Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация положений Конституции

Поиск

На развитие государственного аппарата в настоящий период самое существенное влияние оказала Конституция СССР 1936 г. Впредь до избрания Верховного Совета СССР продолжали действовать ЦИК СССР, избранный на VII съезде Советов СССР и его Президиум.

9 июля 1937 г. ЦИК СССР утвердил Положение о выборах в Верховный Совет СССР и назначил выборы на 12 декабря 1937 г. В полном соответствии с Конституцией СССР в Положении предусматривались отмена всех существовавших ранее ог­раничений избирательного права, равные нормы предста­вительства от сельского и городского населения, замена многостепенных выборов прямыми и тайное голосование. Каждый гражданин, достигший 18 лет, получил право уча­ствовать в выборах и быть избранным в Верховный Совет СССР.

Избирательные округа создавались по территори­альному принципу. Избирательная кампания проходила 2 месяца. Для проведения выборов были созданы Централь­ная, окружная и участковые избирательные комиссии. 12 декабря состоялись выборы в Верховный Совет СССР, в которых участвовало 96,8% избирателей, из них почти 99% отдали свои голоса, как тогда писали «за кандидатов блока коммунистов и беспартийных».

Всего в Верховный Совет СССР было избрано 1143 депутата, в том числе

· 180 женщин,

· 870 членов и кандидатов в члены ВКП(б).

· Рабо­чих было избрано 460 человек (42%),

· крестьян - 337 Г29,5%),

· представителей служащих и интеллигенции - 326 (28,5%).

В Верховном Совете СССР было представлено более 50 народностей Советского Союза.

На первой сессии Верховного Совета СССР (январь 1938 г.)

· был избран Президиум Верховного Совета СССР,

· образовано Правительство СССР - Совет народных комис­саров,

· назначен Прокурор СССР,

· а также избраны посто­янные комиссии Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР:

o законодательных предположе­ний,

o бюджетные

o по иностранным делам.

В июне 1938 г. состоялись выборы в Верховные Советы союзных и авто­номных республик и таким образом были созданы высшие органы власти в союзных и автономных республиках.

В декабре 1939 г. состоялись выборы в местные Советы де­путатов трудящихся: краевые, областные, окружные, рай­онные, городские, сельские, поселковые. В выборах участ­вовало свыше 99% избирателей, за кандидатов блока ком­мунистов и беспартийных при выборах в областные Сове­ты отдали свои голоса 99,02%, участвовавших в выборах, в районные - 98,7% и в городские и сельские Советы -98,04%.

Всего в местные Советы депутатов трудящихся было избрано 1.281.008 человек. Среди избранных депута­тов было

· 402 тыс. коммунистов,

· 878 тыс. беспартийных,

· 422.279 женщин.

В январе-феврале 1940 г. на проходив­ших сессиях вновь избранных местных Советов были из­браны исполнительные комитеты местных Советов и соз­даны отделы исполнительных комитетов, которые присту­пили к осуществлению своих обязанностей.

Таким образом, к началу 1940 г. была перестроена вся система органов государственной власти сверху донизу в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Конститу­ циями союзных республик.

Происходившие в стране изменения в социально-экономической сфере определяли изменения во всех отраслях права. Так, проведение политики коллективизации привело к оформ­лению такой отрасли права как колхозное право. Право было призвано обслуживать проводимые в государстве реформы. На развитие права большое влияние оказала Конституция СССР 1936 г.

Развитие гражданского права

Гражданское право решало задачи

· по укреплению и защите социалистической собственности,

· по регулирова­нию договорных отношений и т.д.

Большое внимание уде­лялось договорным отношениям.

В 1931 г. все хозяйствен­ные органы должны были оформлять письменными дого­ворами

· поставку товаров,

· производство работ,

· оказание услуг.

Устанавливалось два вида договоров:

· генеральные

· локальные.

Генеральные договоры заключались между центральными органами, на основании которых заключа­лись локальные договоры между конкретными контраген­тами.

Постановление СНК в 1933 г. усиливало ответствен­ность за неисполнение договора и требовало, чтобы в до­говорах содержались санкции за их неисполнение.

Даль­нейшее развитие гражданского права базировалось на по­ложениях Конституции СССР 1936 г.

Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана по всем его количествен­ным и качественным показателям. Особенно большое зна­чение приобрели плановые договоры поставки и договоры подряда в области капитального строительства.

Интенсив­ное развитие народного хозяйства привело к тому, что сис­тема генеральных договоров, оправдавшая себя ранее, оказалась на данном этапе развития неприемлемой, так как слишком связывала инициативу низовых хозорганов и их оперативную самостоятельность, это вызвало переход от системы генеральных и локальных договоров к системе прямых договоров.

В постановлении СНК СССР от 15 ян­варя 1936 г. «О заключении договоров на 1936 г.» отмеча­лось, что центры хозяйственных систем в ряде случаев за­ключали договоры с детальной регламентацией действий без учета конкретных особенностей и запросов подчинен­ных им низовых организаций и, таким образом, подменяли собой низовые хозяйственные организации.

Постановле­ние признавало прямые договоры, заключаемые этими звеньями хозяйственных систем, основной формой хозяй­ственных договоров.

Прямые договоры заключались вна­чале на основе протокольных соглашений, являвшихся со­вместным административным актом хозяйственных сис­тем, адресованным подведомственным предприятиям.

Протокольные соглашения предусматривали

· порядок за­ключения договоров

· выработку их условий.

Начиная с 1937 г., протокольные соглашения заменялись основными условиями поставки. Как показывает само название, ос­новные условия поставки должны были определять лишь важнейшие моменты отношений между предприятием-поставщиком и предприятием-потребителем.

В 1939 г. до­говоры поставки заключались уже, как правило, на базе основных условий, которые утверждались

· СНК

· либо руко­водителями наркоматов-поставщиков

с важнейшими по­требителями соответствующей продукции и периодически подвергались пересмотру.

Развивается также практика поставки некоторых видов продукции без заключения договоров.

Постановлением СТО от 7 апреля 1935 г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна бы­ла производиться по нарядам, выданным на основании плана, утвержденного правительством.

В 1938 г. вводится бездоговорный порядок поставки металлов и металлопро­дукции.

Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т.д.

Т.о., усиливались административные формы в ущерб гражданско-правовым.

Обращалось внимание на обеспечение высокого каче­ства поставляемой продукции.

29 августа 1939 г. СНК СССР утвердил инструкцию Госарбитража при СНК СССР «О порядке и сроках предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества одними государственны­ми, хозяйственными и общественными организациями другим».

Инструкция предусматривала довольно высокие штрафы.

Большое значение в укреплении социалистиче­ской собственности имело постановление ЦИК и СНК СССР от 29 апреля 1935 г. «О передаче государственных предприятий, зданий и сооружений», которое

· запрещало возмездную передачу одним госорганом другому

· и уста­навливало, что передача эта может производиться лишь по распоряжению СНК СССР или в порядке, им установлен­ном.

В связи с широким строительством фабрик, заводов и других объектов возросла роль договора подряда в капи­тальном строительстве.

В качестве подрядчиков выступали только социалистические организации. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 г. предложи­ло наркоматам СССР и СНК союзных республик сформи­ровать постоянно действующие строительные организа­ции:

· тресты

· стройконторы.

Заключение подрядных дого­воров на проектные и изыскательные работы с частными лицами было запрещено.

Значительное внимание уделялось сохранению жилых помещений, правильному их использованию.

Постановле­нием ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. были ликви­дированы существовавшие ранее жилищно-арендные коо­перативные товарищества - так называемые жакты.

Сохра­нялис ь лишь те из них, которые производили строительст­во в основном на средства пайщиков.

Единый государст­венный жилой фонд делился на

· фонд строений, находив­шихся в управлении местных Советов (жилищных управ­лений),

· фонд строений, находившихся в управлении го­сударственных учреждений и предприятий (так называе­мые ведомственные дома).

Право пользования жилыми помещениями оформлялось письменным договором, за­ключавшимся квартиросъемщиком с управляющим домом. В договоре определялись

· права и обязанности сторон

· и последствия их нарушения.

Этот договор заключался на срок не свыше 5 лет.

Преимущественное право возобнов­ления договора по истечении срока его действия предос­тавлялось гражданам, выполнявшим все обязательства по договору и добросовестно относившимся к предоставлен­ному в их пользование жилищу.

Семейное право.

Нормы семейного права в данный период служили целям

· укрепления советской семьи,

· защи­ты интересов детей,

· здоровья матери,

· оказания материаль­ной помощи многосемейным.

Основополагающее значение для семейного права имело закрепленное в Конституции СССР 1936 г. равноправие женщины и мужчины (ст. 122).

Важное практическое значение в это время имел институт патроната, нашедший свое отражение в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г., основные поло­жения которого были восприняты законодательством дру­гих союзных республик. Дети-сироты, а также дети, изъя­тые по постановлению суда от родителей, могли переда­ваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформля­лось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях - представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание. Постановление определяло круг обя­занностей лиц, взявших ребенка на воспитание.

27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении матери­альной помощи роженицам, установлении государствен­ной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовно­го наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изме­нениях в законодательстве о разводах».

Советское госу­дарство за период с 1936 по 1940 гг. в соответствии с этим постановлением

· выплатило многодетным матерям около 4,5 млрд. руб.,

· значительно увеличилось ассигнование средств на родильные дома, детские ясли, детские сады, на создание специальных домов отдыха для беременных женщин и матерей с грудными детьми.

Брак расторгался при условии обязательного вызова супругов в ЗАГС, при­чем он обязан был принять меры к примирению супругов.

При разводе в паспортах делалась отметка об этом. Поста­новление повышало оплату регистрации развода:

· первый развод - 50 руб.,

· второй - 150 руб.,

· третий и последующие -300 руб.

Расширился круг тех, кто мог подать заявление о взыскании алиментов. Теперь, кроме одного из родителей или опекуна, это могли сделать:

· прокурор,

· профсоюз,

· ор­ганы ЗАГСа,

· органы охраны материнства и детства.

Уста­навливались размеры алиментов не по усмотрению суда, а в следующих долях заработной платы ответчика:

· 1/4 зара­ботка - на одного ребенка,

· 1/3 - на двух,

· 1/2 - на трех и бо­лее детей.

Сроки рассмотрения алиментных дел в судах сокращались. Для обеспечения алиментных исков мог быть наложен арест на долю заработной платы ответчика, опись и арест его имущества. Устанавливалось наказание за неплатеж алиментов до двух лет тюремного заключе­ния.

Трудовое право

Оно содействовало

· обеспечению народно­го хозяйства новыми кадрами,

· повышению культурно-технического уровня работников,

· решению вопросов опла­ты труда.

· Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования,

· укреплению трудовой дисци­плины.

Конституция 1936г. закрепила и гарантировала та­кие права, как право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и муж­чины. Конституция вместе с тем закрепила и обязанность трудиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.013 с.)