Осуществляет иные полномочия, предоставленные Конституцией, федеративным договором, федеральным конституционным законом.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществляет иные полномочия, предоставленные Конституцией, федеративным договором, федеральным конституционным законом.



КС решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.

Для избрания на данную должность кандидат должен иметь высшее юридическое образование и 15 лет стажа по данной специальности, причем только в государственных органах власти.

Закон устанавливает перечень занятий и действий, несовместимых с деятельностью судьи:

· судья не может быть членом (депутатом) законодательной власти,

· иных представительных органов,

· иметь частную практику,

· заниматься предпринимательской деятельностью.

Судья вправе заниматься преподавательской, научной или творческой деятельностью.

Судья КС не может принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в политических акциях, участвовать в кампаниях по выборам, заниматься иной политической деятельностью.

Судья КС не вправе, выступая перед любой аудиторией публично высказываться о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС.

Закон устанавливает, что судья КС назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности 70 лет. К числу правовых гарантий деятельности судьи относятся: гарантии независимости, принципы несменяемости, неприкосновенности, равенства прав судей. В законе четко урегулированы основания и порядок приостановления полномочий, прекращения полномочий и отставки судьи.

КС РФ состоит из двух палат включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.

Организационными формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания палат КС. Ст. 21 Закона о КС определяет перечень вопросов подлежащих рассмотрению исключительно на пленарных заседаниях, а в ст. 22 - перечень вопросов, рассматриваемых в заседаниях палат.

На пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью секретаря КС.

Председатель КС: руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их, председательствует на них; вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению; представляет КС в отношениях с другими органами и организациями; по уполномочию суда выступает от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом суда и т.д. Председатель КС издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя КС осуществляет по правомочию суда отдельные его функции, а также выполняет обязанности, возложенные на него судом.

Судья секретарь КС осуществляет непосредственное руководство работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседания суда; доводит до сведения соответствующих органов решения суда и информирует суд об их исполнении, организует информационное обеспечение судей.

По вопросам своей внутренней деятельности КС принимает Регламент КС, В этом документе устанавливаются: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними, порядок очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях, правила процедуры и т.д.

Второй раздел Закона о КС закрепляет общие правила производства в КС. В их содержание входят: принципы конституционного производства (независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства и равноправие сторон, а также непрерывность судебного заседания); установление поводов и оснований для рассмотрения дела, общих требований к обращению, перечень документов, прилагаемых к обращению, размеры гос. пошлины.

В законе детально регламентированы порядок предварительного рассмотрения обращений, основания для отказа в принятии обращении к рассмотрению; общие процедурные правила рассмотрения дел в КС, права и обязанности сторон и их представителей.

Решения, принятые как в пленарном заседании суда, так и в заседаниях палат, являются решениями КС. В зависимости от рассматриваемого вопроса решения суда именуются постановлением, заключением и определением суда. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвующих в голосовании. Решение принимается открытым голосованием, путем поименного опроса судей, причем председательствующий голосует последним. Судья не вправе воздержаться от голосования.

Конституционный Суд РФ является важным органом призванным решать вопросы законности и правопорядка, необходимости соблюдать законы и Конституцию РФ.

 

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды подразделяются на звенья. Звено судебной системы представляет собой совокупность судов с одинаковой структурой и одинаковыми полномочиями. Суды общей юрисдикции подразделяются на три основных звена.

· первое, основное звено общих судов включает в себя все действующие на территории России районные (городские, межмуниципальные и равные им) народные суды.

· второе, среднее звено составляют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономных областей, округов.

· Основным звеном военных судов являются военные суды армий флотилий, гарнизонов и соединений.

· среднее звено военных судов состоит из военных судов видов Вооруженных Сил, военных округов, округов противовоздушной обороны, флотов и отдельных армий.

· высшим звеном всех судов общей юрисдикции, как гражданских, так и военных, является Верховный Суд РФ. В его состав входят коллегии по гражданским и уголовным делам, а также военная коллегия. Возглавляет Верховный суд Президиум, вышестоящим органом является Пленум Верховного Суда РФ.

Полномочия судов:

В компетенцию районного народного суда входит:

· рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел по первой инстанции;

· производство по вновь открывшимся обстоятельствам;

· разрешение процессуальных вопросов в стадии исполнения приговоров;

· разрешение жалоб на законность и обоснованность применения на предварительном расследовании содержания под стражей;

· обобщение судебной практики и анализ статистики и т.д.

Народный суд не имеет каких-либо структурных подразделений. В его составе действуют председатель суда, его заместители и народные судьи. Судебные обязанности между судьями распределяет председатель суда. Как правило, они могут распределяться либо по территориальному (зональному) признаку, либо по предметному. В некоторых случаях применяется зонально-предметный признак. Председатель в таком случае осуществляет руководящую работу суда по рассмотрению дел и организации приема населения.

В компетенцию народного суда среднего звена входит рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно гражданско-процессуальному кодексу все гражданские дела относятся к подсудности районных и равных им судов. Судебная коллегия по гражданским делам вправе рассматривать только те дела, которые она по своей инициативе приняла к своему производству.

К подсудности суда субъекта федерации (области, республики, города) закон относит уголовные дела о наиболее опасных преступлениях (измена Родине, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство и ряд других особо тяжких преступлений). Кроме того, суды среднего звена рассматривают все дела о преступлениях, связанных с государственной тайной. Для рассмотрения дела по существу в судах среднего звена образуются судебные коллегии (по гражданским и уголовным делам). Президиум такого суда рассматривает дела в порядке надзора, утверждает судейский состав коллегий, обобщает материалы судебной практики.

К полномочию Верховного Суда республики относят дела о наиболее опасных государственных преступлениях (кроме дел о шпионаже) - организация массовых беспорядков, нарушение воздушного пространства, нарушение правил эксплуатации транспорта, повлекшие тяжкие последствия и т.д.

Верховный Суд в составе республики действует из:

· президиума Верховного Суда;

· коллегии по гражданским делам;

· коллегии по уголовным делам.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Верховный Суд вправе направлять в Конституционный Суд запросы о соответствии Конституции нормативных актов РФ.

Как вышестоящий суд он наделен правом проверять законность и обоснованность вынесенных решений. В свою очередь его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат, они вступают в законную силу с момента провозглашения.

Верховный Суд имеет следующие полномочия:

· рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции;

· осуществляет надзор и кассацию для всех судов нижестоящей инстанции;

· рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

· обобщает судебную практику;

· дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства;

· разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;

· осуществляет иные полномочия предоставленные ему законодательством.

Верховный Суд РФ имеет следующую структуру:

· Пленум ВС;

· Президиум ВС;

· Судебная коллегия по гражданским делам;

· Судебная коллегия по уголовным делам;

· Военная коллегия,

· Судебная коллегия,

· Кассационная коллегия.

 

 

Пленум Верховного Суда РФдействует в составе Председателя ВС, его заместителей, и всех членов ВС, а также Генерального Прокурора РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда, Министра Юстиции РФ и т. д. на заседаниях могут присутствовать судьи, представители различных государственных органов. Заседания проводятся не реже одного раза в четыре месяца.

К полномочиям Пленума Верховного Суда РФ относят:

· рассмотрение и изучение материалов судебной практики,

· дачу разъяснений по вопросам применения законодательства,

· утверждение состава коллегий Верховного Суда РФ,

· утверждение состава научно - консультационного совета, и т.д.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц.

Состав коллегийутверждается Пленумом ВС РФ, но Председатель ВС РФ вправе привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел другой. Председатели каждой из коллегий регулируют деятельность коллегии, предоставляют своевременный отчет вносят протесты на решения судов, а также осуществляют иные полномочия предусмотренные законодательством.

 

Арбитражные суды.

Арбитражные суды образуют самостоятельную подсистему судов, включающую Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды первой инстанции, действующие в пределах территорий субъектов (арбитражные суды субъектов РФ). Допустимо формирование арбитражных судов без учетов национально-государственного и административно территориального устройства (по предложению ВАСа). Кроме того, возможно образование «постоянных присутствий» - судебных арбитражных коллегий, которые пребывают вне места нахождения суда.

Структура арбитражной системы Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.
Первый уровень арбитражных судов Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения. Общее количество арбитражных судов первого уровня - 81.
Второй уровень арбитражных судов Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Третий уровень арбитражных судов Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.
Четвертый уровень арбитражных судов Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

 

 
 

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов устанавливаются:

  • Конституцией РФ,
  • Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах РФ» (изм. 2003 г);
  • АПК;
  • Регламентом судебных заседаний.

Арбитражные суды рассматривают и разрешают экономические споры и иные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

В арбитражных судах основного звена могут быть образованны судебные коллегии, которые делятся на две палаты в зависимости от рассмотрения дела, т.е. дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений и дела, возникающие из административных правоотношений. Из судей входящих в состав коллегий могут образовываться постоянные судебные составы (5 и более судей), возможно образование и меньшего количества судей в судебном составе, но только с согласия Председателя ВАСа. Несмотря на это подготовку дел к рассмотрению судья проводит единолично, он рассматривает исковое заявление, готовит запросы, экспертизы и иные судебные действия. Хотелось бы отметить, что в данном случае, как и в других судах, судья арбитражного суда не вправе обсуждать обстоятельства дела с кем бы то ни было.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшей судебной инстанцией по отношению к иным арбитражным судам. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, рассматривает в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Структура Высшего арбитражного суда :

Пленум, как и в других судах, действует в составе: Судей Высшего Арбитражного Суда

Главы ВС РФ, Главы Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора, Министра Юстиции, и иных должностных лиц гос-ва. Заседания Пленума ВАСа проходят раз в 4 месяца, особое полномочие Пленума – право давать толкование законодательства, по вопросам правоприменительной практики. Президиум состоит только из членов Высшего Арбитражного Суда (13 шт.) и заседает он только 1 раз в месяц, в его основное полномочие входит решение основных вопросов деятельности суда, состав суда, пересмотр дел по жалобам в порядке надзора.

Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Суды этого звена действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ, но относятся к федеральным судам.

Порядок назначения и статус судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов практически одинаковы. Согласно Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Все судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Запреты на совмещение деятельности судьи и иных функций, кроме преподавательской, научной и творческой.

Судьи неприкосновенны. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

При назначении судей учитываются предложения законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

ПРОКУРАТУРА РФ.

 

По Конституции РФ ст.129 и Закону о прокуратуре ст.10-11. Органы прокуратуры составляют единую, централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ. В систему органов прокуратуры помимо органов Генеральной прокуратуры входят: прокуратуры республик, краев, областей, прокуратуры городов, действующие на правах прокуратур областей, прокуратуры автономной области, автономных округов, районные, городские прокуратуры. В городах, где имеется районное деление, Генеральный прокурор может создавать городские прокуратуры с подчинением им районных прокуратур.

В систему органов прокуратуры входят также военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры РФ, допускается только с согласия высших органов законодательной власти страны.

Военная прокуратура хотя и входит в систему органов прокуратуры, но является автономной системой и только в своей верхней части входит в состав Генеральной прокуратуры. Главная военная прокуратура надзирает за исполнением законов в Вооруженных Силах. В остальной своей части построение органов прокуратуры соответствует построению военных судов.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор, который имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором. В генеральной прокуратуре имеются управления и отделы, начальники и заместители начальников которые назначаются на должность Генеральным прокурором и являются его старшими помощниками. Ген. Прокурор имеет также помощников по особым поручениям. В управлениях и отделах имеются старшие прокуроры и прокуроры, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам.

Прокуратуру республики, края, области и приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры (республики, края, области), которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья возглавлять возложенные на них обязанности. Лица, впервые назначенные на должность, принимают присягу.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.031 с.)