Понятие и система органов местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и система органов местного самоуправления.



Публичная власть в стране организуется и осуществляется не только на общегосударственном и региональном уровнях, но и на местах. Управление местными делами может осуществляться как на основе самодеятельности населения административно-территориальных единиц (местное самоуправление), так и путем решения этих дел назначаемыми сверху чиновниками государственного аппарата на местах (местное управление).

Местное самоуправление – это публичная власть населения административно-территориальной единицы (территориального коллектива), основанная на его самоорганизации и самодеятельности, обладающая большей или меньшей административной самостоятельностью и не входящая в систему органов государственной власти.

В связи с этим органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность местного самоуправления и его органов, осуществляемую в пределах их полномочий. Суть местного самоуправления связана с тем, что в рамках демократической системы управления обычно признается, что местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра с помощью его государственных представителей, а на самих местах путем активизации самодеятельности местного населения и избираемых им негосударственных органов.

Местное самоуправление – это один из устоев современной демократической системы управления, выражение власти народа в своеобразной форме и на соответствующем уровне. Оно обеспечивает возможность на основе закона самостоятельно, т.е. опираясь, прежде всего на самоорганизацию и самодеятельность самого населения, решать многие вопросы местного значения в интересах населения данной территории.

Как отмечается в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., местное самоуправление означает право и действенную способность местных органов регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью общественных дел. Эта Хартия требует, чтобы местное самоуправление было закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны. В отличие от этого местное управление – это административное управление местными делами государственными органами и их представителями на местах. При государственном управлении местные органы выступают как территориальные или отраслевые структурные подразделения местных органов государственной власти, центральных министерств и ведомств. Для него характерно назначение центральными или иными вышестоящими государственными органами органов государственной администрации в нижестоящие территориальные единицы, через которые и осуществляется управление ими. Хотя о природе местного самоуправления и управления и об их соотношении в различных странах бытуют далеко неодинаковые представления, в целом, однако, можно признать, что при демократической системе управления не следует их разрывать и особенно противопоставлять. Местное управление и местное самоуправление – это не антиподы, а качественно различные формы проявления единой системы управления страной, не только не исключающие, но и совмещающиеся и дополняющие друг друга.

Системы местного самоуправления. Различные страны используют разные системы местного самоуправления. Первая система – это англосаксонская (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.) характеризуется избранием жителями соответствующих административно-территориальных единиц совета (правления) и ряда должностных лиц (шерифа, атторнея, казначея и др.) для решения местных дел и отсутствием представителей центральной власти на местах, контролирующих деятельность местных выборных органов.

Романо-германская (континентальная система самоуправления) Франция, Италия, Польша, Болгария и др.) сочетает в себе черты выборного местного самоуправления и назначаемого государственного управления на местах. Чаще всего речь идет о том, что в низовых звеньях действуют только выборные советы и избранные мэры, а в более высоких звеньях, как выборные органы, так и назначаемый из центра чиновник государственной администрации, либо только назначаемый чиновник.

Для иберийской системы (Бразилия, Аргентина, Мексика, Португалия, Колумбия и т.д.) характерно своеобразное переплетение элементов государственного управления и местного самоуправления, в рамках которого можно говорить об известном совмещении тех и других при преобладающей системе первых. В данном случае местное население избирает совет данной территориальной единицы и главное должностное лицо (алькада, мэра, префекта). Причем он может избираться и советом. Став, таким образом, председателем совета, это лицо утверждается центральными органами государственной власти. Благодаря этому алькад, мэр, префект одновременно выступает и как орган государственного управления и как орган местного самоуправления.

Советская «социалистическая» система управления на местах в корне отличается от других, прежде всего тем, что она отрицает местное самоуправление, а управление местными делами возлагает на органы государственной власти на местах, хотя они также могут избираться местным населением, как и органы местного самоуправления в других странах. Такая система существовала в СССР и других социалистических странах, а в настоящее время она имеет место на Кубе и в КНР.

Функции и полномочия. Функции и полномочия по-разному регулируются в странах с различной правовой системой, в одних странах и функции и полномочия могут быть закреплены в Конституции, а в других случаях об этом говорит только федеральный (государственный) закон. Функции и компетенция органов местного самоуправления достаточно однотипны, это, как правило:

  • обеспечение реализации государственного и местного законодательства на данной территории;
  • муниципальная собственность, местные финансы и бюджет;
  • местные налоги и сборы;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • строительство и землеустройство;
  • торговля, общественное питание, охрана общественного порядка;
  • здравоохранение и т.д.

Государство контролирует деятельность органов местного самоуправления. Это осуществляется как центральными органами власти, так и органами власти на местах (префектами, губернаторами, комиссарами и др.). Они используют различные формы воздействия, вплоть до отмены актов органов местного самоуправления, смещения мэра, а в ряде стран при определенных условиях и роспуск муниципального совета.

 

 

ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА В РФ.

Под гражданством в науке государственного права понимают устойчивую политико-правовую связь физического лица с государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть, как в пределах данного государства, так и вне его границ. (Гражданство – устойчивая правовая связь данного лица со своим государством, основанная на их правах, обязанностях и ответственности и выражающаяся в распространении на данное лицо суверенной власти и юрисдикции данного государства).

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству - это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством. Конституция РФ 1993 г, закрепив институт гражданства РФ, включила его в содержание главы 1, устанавливающей основы государственного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан. Кроме того, вопросы гражданства регулируются Законом о гражданстве. В тексте преамбулы Закона подчеркивается, что он призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции.

Первый Закон о гражданстве был прият в 1991 году, и регулировал отношения гражданства в связи с распадом СССР и правопреемством России, но в него вносились многочисленные изменения, очередной закон был принят в 1997 г., он усложнил способы получения гражданства и был связан, прежде всего, с вхождением России в Совет Европы. Но данный закон оказался не совсем жизнеспособным, поскольку не учитывал особенности советской интеграции. В 2002 г., закон был пересмотрен в соответствие с международными стандартами и потребностями России.

В первой главе Закона о гражданстве, а также в Конституции РФ сформулированы общие положения, которые являются актуальными не только для Росси, но и для большинства европейских государств, чаще эти положения именуются как принципы гражданства:

1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство в установленном законом порядке.

2. Запрет на лишение гражданства и право его изменить. Конституция РФ, закон о гражданстве, закрепили положение о том, что никто не может быть лишен гражданства или права его изменить, а также включили эту норму в содержание основ конституционного строя, что влечет за собой повышенную правовую защиту этого принципа.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Данный принцип закреплен в законе о гражданстве, он гласит: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора (экстрадиция). Данное положение вытекает из обще правового принципа ответственности гражданина перед своим государством. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.007 с.)