Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуационный подход в управлении↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Управление: наука и искусство. Содержание деятельности менеджера. Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Ее основные задачи: В то же время имеются основания рассматривать менеджмент как искусство: Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности. менеджмент - это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков 2. системный подход и теория систем в управлении. Системный подход предполагает рассмотрение организации руководителями как совокупности взаимозависимых элементов, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Теория систем в управлении впервые применили в конце 1950-х годов. Системный подход в управлении следует рассматривать не как набор строгих предписаний, инструкций, а как особый способ мышления руководителей. Вообще, система представляет собой совокупность связанных между собой объектов, которые являются сложным единством, целым составляющих частей, расположенных упорядоченно в соответствии с законом, схемой, планом. Любая организация – есть система, которая функционирует в более сложной системе – некотором социально-экономическом пространстве (районе, городе, регионе, государстве и т.д.). Далее организации стали рассматривать как социотехнические системы. Позже организации стали рассматриваться как социально-экономические системы (СЭС). Социально-экономическая система – это любое социально-экономическое образование, обладающее определенной свободой выбора форм деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общих целей. Это искусственные системы, созданные и управляемые людьми. Из общей теории систем для нас наиболее важны следующие положения: · целое не является простой суммой составных частей, поскольку систему можно рассматривать как единство; · системы рассматриваются как закрытые, или как открытые в зависимости от возможности обмена и взаимодействия с внешней средой; · системы имеют границы (жесткие и нежесткие), благодаря которым систему и выделяют как единство и целостность; · закрытые системы подвержены энтропии (вырождению), открытые, как правило, не подвержены, поскольку имеются входы из внешней среды (вход = выход + внутреннее потребление); · система стремится к равновесию (покою). Устойчивое состояние (динамический гомеостаз) всегда предусматривает движение; · обязательное условие существования системы – наличие обратной связи, т.е. поступление информации о выходе и внутреннем состоянии системы. Обратная связь – инструмент управленческого контроля; · любая система является подсистемой более крупных систем и имеет свои подсистемы. Причем процесс иерархической структуризации бесконечен; · все открытые системы стремятся к нарастанию усложненности и дифференциации; · открытым системам присуще свойство эквифинальности. Эквифинальность означает возможность системы приходить в некоторое состояние, определяемое лишь ее структурой, независимо от начального состояния и изменения среды. Изменения внутри системы обеспечиваются изменением входов, соответствующих структуре системы. Кроме того, с практической точки зрения важно знание и понимание следующих основных свойств СЭС: 1 Целостность. Целостность системы порождает при членении элементы системы. Целостность проявляется в результате взаимодействия отдельных элементов системы. Характеристикой целостной системы являются: относительная независимость от окружающей среды, т.е. способность сохранять качественную определенность и свойства; структура как совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. Причем структура образуется в результате декомпозиции системы, определяемой свойствами системы, а не волей исследователя. 2 Бесконечность – невозможность полного познания и всестороннего представления конечным числом качественных и количественных характеристик. СЭС может быть представлена бесконечным множеством структурных и функциональных инвариантов, отражающих политические, социальные, экономические, культурные, научно-технические, экологические, демографические, психологические и др. стороны жизни. 3 Непрерывность функционирования. Система существует до тех пор, пока функционирует. 4 Способность к саморазвитию (эволюция). Внутренним источником саморазвития являются противоречия. Развитие связано с усложнением системы, т.е. с увеличением ее внутреннего многообразия. Искусственное ограничение многообразия ведет к застою в развитии и в конечном итоге к деградации системы. 5 Целенаправленность. С помощью целенаправленного управления разрешаются возникающие противоречия и несоответствия во внутренней среде и в отношениях с внешней средой системы. 6 Устойчивость – способность сохранения качественной определенности при изменении структуры системы и функций ее элементов. Устойчивость обеспечивается применением двух форм механизма адаптации: дифференциации (стремление системы к структурному и функциональному разнообразию элементов, которое обеспечивает условия возникновения и разрешения противоречий и способность системы к адаптации, т.е. больше разнообразия – выше устойчивость) и лабильности (подвижности функций элементов при сохранении устойчивости структуры системы в целом). 7 Принципиальная неопределенность развития СЭС, заложенная в ее природе. 8 Неполная наблюдаемость процессов функционирования СЭС, т.к. многие явления неизмеримы количественно, а только косвенно и качественными категориями, а также имеет место запаздывание информации об интересующих процессах. Управление также рассматривается как система, но система знаний, доктрин, методов и функций, теорий и т.д. взаимосвязанных между собой. Честер И. Барнард впервые стал рассматривать управление как систему: “Управление – это кооперированная система, включающая физические, биологические, социальные и психологические элементы”. Управление имеет характер открытой системы, поскольку очевидно влияние важных элементов и сил других систем. Системный подход означает, что нельзя подходить ни к одному элементу, явлению или проблеме без учета его последующих взаимодействий с другими элементами и явлениями. Функциональные ОСУ. В функциональных ОСУ основной принцип построения – функциональная специализация структурных подразделений и сотрудников на основе разделения труда и кооперирования.Деление организации производится на функциональные блоки (финансы, производство, маркетинг и т.д.). Если необходимо, то в пределах каждого направления создаются вторичные подразделения (отделы – сектора, службы – отделы). Преимущества функциональной ОСУ очевидны и состоят в следующем: а) стимулирование деловой и профессиональной специализации; б) уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях; в) улучшение координации в функциональных областях. Вместе с тем нельзя не отметить следующие недостатки функциональной ОСУ: а) увеличивается вероятность возникновения конфликтов между функциональными областями в связи с большей заинтересованностью в реализации собственных целей, чем общих целях организации; б) в большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной. Обычная сфера применения функциональных структур характеризуется наличием следующих условий: · малая номенклатура продукции (сырьевые предприятия, добывающая отрасль и т.д.); · стабильные внешние условия деятельности; · стандартные типовые управленческие задачи обеспечения эффективного функционирования и развития. Дивизионные ОСУ. Деление организации производится по различным признакам, что требует внутренней классификации этих структур управления: а) дивизионально-продуктовая ОСУ – деление производится по основным продуктам организации. Применяются при широком ассортименте диверсифицированной продукции (впервые внедрены корпорациями “Проктер энд Гембл”, “Дженерал Моторс”). Преимущества состоят в следующем: - достигается успех в производстве и реализации новой и разной продукции за счет более детального учета ее специфики; - четко определен руководитель и ответственные за производство и сбыт продукции (конкретной); - обеспечиваются преимущества при изменениях в условиях конкуренции, технологии, спроса. Вместе с тем весьма существенным недостатком является возможное увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для производства различных видов продукции. б) ОСУ, ориентированная на потребителя – деление организации производится по основным специфическим группам потребителей. Цель формирования рассматриваемой ОСУ состоит в создании условий для максимально возможного удовлетворения потребителей на основе «тонкого и мягкого» учета их индивидуальных потребностей, используя специализацию. Подразделения, ориентированные на различных потребителей, фактически действуют как независимые организации. в) региональные ОСУ – деление организации производится по территориальному принципу. В результате реализации рассматриваемого подхода обеспечивается решение проблем, связанных с местными условиями (законодательством, обычаями, потребностями населения); облегчается связь организации с клиентом на местах и между членами организации в регионе. 4. Адаптивные (органические) ОСУ (с начала 1960-ых годов). Эти ОСУ характеризуются возможной быстрой реорганизацией в связи с изменениями внешней среды, технологии и т.д. Применяют, когда проблему нельзя структурировать, когда она не достаточно ясна, и неопределенны перспективы реализации проектов и идей. Взаимодействие между сотрудниками осуществляется, как правило, в виде консультаций. В общем случае можно рассматривать два вида адаптивных ОСУ: проектные и матричные структуры. Проектная ОСУ – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи (например, в области НИР и НИОКР). Целью создания проектных групп является привлечение высококвалифицированных специалистов, концентрация всех усилий на одной задаче. В каждой проектной группе имеется руководитель проекта, подчиняющийся высшему руководству или руководителю какого-либо функционального отдела. Матричная ОСУ – представляет собой результат наложения проектной ОСУ на функциональную. В матричных структурах члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и своим обычным руководителям функциональных подразделений (по месту основной работы). Руководители проектов обладают проектными полномочиями (от жесткой линейной связи до штабных полномочий) и отвечают за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов по проекту. Контролируют количество, качество и временные параметры проекта. Руководители функциональных отделов решают, где и как должна быть выполнена та или иная работа как в рамках проекта, так и при решении обычных должностных задач. Преимущества матричной ОСУ состоят в основном в следующем: - в гибкости при перераспределении трудовых ресурсов в зависимости от потребностей каждого из проектов (как и в проектной ОСУ); - в возможности координации деятельности (как и дивизионных ОСУ). Недостатки матричных ОСУ заключаются в следующем: - в сложности соблюдения и подрыв принципа единоначалия, тенденция к анархии; - в возникновении борьбы за власть; - в чрезмерных накладных расходах. Конгломератные ОСУ. Конгломератные ОСУ представляют собой совокупность различных ОСУ в пределах одной организации. Как правило, имеется основная фирма и дочерние компании как самостоятельные экономические центры. Выгоды от применения подобной ОСУ состоят в следующем: 1. Можно продавать и приобретать целые подразделения (например, в виде филиалов), не нарушая сложившихся связей; 2. Руководство, входящее в конгломерат фирмы, само определяет свою ОСУ и деятельность, но в рамках всей организации. Подводя итоги, необходимо отметить, что в каждой ситуации организационная структура управления будет уникальной, если не по форме, то по содержанию, внутреннему «наполнению» в зависимости от целей, внутренних и внешних условий функционирования и развития. 15. типы и виды полномочий в организации. Делегирование полномочий. Второй аспект в организационном процессе – распределение полномочий как по горизонтали, так и по вертикали. Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных (переданных) задач. Результатом делегирования полномочий является цепь команд “сверху вниз”. Принцип единоначалия предотвращает путаницу в полномочиях. Полномочия делегируются должности, а не индивиду. Полномочия должны подкрепляться ответственностью. Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся функции и отвечать за их удовлетворительное решение поставленных задач. Ответственность не может быть делегирована. Отвечает всегда руководитель, а не подчиненный. Важно отличать полномочия от власти: а) полномочия означают наличие права действовать; б) власть – наличие реальной возможности действовать. Можно иметь власть, не имея полномочий. Существует два типа полномочий в организации: 1 Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать решения в отведенных ему пределах. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Результатом является цепь команд. 2 Штабные (аппаратные) полномочия – полномочия административного аппарата, которые могут быть следующими: а) рекомендательные полномочия – предлагаемые консультации, рекомендации штабного аппарата могут быть не приняты к реализации. Иначе, имеют право рекомендовать что-либо, но не требовать выполнения; б) обязательные согласования – линейное руководство должно согласовывать (обсуждать) определенные вопросы (например, рыночная ситуация) до принятия решений, но не обязано следовать рекомендациям аппарата; в) параллельные полномочия – наличие у штабного структурного подразделения права вето, отклонять решения линейного руководства. Цель заключается в установлении системы контроля для уравновешивания власти и недопущения грубых ошибок; г) функциональные полномочия, при которых различия между штабными и линейными полномочиями устраняются, т.к. аппарат может как предложить, так и запретить какие-либо действия в области своей компетенции. Цель наделения такими полномочиями состоит в сокращении времени прохождения команды по линейным каналам; д) личные полномочия внутри аппарата возникают, если собственно аппарат имеет свою структуру, иерархию, цепь команд. Делегирование полномочий затрудняется из-за противодействия как руководителей, так и подчиненных. Эффективное делегирование полномочий затруднено по ряду причин, к которым можно отнести: · заблуждение руководителей – “я это сделаю лучше” увеличивает непроизводительные затраты личного времени руководителя; · отсутствие способности руководить, т.к. погружен в выполнении текущей работы; · отсутствие доверия к подчиненным; · боязнь риска, поскольку за неудовлетворительную работу подчиненного отвечает сам руководитель; · отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности от действий подчиненных. Вместе с тем подчиненные со своей стороны также избегают делегирования по следующим причинам: · подчиненному удобнее спросить, что и как делать, чем самому решить проблему; · боязнь критики за совершенные ошибки, а увеличение объема работ повышает и вероятность ошибок; · отсутствие у подчиненного информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания; · наличие у подчиненного работы уже больше, чем он может сделать (или он так считает); · отсутствие уверенности в себе; · отсутствие положительных стимулов дополнительных полномочий. Полномочия реализуются через выполнение конкретных функций структурными подразделениями и работниками. Принципы распределения функций, максимально распространенные в организациях, можно указать следующие: Проблемный принцип. На подразделение и/или его сотрудников возлагается решение конкретных проблем (например, организация системы оплаты труда) без относительно объекта. Объектный принцип. Предусматривается ответственность подразделения и/или его сотрудников за развитие и решение комплекса проблем, относящихся к данному объекту (например, цеху, производству и т.д.). Проблемно-объектный принцип. Каждый сотрудник отвечает не за решение проблемы вообще, а за решение конкретной проблемы конкретного объекта.
Принципы формирования ОСУ. 18. содержательные теории мотивации. Содержательные теории мотивации – основаны на определении внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют действовать так, а не иначе (А. Маслоу, Д. Мак Клелланд, Ф. Герцберг) 1. Иерархия потребностей А. Маслоу. - Физиологические потребности - необходимы для выживания (например, пища, вода, жилище, одежда, отдых и т.д.); - Потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и психических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем (например, хорошая работа, страхование и т.д.); - Социальные потребности (потребности в причастности) – чувство принадлежности к чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, привязанности и поддержки; - Потребности в уважении – в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании; - Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Потребности, по А. Маслоу, представляют собой иерархию, которая требует некоторых пояснений:а) удовлетворение потребностей идет снизу вверх; б) с развитием человека расширяется его потребность самовыражения (никогда не удовлетворима), следовательно, потребности нельзя удовлетворить, и – мотивация бесконечна; в) в каждый момент времени человек стремится удовлетворить ту потребность, которая ему наиболее важна. Как только она удовлетворена, эта потребность уже не мотивирует; г) иерархические уровни не являются дискретными ступенями, то есть деятельность человека определяется совокупностью потребностей различных уровней, в т.ч. и неудовлетворенных полностью. Недостаток теории потребностей А. Маслоу состоит в том, что она не учитывает индивидуальные потребности людей, их основного побудителя к деятельности. Эксперимент не совсем подтвердил теорию. В управлении теорию потребностей А. Маслоу можно эффективно использовать через взаимосвязь “Достижение целей организации– удовлетворение личных потребностей работника”. В связи с тем, что потребности низших (первого и второго) уровней могут быть удовлетворены самостоятельно работником при получении им соответствующего материального вознаграждения, рассмотрим методы удовлетворения потребностей высших уровней: 1 Методы удовлетворения социальных потребностей: а) работа, не мешающая общению; б) создание в коллективе духа единой команды; в) проведение с подчиненными периодических совещаний; г) непротивление возникновению неформальных групп позитивного типа; д) создание условий для социальной активности работников вне организации. 2 Методы удовлетворения потребности в уважении: а) предоставление более содержательной работы; б) высокая оценка и поощрение достигнутых результатов работников; в) привлечение подчиненных к выработке решений; г) делегирование дополнительных прав и полномочий; д) продвижение по служебной лестнице; е) повышение Теория ожиданий Ожидание – это оценка данной личностью вероятности определенного события. Мотивация = (ЗТ-Р)*(Р-В)*(В-У) При анализе мотивации к труду наиболее важны следующие ожидания: 1 Ожидания “Затраты труда – Результаты” (ЗТ–Р). Если люди чувствуют, что прямой связи между затратами труда и результатом нет, то мотивация ослабевает. Отсутствие взаимосвязи может быть по следующим причинам: а) неправильная самооценка работника; б) плохая подготовка или неправильное обучение работника; в) недостаточность полномочий. 2 Ожидания в отношении “Результаты – Вознаграждение” (Р–В). Должна быть уверенность, что достигнутые результаты точно приведут к вознаграждению. В этом случае мотивация растет. 3 Ожидания в отношении ”Вознаграждение – Удовлетворенность” (В–У). Иначе, оценка ценности поощрения или вознаграждения и степени относительного удовлетворения от получения этого вознаграждения. В связи с тем, что у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение в ответ на полученные результаты может и не иметь для них никакой ценности. Согласно модели мотивации В. Врума, необходимо установить четкую связь (Р–В), причем привести в соответствие предлагаемое вознаграждение с потребностями работников. Высокий (но реалистичный) уровень результатов, ожидаемый от подчиненных, обеспечит высокую производительность труда, но при достаточных профессиональных навыках, полномочиях. Теория справедливости Основной тезис теории справедливости заключается в том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс или несправедливость, то возникает психологические (психическое) напряжение, которое, прежде всего, необходимо снять и далее мотивировать. Баланс или чувство справедливости восстанавливаются: а) либо изменением затрачиваемых усилий (если недоплачивают, то интенсивность труда понижается; если переплачивают, то интенсивность труда неизменна или повышается). б) либо попыткой изменения уровня вознаграждения (в сторону увеличения). Необходима ясность в отношении причин большего или меньшего размера заработной платы. Сохранение размера оплаты труда в тайне, во-первых, сложно технически, во-вторых, приводит к развитию в коллективе мнительности, подозрительности, и, в-третьих, снижает мотивацию по теории ожиданий. Кроме того, само понятие справедливости сугубо индивидуально. Модель Портера – Лоулера Это комплексная процессуальная теория мотивации. Включает следующие пять переменных: а) затраченные усилия; б) восприятие; в) полученные результаты; г) вознаграждение; д) степень удовлетворения. Согласно модели, полученные результаты зависят от затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, от осознания им своей роли в процессе труда. Затрачиваемые усилия зависят от ценности вознаграждения, от степени уверенности человека в существовании прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутреннее и внешнее вознаграждение. Удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости, мерило реальной ценности вознаграждения. Оно влияет на восприятие человеком будущих ситуаций. Главный вывод, следующий из модели, состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его, как считали сторонники теории человеческих отношений.
Коммуникационные барьеры 1 Барьеры в организационных коммуникациях: а) искажение сообщений, обусловленное движением информации в организации по вертикали и горизонтали. Причинами искажений являются: - преднамеренное искажение информации в соответствии с определенными целями, в ситуации несогласия с сообщением; - фильтрация, агрегирование информации; - статусные различия между структурными подразделениями организации и сотрудниками, обусловливающие предоставление на вышестоящий уровень только положительной информации, или той, которая окажется востребованной. Это может быть связано, например, с боязнью наказания или ощущением бесполезности дела; б) информационные перегрузки, с одной стороны, руководителя, вследствие чего невозможно эффективно реагировать на поступающую информацию; с другой стороны, каналов коммуникации, вследствие чего возможны технические проблемы, потеря информации; в) неудовлетворительная структура организации, а именно: - неоправданно большое количество уровней управления и, следовательно, более высокая вероятность искажения (корректировки и фильтрации) информации; - неудовлетворительные состав работников в организации, распределение задач, функций, полномочий; - высокий уровень конфликтности и противодействия между структурными подразделениями. 2 Межличностные барьеры коммуникации: а) недостаточное понимание руководством важности коммуникаций для подчиненных, вследствие чего отсутствует дух единой команды, появляется чувство ненужности, внутреннее ощущение себя «винтиком», а значит, снижается производительность труда; б) преграды, обусловленные восприятием. Люди реагируют не на то, что происходит в действительности, а на то, что воспринимается ими как происходящее. Основные факторы, влияющие на процесс восприятия, следующие: - различная интерпретация одной и той же информации в зависимости от накопленного личного опыта отправителя и получателя сообщения; - зависимость восприятия информации от интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей; - социальные установки человека. В атмосфере доверия растут информационные потоки, частота и время коммуникации, возрастает точность информации в обменах ею между людьми в организации. Социальные установки (например, прошлое отрицательное отношение к отправителю) влияют на восприятие информации и могут смещать его; - информация, вступающая в противоречие с накопленным опытом или усвоенными понятиями, либо отторгается, либо искажается в соответствии с этим опытом или понятиями; в) семантические барьеры, обусловленные многозначностью слов и словосочетаний, многовариантностью способов их применения в конкретной ситуации (контексте). Вследствие неправильного применения слов возможно непонимание или неправильное понимание сообщения или его части. Факторы, влияющие на степень и глубину понимания, общеизвестны - образование, роль и место в организации, степень специализации подразделения, порождающая специфический профессиональный сленг и жаргон, и т.д.; г) невербальные барьеры, предполагающие использование при сообщении помимо слов символов, входящих в противоречие со словами (например, взгляды, выражения лица, жесты, позы и другие способы передачи смысла, а также интонация, плавность речи, модальность и т.д.). д) плохая обратная связь, обусловливающая отсутствие ясности о степени понимания сообщения; е) плохая (слабая) память; ж) плохая структура сообщения; и) неумение слушать и другие. Коммуникационные барьеры существенно влияют на эффективность организации коммуникаций, ограничивая тем самым, возможности реализации поставленных целей, формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе, создания условий развития организации и экономии рабочего времени руководителей.
Поведенческий подход. Теория ‘‘X’’ и ‘‘Y’’ Мак Грегора Суть теории состоит в определении двух типов руководства в зависимости от восприятия руководителем своих подчиненных и потребностей, к удовлетворению которых он прибегает при мотивации сотрудников. В теории ‘‘X’’ автократичный руководитель апеллирует к низшим потребностям подчиненных, прибегая к принуждению и наказанию (если не наказывает, то это благосклонный автократ), жестокому контролю. Это основано на убеждении руководителя в том, что подчиненный не желает работать, сотрудничать, не стремится получить положительный результат больше минимально достаточного и т.д. В теории ‘‘Y’’ демократичный руководитель апеллирует к высшим потребностям подчиненных, прибегая к убеждению, харизме, разумной вере, избегая навязывания своего мнения, широко делегируя полномочия, поскольку руководитель воспринимает подчиненных как сознательных целеустремленных, заинтересованных в общем успехе личностей, стремящихся к сотрудничеству, взаимопомощи и поддержке. Классификация Р. Лайкерта Р. Лайкерт сделал свои выводы на основании результатов исследования групп с высокой и низкой производительностью в организациях. Было выявлено два крайних стиля руководства подобно Мак Грегору: а) руководитель, ориентированный на работу (задачу), который проектирует задачи, систему вознаграждения за их решение и реализацию программ, определяет количественные и временные характеристики реализации задачи, подбирает персонал. Основной целью руководителя является повышение производительности труда за счет конкретизации процессов производства и управления; б) руководитель, ориентированный на человека, который стремится повысить производительность труда через улучшение межличностных человеческих отношений в коллективе, через формирование благоприятного микроклимата, поддержание здорового уровня конфликтности и т.д. Модель Фидлера В модели рассматриваются различные ситуации в организации взаимоотношений между руководителем и подчиненными в зависимости от изменения следующих факторов, влияющих на поведение руководителя: а) отношения между руководителем и членами коллектива (лояльность, доверительность, симпатия и т.д.); б) структура задачи (структуризация, четкость постановки, привычность и т.д.); в) должностные полномочия (объем законной власти, уровень поддержки формальной организацией и т.д.). Фидлер считает, что стиль руководства конкретного руководителя практически постоянен во времени. Поэтому лучше «помещать» руководителя в конкретные наиболее подходящие для него и организации ситуации, а не стремиться изменить поведение руководителя, сопровождающееся психологическим и эмоциональным стрессом. Выявление качеств руководителя осуществляется путем опроса, тестирования и применения других методов диагностики личности. Модель хороша тем, что на практике возможно моделирование (создание) подходящей руководителю и исполнителю ситуации путем: - переформирования групп по критерию личной совместимости; - перепроектирования задачи путем ее структуризации либо расструктуризации; - модификации должностных полномочий посредством предоставления или лишения определенных полномочий (например, права вознаграждения). В модели Фидлера рассматривается восемь ситуаций, для которых определены наиболее эффективные стили руководства. Лекция Принципы управления. Принцип – основное исходное положение какой либо теории, учения и т.д., руководящая идея; основное правило деятельности. Принципы – фундаментальные правила (истины) или то, что считается истинным в данное время, объясняющие связи между двумя или более переменными величинами. В чистом виде любой принцип заключает в себе одну независимую и одну зависимую переменную. Классификация принципов. 1 Описательные принципы описывают связь между переменными. 2 Предписывающие принципы указывают, что конкретно необходимо сделать конкретному лицу. 3 Нормативные принципы указывают на рамки (сферу, область) деятельности и зависимости от переменных. Принципы управления по своему содержанию больше предписывающие. «Потребность в принципах управления существует повсюду». «В административном начале нет ничего негибкого и абсолютного, все в нем – вопрос меры». Следовательно, почти никогда не приходится применять один и тот же принцип управления в одинаковых условиях, поэтому необходим постоянный учет изменений в системе. Более того, количество принципов управления неограниченно. Первая попытка разработки принципов управления была сделана Ф. Тейлором, который сформулировал научные принципы управления индивидуальным трудом рабочих. Впервые в системном виде принципы управления сформулировал А. Файоль. Принципы управления по А. Файолю. В условиях социалистической системы хозяйствования также разрабатывались принципы управления (А.А. Богданов, А.К. Гастев, Н.А. Витке и другие), которые учитывали государственное централизованное и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий. Рассмотрим эти принципы: 1) демократический централизм – централизованное руководство народным хозяйством и предоставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий; 2) единоначалие и коллегиальность – единоначалие предполагает «железную» дисциплину в процессе производства, подчинение воле руководителя; коллегиальность – широкую вовлеченность трудящихся в управление; 3) единство политического и хозяйственного руководства – политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития; хозяйствование направляется на выполнение планов; 4) отраслевой и территориальный подход – экономика (сфера материального производства) управляется преимущественно отраслевыми органами; социальная инфраструктура (сфера нематериального производства) – территориальными органами; 5) плановое ведение хозяйства – установление на длительный срок направлений, темпов, пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом; 6) материальное и моральное стимулирование труда – распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству затраченного ими труда с помощью материальны<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.012 с.) |