Референдум как средство прямой демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Референдум как средство прямой демократии



Важнейшим принципом, на котором основывается деятельность демократического государства, является принцип народного суверенитета, смысл которого состоит в том, что народ является источником власти в обществе.

Народ осуществляет свою власть:

1. непосредственно;

2. через избираемых им представителей (депутатов, президента, и т.д.)

Основными формами непосредственной демократии являются: выборы и референдум, они одинаковы по форме проведения, но различны по объекту волеизъявления, т.к. в первом случае объектом выборов является конкретный депутат или партия, во втором случае объектом является важнейшие вопросы государственной жизни.

Референдум – это высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

Референдум отличается от плебисцита в силу специфики решаемых вопросов. Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще всего ими бывают вопросы о государственной независимости или об изменении статуса территории. Но в некоторых странах не различают референдум и плебисцит.

Примерами плебисцита могут служить: плебисцит 1945 г. в Монголии по поводу государственной независимости от Китая; плебисцит 1962 г во Франции и Алжире об изменении гос. статуса Алжира.

В международной практике на вопросы референдума обычно выносят вопросы:

· принятия конституции;

· изменения конституции;

· входа или выхода из международных союзов;

· об изменении формы правления;

· важнейшие законы.

Примерами международных референдумов может быть: Референдум 1958 г во Франции по поводу принятия конституции Ш. де Голля, референдум 1982 г. в Испании по поводу вступления в НАТО.

Поскольку референдум представляет собой высший способ выражения воли народа, то на него запрещается выносить вопросы:

· о налогах и сборах,

· о бюджете,

· об амнистии.

По территориальному охвату референдумы бывают: общенациональными, региональными, местными; а по юридической силе принимаемого решения: обязательными и факультативными.

Конституции СССР и РСФСР советского периода предусматривали возможность всенародного голосования по вопросам государственной жизни – референдума. На практике в СССР (России) было проведено только три референдума, начиная с 1991 года

· Всесоюзный референдум 17 марта 1991 г. по вопросу сохранения СССР и учреждении поста Президента;

· Всероссийский референдум о доверии Президенту Ельцину,

· Всероссийский референдум 12 декабря 1993 г. по вопросу принятия Конституции РФ.

В настоящее время нормативно-правовую базу референдума составляют:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г;

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г;

3. Конституция РФ 1993 г;

4. ФКЗ «О референдуме РФ» 2004г.

5. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме».2002г.

Данные нормативные акты устанавливают общие принципы проведения референдума: референдум проводится на всей территории России, на основе всеобщего, прямого и равного волеизъявления при тайном голосовании, правом на участие в референдуме обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы, а также лиц признанных судом недееспособными. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается, голосование является личным. По форме проведения Референдум и выборы совпадают, руководит процессом Центризбирком, который формирует избирательные участки и составляет списки избирателей, а также регулирует все вопросы агитации.

Референдум не может проводиться в период чрезвычайного или военного положения и в течение 3 месяцев после их отмены. Повторный референдум по ранее отклоненным вопросам может быть проведен не ранее года со времени соответствующего референдума, финансирование референдума осуществляется только за счет средств федерального бюджета.

Учитывая международную практику, в РФ на референдум также запрещается выносить вышеперечисленные вопросы, а также вопросы изменения статуса субъектов, досрочного прекращения или продолжения срока полномочий.

Инициатива проведения референдума может принадлежать только:

· Конституционному Собранию в случае внесения проекта новой Конституции,

· Гос. Органам власти;

· Гражданам РФ (при условии обладания ими избирательным правом, и наличия не менее двух миллионов подписей, но не более 10 % от их общего числа на территории одного субъекта РФ)

В законе особо подчеркивается, что эти субъекты не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума в период между назначением референдума и официальным опубликованием его результатов.

Процедуру назначения референдума составляет ряд последовательных стадий:

· Создание инициативной группы не менее 500 человек и ее регистрация в избирательной комиссии по месту проживания большинства ее членов,

· Сбор двух миллионов подписей в течение 6 месяцев и обращение с инициативой о проведении референдума – передача подписей в Центризбирком,

· Проверка Центризбиркомом подписных листов в 15 дневный срок (на предмет наличия «мертвых душ» в списках);

· Вынесение Центризбиркомом постановления об отказе в проведении референдума, если число правильно собранных подписей менее 2 миллионов,

· В случае наличия 2 миллионов правильно собранных подписей направление Центризбиркомом своего заключения Президенту РФ с одновременным информированием об этом Гос. Думы и Совета Федерации,

· Направление Президентом материалов в Конституционный Суд РФ,

· Проверка Конституционным Судом в 15 дневный срок соблюдения требований Конституции РФ при выдвижении инициативы и сборе подписей (т.е. относится ли этот вопрос к вопросам, выносимым на референдум, а также сама формулировка вопроса «могучий русский язык»)

· Отказ КС РФ в проведении референдума при нарушении указанных требований либо дача согласия на проведение референдума,

· Издание Президентом РФ указа о назначении референдума при положительном решении КС РФ

· В указе Президента сообщается дата его проведения – любой выходной не ранее двух и не позднее трех месяцев с момента издания указа,

· Не допускается одновременное проведение с референдумом выборов депутатов Государственной Думы, органов государственной власти и местного самоуправления.

Подготовку и проведение референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ, действующая в качестве Центральной комиссии референдума РФ, а также избирательные комиссии субъектов РФ действующие в качестве комиссий по проведению референдума, низшим звеном в данной иерархии являются районные (городские) комиссии по проведению референдума и участковые комиссии референдума.

Члены территориальных и участковых избирательных комиссий назначаются выборным органом местного самоуправления, соответствующие комиссии выбирают из своего состава председателя.

Агитация за или против решений референдума проводится всеми законными средствами: запрещается проводить агитацию органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам, воинским частям, благотворительным и религиозным организациям, членам комиссий по проведению референдума. Агитация прекращается за 24 часа до референдума.

Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50 % зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если за него проголосовало более 50 % избирателей, принявших участие в референдуме.

Решение, принятое на референдуме вступает в силу немедленно после его опубликования Центризбиркомом. По своей юридической силе данное решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено только путем проведения нового референдума. Через 2 года.

 

Высшим непосредственным выражением власти многонационального народа РФ являются свободные выборы. На основе выборов замещается должность Президента России, формируются представительные органы государственной власти, образуются органы местного самоуправления.

Избирательное право - это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Составной частью избирательного права являются также и нормы, регулирующие отношения, возникающие при осуществлении отзыва депутата.

Нормы избирательного права содержаться в текущих источниках:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.159.141 (0.036 с.)