Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двумерная модель поведения руководителейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основной тезис двумерной модели заключается в том, что поведение руководителя может быть ориентировано не только либо на задачи, либо на человека, но и одновременно на эти два фактора. Соответственно стиль руководства классифицировали в зависимости от изменения двух параметров, а именно: 1) структура – это поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои отношения с ней; 2) внимание к подчиненным – поведение, которое влияет на людей, апеллируя к высшим потребностям людей, выстраивая взаимоотношения на основе доверия, уважения. Конкретные виды поведения руководителя в рамке параметра «структура» заключаются в распределении производственных ролей и функций между подчиненными, распределении заданий и объяснении требований к их выполнению, планировании графиков работ; контроле за ходом выполнения заданий и т.д. Поведение руководителя в рамке «внимание к подчиненным» может проявляться в участии в двустороннем общении, привлечении подчиненных к участию в принятии решений, общении в одобрительной и не угрожающей манере, предоставлении возможности людям удовлетворять свои потребности, связанные с работой и т.д. В рассматриваемой модели возможны четыре ситуации, но не во всех ситуациях производительность труда была максимальной. Управленческая решетка Блэйка и Мутона Управленческую решетку разработали как модификацию двумерной модели поведения, в которой возможны следующие ситуации (варианты), представленные на рисунке 2: 1.1 Обедненное управление («страх перед бедностью») – от руководителя требуется минимум усилий, определяемый реальной возможностью трудиться в организации. 1.9 Дом отдыха – руководитель сосредоточен на человеческих взаимоотношениях, но не следит либо осуществляет неэффективный контроль эффективности выполнения заданий. 9.1 Власть – Подчинение – в большей степени забота о производстве, а не о людях. 9.9 Групповое управление – подчиненные сознательно приобщаются к целям организации, в результате чего обеспечивается высокий моральный настрой и эффективность. 5.5 Организационное управление – качество работ обеспечивается балансом между ориентацией на задачу и ориентацией на человека.
Рисунок 2 - Управленческая решетка Наиболее эффектный стиль руководства согласно рассматриваемой модели – 9.9, для которого характерна большая забота о людях и не меньшая – о производительности. Ситуационный подход к стилю управления Модель Фидлера В модели рассматриваются различные ситуации в организации взаимоотношений между руководителем и подчиненными в зависимости от изменения следующих факторов, влияющих на поведение руководителя: а) отношения между руководителем и членами коллектива (лояльность, доверительность, симпатия и т.д.); б) структура задачи (структуризация, четкость постановки, привычность и т.д.); в) должностные полномочия (объем законной власти, уровень поддержки формальной организацией и т.д.). Фидлер считает, что стиль руководства конкретного руководителя практически постоянен во времени. Поэтому лучше «помещать» руководителя в конкретные наиболее подходящие для него и организации ситуации, а не стремиться изменить поведение руководителя, сопровождающееся психологическим и эмоциональным стрессом. Выявление качеств руководителя осуществляется путем опроса, тестирования и применения других методов диагностики личности. Модель хороша тем, что на практике возможно моделирование (создание) подходящей руководителю и исполнителю ситуации путем: - переформирования групп по критерию личной совместимости; - перепроектирования задачи путем ее структуризации либо расструктуризации; - модификации должностных полномочий посредством предоставления или лишения определенных полномочий (например, права вознаграждения). В модели Фидлера рассматривается восемь ситуаций, для которых определены наиболее эффективные стили руководства. Теория жизненного цикла (Херси и Бланшар) Суть теории жизненного цикла состоит в том, что стиль руководства зависит от зрелости исполнителей, т.е. от способности нести ответственность за свое поведение, от желания достичь поставленные цели, от образования, опыта в отношений конкретной задачи. Зрелость изменяется в зависимости от содержания и характера задачи. Следовательно, изменяется и стиль руководства на основе субъективной оценки руководителем зрелости подчиненных.
Общая схема рассуждений в теории жизненного цикла следующая: при уровне зрелости Зi необходим стиль управления Сi, при котором ориентация на человека Х1 и ориентация на задачу Х2. Существует четыре стиля руководства в зависимости от уровня зрелости исполнителей: С1 – «указания» – высокая ориентация на задачу при низком уровне зрелости. Следовательно, со стороны руководителя необходимы инструкции, приказы, контроль и т.д.; С2 – «продажа» – средний уровень зрелости не позволяет брать на себя ответственность, хотя желание у подчиненных есть. Следовательно, необходима поддержка их энтузиазма при постоянном инструктаже по работе; С3 – «участие» – умеренно высокий уровень зрелости, при котором подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Значит, необходимо их привлекать к участию в принятии решений, развивать чувство соучастия. Впоследствии подчиненные возьмут ответственность на себя. С4 – «делегирование» – высокая степень зрелости, при которой подчиненные могут и хотят нести ответственность, быть самостоятельными. Поэтому руководители должны делегировать полномочия, не ориентируясь ни на задачу, ни на человеческие отношения. Модель принятия решений руководителем Врума - Йеттона В основу модели положена зависимость стиля руководства от степени участия подчиненных в процессе принятия решений. В модели рассматриваются пять стилей руководства, применение которых определяется содержанием ситуацией или характером проблемы. Итак, стили руководства по Вруму – Йеттону следующие: AI – руководитель принимает решение самостоятельно на основании собственной информации; AII – руководитель принимает решение самостоятельно на основании собственной информации и информации, получаемой от подчиненных; СI – руководитель принимает решение самостоятельно, посвящая в проблему индивидуально отдельных подчиненных и принимая от них идеи и предложения; СI – руководитель принимает решение самостоятельно, предварительно рассмотрев предложения по проблеме от группы подчиненных; СII – руководитель принимает решение, признанное группой лучшим в процессе обсуждения альтернативных вариантов. Для оценки ситуации в модели разработаны критерии: · значение качества решения; · наличие достаточной информации и опыта у руководителя для принятия качественного решения; · степень структурированности проблемы; · значение причастности подчиненных для эффективной реализации решения; · вероятность поддержки автократического решения (оценивается на основе прошлого опыта); · степень мотивации подчиненных по достижению целей организации; · вероятность конфликта между подчиненными при выборе альтернативы. Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что теории ситуационного подхода подтверждаются на практике частично, что указывает на неучет некоторых факторов. Оптимального стиля руководства в принципе не существует, иначе, это стиль, ориентированный на реальность, предполагающий адаптацию различных стилей под ситуацию и под руководителя. Лекция Принципы управления. Принцип – основное исходное положение какой либо теории, учения и т.д., руководящая идея; основное правило деятельности.
Принципы – фундаментальные правила (истины) или то, что считается истинным в данное время, объясняющие связи между двумя или более переменными величинами. В чистом виде любой принцип заключает в себе одну независимую и одну зависимую переменную. Классификация принципов. 1 Описательные принципы описывают связь между переменными. 2 Предписывающие принципы указывают, что конкретно необходимо сделать конкретному лицу. 3 Нормативные принципы указывают на рамки (сферу, область) деятельности и зависимости от переменных. Принципы управления по своему содержанию больше предписывающие. «Потребность в принципах управления существует повсюду». «В административном начале нет ничего негибкого и абсолютного, все в нем – вопрос меры». Следовательно, почти никогда не приходится применять один и тот же принцип управления в одинаковых условиях, поэтому необходим постоянный учет изменений в системе. Более того, количество принципов управления неограниченно. Первая попытка разработки принципов управления была сделана Ф. Тейлором, который сформулировал научные принципы управления индивидуальным трудом рабочих. Впервые в системном виде принципы управления сформулировал А. Файоль. Принципы управления по А. Файолю. В условиях социалистической системы хозяйствования также разрабатывались принципы управления (А.А. Богданов, А.К. Гастев, Н.А. Витке и другие), которые учитывали государственное централизованное и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий. Рассмотрим эти принципы: 1) демократический централизм – централизованное руководство народным хозяйством и предоставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий; 2) единоначалие и коллегиальность – единоначалие предполагает «железную» дисциплину в процессе производства, подчинение воле руководителя; коллегиальность – широкую вовлеченность трудящихся в управление; 3) единство политического и хозяйственного руководства – политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития; хозяйствование направляется на выполнение планов; 4) отраслевой и территориальный подход – экономика (сфера материального производства) управляется преимущественно отраслевыми органами; социальная инфраструктура (сфера нематериального производства) – территориальными органами; 5) плановое ведение хозяйства – установление на длительный срок направлений, темпов, пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом;
6) материальное и моральное стимулирование труда – распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству затраченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов; 7) научность – построение всей системы управления на достижениях науки управления; 8) ответственность – каждый работник предприятия должен точно знать свои права и обязанности, а также за что он лично несет ответственность; 9) подбор и расстановка кадров – в соответствие с квалификацией, навыками, умением, опытом, психофизиологическими, антропометрическими и т.д. особенностями; 10) экономичность и эффективность – эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное применение труда; 11) преемственность хозяйственных решений – основу составляет единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений осуществляемых во времени и пространстве.
Методы управления. Метод управления – способ осуществления управленческой деятельности, применяемый для постановки и достижения целей организации. Можно выделить три подхода при классификации методов управления: в соответствии с функциональной структурой системы управления, методы управления при выполнении основных функций управления, методы разработки и принятия управленческих решений. Рассмотрим основное содержание каждого из подходов. 1 Методы управления функциональными подсистемами организации. 1.1 Методы управления в подсистеме «Производство»: а) анализ надежности; б) контроль качества; в) факторный анализ; г) функциональный анализ; д) исследование операций; е) учет и анализ расходов; ж) контроль использования ресурсов организации; з) планирование и контроль производства. 1.2 Методы управления в подсистеме «Трудовые ресурсы»: а) формирование системы управления персоналом; б) планирование рабочей силы; в) организация труда персонала, система оплаты труда; г) управление деловой карьерой работника; 1.3 Методы управления в подсистеме «Маркетинг»: а) анализ положения организации на рынке; б) анализ возможностей на потенциальных рынках; в) определение динамики выпуска продукции с учетом стадии ее жизненного цикла; г) выявление потребностей в новых видах продукции и новых рынках сбыта; д) разработка маркетинговых концепций; е) оценка уровня конкурентоспособности. 2 Методы управления по выполнению основных функций управления: а) функция «планирование (разработка прогнозов)» – методы экстраполяции, регрессионного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертной оценки, факторного анализа, формирования дерева целей и решений проблем; б) функции «организация» и «мотивация» – организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические методы управления; в) функция «координирование» – методы коммуникации, методы межличностных коммуникаций; методы сбора, обработки и передачи информации; методы принятия и реализации управленческих решений;
г) функция «контроль» – методы зависят от характера учетных, аналитических и контрольных операций: методы сбора, обработки и интеграции итоговых сведений о деятельности организации и ее структурных подразделений за определенный период времени (статистический учет); методы, обеспечивающие ежедневные данные о движении финансовых средств, материалов, продукции труда и т.д. (бухгалтерский учет); методы сборы информации о состоянии производственной деятельности подразделений (оперативно-производственный учет) и т.д.; д) методы стимулирования – оплата труда, системы премирования, методы участия в прибылях, методы морального стимулирования, повышение по службе; обучение и т.д. 3 Методы разработки и принятия управленческих решений: а) методы постановки проблем – методы анализа различного рода; б) методы решения проблем: - логические методы – сравнение, выделение «узких» мест и ведущих звеньев, метод декомпозиции целого на составные элементы, методы группировки; - математические методы (описывают проблему) – моделирование; корреляционный, дисперсионный анализы; теория массового обслуживания; теория управления запасами; линейное и динамическое программирование; сетевое планирование и управление и т.д.; - эвристические методы, основанные на творческом мышлении – методы аналогий, инверсии, мозговой атаки, коллективного блокнота, морфологического анализа т.д.; в) методы организации выполнения принятых решений – метод бюджетирования, организационно-распорядительные методы. При выборе методов управления важно соблюдать требования, предъявляемые к ним, а именно: ü практическая пригодность метода; адекватность проблеме, ситуации, персоналу; ü стоимость работ, влияющая на эффективность; ü результаты, получаемые при применении метода и обеспечивающие необходимый уровень качества и количества; ü достоверность метода и результатов; ü стабильность решения, получаемого с помощью метода, характеризующая надежность; ü сбалансированность метода с другими методами. 35. понятие информации, классификация информации, свойства информации, требования, предъявляемые к информации. Информация – совокупность сведений, отражающих состояние системы управления и внешней среды. Информация является основным ресурсом управления, основой процесса управления, подготовки, принятия и реализации решений. Задача информации состоит в обеспечении непрерывного функционирования системы управления. Основные свойства информации следующие: · информация есть и предмет труда, и продукт труда в зависимости от этапа процесса управления; · способность отражать какие-либо события, процессы; · возможность длительного многократного применения без потери потребительских свойств; · способность накапливаться; · возможность многоцелевого использования. Основными характеристиками информации являются количество и качество информации. Рассмотрим их более подробно. 1 Количество информации есть фактор загруженности аппарата управления. 2 Качество информации определяется подхарактеристиками: а) полнота информации – наличие всей необходимой информации по проблеме, об объекте управления, о внешней среде; б) комплексность информации – наличие информации различного рода от разных источников; в) системность информации – наличие сгруппированной, систематизированной информации; г) достоверность информации, характеризуемая степенью объективности отражения реальных процессов и явлений; зависит от сбора и обработки информации (технологии, техники, уровней обработки, степени контроля и т.д.); д) актуальность информации – своевременность данных; е) ценность (полезность) информации – понятие, как правило, относительное и субъективное; ж) экономичность информации – связана со сбором, обработкой и хранением информации. Максимизация полезных свойств зависит от потребностей органа управления, а минимизация потерь и искажений информации – от организаций коммуникаций; з) удобство пользования информацией; 3 Плотность информации – количество единиц информации на (в) единице носителя информации; 4 Частота предоставления. Информация может иметь различные материальные носители. Источники информации могут быть внешними и внутренними. Основным источником информации является экономика и социально-экономические процессы, протекающие в организации, т.е. производство, технико-технологические, экономические и прочие работы. Классификация информации производится по многообразным принципам в зависимости от целей управления. 1 По степени полезности: полезная, ложная, избыточная. 2 По степени влияния на объект управления: первичная – отражает процесс, состояние объекта управления; конечная – непосредственно влияет на объект управления. 3 По степени обработки: а) входная информация – разрабатывается либо за пределами системы управления, либо в ее первичных звеньях. Это «сырье» для управления. Точность и своевременность информации определяют эффективность и оперативность функционирования этой системы; б) промежуточная информация – результат обработки входной информации; служит для обоснования аналитических выводов или проектов решений. Количество зависит от сложности конкретной ситуации; в) выходная (итоговая) информация – результат деятельности всей системы управления; определяет показатели деятельности объекта управления в целом. 4 По степени стабильности и постоянства: а) переменная информация – отражает движение и состояние в каждый момент времени объекта управления и внешней среды. Получение этой информации связано с фиксацией процессов и явлений; б) условно – постоянная информация – характеризуется определенной стабильностью применения в процессе решения различных задач, используется, как правило, многократно и в неизменном виде в процессе управления. Изменения этой информации связаны с реализацией мероприятий по совершенствованию производства и реализации продукции (например, изменение ассортимента, структуры производства и т.д.), организации производства и труда, использования ресурсов. Так, нормы расхода материалов, сырья и т.п. постоянны до изменений в производстве. Изменения в трудовой подсистеме зависят от движения профессионально-квалификационных характеристик. Виды условно – постоянной информации следующие: - нормативная информация – нормы и нормативы, СНиПы, ГОСТы, ОСТы, ТУ; - расценочная информация – расценки на выполнение работ, цены на сырье, материалы и готовую продукцию; - справочная информация – информация об относительно постоянных свойствах объекта изучения (например, тарифный разряд, табельный номер, профессия, цех, место и т.д.; тип, ввод в действие, инвентарный номер оборудования и т.д.); - табличная информация – совокупность взаимосвязанных (взаимополучаемых) данных. На входе представляются переменные данные (первичная информация); на выходе – результаты вычислений (например, справка о налогах, расчет заработной платы и т.п.); - структурная информация, характеризующая структурный состав объекта изучения (например, планы цехов, участков, рабочих мест; планировки; схемы управления и т.п.); - маршрутная информация, характеризующая последовательность, очередность движения, прохождения чего-либо (например, потоки металлов, схема производственного процесса); - статистическая информация, предназначенная для выявления долговременных тенденций, не изменяется во времени. 5 В соответствии со структурой объекта управления – экономическая, социальная, техническая, технологическая, финансовая, трудовая, коммерческая информация. 6 По назначению – для внешнего пользования; для внутреннего пользования: закрытая (для ограниченного круга лиц). 7 По объему информации в показателях: а) элементарная информация, имеющая однозначный смысл (например, количество – шт, т, м); б) синтетическая информация – сводные данные (например, количество – усл.т, усл. ед), позволяющие учитывать различные качественные характеристики вместе; в) интегрированная информация, содержащая и элементарную, и синтетическую информацию; г) агрегированная информация – совокупная информация, как правило, относительного характера (например, выраженная в процентах), либо в стоимостном выражении (например, показатели экономичности, эффективности, рентабельности и т.д.). 8 По назначению – плановая, учетная, отчетная, статистическая информация; 9 В зависимости от движения в иерархической структуре управления: а) осведомительная информация – «снизу вверх», происходит процесс сжатия информации, фильтрации; б) распорядительная информация – «сверху вниз», происходит процесс увеличения информации, при котором промежуточные звенья выступают в роли генераторов дополнительной информации. Процесс управления информацией в организации предусматривает учет, сбор и обработку информации, распределение информации. Технология работы с информацией включает следующие работы: · определение целей и задач управления; · определение показателей и документов; · определение видов и источников информации; · выбор методов учета, сбора и обработки; · порядок обработки, исполнения и контроля информации. Рассмотренная технология может быть реализована в рамках как централизованной, так и децентрализованной системы информационного обеспечения в организации.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.142.101 (0.015 с.) |