Правовой статус, полномочия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус, полномочия.



Пост Президента РФ учрежден 17 марта 1991 г. Путем всенародного референдума. Первоначально было определено, что Президент РФ является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, но в главе 4 Конституции РФ его полномочия определяются словами «глава государства». При понимании статуса Президента необходимо учитывать два момента: должность Президента была учреждена на референдуме в 1991 году, при определении его полномочий исходили из американской модели правления и Президент РФ с 1991 г – по 1993 г. был главой исполнительной власти. Но Конституция 1993 г изменила его статус, взяв за образец французскую модель правления, при которой Президент РФ – глава государства и его полномочия уже намного шире, чем в первый период, но при этом никто не лишал Президента его правомочий по управлению исполнительной властью.

В соответствии с Конституцией РФ Президент России является 1) главой государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию, как внутри страны, так и в международных отношениях. Это означает, что Президент России обладает правом вести официальные встречи и переговоры не только с представителями иностранных государств и международных организаций, но и с руководителями органов государственной власти субъектов РФ, выражая при этом позицию всей федерации в целом. Наделение Президента России такими обширными полномочиями обусловлено конституционной нормой о том, что он является 2) гарантом Конституции, прав и свобод граждан, 3) принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости, государственной целостности, 4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти; 5) является фактическим главой исполнительной власти; 6) а также верховным главнокомандующим

Взаимоотношения с Правительством РФ:

Настоящая Конституция не называет Президента главой исполнительной власти, ограничиваясь лишь указанием на то, что Президент России - глава государства. Однако перечень основных полномочий Президента и характер его взаимоотношений с другими должностными лицами и органами власти позволяют сделать вывод о том, что Президент оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами участвует в определении персонального состава Правительства и организации его работы. Так согласно ст. 83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и отстраняет от должности его заместителей, федеральных министров. Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает к своему рассмотрению любой вопрос, относящийся к его полномочиям. Имеет право создавать новые министерства и расформировывать старые.

Кроме того, Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти в случае противоречия их Конституции РФ и федеральным законам, международным договорам России или в случае нарушения прав и свобод граждан до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент формирует свою администрацию, назначает и освобождает своих полномочных представителей в субъектах РФ (8 шт.)

Взаимоотношения с Государственной Думой:

Президент обладает весьма обширными полномочиями учредительного характера в отношении других государственных органов. Первым делом, при вступлении в должность он представляет Госдуме кандидатуру Председателя Правительства (угадай кто это) для утверждения, а также Уполномоченного по правам человека (В. Лукин), Председателя Счетной палаты РФ (В. Степашин) и 1\2 ее аудиторов.

Он представляет Гос. Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка России (В. Игнатьев); ставит перед Гос. Думой вопрос об освобождении его от должности.

Президент России осуществляет ряд функций связанных с обеспечением деятельности Парламента РФ и принятием федеральных законов. Так, в соответствии с положениями ст. 84 Конституции РФ Президент России назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке предусмотренных Конституцией; вносит законопроекты в Гос. Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; назначает референдум.

Взаимоотношения Президента РФ с Советом Федерации:

Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального Прокурора РФ. Президент назначает судей других федеральных судов, в том числе и военных, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Общие полномочия Президента РФ:

Президент, как высшее должностное лицо, призван обеспечить согласованное взаимодействие и функционирование органов государственной власти, наделен правом - использовать согласительные процедуры, для разрешения разногласий между органами гос. власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Обращаться в судебные инстанции Президент вправе и в случае не достижения согласованного решения по спорам как между органами власти РФ и ее субъектов, так и органами власти субъектов федерации между собой.

Весьма значительными полномочиями обладает Президент России в сфере реализации внешнеполитических функций российского государства. В соответствии со ст.86 Конституции Президент осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры, подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом); принимает вверительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций.

Президенту присущ ряд полномочий, характерных для главы любого государства (ст.89 Конституции): решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждение государственными наградами РФ; присвоение почетных званий РФ; осуществление помилования. Помилование осуществляется в виде указа Президента РФ о полном или частичном освобождении конкретного осужденного от наказания либо замене назначенного ему судом наказания более мягким. Помилование может предусматривать также снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание.

По вопросам своей компетенции Президент издает указы и распоряжения. Указы Президента России по своей юридической силе бывают нормативными (т.е. имеющими общеобязательный характер для всех граждан) и ненормативными, индивидуальными (т.е. распространяющими свои действия на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанными на одноразовое применение).

Указы и распоряжения Президента обязательны на всей территории России. Данное требование Конституции РФ (ст. 90) означает, что акты Президента России имеют прямое действие в отношении органов гос. власти, их должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и граждан. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ.

С целью успешного осуществления своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента РФ, возглавляет ее назначенный Президентом Руководитель Администрации (угадай кто это?), который координирует деятельность управлений, отделов и служб. К числу таких управлений относятся: финансово-бюджетное управление Президента, Управление Делами Президента, Управление делопроизводства, Управление информационного обеспечения, Управление по вопросам гражданства и т.д.

Главными задачами таких управлений являются обеспечение эффективной деятельности главы государства в соответствующей сфере, принятие им обоснованных решений и организация взаимодействия с другими органами гос. власти. Важную роль в Администрации Президента играет государственно-правовое управление Президента России. Оно призвано осуществлять правовую политику в стране и проводить правовое обеспечение осуществляемых социально-экономических реформ, готовить заключение по поступающим на подпись Президента, федеральных законов, контролировать правильность и своевременность опубликования Указов и распоряжений Президента России, а также контролировать работу различных подразделений Администрации Президента, Правительства.

На Государственно-правовое управление Президента России возложена обязанность по контролю за нормативным регулированием деятельности правоохранительных органов, органов военного управления, а также других гос. органов, осуществляющих деятельность в области обороны и безопасности. С этой целью в составе Государственно-правового управления создан и действует Отдел правоохранительных органов, вопросов обороны и безопасности.

Для обеспечения взаимодействия Президента с Парламентом, назначаются полномочные представители Президента России в Федеральном Собрании, Конституционном Суде, Высшем Арбитражном Суде, Верховном Суде, и иных органах власти.

Содержание полномочий Президента в области обороны страны.

В соответствии с присягой и ст. ст. 80, 82 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим, поэтому он обязан принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости безопасности и территориальной целостности. В связи с этим Президент России наделяется Конституцией РФ и военным законодательством весьма обширными и ответственными правомочиями.

Президент не только назначает высших должностных военных лиц, он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот орган, основными функциями которого является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, гос. суверенитета, территориальной целостности страны, а также выработка военной доктрины государства, кроме Президента входят, руководители палат парламента, Председатель Правительства РФ, ряд федеральных министров (обороны, иностранных дел, внутренних дел и др.), руководители других гос. Органов (н\п Службы внешней разведки).

Среди полномочий Президента России есть и такие, осуществление которых самым непосредственным образом влияет на боевую готовность Вооруженных Сил:

  • утверждение военной доктрины РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности высшего командования (ген.штаба)
  • присвоение высших воинских званий и наград;
  • осуществление иных военных полномочий…

В соответствии с Конституцией РФ ст. 87 Президент как Верховный главнокомандующий утверждает концепцию и планы применения вооруженных сил РФ как на территории страны так и за ее пределами.

Кроме того, Президент России, будучи должностным лицом, наделен Конституцией, правом принимать важнейшие решения, связанные с обеспечением безопасности граждан и обороны страны. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на всей территории РФ или в отдельных ее местах военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. Думе. В соответствии с законом “об обороне” Президент в случае внезапного нападения на РФ объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию также с незамедлительным сообщением об этом Парламенту страны. Президент вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы гос. управления военного времени. Президент также извещает парламент страны о введение чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее регионах в связи с преодолением последствий каких-либо экологических катастроф (ст. 88 Конституции).

Основания и порядок прекращения полномочий Президента:

В соответствии c Конституцией РФ (ст. 91) Президент России обладает неприкосновенностью, это означает, что личность главы государства, его честь, достоинство и правовой статус охраняются в особом порядке. Конституцией ст. ст.92-93 установлен и особый порядок прекращения полномочий Президента России. Согласно Конституции РФ существуют следующие основания прекращения полномочий Президента России:

· истечение сроков его пребывания в должности (6 лет, но начиная со следующего) Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;

· отставка, т.е. добровольное сложение Президентом своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств.

· стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В соответствии с законодательством в этом случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой и является основанием для прекращения полномочий главы государства.

· отрешение Президента от должности на основании его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Порядок отрешения (импичмента) детально регулируется Конституцией РФ. Правом выдвигать обвинение против Президента обладает нижняя палата парламента - Гос. Дума (обязательно решение должно быть принято 2\3 голосов от общего числа депутатов). Кроме того, при выдвижении обвинения против Президента должно быть соблюдено несколько условий:

  1. оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ, о наличии в действиях Президента состава преступления;
  2. а также заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения при сроке в 3 месяца.

Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации не менее 2\3 голосов от общего числа его членов. При этом решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Гос. Думой обвинения. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным.

Конституция РФ (п. 3 ст.92) устанавливает, что во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

При этом он не обладает правом распускать Гос. Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Выборы нового Президента должны состояться не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения полномочий главы государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.023 с.)