Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие конституционного права. Конституции СССР 1936 года и рсфср 1937 годаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственное строительство и развитие права в эти годы в значительной степени определялись Конституцией СССР 1936 г. В стране произошли серьезные изменения, о которых шла речь в начале. В связи с этим Пленум ЦК ВКП(б) принял решение внести от имени ЦК ВКП(б) на VII съезде Советов СССР предложение об изменении Конституции Союза ССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных - прямыми, открытого голосования - закрытым; б) уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения Конституции в соответствие со сложившимся соотношением классовых сил в СССР (создание новой, социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы советского общества и т.п.). VII съезд Советов Союза ССР, проходивший с 29 января по 6 февраля 1935 г., принял постановление: · полностью одобрившее предложение ЦК ВКП(б), и поручил ЦИК избрать Конституционную комиссию, · ближайшие выборы в органы Советской власти провести на основе новой избирательной системы. В соответствии с решением съезда ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина. Были созданы также 12 подкомиссий: · по общим вопросам, · экономическая, · финансовая, · правовая, · по избирательной системе, · судебных органов, · центральных и местных органов власти, · народного образования, · труда, · обороны, · внешних дел · редакционная состоявшая из председателей подкомиссий. В разработке проекта Конституции активное участие принимали: М.И. Калинин (заместитель председателя Конституционной комиссии), Н.И. Бухарин, Г.К. Орджоникидзе, А.С. Бубнов, Н.В. Крыленко, Я.А. Яковлев, Г.М. Кржижановский, В.Я. Чубарь, Я.Б. Гамарник, А.И. Стецкий, М.Н. Тухачевский, И.А. Акулов (секретарь комиссии) и другие. В состав 12 подкомиссий по подготовке отдельных разделов Конституции входили более ста видных партийных, государственных, профсоюзных и военных деятелей, научных работников, представителей всех республик. К середине мая 1936 г. проект Конституции был подготовлен. 12 июня 1936 г. он был опубликован и в течении почти полугода его обсуждали. Обсуждение проекта Конституции проходило в различной форме: · на собраниях трудящихся, · на пленумах Советов, · на заседаниях секций и депутатских групп Советов и т.д. На чрезвычайных районных, областных, краевых и республиканских съездах Советов, проходивших со второй половины октября и до 23 ноября 1936 г. по всей стране, были подведены итоги обсуждения. Съезды Советов, обсудив проект Конституции с учетом пожеланий и поправок трудящихся, одобрили его. В обсуждении участвовало более 50 млн. человек или около 55% взрослого населения СССР. В ходе обсуждения в Конституционную комиссию поступило 154 тысячи предложений, поправок, дополнений и замечаний к отдельным статьям и главам проекта. Трудящиеся СССР одобрили проект Конституции. 25 ноября 1936 г. в Москве начал свою работу Чрезвычайный VIII съезд Советов Союза ССР. На съезде развернулось обсуждение проекта Конституции. В прениях по докладу И.В. Сталина выступили 56 делегатов. Для выработки окончательного текста Конституции с учетом внесенных поправок и дополнений съезд избрал Редакционную комиссию в количестве 220 человек. Комиссия внесла ряд изменений в первоначальный текст проекта. Всего было принято 47 поправок и дополнений к проекту, которые касались более 30 статей. Были приняты важные дополнения, касающиеся Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Устанавливались прямые выборы в Совет Национальностей, уравнивалось число депутатов Совета Союза и Совета Национальностей. Эти дополнения способствовали дальнейшей демократизации формирования высшего представительного органа страны, еще больше подчеркивали равноправие обеих палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Идя навстречу предложениям трудящихся, ст. 8 проекта была дополнена положением о том, что земля закреплялась за колхозами не только в бессрочное, но и в бесплатное пользование. Статья 10 была дополнена положением о праве наследования личной собственности граждан. В ст. 35 была внесена поправка о том, что депутаты Совета Национальностей избираются не только по союзным, автономным республикам, автономным областям, но и по национальным округам. Это позволило полнее учесть специфические интересы многочисленных народностей Советского Союза. Было внесено и принято дополнение к ст.65 о том, что СНК СССР ответственен не только перед Верховным Советом СССР, но в период между сессиями Верховного Совета - перед президиумом Верховного Совета СССР. Это дополнение расширяло компетенцию Президиума Верховного Совета и более точно определяло его место в системе органов Советского государства. В ст. 48 была внесена существенная поправка, по которой увеличивалось число заместителей Председателей Президиума Верховного Совета СССР с 4 до 11, в соответствии с количеством союзных республик. Тем самым еще раз подчеркивалась суверенность и равноправие республик. Важное значение имело дополнение к ст.40 о публикации законов Верховного Совета на языках союзных республик, что подчеркивало принцип равноправия народов СССР. 5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР постатейным голосованием, а затем в целом единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции - 5 декабря - был объявлен всенародным праздником. Съезд также принял решение провести ближайшие выборы советских органов по новой избирательной системе Считалось, что Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепила построение социализма в нашей стране. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Она закрепила дальнейшую демократизацию избирательной системы, отменив ограничение избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд, установив всеобщее избирательное право. По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней содержался ряд глав, которых ранее не было: главы об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально регулировалось государственное устройство СССР. Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I Конституции рассматривала вопросы общественного устройства (ст. 1 - 12). В ней отражалось наличие в нашем обществе двух дружественных классов: · рабочих · крестьян. Государственное руководство обществом согласно Конституции осуществляет рабочий класс, как передовой класс. Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся (ст.2). Закреплялось в Конституции полновластие советского народа: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся» (ст.З). Конституция СССР установила, что экономическую основу СССР составляют: · социалистическая система хозяйства · социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате · ликвидации капиталистической системы хозяйства, · отмены частной собственности на орудия и средства производства, · уничтожение эксплуатации человека человеком. Социалистическая собственность имеет форму · либо государственной собственности (всенародное достояние), · либо колхозно-кооперативной собственности. Конституция перечисляла объекты государственной и колхозно-кооперативной собственности. По конституции являются государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием: · земля, · ее недра, · воды, · леса, · заводы, · фабрики, · шахты, · рудники, · железнодорожный, водный и воздушный транспорт, · банки, · средства связи, · организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), · коммунальные предприятия и основной жилой фонд в городах и промышленных пунктах Общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций по Конституции составляют: · общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, · производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, · общественные постройки. Конституция записала, что каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли, в личной собственности согласно уставу сельскохозяйственной артели.– · подсобное хозяйство на приусадебном участке, · жилой дом, · продуктивный скот, · птицу · мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно. Указывая, что социалистическая система хозяйства является основной и господствующей формой хозяйства в СССР, Конституция вместе с тем допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, исключающее эксплуатацию чужого труда. Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенную на трудовые доходы и сбережения: · жилой дом · подсобное домашнее хозяйство, · предметы домашнего хозяйства и обихода, · личного потребления, а также право наследования личной собственности. В ст. 11 Конституции были записаны очень важные, принципиальные положения о том, что хозяйственная жизнь страны определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности. Конституция закрепила важнейший социалистический принцип распределения: «от каждого по способности, каждому - по труду», объявив труд обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина СССР и установила правило «кто не работает, тот не ест». В главе II Конституции «Государственное устройство» (ст. 13-29) закреплялись принципы советского социалистического федерализма, · добровольность объединения равноправных советских союзных республик, · разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, · закреплялся суверенитет союзных республик. Конституция дала исчерпывающий перечень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР (ст. 14). Ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежали: · представительство Союза в международных сношениях, · заключение и ратификация договоров с другими государствами; · вопросы войны и мира; · принятие в состав СССР новых республик; · контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР; · утверждение изменений границ между союзными республиками; · утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик; · организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; · внешняя торговля на основе государственной монополии; · охрана государственной безопасности; · установление народнохозяйственных планов СССР; · утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; · управление банками, промышленными сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения; управление транспортом и связью; · руководство денежной и кредитной системой; · организация государственного страхования; · заключение и предоставление займов; · установление основных начал землепользования и пользования недрами, лесами и водами; · установление основных начал в области просвещения и здравоохранения; · организация единой системы народнохозяйственного учета; · установление основ законодательства о труде; · законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; · уголовный и гражданский кодексы; · законы о союзном гражданстве; · законы о правах иностранцев; · установление основ законодательства о браке и семье; · издание общесоюзных актов об амнистии. Как видим, четко прослеживается тенденция на расширение прав Союза. Суверенитет союзных республик был ограничен лишь в пределах, указанных в этой статье. Все другие вопросы союзная республика решала самостоятельно. Каждая союзная республика имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенности республики. · За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, · территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия, · Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик, · а также приоритет союзных законов над законами союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действовал общесоюзный закон. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство - каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР. В главах III-VIII (ст.30-101) Конституции СССР рассматривались · организация, · система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР · система и порядок деятельности высших органов власти и управления союзных республик, · высших органов власти автономных республик, · местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществляет исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: · Совета Союза · Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинались и заканчивались одновременно. Законы считались утвержденными, если были они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Законы публиковались на языках союзных республик. Совет Союза избирался гражданами СССР по норме - 1 депутат на 300 тыс. населения. Совет Национальностей избирался гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: · от каждой союзной республики - по 25 депутатов, · от автономной республики -по 11 депутатов, · от автономной области - по 5 депутатов · от национального округа - по 1 депутату. Совет Союза и Совет Национальностей избирали мандатные комиссии, которые проверяли полномочия депутатов каждой палаты. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередные - по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР, избиравшийся на совместном заседании обеих палат, компетенция которого была определена в Конституции СССР. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР · созывал сессии Верховного Совета СССР, · давал толкование действовавших законов СССР, · издавал указы, · распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат · и назначал новые выборы; · производил всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; · отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик, в случае их несоответствия закону; · в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождал от должности и назначал отдельных народных комиссаров СССР по представлению Председателя СНК СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; · награждал орденами и присваивал почетные звания СССР; · осуществлял право помилования; · назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; · в период между сессиями Верховного Совета СССР объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; · объявлял общую и частичную мобилизацию; · ратифицировал международные договоры; · назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах; · принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. В главе V Конституции СССР определялась компетенция Правительства СССР - Совета Народных Комиссаров СССР. Совет Народных Комиссаров, являвшийся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР, образовывался Верховным Советом СССР. Он был подотчетен Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета СССР. СНК СССР Издавал постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР. СНК объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских народных комиссариатов и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений и осуществлял другие меры по управлению страной. По Конституции СССР 1936 г. было 8 общесоюзных наркоматов: · обороны, · иностранных дел, · внешней торговли, · путей сообщения, · связи, · водного транспорта, · тяжелой промышленности · оборонной промышленности, 10 союзно-республиканских наркоматов: · пищевой промышленности, · легкой промышленности, · лесной промышленности, · земледелия, · зерновых и животноводческих совхозов, · финансов, · внутренних дел, · внутренней торговли, · юстиции · здравоохранения. Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР. Они имели право в пределах своей компетенции издавать приказы и инструкции на основании о во исполнение действовавших законов, а также постановлений и распоряжений СНК СССР и проверяли их исполнение. Аналогично высшим органам власти и управления СССР строилась система высших органов власти и управления союзных и автономных республик. Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет республики. Верховный Совет республики избирал Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом республики являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый Верховным Советом республики. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являлись Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся гражданами СССР сроком на 2 года. Согласно Конституции местные Советы депутатов трудящихся · руководили деятельностью подчиненных им органов управления, · обеспечивали o охрану государственного порядка, o соблюдение законов и охрану прав граждан, · руководили местным хозяйственным и культурным строительством, · устанавливали местный бюджет. Они принимали решения и давали распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР и союзной республики. Исполнительными и распорядительными органами краевых, областных, автономных областей, окружных, районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе · председателя, · его заместителей, · секретаря · членов исполкома. В небольших поселениях исполнительными и распорядительными органами сельских Советов депутатов трудящихся, в соответствии с конституциями союзных республик, являлись избираемые ими · председатель, · его заместитель · секретарь. Они были непосредственно подотчетны · как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, · так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся. В главе IX Конституции «Суд и прокуратура» были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. По Конституции правосудие в СССР осуществлялось · Верховным Судом СССР, · Верховными судами союзных республик, · краевыми и областными судами, · судами автономных республик и автономных областей, · окружными судами, · специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, · народными судами. Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 ле т. Конституция закрепила весьма важные принципы организации и деятельности судебных органов: · рассмотрение дел во всех судах с участием народных зас едателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), · открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), · обеспечение права обвиняемому на защиту, · ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался. Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет. Органы прокураты по Конституции должны были осуществлять свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР. На практике в данный период роль прокурорских органов принижалась. Из под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД, широко используемые тогда для незаконных репрессий. Многие работники прокуратуры, которые честно выполняли свой долг, стараясь помешать незаконным репрессиям, сами подвергались этим репрессиям и многие из них погибли в неравной борьбе. В главе X Конституции СССР закреплялись основные демократические права и свободы граждан СССР: · право на труд; · на отдых; · на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; · право на образование; · равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; · свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, · неприкосновенность личности, жилища, · тайна переписки, · право граждан СССР на объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества. «А наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся, - как было сказано в Конституции, - объединялись во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Таким образом, в статье 126 Конституции СССР 1936 г. закреплялась руководящая роль в стране ВКП(б). Конституция не ограничивалась формальным фиксированием прав граждан, а переносила центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на средства их осуществления. Так, провозглашая право на труд, Конституция устанавливала, что это право обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. Безработица в нашей стране была ликвидирована в начале 30-х годов. Право на отдых обеспечивалось сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широко сети санаториев, домов отдыха, клубов. Право на материальное обеспечение гарантировалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящихся широкой сети курортов. Право на образование обеспечивалось обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая и высшее, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся высшей школы, обучением на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственно-технического и агрономического обучения трудящихся. Равноправие женщин обеспечивалось предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов. По Конституции свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций обеспечивались предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для осуществления этих прав и т.д. Свобода совести обеспечивалась отделением церкви от государства и школы от церкви. За всеми гражданами признавалась свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды. Так было в Конституции, а в жизни в те годы преследовались служители всех конфессий, закрывались культовые сооружения. Конституция СССР 1936 г. исходила из равноправия наций и рас, закрепляла для них одинаковые права во всех областях хозяйственной, общественной, государственной и культурной жизни общества. Более того, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от расовой или национальной принадлежности, всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения карались законом. В соответствии со статьей 129 Конституции предоставлялось право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу В Конституции СССР были закреплены не только права, но и обязанности граждан СССР: · обязанность соблюдать Конституцию, · исполнять законы, · блюсти дисциплину труда, · честно относиться к общественному долгу, · уважать правила социалистического общежития, · беречь и укреплять общественную социалистическую собственность. Защиту СССР Конституция рассматривала как почетную обязанность, священный долг каждого гражданина СССР. Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила · всеобщее, · равное · и прямое избирательное право · при тайном голосовании вместо невсеобщего, не вполне равного, непрямого избирательного права при открытом голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выставления кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: · коммунистическим партийным организациям, · профессиональным союзам, · кооперативам, · организациям молодежи, · культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей. Каждый гражданин имел один голос и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Не участвовали в выборах · умалишенные · и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав. В главе XII Конституции говорилось о гербе, флаге и столице СССР. Глава XIII посвящалась порядку изменения Конституции СССР, согласно которому она могла быть изменена лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. В этом также была ее особенность. В литературе по-разному оценивают Конституцию СССР 1936 г.: · это была самая демократическая конституция в мире в тот период; · демократическая по форме эта конституция была бездействующим Основным Законом; · она была перечеркнута чрезвычайными мерами; · в реальной практике многие ее положения воплощения не нашли; это был клочок бумаги и т.д. Таковы принципы, основное содержание, особенности Конституции СССР 1936 г. и ее оценка в литературе В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты конституции союзных республик. Конституция РСФСР 1937 г. Была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Глава I Конституции РСФСР 1937 г. дословно повторила аналогичную главу Конституции СССР 1936 г. В главе II «Государственное устройство» говорилось, что РСФСР в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, оборонной добровольно объединилась с равноправными, советскими социалистическими республиками в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик. РСФСР обеспечивала за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления права, определявшиеся статьей 14 Конституции СССР. Вне пределов этой статьи РСФСР осуществляла государственную власть самостоятельно, «сохраняя полностью свои суверенные права». Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР. Территория РСФСР не могла быть изменена без согласия РСФСР. Каждый гражданин РСФСР являлся гражданином СССР. Граждане всех других союзных республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР. Ведению РСФСР в лице ее высших органов власти и органов управления подлежали: · установление Конституции РСФСР и контроль за ее исполнением; · утверждение Конституций автономных республик; · представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР; · утверждение границ и районного деления автономных республик и областей, краев и областей; · законодательство РСФСР; · охрана государственного порядка и прав граждан; · утверждение народнохозяйственного плана и государственного бюджета РСФСР; · установление, в соответствии с законодательством СССР, государственных и местных налогов, сборов, неналоговых доходов; · руководство осуществлением бюджетов автономных республик и местных бюджетов краев и областей; · руководство страховым и сберегательным делом; · управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; · контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий союзного подчинения; · установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест; · дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью; законодательство о труде; · руководство здравоохранением, социальным обеспечением, начальным, средним и высшим образованием, культурно-просветительскими и научным
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.015 с.) |