![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разновидности ОСУ с точки зрения процесса их формирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Разновидности ОСУ выделяют в зависимости от принципов формирования ОСУ, положенных в их основу. Рассмотрим наиболее распространенные виды организационных структур управления, условия их эффективного применения, преимущества и недостатки. 1. Бюрократические ОСУ Основные принципы: а) четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности; б) иерархичность уровней управления с четкими связями типа “вышестоящий – нижестоящий”; в) наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; г) дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности; д) найм на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений. Функциональные ОСУ. В функциональных ОСУ основной принцип построения – функциональная специализация структурных подразделений и сотрудников на основе разделения труда и кооперирования.Деление организации производится на функциональные блоки (финансы, производство, маркетинг и т.д.). Если необходимо, то в пределах каждого направления создаются вторичные подразделения (отделы – сектора, службы – отделы). Преимущества функциональной ОСУ очевидны и состоят в следующем: а) стимулирование деловой и профессиональной специализации; б) уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях; в) улучшение координации в функциональных областях. Вместе с тем нельзя не отметить следующие недостатки функциональной ОСУ: а) увеличивается вероятность возникновения конфликтов между функциональными областями в связи с большей заинтересованностью в реализации собственных целей, чем общих целях организации; б) в большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной. Обычная сфера применения функциональных структур характеризуется наличием следующих условий: · малая номенклатура продукции (сырьевые предприятия, добывающая отрасль и т.д.);
· стабильные внешние условия деятельности; · стандартные типовые управленческие задачи обеспечения эффективного функционирования и развития. Дивизионные ОСУ. Деление организации производится по различным признакам, что требует внутренней классификации этих структур управления: а) дивизионально-продуктовая ОСУ – деление производится по основным продуктам организации. Применяются при широком ассортименте диверсифицированной продукции (впервые внедрены корпорациями “Проктер энд Гембл”, “Дженерал Моторс”). Преимущества состоят в следующем: - достигается успех в производстве и реализации новой и разной продукции за счет более детального учета ее специфики; - четко определен руководитель и ответственные за производство и сбыт продукции (конкретной); - обеспечиваются преимущества при изменениях в условиях конкуренции, технологии, спроса. Вместе с тем весьма существенным недостатком является возможное увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для производства различных видов продукции. б) ОСУ, ориентированная на потребителя – деление организации производится по основным специфическим группам потребителей. Цель формирования рассматриваемой ОСУ состоит в создании условий для максимально возможного удовлетворения потребителей на основе «тонкого и мягкого» учета их индивидуальных потребностей, используя специализацию. Подразделения, ориентированные на различных потребителей, фактически действуют как независимые организации. в) региональные ОСУ – деление организации производится по территориальному принципу. В результате реализации рассматриваемого подхода обеспечивается решение проблем, связанных с местными условиями (законодательством, обычаями, потребностями населения); облегчается связь организации с клиентом на местах и между членами организации в регионе. 4. Адаптивные (органические) ОСУ (с начала 1960-ых годов). Эти ОСУ характеризуются возможной быстрой реорганизацией в связи с изменениями внешней среды, технологии и т.д. Применяют, когда проблему нельзя структурировать, когда она не достаточно ясна, и неопределенны перспективы реализации проектов и идей. Взаимодействие между сотрудниками осуществляется, как правило, в виде консультаций.
В общем случае можно рассматривать два вида адаптивных ОСУ: проектные и матричные структуры. Проектная ОСУ – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи (например, в области НИР и НИОКР). Целью создания проектных групп является привлечение высококвалифицированных специалистов, концентрация всех усилий на одной задаче. В каждой проектной группе имеется руководитель проекта, подчиняющийся высшему руководству или руководителю какого-либо функционального отдела. Матричная ОСУ – представляет собой результат наложения проектной ОСУ на функциональную. В матричных структурах члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и своим обычным руководителям функциональных подразделений (по месту основной работы). Руководители проектов обладают проектными полномочиями (от жесткой линейной связи до штабных полномочий) и отвечают за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов по проекту. Контролируют количество, качество и временные параметры проекта. Руководители функциональных отделов решают, где и как должна быть выполнена та или иная работа как в рамках проекта, так и при решении обычных должностных задач. Преимущества матричной ОСУ состоят в основном в следующем: - в гибкости при перераспределении трудовых ресурсов в зависимости от потребностей каждого из проектов (как и в проектной ОСУ); - в возможности координации деятельности (как и дивизионных ОСУ). Недостатки матричных ОСУ заключаются в следующем: - в сложности соблюдения и подрыв принципа единоначалия, тенденция к анархии; - в возникновении борьбы за власть; - в чрезмерных накладных расходах. Конгломератные ОСУ. Конгломератные ОСУ представляют собой совокупность различных ОСУ в пределах одной организации. Как правило, имеется основная фирма и дочерние компании как самостоятельные экономические центры. Выгоды от применения подобной ОСУ состоят в следующем: 1. Можно продавать и приобретать целые подразделения (например, в виде филиалов), не нарушая сложившихся связей; 2. Руководство, входящее в конгломерат фирмы, само определяет свою ОСУ и деятельность, но в рамках всей организации. Подводя итоги, необходимо отметить, что в каждой ситуации организационная структура управления будет уникальной, если не по форме, то по содержанию, внутреннему «наполнению» в зависимости от целей, внутренних и внешних условий функционирования и развития. 15. типы и виды полномочий в организации. Делегирование полномочий. Второй аспект в организационном процессе – распределение полномочий как по горизонтали, так и по вертикали. Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных (переданных) задач. Результатом делегирования полномочий является цепь команд “сверху вниз”. Принцип единоначалия предотвращает путаницу в полномочиях. Полномочия делегируются должности, а не индивиду. Полномочия должны подкрепляться ответственностью. Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся функции и отвечать за их удовлетворительное решение поставленных задач. Ответственность не может быть делегирована. Отвечает всегда руководитель, а не подчиненный. Важно отличать полномочия от власти: а) полномочия означают наличие права действовать;
б) власть – наличие реальной возможности действовать. Можно иметь власть, не имея полномочий. Существует два типа полномочий в организации: 1 Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать решения в отведенных ему пределах. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Результатом является цепь команд. 2 Штабные (аппаратные) полномочия – полномочия административного аппарата, которые могут быть следующими: а) рекомендательные полномочия – предлагаемые консультации, рекомендации штабного аппарата могут быть не приняты к реализации. Иначе, имеют право рекомендовать что-либо, но не требовать выполнения; б) обязательные согласования – линейное руководство должно согласовывать (обсуждать) определенные вопросы (например, рыночная ситуация) до принятия решений, но не обязано следовать рекомендациям аппарата; в) параллельные полномочия – наличие у штабного структурного подразделения права вето, отклонять решения линейного руководства. Цель заключается в установлении системы контроля для уравновешивания власти и недопущения грубых ошибок; г) функциональные полномочия, при которых различия между штабными и линейными полномочиями устраняются, т.к. аппарат может как предложить, так и запретить какие-либо действия в области своей компетенции. Цель наделения такими полномочиями состоит в сокращении времени прохождения команды по линейным каналам; д) личные полномочия внутри аппарата возникают, если собственно аппарат имеет свою структуру, иерархию, цепь команд. Делегирование полномочий затрудняется из-за противодействия как руководителей, так и подчиненных. Эффективное делегирование полномочий затруднено по ряду причин, к которым можно отнести: · заблуждение руководителей – “я это сделаю лучше” увеличивает непроизводительные затраты личного времени руководителя; · отсутствие способности руководить, т.к. погружен в выполнении текущей работы; · отсутствие доверия к подчиненным; · боязнь риска, поскольку за неудовлетворительную работу подчиненного отвечает сам руководитель; · отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности от действий подчиненных. Вместе с тем подчиненные со своей стороны также избегают делегирования по следующим причинам:
· подчиненному удобнее спросить, что и как делать, чем самому решить проблему; · боязнь критики за совершенные ошибки, а увеличение объема работ повышает и вероятность ошибок; · отсутствие у подчиненного информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания; · наличие у подчиненного работы уже больше, чем он может сделать (или он так считает); · отсутствие уверенности в себе; · отсутствие положительных стимулов дополнительных полномочий. Полномочия реализуются через выполнение конкретных функций структурными подразделениями и работниками. Принципы распределения функций, максимально распространенные в организациях, можно указать следующие: Проблемный принцип. На подразделение и/или его сотрудников возлагается решение конкретных проблем (например, организация системы оплаты труда) без относительно объекта. Объектный принцип. Предусматривается ответственность подразделения и/или его сотрудников за развитие и решение комплекса проблем, относящихся к данному объекту (например, цеху, производству и т.д.). Проблемно-объектный принцип. Каждый сотрудник отвечает не за решение проблемы вообще, а за решение конкретной проблемы конкретного объекта.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.229.1 (0.008 с.) |