиции по отношению к судам с каждым годом все более усиливалась. В 1929 году (24 июня) принимается обновленное Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, отличительной чертой которого становится резкое усиление надзорных полномочий Верховного Суда СССР: ВС наделяется правом · давать директивы верховным судам союзных республик по вопросам судебной практики, · проводить обследования судов республик · и проверять качество их работы. .С другой стороны, детально регулируется статус Прокуратуры Верховного Суда СССР. В какой-то степени, это также было признаком зарождения административно-командной системы. Как следствие, усилился репрессивный характер и сверхцентрализация судебной системы. В 1930 году образуются железнодорожные линейные суды, в 1934-м – водно-транспортные суды в составе Верховного Суда СССР и соответствующие коллегии. В 1937 году в связи с образованием НКВД в составе краевых, областных и приравненных к ним судов, а также в Верховном Суде РСФСР создаются специальные коллегии по рассмотрению дел, расследуемых НКВД, − знаменитые судебные «тройки» (существовали и следственные «особые тройки», осуществлявшие в силу ряда документов, о которых будет сказано ниже, внесудебную расправу). Иными словами, появляются первые спецсуды. 17 декабря 1933 года во исполнение Постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года] упраздняется прокуратура Верховного Суда СССР и создается Прокуратура СССР. Верховный Суд лишается функции надзора за законностью. В эти же годы существенно меняются уголовное и уголовно-процессуальное законодательства, расширяются судебная и несудебная репрессии. Обратим внимание, что в это время прямое указание судам со стороны партийного и государственного аппаратов становится нормой: · постановления ЦИК и СНК СССР от 16 января 1930 года «О мерах борьбы с хищническим убоем скота», · от 25 июня 1932 года «О революционной законности» (кстати, содержит типично выражение «обязать суды и прокуратуру»), · от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» (также содержит весьма показательное выражение, обязывающее суды «применять в качестве меры судебной репрессии – расстрел с конфискацией всего имущества»), · от 22 августа 1932 года «О борьбе со спекуляцией», · от 14 марта 1933 года Постановление ЦИК СССР «Об ответственности служащих в государственных учреждениях и предприятиях за вредительские акты» и т.д. Приведем также в качестве примера секретную совместную Инструкцию ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Всем партийно-советским работникам и всем органам ОГПУ, суда и прокуратуры», само название которой свидетельствует об окончательном включении суда в состав правоохранительных органов советского государства, обязанных подчиняться не только закону, но и партийным циркулярам и подзаконным актам советских органов. Как уже говорилось, в этот период весьма интенсивно изменяются уголовное и уголовно-процессуальное законодательства, адекватно отражая основные тенденции репрессивного характера развития Советского государства. В 1933−1935 годах была предпринята попытка перестроить народное хозяйство, в том числе и суды, по производственно-территориальному принципу, что привело к существенному усложнению системы, возник своеобразный параллелизм: · одновременно существовало нескольких районных судов, каждый из которых был специализирован по отдельному сегменту производства, · возникали территориальные камеры народных судов. В конце концов, было решено отказаться от этого «винегрета», по меткому выражению одного из партийных деятелей, и вернуться к принципу совпадения границ судебных территорий с границами административно-территориальных единиц. В 30-х годах вновь разворачивается дискуссия о народных судьях и товарищеских судах. Хотя можно считать, что этот спор на фоне строительства судебной организации и видоизменения уголовного и уголовно-процессуального права имеет второстепенный характер, тем не менее в нем отразился последний всплеск идеалистически-революционного сознания и нового сознания советского чиновничества на роль и место суда в государственной системе. Народный Комиссар юстиции Н.В. Крыленко настаивая на сохранении и развитии концепции «собственно народного суда», предлагая усилить его товарищескими формами – производственно-товарищеские суды, сельские общественные суды и т.д., А.Я. Вышинский – на усилении государственног о начала. Обсуждались также вопросы · о выделении военных трибуналов в самостоятельную систему, · об образовании лагерных судов, · восстановлении оргинструкторских отделов в судах. Эти споры отозвались и при подготовке новой Конституции СССР 1936 года. Конституция СССР 1936 года содержит самостоятельную главу IX «Суд и прокуратура». Глава содержит 15 статей, из которых 10 посвящены суду, остальные прокуратуре. Статья 102 закрепляет уже сложившуюся к тому времени двухуровневую судебную организацию: · суды Союза СССР (специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного транспорта, линейные суды водного транспорта) · и суды союзных республик (верховный суд союзной республики, краевой, областной суд и приравненные к ним суды автономных республик и областей, окружные суды, народные суды). Верховный Суд СССР является высшим судебным органом, он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судебных органов (этот термин отныне заменит все ранее применявшиеся) СССР и союзных республик. Впервые формируются конституционные принципы организации и деятельности судов в СССР: · судьи независимы и подчиняются только закону (статья 112); · рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом (статья 103); · разбирательство во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту (статья 111); · судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области, с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать в суде на родном языке (статья 110). Как видно из нумерации статей, принцип независимости судей и подчинения их только закону (т.е. беспристрастность) в иерархии конституционных ценностей поставлен отнюдь не на первое место, хотя и может показаться, что произошел отказ от принципа руководства судами со стороны партийных и советских органов. Однако и в теории, и на практике господствовало весьма своеобразное понимание принципа независимости суда: «…независимость судей не есть независимость их от политики государственной власти. Такой независимости, которая позволила бы им не считаться ни с чем, кроме своего усмотрения, нам не нужно»; народным судьей мог быть, «во-первых, грамотный, во-вторых, политически грамотный человек». Что и обеспечивалось системой формирования судейского корпуса. Судьи Верховного Суда СССР и специальных судов избирались Верховным Советом СССР на 5 лет, Судьи верховных судов союзных, автономных республик, краевых, областных и приравненных к ним судов − соответствующими верховными, краевыми, областными и т.п. советами – также сроком на 5 лет, Народные судьи избирались гражданами района при тайном голосовании сроком на 3 года, Аналогичен порядок формирования состава народных заседателей (статьи 105−109). Положения Конституции 1936 года конкретизируются и развиваются в Законе СССР "О судоустройстве СССР", принятом 16 августа 1938 г ода 2-й сессией Верховного Совета СССР. Так же как и «Основы» 1924 года, статья 2 Закона 1938 года выражает представление о целях советского правосудия – защита от всяких посягательств: · установленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного устройства СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности; · политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и интересов граждан СССР, гарантированных Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик; · прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций. Указывается, что правосудие в СССР имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения советских законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами СССР. Статья 3 дополняет: советский суд, применяя меры уголовного наказания, не только карает преступников, но также имеет своей целью их исправление и перевоспитание. К числу основных принципов организации и деятельности суда добавляются (точнее артикулируются, поскольку с 1917 года эти начала лежат в основе советского правосудия) начала единого и равного суда для всех граждан, независимо от социального, имущественного и служебного положения, их национальной и расовой принадлежности; единого и обязательного для всех уголовного, гражданского и процессуального законодательства (статья 5). Статья 11 в очередной раз подтверждает, что судьями и народными заседателями могут быть лишь лица, не пораженные в правах – пользующиеся избирательными правами. Определен также порядок досрочного освобождения судей от должности: тем же органом, который избирал, или в силу состоявшего приговора суда (статья 17). Появляется и еще один принцип, однако внимание на нем не заостряется, он фиксируется в статьях, посвященных регулированию тех или иных судебных органов, − подотчетность судов и судей тем органам советской власти, которые их избирали (статья 29). На практике же усиливаются репрессивные тенденции. Появляются все новые акты, направляющие деятельность Советского государства: · постановления ЦИК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», · от 1 декабря 1938 года «О порядке согласования арестов», · от 27 мая 1939 года «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания», · указы Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», · от 10 июля 1940 года «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями», · от 10 декабря 1940 года «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поездов», · от 31 мая 1941 года «Об уголовной ответственности несовершеннолетних».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 3057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.01 с.) |