Юридические свойства конституции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридические свойства конституции.



Конституция РФ.

Конституция – это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации.

По форме Конституция является юридическим документом, она принимается либо парламентом, либо особым органом учредительной власти: специальной конституционной ассамблеей, либо принимается народом в порядке референдума, либо даруется монархом. Данный документ имеет высшую юридическую силу и является основой всего остального законодательства страны.

Термин “конституция” (от латинского constitutio -установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров.

В настоящее время под конституцией понимается основной закон (система законов), обладающая высшей юридической силой в государстве и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы гос. органов.

Сущность любой конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона. Принятие новой конституции либо внесение в нее серьезных изменений осуществляется классом, пришедшим к экономической и политической власти. Конституция есть результат экономической и политической борьбы в обществе, правовое закрепление действительного соотношения сил в этой борьбе.

Структура конституций различных стран мира многообразна. Вместе с тем анализ их содержания показывает, что практически каждая из них содержит нормы и институты, закрепляющие:

· основы общественного строя - политическую систему, принадлежность власти народу и формы реализации народовластия, принцип разделения властей, экономическую систему, социальные отношения и политику государства в этой области и т.д.

· права свободы и обязанности человека и гражданина, порядок приобретения и утраты гражданства.

· нормы, устанавливающие национально-государственное устройство, состав федерации, статус субъектов, разграничение предметов ведения и компетенции;

· порядок формирования и основы компетенции высших органов государственной власти - законодательной, исполнительной, и судебной, а также правовые основы взаимоотношений между органами разных ветвей власти.

· Нормы, регламентирующие порядок принятия и изменения Основного закона, порядок вступления в действие, а также нормы, придающие конституции высшую юридическую силу.

Конституция классифицируется по наиболее важным основаниям:

А) по форме – писанные и неписаные

Писаными конституциями считаются те, которые составлены и приняты в виде единого документа (большинство существующих ныне конституций).

Неписаными называются такие конституции, которые состоят из нескольких законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Подобные неписаные конституции действуют в Великобритании, Швеции, Израиле.

Б) по способу изменения, внесения поправок и дополнений – обычные и жесткие.

Обычные конституции принимаются и изменяются как обычные законы парламентским способом. Жесткие конституции предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию (примеры – Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993 г).

В) В зависимости от типа социально-экономической формации конституции подразделяются на:

1. конституции буржуазного типа Конституция США, Франции, Германии;

2. конституции социалистического типа: Куба, Китай, Корея.

Г) По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия - временные и постоянные. Большинство конституций являются постоянными, хотя в истории имели место случаи принятия конституций на определенный срок. Зачастую временный характер конституций обусловлен нестабильностью политической ситуации в стране.

Д) По форме правления, определенной самой конституцией, они делятся на монархические и республиканские.

Е) В зависимости от формы государственного устройства конституции классифицируются на федеративные, унитарные.

Ж)По закрепленному политическому режиму конституции делятся на демократические, и тоталитарные.

З) по степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям – действительные и фиктивные.

Действительными называются конституции, которые справедливо отражают существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств).

Фиктивные конституции не отражают реальных общественных отношений (часто конституции авторитарных и тоталитарных государств).

Основные черты конституции.

Черты конституции показывают связь конституции как документа с обществом, их взаимовлияние.

Основными чертами конституции являются:

· основополагающий характер,

· народность,

· реальность,

· стабильность

Основополагающий характер конституции заключается в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные и таким образом имеет обобщающий характер. Конституция должна в рамках минимального объема и количества норм закрепить самое главное в устройстве общества и государства. Детальная регламентация общественных отношений должна происходить в других нормативно-правовых актах, которые должны следовать букве и духу конституции.

Народность конституции состоит в том, что она должна выражать интересы народа, а именно закреплять общественные отношения, которые являются результатом деятельности народа в целом, а также создаваться и приниматься народом либо через своих представителей, либо непосредственно.

Реальность конституции означает, что данный документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. В противном случае конституция будет фиктивным документом и не будет иметь авторитета в народе и, следовательно, не будет соблюдаться.

Стабильность – важнейшая черта конституции. Конституция – документ длительного действия. Она не должна быть подвержена сиюминутным изменениям и определенное время должна обеспечивать незыблемость существующего порядка. Однако нельзя допускать и иной крайности – воспринимать конституцию как вечный документ, который дан раз и навсегда и не будет никогда подвергнут изменению. Необходимо находить баланс между стабильностью конституции и необходимостью ее периодического обновления.

Юридические свойства конституции.

К числу таких свойств относятся:

Конституция есть основной закон государства,

Юридическое верховенство,

Юридическая база текущего законодательства,

4. прямое действие конституции;

ПРЕЗИДЕНТ РФ.

Содержание полномочий Президента в области обороны страны.

В соответствии с присягой и ст. ст. 80, 82 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим, поэтому он обязан принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости безопасности и территориальной целостности. В связи с этим Президент России наделяется Конституцией РФ и военным законодательством весьма обширными и ответственными правомочиями.

Президент не только назначает высших должностных военных лиц, он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот орган, основными функциями которого является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, гос. суверенитета, территориальной целостности страны, а также выработка военной доктрины государства, кроме Президента входят, руководители палат парламента, Председатель Правительства РФ, ряд федеральных министров (обороны, иностранных дел, внутренних дел и др.), руководители других гос. Органов (н\п Службы внешней разведки).

Среди полномочий Президента России есть и такие, осуществление которых самым непосредственным образом влияет на боевую готовность Вооруженных Сил:

  • утверждение военной доктрины РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности высшего командования (ген.штаба)
  • присвоение высших воинских званий и наград;
  • осуществление иных военных полномочий…

В соответствии с Конституцией РФ ст. 87 Президент как Верховный главнокомандующий утверждает концепцию и планы применения вооруженных сил РФ как на территории страны так и за ее пределами.

Кроме того, Президент России, будучи должностным лицом, наделен Конституцией, правом принимать важнейшие решения, связанные с обеспечением безопасности граждан и обороны страны. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на всей территории РФ или в отдельных ее местах военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. Думе. В соответствии с законом “об обороне” Президент в случае внезапного нападения на РФ объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию также с незамедлительным сообщением об этом Парламенту страны. Президент вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы гос. управления военного времени. Президент также извещает парламент страны о введение чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее регионах в связи с преодолением последствий каких-либо экологических катастроф (ст. 88 Конституции).

Основания и порядок прекращения полномочий Президента:

В соответствии c Конституцией РФ (ст. 91) Президент России обладает неприкосновенностью, это означает, что личность главы государства, его честь, достоинство и правовой статус охраняются в особом порядке. Конституцией ст. ст.92-93 установлен и особый порядок прекращения полномочий Президента России. Согласно Конституции РФ существуют следующие основания прекращения полномочий Президента России:

· истечение сроков его пребывания в должности (6 лет, но начиная со следующего) Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;

· отставка, т.е. добровольное сложение Президентом своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств.

· стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В соответствии с законодательством в этом случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой и является основанием для прекращения полномочий главы государства.

· отрешение Президента от должности на основании его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Порядок отрешения (импичмента) детально регулируется Конституцией РФ. Правом выдвигать обвинение против Президента обладает нижняя палата парламента - Гос. Дума (обязательно решение должно быть принято 2\3 голосов от общего числа депутатов). Кроме того, при выдвижении обвинения против Президента должно быть соблюдено несколько условий:

  1. оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ, о наличии в действиях Президента состава преступления;
  2. а также заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения при сроке в 3 месяца.

Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации не менее 2\3 голосов от общего числа его членов. При этом решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Гос. Думой обвинения. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным.

Конституция РФ (п. 3 ст.92) устанавливает, что во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

При этом он не обладает правом распускать Гос. Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Выборы нового Президента должны состояться не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения полномочий главы государства.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РФ.

Конституция РФ (ст. 94) определяет, что парламент России - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом РФ. Российский парламент состоит из представителей народа - депутатов. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура. Парламент состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. Так в Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органа. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов федерации. Причем смена членов Совета Федерации происходит путем ротации, т.е. постепенного смена членов по мере их избрания (выдвижения, назначения) на местах.

В нижней палате парламента - Гос. Думе - представлены интересы политических партий, движений. Смена членов Государственной Думы происходит путем выборов каждые 5 лет, о чем излагалось отдельно.

Сущность ФС как законодательного органа России состоит в том, что парламент обладает правом принимать общеобязательные на всей территории РФ законы. В отличие от ранее действующих конституций Конституция 1993 года не именует парламент “единственным законодательным органом страны”, так как в условиях реализации принципа разделения властей, правом принимать нормативные акты обладает и Президент РФ, и Правительство. Принятые ими нормативные акты имеют общеобязательный характер на всей территории РФ.

Право Федерального Собрания принимать решения по важнейшим вопросам государственной жизни, отнесенным Конституцией и другими законами к его компетенции. Согласно Конституции Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. С целью обеспечения своевременного начала работы Российского парламента установлено, что вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания и его заседание открывает старейший по возрасту депутат. Однако в случае необходимости Президент России может созвать заседание Гос. Думы и ранее этого срока.

Непрерывность в деятельности парламента достигается тем, что полномочия Гос. Думы прежнего созыва прекращаются с момента начала работы вновь избранной Гос. Думы

Согласно законодательству заседания палат проводятся раздельно. При этом заседания палат обычно являются открытыми, т.е. свободными для посещения представителями других органов власти, общественных образований и средств массовой информации. Однако в некоторых, предусмотренных законом случаях, заседания палат являются закрытыми. Палаты могут собираться совместно лишь в случаях:

· заслушивания посланий Президента;

· посланий Конституционного суда;

· выступления руководителей иностранных государств.

С целью обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно - Председателя Совета Федерации (Спикера им является Сергей Миронов) и его заместителей; Председателя Государственной Думы (Спикера им является Борис Грызлов) и его заместителей.

Кроме того, в соответствии с Регламентом нижней палаты образован Совет Гос. Думы для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты.

В интересах более тщательной подготовки вопросов на рассмотрение каждой из палат Российского парламента, принятия обоснованных решений и осуществления контроля за их реализацией, Совет Федерации и Гос. Дума образуют комитеты и комиссии. Перечень комитетов и комиссий, их состав и порядок образования определяются каждой палатой и закрепляются в ее Регламенте. Причем количество и содержание комиссий в палатах не одинаково, их количество будет варьироваться в зависимости от стабильности экономической и политической обстановки в стране.

Гос Дума образовала следующие комитеты:

  • по международным делам,
  • по обороне, по безопасности,
  • по законодательству,
  • по бюджету, налогам, банкам и финансам, по экономической политике и др. Сущность и порядок деятельности каждой из палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий определяются содержанием полномочий Совета Федерации и Гос. Думы изложенных в законах и регламентах.

Полномочия Парламента РФ.

Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция РФ исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Гос.Дума - политических партий, иных избирательных объединений. В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся:

1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации (такое изменение может производиться лишь с согласия субъекта федерации);

2. утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии с Конституцией;

3. утверждение указа Президента о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в Конституции.

4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России;

5. назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

6. отрешение Президента от должности;

7. назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие Совет Федерации осуществляет по представлению Президента.

8. назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора РФ (по представлению Президента).

9. назначение 1\2 членов Счетной Палаты и заместителя Председателя.

По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления.

К числу полномочий Гос. Думы Конституция РФ относит:

1. дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

2. решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3. назначение на должность и отрешение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

4. назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в РФ,

5. Назначение Председателя Счетной Палаты РФ и 1\2 ее аудиторов.

6. объявление амнистии, т.е. акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замене этим лицам назначенного судом наказания более мягким наказанием;

7. выдвижения обвинения против Президента РФ.

По всем этим вопросам Гос. Дума принимает постановления. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.

По поводу принимаемых Гос. Думой решений в отношении назначения Председателя Правительства РФ и деятельности этого Правительства установлены специальные правила регулирования противоречий между нижней палатой Парламента и Президентом России. В соответствии с Конституцией Гос. Дума может быть распущена, если: 1) она трижды отклонила представленную главой государства кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент назначает Председателя сам и распускает Гос. Думу. Президент может распустить Гос. Думу и в случае 2) своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству (дважды в течение полугода). Третье основание содержится в главе «Правительство» где предусматривается, что Госдума может быть распущена в том случае если правительство обратилось к Госдуме с вопросом о доверии, а Госдума в нем отказало. Такая процедура также предусмотрена Конституцией, но Гос. Дума не может быть распущена:

· в течение года после ее избрания;

· с момента выдвижения обвинения против Президента;

· с момента действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

· в течение шести месяцев до окончания полномочий Президента.

Совет Федерации, не может быть распущен ни по какому поводу никаким гос. органами, и поэтому Парламент РФ является постоянно действующим органом. Но основной деятельностью Парламента является законодательная деятельность.

Законодательная деятельность Федерального Собрания.

Свои важнейшие полномочия Российский парламент осуществляет посредством принятия законодательных актов. Процесс принятия законов складывается из ряда стадий (этапов).

Первой из них является стадия реализации права законодательной инициативы. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации (лично или группы), депутатам Гос. Думы (лично или группе), Правительству РФ, законодательным органам субъектов федерации. Законодательная инициатива принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Министерства, ведомства, политические партии и иные общественные образования, не обладающие правом законодательной инициативы могут вносить законопроект в парламент только через вышеперечисленных субъектов данного права. Кроме того, особым правом обладают граждане РФ в порядке правотворческой инициативы.

Законопроекты вносятся в нижнюю плату парламента - Гос. Думу, при этом должно быть соблюдено требования законодательства о том, что некоторые законопроекты могут вноситься только при наличии заключения Правительства РФ (законопроекты об отмене или введении налогов, об изменении финансовых обязательств, о выпуске гос. займов, введении расходов покрывающихся за счет гос. бюджета и т.д.)

Следующей стадией законодательного процесса является рассмотрение законопроекта Государственной Думой.

Поскольку законопроект вноситься в Гос. Думу, то в этой палате сложилась и нашла свое закрепление в Регламенте практика рассмотрения проектов законодательных актов в три чтения.

Первое чтение проводиться в палате при поступлении законопроекта и сводится в основном к обсуждению депутатами вопроса о целесообразности принятия закона по данному вопросу. В случае принятия решения о необходимости принятия закона Гос. Дума определяет срок окончательной готовности законопроекта и поручает одному из своих комитетов завершить в срок подготовительную работу. Если в подготовке законопроекта участвует несколько комитетов или комиссий, то в ходе первого чтения определяется комитет ответственный за завершение работы. К работе в комитете могут привлекаться не только депутаты, но и крупные специалисты в данной области (консультанты).

Сущность второго чтения состоит в детальном обсуждении подготовленного законопроекта на заседаниях Госдумы (парламентских сессиях), причем замечания и предложения депутатов учитываются соответствующими комитетами и комиссиями при окончательной доработке законопроекта. Третье чтение законодательного процесса - принятие закона Государственной Думой. На данной стадии не допускается никаких поправок и дополнений, допустима лишь лингвистическая правка.

Поскольку Конституция предусматривает принятие федеральных законов (ФЗ), а также федеральных конституционных законов (ФКЗ), то порядок их принятия неодинаков. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (226 депутатов), а федеральные конституционные законы принимаются, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Гос. Думы.

Принятые Гос. Думой законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение верхней палаты парламента - Совета Федерации.

Следующая стадия - рассмотрение принятого закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Следует отметить, что принятый нижней палатой закон не может быть неизвестным для Совета Федерации. Дело в том, что после первого чтения законопроект не только дорабатывается в комитетах и комиссиях, но и передается в соответствующие комитеты и комиссии Совета Федерации.

Закон считается принятым, также, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации (автоматическое вступление в силу). Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат, несмотря на срок их рассмотрения, принятые Гос. Думой федеральные законы по вопросам:

· федерального бюджета;

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров;

· статуса защиты государственной границы Российской федерации;

· войны и мира.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию из числа своих членов для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Гос. Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Гос. Думы.

Несколько иной порядок предусмотрен Конституцией и Регламентом Совета Федерации для одобрения федеральных конституционных законов. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание Президентом России закона и его обнародование. Конституция РФ устанавливает, что принятый федеральный закон в течение 14 дней подписывает Президент и обнародует его. Если Президент России в течение этого срока отклонит его, то Гос. Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. При повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов парламента, он подлежит подписанию Президентом России в течение 7 дней и обнародованию. Принятый обеими палатами парламента РФ федеральный конституционный закон подлежит безусловному подписанию Президентом России в течение 14 дней и обнародованию.

Процесс обнародования нормативных актов федерального Собрания регулируется Указом Президента, “ О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов”. В соответствии с этим указом федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в информационном бюллетене “Собрание законодательства РФ”, издаваемом один раз в неделю. Федеральные законы публикуются, кроме того, в Российской газете и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации “система”. Опубликование федеральных законов в “Собрании законодательства РФ” и в Российской газете является официальным опубликованием.

Федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Этот срок не применяется лишь тогда, когда в самом федеральном законе указан иной срок вступления его в силу.

 

СИСТЕМА СУДОВ РФ.

Судебная система РФ - это совокупность всех установленных Конституцией и федеральными законами судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть. Она подразделяется на несколько самостоятельных ветвей или подсистем, каждая из которых выполняет в государственном судебном механизме определенные функции.

В самом общем виде судебная система РФ состоит из:

Конституционного Суда РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов государственных органов, а также рассматривает споры между различными ветвями власти; конституционные суды республик в составе РФ выполняют функции аналогичные Конституционному Суду России, но они не составляют единую подсистему конституционных судов.

Судов общей юрисдикции, высшим судебным органом этой ветви является Верховный Суд РФ. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также осуществляет процессуальный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В эту подсистему входят также военные суды, создаваемые на трех уровнях. Высшим звеном военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого функционирует Военная коллегия.

Специфика военных судов обусловлена тем, что к их ведению отнесены дела, касающиеся военнослужащих, и дела, связанные с правонарушениями в местах расположения воинских подразделений.

И системы арбитражных судов, создаваемые на трех уровнях. Эту систему возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ, он является высшим арбитражным органом по разрешению экономических споров и иных дел между юридическими лицами, осуществляет процессуальный надзор за деятельностью всех судов этой инстанции, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

 

Существуют определенные принципы осуществления судопроизводства, согласно ФКЗ «О судебной системе в РФ»:

Арбитражные суды.

Арбитражные суды образуют самостоятельную подсистему судов, включающую Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды первой инстанции, действующие в пределах территорий субъектов (арбитражные суды субъектов РФ). Допустимо формирование арбитражных судов без учетов национально-государственного и административно территориального устройства (по предложению ВАСа). Кроме того, возможно образование «постоянных присутствий» - судебных арбитражных коллегий, которые пребывают вне места нахождения суда.

Структура арбитражной системы Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.
Первый уровень арбитражных судов Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения. Общее количество арбитражных судов первого уровня - 81.
Второй уровень арбитражных судов Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Третий уровень арбитражных судов Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.
Четвертый уровень арбитражных судов Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

 

 
 

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов устанавливаются:

  • Конституцией РФ,
  • Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах РФ» (изм. 2003 г);
  • АПК;
  • Регламентом судебных заседаний.

Арбитражные суды рассматривают и разрешают экономические споры и иные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

В арбитражных судах основного звена могут быть образованны судебные коллегии, которые делятся на две палаты в зависимости от рассмотрения дела, т.е. дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений и дела, возникающие из административных правоотношений. Из судей входящих в состав коллегий могут образовываться постоянные судебные составы (5 и более судей), возможно образование и меньшего количества судей в судебном составе, но только с согласия Председателя ВАСа. Несмотря на это подготовку дел к рассмотрению судья проводит единолично, он рассматривает исковое заявление, готовит запросы, экспертизы и иные судебные действия. Хотелось бы отметить, что в данном случае, как и в других судах, судья арбитражного суда не вправе обсуждать обстоятельства дела с кем бы то ни было.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.094 с.)