Компетенция органов прокуратуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенция органов прокуратуры.



Все органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор. Под которым понимают осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обеспечению точного и единообразного применения законов. Помимо надзора за исполнением действующих законов прокуратура осуществляет надзор и за исполнением указов Президента. Закон о прокуратуре называет следующие отрасли прокурорского надзора:

· Надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти и др.

· Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,

· Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера,

· Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

 

Кроме отраслей прокурорской деятельности выделяются:

· Участие прокуроров в рассмотрении дел судами,

· Расследование преступлений в случаях, предусмотренным УПК,

· Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Деятельность прокуратуры строиться на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства, централизации, независимости от местных органов и гласности (ст.4 закона о прокуратуре).

Государственный орган: понятие, признаки, виды. Государственный аппарат

 

В научной литературе нет единого понятия государственных органов и единой системы или критериев их классификации. В зависимости от того, какие стороны органов государства берутся за основу в процессе их определения, в одних случаях орган государства представляется как учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (здравоохранения, образования и др.)

В других случаях государственный орган рассматривается как составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного организма, образующими единое целое.

Имеются и другие, в той или иной мере различающиеся определения понятия государственного органа. Но существует наиболее приемлемое определение.

Государственный органорганизованная часть механизма государства, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми принципами, средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Органом государства может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц.

Вся совокупность государственных органов образует государственный аппарат, который и обеспечивает выполнение всех основных функций государства.

Государственный аппарат – система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Госаппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и отчасти общественными делами.

Существуют принципы организации и деятельности органов государственной власти, которые закреплены непосредственно в Конституции и иных нормативно-правовых актах. К числу таких принципов относятся:

1) законность и верховенство Конституции и ФЗ;

2) народовластие;

3) федерализм;

4) разделение властей;

5) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

6) ответственность государственных органов за свою деятельность;

7) гласность деятельности.

В зависимости от особенностей государственных органов обычно проводится их классификация. Органы государства различают по нескольким критериям:

· по срокам полномочий все государственные органы делятся на: временные и постоянные;

· по месту в иерархии государственные органы подразделяются на: высшие (федеральные) и местные;

· по правовым формам деятельности органы бывают: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

· по характеру осуществления компетенции различают коллегиальные (правительство, парламент) и единоличные (монарх, президент) государственные органы;

· по порядку формирования государственные органы бывают избираемые, т.е. избираемые непосредственно населением, и назначаемые, которые формируются первыми;

· по характеру компетенции выделяют общую и специальную компетенцию;

· по периоду осуществления компетенции на: ординарные и чрезвычайные;

· по компетенции различают государственно-властную компетенцию, хозяйственную и судебную;

  • в зависимости от видов и характера деятельности государственные органы подразделяют на органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти и органы прокуратуры.

Последняя классификация является наиболее распространенной. Рассмотрим ее подробнее.

Основным видом деятельности органов законодательной власти является принятие законов и систематизация законодательства. Эти органы формируются только выборным путем, представляют и выражают интересы всего или части общества. Эти органы подразделяются на высшие и местные. К высшим органам законодательной власти относятся парламенты (н\п. Федеральное собрание). Наряду с высшими органами законодательной власти в каждом субъекте федерации имеются и местные законодательные органы (н\п. Мосгордума). Их цель и назначение – осуществление государственной власти на местах.

Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность этих органов проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти. Распорядительная деятельности этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те, деятельность которых распространяется на всю территорию страны. К местным органам относятся те, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, области и т.п.) Ведущую роль в системе органов исполнительной власти выполняет Правительство РФ.

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной функцией которых является отправление правосудия. В нашей стране известны следующие виды судов КС, система судов общей юрисдикции и система арбитражных судов.

Значительную роль в государственном аппарате играют органы прокуратуры. Они являются важным звеном всей системы правоохранительных органов. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

Таким образом, совокупность государственных органов, посредством которых осуществляется государственная власть, реализуются функции государства, достигаются стоящие перед ним задачи, составляет аппарат государственной власти. Понятия «государственный орган» и «государственный аппарат» взаимосвязаны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.006 с.)