Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение в аппарате государственного управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие экономики страны, и прежде всего проведение политики коллективизации и индустриализации, привели к необходимости внесения изменений в аппарат управления народным хозяйством. По постановлению ЦИК СССР от 7 декабря 1929 г. был образован объединенный Народный комиссариат земледелия Союза ССР, на который было возложено: · организация и управление сельскохозяйственными предприятиями союзного значения, · руководство и объединение работы сельскохозяйственной кооперации и системы сельскохозяйственного кредита; · разработка генерального плана развития сельского хозяйства, перспективного плана и ежегодных контрольных цифр; · наблюдение за ведением лесного хозяйства; · организация обслуживания сельского хозяйства по линии снабжения машинами, тракторами и удобрениями; · руководство сельскохозяйственной электрификацией и постановка дела первичной обработки сельскохозяйственных продуктов; · организация и руководство переселенческим делом; организация и руководство научно-опытной работы в области сельского хозяйства; · руководство созданием и переподготовкой кадров для реорганизовывавшегося сельского хозяйства; руководство проведением посевных кампаний. 13 декабря 1929 г. Президиум ЦИК СССР принял по становление «О значении и работе сельских Советов в районах сплошной коллективизации», в котором отмечалось, что в некоторых районах сплошной коллективизации имели место случаи передачи полностью или частично прав сельских Советов правлениям коллективных хозяйств, чем ослаблялась роль и влияние сельских Советов в социалистическом переустройстве деревни и совершалась подмена сельских Советов коллективными хозяйствами. Было предложено ЦИКам союзных республик решительно прекратить всякого рода попытки передачи прав и функций сельских Советов правлениям коллективных хозяйств и не допускать слияния сельских Советов с коллективными хозяйствами; обеспечить руководящую роль сельских Советов в социалистическом переустройстве страны и принять все необходимые меры для укрепления и оживления сельских Советов в районах сплошной коллективизации, предоставив низовым Советам полную возможность руководства как коллективными хозяйствами, так и другими общественными организациями села. Постановление Президиума ЦИК СССР от 31 января 1930 г. предложило ЦИКам союзных республик разрешить ЦИКам автономных республик, исполкомам краевых, областных и окружных Советов произвести досрочные перевыборы сельских Советов, которые не перестроили своей работы, не стали во главе колхозного движения, отставали от темпов коллективизации, не умели организовать бедняцко-батрацкие массы. Изменился правовой статус Госплана. В 1931 г. он из комиссии при СТО был преобразован в комиссию при СНК СССР, причем был наделен правами наркомата. Разукрупнялись некоторые наркоматы. Так, в 1930 г. Наркомат торговли был поделен на · общесоюзный Наркомат торговли · и союзно-республиканский Наркомат снабжения. Совместным постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. был преобразован Высший Совет Народного Хозяйства СССР (ВСНХ СССР) в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности. Из его состава была выделена легкая, лесная и лесоперерабатывающая промышленность и были созданы · объединенный Наркомат легкой промышленности · общесоюзный Наркомат лесной промышленности. Этим постановлением было предложено ЦИКам союзных республик преобразовать ВСНХ союзных республик в наркоматы легкой промышленности. В 1931 г. был подвергнут разукрупнению Наркомат путей сообщения, из которого выделился общесоюзный Наркомат водного транспорта. Совместным постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. был слит Наркомат труда Союза ССР с ВЦСПС. Таким образом расширялись права ВЦСПС в руководстве трудовыми отношениями. Постановлением СНК СССР и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных Союзов (ВЦСПС) от 10 сентября 1933 г. ВЦСПС и центральным комитетам профсоюзов передавались все средства социального страхования, состоявшие в ведении Наркомата труда СССР и его органов: санатории, дома отдыха, научные институты и другие учреждения, а также помещения и имущество, кадры органов труда и социального страхования. На ВЦСПС было возложено общее руководство социальным страхованием, контроль и инструктирование профсоюзов по вопросам социального страхования, представление на утверждение СНК СССР сводного бюджета социального страхования и тарифа страховых взносов. При центральных комитетах профсоюзов и их местных органах по решению ВЦСПС создавались инспекции труда по отраслевому принципу. За инспекциями труда сохранялось право наложения штрафов за нарушение законодательства о труде. ВЦСПС и местные советы профсоюзов регистрировали коллективные договоры и могли отменить те договоры, которые противоречили законам. ВЦСПС представлял в СНК СССР заключения по планам по труду (численность работников, фонды заработной платы, производительность труда), которые вносились Госпланом СССР на утверждение СНК Союза ССР. В 193 0-1931 гг. была проведена кредитная реформа, которая повысила роль Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Он осуществлял контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий и организаций. Теперь исключалось взаимное кредитование хозяйственных органов. Все это осуществлял Государственный банк. Были и серьезные недостатки. Так, банк давал кредиты под план независимо от его выполнения. XVII съезд ВКП(б) отметил отсутствие в управлении оперативного руководства и предложил ликвидировать функциональную систему управления. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г. была ликвидирована во всех советских и хозяйственных органах функциональная система построения аппарата и вводилась производственная и производственно-территориальная система управления. Оставшимся от функциональной системы органам (отделы кадров, плановые, финансовые и т.д.) запрещалось вмешиваться в работу низовых звеньев через голову главных управлений. В хозяйственном аппарате ликвидировались объединения, сокращалось количество трестов и расширялась непосредственная связь центральных хозяйственных органов, начиная от народных комиссариатов с крупнейшими подчиненными им предприятиями. Ликвидировались коллегии. Позднее коллегии наркоматов были восстановлены. При народных комиссариатах создавались советы в количестве от 40 до 70 человек, причем не менее половины их состава должны были быть представители местных организаций и предприятий. Созывались они раз в два месяца. СНК СССР постановлением от 7 декабря 1934 г. отменил кар точки на · хлеб, · муку, · крупу, введенные в 1928 г. В 1935 г. ликвидировались карточки и на другие продукты. В последующие годы шел процесс преодоления функциональной системы управления в промышленности. В связи с этим была проделана значительная работа по перестройке внутренней структуры главных управлений промышленных наркоматов. Основной ячейкой главков стали производственные отделы, которые строились по территориальному принципу. Перестройка заняла довольно значительное время, и лишь в 1940 г. функциональная система управления была окончательно ликвидирована. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1936 г. «О хозрасчетных правах главных управлений промышленных народных комиссариатов» значительно повысило роль главков. Им наряду с производственными функциями были присвоены функции сбытовые и снабженческие на основе хозрасчета. Действовавшие в то время конторы по сбыту и снабжению были реорганизованы в отделы главков. Возникновение новых отраслей промышленности повлекло дальнейшую специализацию и разукрупнение народных комиссариатов, создание новых комиссариатов. В декабре 1936 г. из Наркомата тяжелой промышленности был выделен Наркомат оборонной промышленности. В августе 1937 г. из Народного комиссариата тяжелой промышленности была выделена машиностроительная промышленность и был образован общесоюзный Наркомат машиностроения. 12 октября 1939 г. Наркомат топливной промышленности был разделен на два наркомата: · угольной и · нефтяной промышленности. В апреле 1939 г. из Наркомата электростанций и электропромышленности выделился Наркомат электропромышленности. В мае 1939 г. был образован общесоюзный наркомат по строительству. В последующие годы этот процесс продолжался. К августу 1940 г. количество общесоюзных наркоматов увеличилось до 25, а союзно-республиканских - до 16. Для улучшения руководства хозяйственными наркоматами, количество которых значительно увеличилось в апреле 1940 г. при СНК СССР было создано шесть хозяйственных советов: · по металлургии и химии, · по машиностроению, · по оборонной промышленности, · по топливу и электрохозяйству, · по товарам широкого потребления, · по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы руководили работой наркоматов и главных управлений соответствующих профилей и имели право давать обязательные распоряжения. Состав хозяйственных советов утверждался СНК СССР в количестве 3-5 человек. Они возглавлялись заместителями Председателя СНК. 22 февраля 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР, руководствуясь решениями XVIII съезда партии, поручил Госплану СССР приступить к составлению генерального хозяйственного плана СССР на 15 лет, рассчитанного на решение основной экономической задачи - догнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения. В связи с возросшим объемом работы СНК СССР в 1937 г. в помощь ему был создан Экономический совет, который действовал на правах постоянной комиссии Совнаркома. Совет · рассматривал годовые и квартальные народнохозяйственные планы · и вносил их на утверждение СНК, · контролировал выполнение планов, · знакомился с положением отдельных отраслей народного хозяйства, · принимал меры по улучшению их работы и т.д. Он имел право издавать постановления и распоряжения, обязательные для всех наркоматов СССР, СНК союзных республик и местных советских органов. Председателем Экономического Совета являлся председатель СНК СССР, а членами - его заместители, представители ВЦС ПС и Наркомата государственного контроля СССР. Как видим, в организации управления народным хозяйством просматривается курс на усиление общесоюзных начал.
Шел процесс централизации и правоохранительных органов. По постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. создавалась Прокуратура СССР. 17 декабря 1933г. постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено «Положение о прокуратуре СССР», согласно которому во главе Прокуратуры СССР стоял Прокурор Союза ССР, назначавшийся ЦИК СССР, а заместитель Прокурора Союза ССР утверждался Президиумом ЦИК СССР. Прокурор Союза ССР был ответствен перед СНК СССР, ЦИК СССР и его Президиумом. Основной задачей Прокуратуры СССР являлось укрепление законности и охрана общественной собственности от покушений со стороны противообщественных элементов на всей территории Союза ССР. В пункте 8 положения говорилось, что надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ Прокурор Союза ССР должен был осуществлять непосредственно. Как ныне известно этот пункт не действовал.. Прокурор Союза ССР участвовал с совещательным голосом в заседаниях Президиума ЦИК СССР, СНК СССР, Совета Труда и Обороны и Комиссии исполнения при СНК Союза ССР и имел право законодательной инициативы. Прокурор Союза ССР имел право опротестования постановлений Пленума Верховного Суда СССР в Президиум ЦИК Союза ССР. После принятия Конституции СССР 1936 г. органы прокуратуры были перестроены в соответствии с Конституцией (см. §1). Однако отметим еще раз, что в данный период органы прокуратуры не осуществляли в полной мере всеобъемлющего контроля за соблюдением законности. Органы государственной безопасности были фактически выведены из под надзора прокуратуры, что способствовало созданию условий для произвола, грубых нарушений процессуальных норм. К тому же сами органы прокуратуры подчас использовались для проведения массовых репрессий. Для пресечения преступлений на транспорте в 1930 г. были учреждены железнодорожные линейные суды. В 1934 г. создаются водно-транспортные суды. Большое внимание судам было уделено в Конституции СССР 1936 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. были ликвидированы народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик. 25 мая 1931 г. был принят первый общесоюзный нормативный акт о милиции - «Положение о рабоче-крестьянской милиции», утвержденное постановлением СНК СССР, согласно которому милиция являлась административно-исполнительным органом Советской власти. Определялась основная ее задача - охрана революционного порядка и общественной безопасности, необходимых для социалистического строительства. Милиция · наблюдала за проведением в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулировавших революционный порядок и общественную безопасность, · вела борьбу с преступностью · расследовала дела о преступлениях, · охраняла o государственное и общественное имущество, o личную безопасность граждан и их имущество. Милиция организовывала добровольные общества содействия милиции и руководила их деятельностью. Центральными органами милиции являлись главные управления милиции союзных республик, состоявшие при СНК этих республик. Местными органами милиции являлись управления ми лиции краевые, областные, автономных республик, районные и городские. Милиция делилась на общую и ведомственную. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел. В его состав было включено ОГПУ. На НКВД возлагалось · обеспечение революционного порядка и государственной безопасности, · охрана общественной собственности, · запись актов гражданского состояния, · пограничная охрана. В состав НКВД вошло главное управление рабоче-крестьянской милиции. В союзных республиках создавались республиканские наркоматы внутренних дел. Судебная коллегия ОГПУ упразднялась и все дела по окончании следствия должны были направляться в судебные органы по подсудности. Однако при Народном комиссаре внутренних дел СС СР создавалось Особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет и высылку за пределы Союза ССР. Таким образом, этот административный орган наделялся судебными полномочиями, что не могло не привести к нарушениям законности, прав граждан. В связи с обострением международной обстановки, а также с расширением объема работы НКВД, в ведение которого было передано управление шоссейными и грунтовыми дорогами, управление государственной съемки и картографии, переселенческое дело, и необходимостью укрепления советской разведки он был разделен в феврале 1941 г. на два наркомата: · Народный комиссариат внутренних дел СССР · Народный комиссариат государственной безопасности СССР. Эти органы, выведенные из-под контроля партии, органов прокуратуры, использовались в период культа личности Сталина для проведения массовых репрессий. Стоявшие в руководстве этими органами Ежов, Берия, их подручные нарушали законность, проявляли административный произвол, применяли незаконные методы ведения следствия: применяли пытки, жестоко избивали подследственных и т.д. За свою преступную деятельность часть из них понесла заслуженное наказание. Ежов и Берия были расстреляны.
В этот период существенные изменения произошли в аппарате контрольных органов. Происходила бюрократизация этих органов. В соответствии с решением XVII съезда ВКП(б) упразднены ЦКК-РКИ и созданы вместо этих органов · комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) · Комиссии советского контроля при СНК СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 11 февраля 1934 г. Народный комиссариат РКИ СССР и аналогичные комиссариаты союзных республик и местные органы РКИ, были упразднены. Аппарат РКИ передавался в Комиссию советского контроля при СНК Союза ССР. Комиссия исполнения при СНК СССР была преобразована в комиссию советского контроля при СНК Союза ССР. В целях установления строжайшего контроля над расходованием денежных средств, материальных ценностей и проверки исполнения постановлений правительства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1940 г. был создан Народный комиссариат государственного контроля СССР на основе существовавших ранее Комиссии советского контроля и Главного военного контроля. Наркомату госконтроля было предоставлено право давать обязательные указания учреждениям и предприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на руководителей предприятий и учреждений за неисполнение решений правительства, а в случаях бесхозяйственности - привлекать виновных к судебной ответственности и производить на лиц, нанесших ущерб государству, денежные начеты. Во всех наркоматах были созданы контрольно-инспекторские труппы. В этот период в организации и деятельности органов контроля произошел отход от одного из основополагающих принципов - участия населения в деятельности этих органов. В Положении о комиссии советского контроля (1934 г.) и в Положении о Наркомате госконтроля (1940г.) даже не предусматривалось привлечение трудящихся к контролю и фактически контроль осуществляли штатные контролеры-ревизоры. Коротко об управлении народным образованием и культурой. Постановлением от 17 января 1936 г. ЦИК и СНК СССР в целях объединения всего руководства развитием искусства в СССР был образован Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР, а в марте 1938 г. был создан Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме Союза ССР. СНК СССР и ЦК ВКП(б) в этот период издали ряд совместных постановлений об образовании в стране: · 3 сентября 1935 г. «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе», · 9 апреля 1936 г. «О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам», · в июне 1936 г. «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой». Для укрепления руководства высшим образованием в стране в 1936 г. был образо ван Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, который руководил работой всех высших учебных заведении, за исключением · военных учебных заведений, · а также учебных заведений, подчиненных Всесоюзному комитету по делам искусств при СНК СССР. Таким образом, управление образованием и культурой также централизовалось.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.014 с.) |