Двумерная модель поведения руководителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двумерная модель поведения руководителей



Основной тезис двумерной модели заключается в том, что поведение руководителя может быть ориентировано не только либо на задачи, либо на человека, но и одновременно на эти два фактора.

Соответственно стиль руководства классифицировали в зависимости от изменения двух параметров, а именно:

1) структура – это поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои отношения с ней;

2) внимание к подчиненным – поведение, которое влияет на людей, апеллируя к высшим потребностям людей, выстраивая взаимоотношения на основе доверия, уважения.

Конкретные виды поведения руководителя в рамке параметра «структура» заключаются в распределении производственных ролей и функций между подчиненными, распределении заданий и объяснении требований к их выполнению, планировании графиков работ; контроле за ходом выполнения заданий и т.д.

Поведение руководителя в рамке «внимание к подчиненным» может проявляться в участии в двустороннем общении, привлечении подчиненных к участию в принятии решений, общении в одобрительной и не угрожающей манере, предоставлении возможности людям удовлетворять свои потребности, связанные с работой и т.д.

В рассматриваемой модели возможны четыре ситуации, но не во всех ситуациях производительность труда была максимальной.

Управленческая решетка Блэйка и Мутона

Управленческую решетку разработали как модификацию двумерной модели поведения, в которой возможны следующие ситуации (варианты), представленные на рисунке 2:

1.1 Обедненное управление («страх перед бедностью») – от руководителя требуется минимум усилий, определяемый реальной возможностью трудиться в организации.

1.9 Дом отдыха – руководитель сосредоточен на человеческих взаимоотношениях, но не следит либо осуществляет неэффективный контроль эффективности выполнения заданий.

9.1 Власть – Подчинение – в большей степени забота о производстве, а не о людях.

9.9 Групповое управление – подчиненные сознательно приобщаются к целям организации, в результате чего обеспечивается высокий моральный настрой и эффективность.

5.5 Организационное управление – качество работ обеспечивается балансом между ориентацией на задачу и ориентацией на человека.

Макс = 9   Забота о производстве
Забота о людях   1.9   9.9
    5.5  
  1.1   9.1
Мин = 1   Мин = 1   Макс = 9

Рисунок 2 - Управленческая решетка

Наиболее эффектный стиль руководства согласно рассматриваемой модели – 9.9, для которого характерна большая забота о людях и не меньшая – о производительности.

Ситуационный подход к стилю управления

Модель Фидлера

В модели рассматриваются различные ситуации в организации взаимоотношений между руководителем и подчиненными в зависимости от изменения следующих факторов, влияющих на поведение руководителя:

а) отношения между руководителем и членами коллектива (лояльность, доверительность, симпатия и т.д.);

б) структура задачи (структуризация, четкость постановки, привычность и т.д.);

в) должностные полномочия (объем законной власти, уровень поддержки формальной организацией и т.д.).

Фидлер считает, что стиль руководства конкретного руководителя практически постоянен во времени. Поэтому лучше «помещать» руководителя в конкретные наиболее подходящие для него и организации ситуации, а не стремиться изменить поведение руководителя, сопровождающееся психологическим и эмоциональным стрессом. Выявление качеств руководителя осуществляется путем опроса, тестирования и применения других методов диагностики личности.

Модель хороша тем, что на практике возможно моделирование (создание) подходящей руководителю и исполнителю ситуации путем:

- переформирования групп по критерию личной совместимости;

- перепроектирования задачи путем ее структуризации либо расструктуризации;

- модификации должностных полномочий посредством предоставления или лишения определенных полномочий (например, права вознаграждения).

В модели Фидлера рассматривается восемь ситуаций, для которых определены наиболее эффективные стили руководства.

Теория жизненного цикла (Херси и Бланшар)

Суть теории жизненного цикла состоит в том, что стиль руководства зависит от зрелости исполнителей, т.е. от способности нести ответственность за свое поведение, от желания достичь поставленные цели, от образования, опыта в отношений конкретной задачи.

Зрелость изменяется в зависимости от содержания и характера задачи. Следовательно, изменяется и стиль руководства на основе субъективной оценки руководителем зрелости подчиненных.

Общая схема рассуждений в теории жизненного цикла следующая: при уровне зрелости Зi необходим стиль управления Сi, при котором ориентация на человека Х1 и ориентация на задачу Х2.

Существует четыре стиля руководства в зависимости от уровня зрелости исполнителей:

С1 – «указания» – высокая ориентация на задачу при низком уровне зрелости. Следовательно, со стороны руководителя необходимы инструкции, приказы, контроль и т.д.;

С2 – «продажа» – средний уровень зрелости не позволяет брать на себя ответственность, хотя желание у подчиненных есть. Следовательно, необходима поддержка их энтузиазма при постоянном инструктаже по работе;

С3 – «участие» – умеренно высокий уровень зрелости, при котором подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Значит, необходимо их привлекать к участию в принятии решений, развивать чувство соучастия. Впоследствии подчиненные возьмут ответственность на себя.

С4 – «делегирование» – высокая степень зрелости, при которой подчиненные могут и хотят нести ответственность, быть самостоятельными. Поэтому руководители должны делегировать полномочия, не ориентируясь ни на задачу, ни на человеческие отношения.

Модель принятия решений руководителем Врума - Йеттона

В основу модели положена зависимость стиля руководства от степени участия подчиненных в процессе принятия решений. В модели рассматриваются пять стилей руководства, применение которых определяется содержанием ситуацией или характером проблемы.

Итак, стили руководства по Вруму – Йеттону следующие:

AI – руководитель принимает решение самостоятельно на основании собственной информации;

AII – руководитель принимает решение самостоятельно на основании собственной информации и информации, получаемой от подчиненных;

СI – руководитель принимает решение самостоятельно, посвящая в проблему индивидуально отдельных подчиненных и принимая от них идеи и предложения;

СI – руководитель принимает решение самостоятельно, предварительно рассмотрев предложения по проблеме от группы подчиненных;

СII – руководитель принимает решение, признанное группой лучшим в процессе обсуждения альтернативных вариантов.

Для оценки ситуации в модели разработаны критерии:

· значение качества решения;

· наличие достаточной информации и опыта у руководителя для принятия качественного решения;

· степень структурированности проблемы;

· значение причастности подчиненных для эффективной реализации решения;

· вероятность поддержки автократического решения (оценивается на основе прошлого опыта);

· степень мотивации подчиненных по достижению целей организации;

· вероятность конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что теории ситуационного подхода подтверждаются на практике частично, что указывает на неучет некоторых факторов.

Оптимального стиля руководства в принципе не существует, иначе, это стиль, ориентированный на реальность, предполагающий адаптацию различных стилей под ситуацию и под руководителя.

Лекция

Принципы управления.

Принцип – основное исходное положение какой либо теории, учения и т.д., руководящая идея; основное правило деятельности.

Принципы – фундаментальные правила (истины) или то, что считается истинным в данное время, объясняющие связи между двумя или более переменными величинами. В чистом виде любой принцип заключает в себе одну независимую и одну зависимую переменную.

Классификация принципов.

1 Описательные принципы описывают связь между переменными.

2 Предписывающие принципы указывают, что конкретно необходимо сделать конкретному лицу.

3 Нормативные принципы указывают на рамки (сферу, область) деятельности и зависимости от переменных.

Принципы управления по своему содержанию больше предписывающие. «Потребность в принципах управления существует повсюду». «В административном начале нет ничего негибкого и абсолютного, все в нем – вопрос меры». Следовательно, почти никогда не приходится применять один и тот же принцип управления в одинаковых условиях, поэтому необходим постоянный учет изменений в системе. Более того, количество принципов управления неограниченно.

Первая попытка разработки принципов управления была сделана Ф. Тейлором, который сформулировал научные принципы управления индивидуальным трудом рабочих.

Впервые в системном виде принципы управления сформулировал А. Файоль. Принципы управления по А. Файолю.

В условиях социалистической системы хозяйствования также разрабатывались принципы управления (А.А. Богданов, А.К. Гастев, Н.А. Витке и другие), которые учитывали государственное централизованное и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий. Рассмотрим эти принципы:

1) демократический централизм – централизованное руководство народным хозяйством и предоставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий;

2) единоначалие и коллегиальность – единоначалие предполагает «железную» дисциплину в процессе производства, подчинение воле руководителя; коллегиальность – широкую вовлеченность трудящихся в управление;

3) единство политического и хозяйственного руководства – политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития; хозяйствование направляется на выполнение планов;

4) отраслевой и территориальный подход – экономика (сфера материального производства) управляется преимущественно отраслевыми органами; социальная инфраструктура (сфера нематериального производства) – территориальными органами;

5) плановое ведение хозяйства – установление на длительный срок направлений, темпов, пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом;

6) материальное и моральное стимулирование труда – распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству затраченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов;

7) научность – построение всей системы управления на достижениях науки управления;

8) ответственность – каждый работник предприятия должен точно знать свои права и обязанности, а также за что он лично несет ответственность;

9) подбор и расстановка кадров – в соответствие с квалификацией, навыками, умением, опытом, психофизиологическими, антропометрическими и т.д. особенностями;

10) экономичность и эффективность – эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное применение труда;

11) преемственность хозяйственных решений – основу составляет единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений осуществляемых во времени и пространстве.

 

Методы управления.

Метод управления – способ осуществления управленческой деятельности, применяемый для постановки и достижения целей организации. Можно выделить три подхода при классификации методов управления: в соответствии с функциональной структурой системы управления, методы управления при выполнении основных функций управления, методы разработки и принятия управленческих решений. Рассмотрим основное содержание каждого из подходов.

1 Методы управления функциональными подсистемами организации.

1.1 Методы управления в подсистеме «Производство»: а) анализ надежности; б) контроль качества; в) факторный анализ; г) функциональный анализ; д) исследование операций; е) учет и анализ расходов; ж) контроль использования ресурсов организации; з) планирование и контроль производства.

1.2 Методы управления в подсистеме «Трудовые ресурсы»: а) формирование системы управления персоналом; б) планирование рабочей силы; в) организация труда персонала, система оплаты труда; г) управление деловой карьерой работника;

1.3 Методы управления в подсистеме «Маркетинг»: а) анализ положения организации на рынке; б) анализ возможностей на потенциальных рынках; в) определение динамики выпуска продукции с учетом стадии ее жизненного цикла; г) выявление потребностей в новых видах продукции и новых рынках сбыта; д) разработка маркетинговых концепций; е) оценка уровня конкурентоспособности.

2 Методы управления по выполнению основных функций управления:

а) функция «планирование (разработка прогнозов)» – методы экстраполяции, регрессионного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертной оценки, факторного анализа, формирования дерева целей и решений проблем;

б) функции «организация» и «мотивация» – организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические методы управления;

в) функция «координирование» – методы коммуникации, методы межличностных коммуникаций; методы сбора, обработки и передачи информации; методы принятия и реализации управленческих решений;

г) функция «контроль» – методы зависят от характера учетных, аналитических и контрольных операций: методы сбора, обработки и интеграции итоговых сведений о деятельности организации и ее структурных подразделений за определенный период времени (статистический учет); методы, обеспечивающие ежедневные данные о движении финансовых средств, материалов, продукции труда и т.д. (бухгалтерский учет); методы сборы информации о состоянии производственной деятельности подразделений (оперативно-производственный учет) и т.д.;

д) методы стимулирования – оплата труда, системы премирования, методы участия в прибылях, методы морального стимулирования, повышение по службе; обучение и т.д.

3 Методы разработки и принятия управленческих решений:

а) методы постановки проблем – методы анализа различного рода;

б) методы решения проблем:

- логические методы – сравнение, выделение «узких» мест и ведущих звеньев, метод декомпозиции целого на составные элементы, методы группировки;

- математические методы (описывают проблему) – моделирование; корреляционный, дисперсионный анализы; теория массового обслуживания; теория управления запасами; линейное и динамическое программирование; сетевое планирование и управление и т.д.;

- эвристические методы, основанные на творческом мышлении – методы аналогий, инверсии, мозговой атаки, коллективного блокнота, морфологического анализа т.д.;

в) методы организации выполнения принятых решений – метод бюджетирования, организационно-распорядительные методы.

При выборе методов управления важно соблюдать требования, предъявляемые к ним, а именно:

ü практическая пригодность метода; адекватность проблеме, ситуации, персоналу;

ü стоимость работ, влияющая на эффективность;

ü результаты, получаемые при применении метода и обеспечивающие необходимый уровень качества и количества;

ü достоверность метода и результатов;

ü стабильность решения, получаемого с помощью метода, характеризующая надежность;

ü сбалансированность метода с другими методами.

35. понятие информации, классификация информации, свойства информации, требования, предъявляемые к информации.

Информация – совокупность сведений, отражающих состояние системы управления и внешней среды.

Информация является основным ресурсом управления, основой процесса управления, подготовки, принятия и реализации решений. Задача информации состоит в обеспечении непрерывного функционирования системы управления.

Основные свойства информации следующие:

· информация есть и предмет труда, и продукт труда в зависимости от этапа процесса управления;

· способность отражать какие-либо события, процессы;

· возможность длительного многократного применения без потери потребительских свойств;

· способность накапливаться;

· возможность многоцелевого использования.

Основными характеристиками информации являются количество и качество информации. Рассмотрим их более подробно.

1 Количество информации есть фактор загруженности аппарата управления.

2 Качество информации определяется подхарактеристиками:

а) полнота информации – наличие всей необходимой информации по проблеме, об объекте управления, о внешней среде;

б) комплексность информации – наличие информации различного рода от разных источников;

в) системность информации – наличие сгруппированной, систематизированной информации;

г) достоверность информации, характеризуемая степенью объективности отражения реальных процессов и явлений; зависит от сбора и обработки информации (технологии, техники, уровней обработки, степени контроля и т.д.);

д) актуальность информации – своевременность данных;

е) ценность (полезность) информации – понятие, как правило, относительное и субъективное;

ж) экономичность информации – связана со сбором, обработкой и хранением информации. Максимизация полезных свойств зависит от потребностей органа управления, а минимизация потерь и искажений информации – от организаций коммуникаций;

з) удобство пользования информацией;

3 Плотность информации – количество единиц информации на (в) единице носителя информации;

4 Частота предоставления.

Информация может иметь различные материальные носители.

Источники информации могут быть внешними и внутренними. Основным источником информации является экономика и социально-экономические процессы, протекающие в организации, т.е. производство, технико-технологические, экономические и прочие работы.

Классификация информации производится по многообразным принципам в зависимости от целей управления.

1 По степени полезности: полезная, ложная, избыточная.

2 По степени влияния на объект управления: первичная – отражает процесс, состояние объекта управления; конечная – непосредственно влияет на объект управления.

3 По степени обработки:

а) входная информация – разрабатывается либо за пределами системы управления, либо в ее первичных звеньях. Это «сырье» для управления. Точность и своевременность информации определяют эффективность и оперативность функционирования этой системы;

б) промежуточная информация – результат обработки входной информации; служит для обоснования аналитических выводов или проектов решений. Количество зависит от сложности конкретной ситуации;

в) выходная (итоговая) информация – результат деятельности всей системы управления; определяет показатели деятельности объекта управления в целом.

4 По степени стабильности и постоянства:

а) переменная информация – отражает движение и состояние в каждый момент времени объекта управления и внешней среды. Получение этой информации связано с фиксацией процессов и явлений;

б) условно – постоянная информация – характеризуется определенной стабильностью применения в процессе решения различных задач, используется, как правило, многократно и в неизменном виде в процессе управления. Изменения этой информации связаны с реализацией мероприятий по совершенствованию производства и реализации продукции (например, изменение ассортимента, структуры производства и т.д.), организации производства и труда, использования ресурсов. Так, нормы расхода материалов, сырья и т.п. постоянны до изменений в производстве. Изменения в трудовой подсистеме зависят от движения профессионально-квалификационных характеристик.

Виды условно – постоянной информации следующие:

- нормативная информация – нормы и нормативы, СНиПы, ГОСТы, ОСТы, ТУ;

- расценочная информация – расценки на выполнение работ, цены на сырье, материалы и готовую продукцию;

- справочная информация – информация об относительно постоянных свойствах объекта изучения (например, тарифный разряд, табельный номер, профессия, цех, место и т.д.; тип, ввод в действие, инвентарный номер оборудования и т.д.);

- табличная информация – совокупность взаимосвязанных (взаимополучаемых) данных. На входе представляются переменные данные (первичная информация); на выходе – результаты вычислений (например, справка о налогах, расчет заработной платы и т.п.);

- структурная информация, характеризующая структурный состав объекта изучения (например, планы цехов, участков, рабочих мест; планировки; схемы управления и т.п.);

- маршрутная информация, характеризующая последовательность, очередность движения, прохождения чего-либо (например, потоки металлов, схема производственного процесса);

- статистическая информация, предназначенная для выявления долговременных тенденций, не изменяется во времени.

5 В соответствии со структурой объекта управления – экономическая, социальная, техническая, технологическая, финансовая, трудовая, коммерческая информация.

6 По назначению – для внешнего пользования; для внутреннего пользования: закрытая (для ограниченного круга лиц).

7 По объему информации в показателях:

а) элементарная информация, имеющая однозначный смысл (например, количество – шт, т, м);

б) синтетическая информация – сводные данные (например, количество – усл.т, усл. ед), позволяющие учитывать различные качественные характеристики вместе;

в) интегрированная информация, содержащая и элементарную, и синтетическую информацию;

г) агрегированная информация – совокупная информация, как правило, относительного характера (например, выраженная в процентах), либо в стоимостном выражении (например, показатели экономичности, эффективности, рентабельности и т.д.).

8 По назначению – плановая, учетная, отчетная, статистическая информация;

9 В зависимости от движения в иерархической структуре управления:

а) осведомительная информация – «снизу вверх», происходит процесс сжатия информации, фильтрации;

б) распорядительная информация – «сверху вниз», происходит процесс увеличения информации, при котором промежуточные звенья выступают в роли генераторов дополнительной информации.

Процесс управления информацией в организации предусматривает учет, сбор и обработку информации, распределение информации. Технология работы с информацией включает следующие работы:

· определение целей и задач управления;

· определение показателей и документов;

· определение видов и источников информации;

· выбор методов учета, сбора и обработки;

· порядок обработки, исполнения и контроля информации.

Рассмотренная технология может быть реализована в рамках как централизованной, так и децентрализованной системы информационного обеспечения в организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.085 с.)