Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разновидности ОСУ с точки зрения процесса их формирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Разновидности ОСУ выделяют в зависимости от принципов формирования ОСУ, положенных в их основу. Рассмотрим наиболее распространенные виды организационных структур управления, условия их эффективного применения, преимущества и недостатки. 1. Бюрократические ОСУ Основные принципы: а) четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности; б) иерархичность уровней управления с четкими связями типа “вышестоящий – нижестоящий”; в) наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; г) дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности; д) найм на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений. Функциональные ОСУ. В функциональных ОСУ основной принцип построения – функциональная специализация структурных подразделений и сотрудников на основе разделения труда и кооперирования.Деление организации производится на функциональные блоки (финансы, производство, маркетинг и т.д.). Если необходимо, то в пределах каждого направления создаются вторичные подразделения (отделы – сектора, службы – отделы). Преимущества функциональной ОСУ очевидны и состоят в следующем: а) стимулирование деловой и профессиональной специализации; б) уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях; в) улучшение координации в функциональных областях. Вместе с тем нельзя не отметить следующие недостатки функциональной ОСУ: а) увеличивается вероятность возникновения конфликтов между функциональными областями в связи с большей заинтересованностью в реализации собственных целей, чем общих целях организации; б) в большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной. Обычная сфера применения функциональных структур характеризуется наличием следующих условий: · малая номенклатура продукции (сырьевые предприятия, добывающая отрасль и т.д.); · стабильные внешние условия деятельности; · стандартные типовые управленческие задачи обеспечения эффективного функционирования и развития. Дивизионные ОСУ. Деление организации производится по различным признакам, что требует внутренней классификации этих структур управления: а) дивизионально-продуктовая ОСУ – деление производится по основным продуктам организации. Применяются при широком ассортименте диверсифицированной продукции (впервые внедрены корпорациями “Проктер энд Гембл”, “Дженерал Моторс”). Преимущества состоят в следующем: - достигается успех в производстве и реализации новой и разной продукции за счет более детального учета ее специфики; - четко определен руководитель и ответственные за производство и сбыт продукции (конкретной); - обеспечиваются преимущества при изменениях в условиях конкуренции, технологии, спроса. Вместе с тем весьма существенным недостатком является возможное увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для производства различных видов продукции. б) ОСУ, ориентированная на потребителя – деление организации производится по основным специфическим группам потребителей. Цель формирования рассматриваемой ОСУ состоит в создании условий для максимально возможного удовлетворения потребителей на основе «тонкого и мягкого» учета их индивидуальных потребностей, используя специализацию. Подразделения, ориентированные на различных потребителей, фактически действуют как независимые организации. в) региональные ОСУ – деление организации производится по территориальному принципу. В результате реализации рассматриваемого подхода обеспечивается решение проблем, связанных с местными условиями (законодательством, обычаями, потребностями населения); облегчается связь организации с клиентом на местах и между членами организации в регионе. 4. Адаптивные (органические) ОСУ (с начала 1960-ых годов). Эти ОСУ характеризуются возможной быстрой реорганизацией в связи с изменениями внешней среды, технологии и т.д. Применяют, когда проблему нельзя структурировать, когда она не достаточно ясна, и неопределенны перспективы реализации проектов и идей. Взаимодействие между сотрудниками осуществляется, как правило, в виде консультаций. В общем случае можно рассматривать два вида адаптивных ОСУ: проектные и матричные структуры. Проектная ОСУ – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи (например, в области НИР и НИОКР). Целью создания проектных групп является привлечение высококвалифицированных специалистов, концентрация всех усилий на одной задаче. В каждой проектной группе имеется руководитель проекта, подчиняющийся высшему руководству или руководителю какого-либо функционального отдела. Матричная ОСУ – представляет собой результат наложения проектной ОСУ на функциональную. В матричных структурах члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и своим обычным руководителям функциональных подразделений (по месту основной работы). Руководители проектов обладают проектными полномочиями (от жесткой линейной связи до штабных полномочий) и отвечают за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов по проекту. Контролируют количество, качество и временные параметры проекта. Руководители функциональных отделов решают, где и как должна быть выполнена та или иная работа как в рамках проекта, так и при решении обычных должностных задач. Преимущества матричной ОСУ состоят в основном в следующем: - в гибкости при перераспределении трудовых ресурсов в зависимости от потребностей каждого из проектов (как и в проектной ОСУ); - в возможности координации деятельности (как и дивизионных ОСУ). Недостатки матричных ОСУ заключаются в следующем: - в сложности соблюдения и подрыв принципа единоначалия, тенденция к анархии; - в возникновении борьбы за власть; - в чрезмерных накладных расходах. Конгломератные ОСУ. Конгломератные ОСУ представляют собой совокупность различных ОСУ в пределах одной организации. Как правило, имеется основная фирма и дочерние компании как самостоятельные экономические центры. Выгоды от применения подобной ОСУ состоят в следующем: 1. Можно продавать и приобретать целые подразделения (например, в виде филиалов), не нарушая сложившихся связей; 2. Руководство, входящее в конгломерат фирмы, само определяет свою ОСУ и деятельность, но в рамках всей организации. Подводя итоги, необходимо отметить, что в каждой ситуации организационная структура управления будет уникальной, если не по форме, то по содержанию, внутреннему «наполнению» в зависимости от целей, внутренних и внешних условий функционирования и развития. 15. типы и виды полномочий в организации. Делегирование полномочий. Второй аспект в организационном процессе – распределение полномочий как по горизонтали, так и по вертикали. Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных (переданных) задач. Результатом делегирования полномочий является цепь команд “сверху вниз”. Принцип единоначалия предотвращает путаницу в полномочиях. Полномочия делегируются должности, а не индивиду. Полномочия должны подкрепляться ответственностью. Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся функции и отвечать за их удовлетворительное решение поставленных задач. Ответственность не может быть делегирована. Отвечает всегда руководитель, а не подчиненный. Важно отличать полномочия от власти: а) полномочия означают наличие права действовать; б) власть – наличие реальной возможности действовать. Можно иметь власть, не имея полномочий. Существует два типа полномочий в организации: 1 Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать решения в отведенных ему пределах. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Результатом является цепь команд. 2 Штабные (аппаратные) полномочия – полномочия административного аппарата, которые могут быть следующими: а) рекомендательные полномочия – предлагаемые консультации, рекомендации штабного аппарата могут быть не приняты к реализации. Иначе, имеют право рекомендовать что-либо, но не требовать выполнения; б) обязательные согласования – линейное руководство должно согласовывать (обсуждать) определенные вопросы (например, рыночная ситуация) до принятия решений, но не обязано следовать рекомендациям аппарата; в) параллельные полномочия – наличие у штабного структурного подразделения права вето, отклонять решения линейного руководства. Цель заключается в установлении системы контроля для уравновешивания власти и недопущения грубых ошибок; г) функциональные полномочия, при которых различия между штабными и линейными полномочиями устраняются, т.к. аппарат может как предложить, так и запретить какие-либо действия в области своей компетенции. Цель наделения такими полномочиями состоит в сокращении времени прохождения команды по линейным каналам; д) личные полномочия внутри аппарата возникают, если собственно аппарат имеет свою структуру, иерархию, цепь команд. Делегирование полномочий затрудняется из-за противодействия как руководителей, так и подчиненных. Эффективное делегирование полномочий затруднено по ряду причин, к которым можно отнести: · заблуждение руководителей – “я это сделаю лучше” увеличивает непроизводительные затраты личного времени руководителя; · отсутствие способности руководить, т.к. погружен в выполнении текущей работы; · отсутствие доверия к подчиненным; · боязнь риска, поскольку за неудовлетворительную работу подчиненного отвечает сам руководитель; · отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности от действий подчиненных. Вместе с тем подчиненные со своей стороны также избегают делегирования по следующим причинам: · подчиненному удобнее спросить, что и как делать, чем самому решить проблему; · боязнь критики за совершенные ошибки, а увеличение объема работ повышает и вероятность ошибок; · отсутствие у подчиненного информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания; · наличие у подчиненного работы уже больше, чем он может сделать (или он так считает); · отсутствие уверенности в себе; · отсутствие положительных стимулов дополнительных полномочий. Полномочия реализуются через выполнение конкретных функций структурными подразделениями и работниками. Принципы распределения функций, максимально распространенные в организациях, можно указать следующие: Проблемный принцип. На подразделение и/или его сотрудников возлагается решение конкретных проблем (например, организация системы оплаты труда) без относительно объекта. Объектный принцип. Предусматривается ответственность подразделения и/или его сотрудников за развитие и решение комплекса проблем, относящихся к данному объекту (например, цеху, производству и т.д.). Проблемно-объектный принцип. Каждый сотрудник отвечает не за решение проблемы вообще, а за решение конкретной проблемы конкретного объекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.10.213 (0.009 с.) |