Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двумерная модель поведения руководителейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Основной тезис двумерной модели заключается в том, что поведение руководителя может быть ориентировано не только либо на задачи, либо на человека, но и одновременно на эти два фактора. Соответственно стиль руководства классифицировали в зависимости от изменения двух параметров, а именно: 1) структура – это поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои отношения с ней; 2) внимание к подчиненным – поведение, которое влияет на людей, апеллируя к высшим потребностям людей, выстраивая взаимоотношения на основе доверия, уважения. Конкретные виды поведения руководителя в рамке параметра «структура» заключаются в распределении производственных ролей и функций между подчиненными, распределении заданий и объяснении требований к их выполнению, планировании графиков работ; контроле за ходом выполнения заданий и т.д. Поведение руководителя в рамке «внимание к подчиненным» может проявляться в участии в двустороннем общении, привлечении подчиненных к участию в принятии решений, общении в одобрительной и не угрожающей манере, предоставлении возможности людям удовлетворять свои потребности, связанные с работой и т.д. В рассматриваемой модели возможны четыре ситуации, но не во всех ситуациях производительность труда была максимальной. Управленческая решетка Блэйка и Мутона Управленческую решетку разработали как модификацию двумерной модели поведения, в которой возможны следующие ситуации (варианты), представленные на рисунке 2: 1.1 Обедненное управление («страх перед бедностью») – от руководителя требуется минимум усилий, определяемый реальной возможностью трудиться в организации. 1.9 Дом отдыха – руководитель сосредоточен на человеческих взаимоотношениях, но не следит либо осуществляет неэффективный контроль эффективности выполнения заданий. 9.1 Власть – Подчинение – в большей степени забота о производстве, а не о людях. 9.9 Групповое управление – подчиненные сознательно приобщаются к целям организации, в результате чего обеспечивается высокий моральный настрой и эффективность. 5.5 Организационное управление – качество работ обеспечивается балансом между ориентацией на задачу и ориентацией на человека.
Рисунок 2 - Управленческая решетка Наиболее эффектный стиль руководства согласно рассматриваемой модели – 9.9, для которого характерна большая забота о людях и не меньшая – о производительности. Ситуационный подход к стилю управления Модель Фидлера В модели рассматриваются различные ситуации в организации взаимоотношений между руководителем и подчиненными в зависимости от изменения следующих факторов, влияющих на поведение руководителя: а) отношения между руководителем и членами коллектива (лояльность, доверительность, симпатия и т.д.); б) структура задачи (структуризация, четкость постановки, привычность и т.д.); в) должностные полномочия (объем законной власти, уровень поддержки формальной организацией и т.д.). Фидлер считает, что стиль руководства конкретного руководителя практически постоянен во времени. Поэтому лучше «помещать» руководителя в конкретные наиболее подходящие для него и организации ситуации, а не стремиться изменить поведение руководителя, сопровождающееся психологическим и эмоциональным стрессом. Выявление качеств руководителя осуществляется путем опроса, тестирования и применения других методов диагностики личности. Модель хороша тем, что на практике возможно моделирование (создание) подходящей руководителю и исполнителю ситуации путем: - переформирования групп по критерию личной совместимости; - перепроектирования задачи путем ее структуризации либо расструктуризации; - модификации должностных полномочий посредством предоставления или лишения определенных полномочий (например, права вознаграждения). В модели Фидлера рассматривается восемь ситуаций, для которых определены наиболее эффективные стили руководства. Теория жизненного цикла (Херси и Бланшар) Суть теории жизненного цикла состоит в том, что стиль руководства зависит от зрелости исполнителей, т.е. от способности нести ответственность за свое поведение, от желания достичь поставленные цели, от образования, опыта в отношений конкретной задачи. Зрелость изменяется в зависимости от содержания и характера задачи. Следовательно, изменяется и стиль руководства на основе субъективной оценки руководителем зрелости подчиненных. Общая схема рассуждений в теории жизненного цикла следующая: при уровне зрелости Зi необходим стиль управления Сi, при котором ориентация на человека Х1 и ориентация на задачу Х2. Существует четыре стиля руководства в зависимости от уровня зрелости исполнителей: С1 – «указания» – высокая ориентация на задачу при низком уровне зрелости. Следовательно, со стороны руководителя необходимы инструкции, приказы, контроль и т.д.; С2 – «продажа» – средний уровень зрелости не позволяет брать на себя ответственность, хотя желание у подчиненных есть. Следовательно, необходима поддержка их энтузиазма при постоянном инструктаже по работе; С3 – «участие» – умеренно высокий уровень зрелости, при котором подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Значит, необходимо их привлекать к участию в принятии решений, развивать чувство соучастия. Впоследствии подчиненные возьмут ответственность на себя. С4 – «делегирование» – высокая степень зрелости, при которой подчиненные могут и хотят нести ответственность, быть самостоятельными. Поэтому руководители должны делегировать полномочия, не ориентируясь ни на задачу, ни на человеческие отношения. Модель принятия решений руководителем Врума - Йеттона В основу модели положена зависимость стиля руководства от степени участия подчиненных в процессе принятия решений. В модели рассматриваются пять стилей руководства, применение которых определяется содержанием ситуацией или характером проблемы. Итак, стили руководства по Вруму – Йеттону следующие: AI – руководитель принимает решение самостоятельно на основании собственной информации; AII – руководитель принимает решение самостоятельно на основании собственной информации и информации, получаемой от подчиненных; СI – руководитель принимает решение самостоятельно, посвящая в проблему индивидуально отдельных подчиненных и принимая от них идеи и предложения; СI – руководитель принимает решение самостоятельно, предварительно рассмотрев предложения по проблеме от группы подчиненных; СII – руководитель принимает решение, признанное группой лучшим в процессе обсуждения альтернативных вариантов. Для оценки ситуации в модели разработаны критерии: · значение качества решения; · наличие достаточной информации и опыта у руководителя для принятия качественного решения; · степень структурированности проблемы; · значение причастности подчиненных для эффективной реализации решения; · вероятность поддержки автократического решения (оценивается на основе прошлого опыта); · степень мотивации подчиненных по достижению целей организации; · вероятность конфликта между подчиненными при выборе альтернативы. Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что теории ситуационного подхода подтверждаются на практике частично, что указывает на неучет некоторых факторов. Оптимального стиля руководства в принципе не существует, иначе, это стиль, ориентированный на реальность, предполагающий адаптацию различных стилей под ситуацию и под руководителя. Лекция Принципы управления. Принцип – основное исходное положение какой либо теории, учения и т.д., руководящая идея; основное правило деятельности. Принципы – фундаментальные правила (истины) или то, что считается истинным в данное время, объясняющие связи между двумя или более переменными величинами. В чистом виде любой принцип заключает в себе одну независимую и одну зависимую переменную. Классификация принципов. 1 Описательные принципы описывают связь между переменными. 2 Предписывающие принципы указывают, что конкретно необходимо сделать конкретному лицу. 3 Нормативные принципы указывают на рамки (сферу, область) деятельности и зависимости от переменных. Принципы управления по своему содержанию больше предписывающие. «Потребность в принципах управления существует повсюду». «В административном начале нет ничего негибкого и абсолютного, все в нем – вопрос меры». Следовательно, почти никогда не приходится применять один и тот же принцип управления в одинаковых условиях, поэтому необходим постоянный учет изменений в системе. Более того, количество принципов управления неограниченно. Первая попытка разработки принципов управления была сделана Ф. Тейлором, который сформулировал научные принципы управления индивидуальным трудом рабочих. Впервые в системном виде принципы управления сформулировал А. Файоль. Принципы управления по А. Файолю. В условиях социалистической системы хозяйствования также разрабатывались принципы управления (А.А. Богданов, А.К. Гастев, Н.А. Витке и другие), которые учитывали государственное централизованное и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий. Рассмотрим эти принципы: 1) демократический централизм – централизованное руководство народным хозяйством и предоставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий; 2) единоначалие и коллегиальность – единоначалие предполагает «железную» дисциплину в процессе производства, подчинение воле руководителя; коллегиальность – широкую вовлеченность трудящихся в управление; 3) единство политического и хозяйственного руководства – политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития; хозяйствование направляется на выполнение планов; 4) отраслевой и территориальный подход – экономика (сфера материального производства) управляется преимущественно отраслевыми органами; социальная инфраструктура (сфера нематериального производства) – территориальными органами; 5) плановое ведение хозяйства – установление на длительный срок направлений, темпов, пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом; 6) материальное и моральное стимулирование труда – распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству затраченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов; 7) научность – построение всей системы управления на достижениях науки управления; 8) ответственность – каждый работник предприятия должен точно знать свои права и обязанности, а также за что он лично несет ответственность; 9) подбор и расстановка кадров – в соответствие с квалификацией, навыками, умением, опытом, психофизиологическими, антропометрическими и т.д. особенностями; 10) экономичность и эффективность – эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное применение труда; 11) преемственность хозяйственных решений – основу составляет единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений осуществляемых во времени и пространстве.
Методы управления. Метод управления – способ осуществления управленческой деятельности, применяемый для постановки и достижения целей организации. Можно выделить три подхода при классификации методов управления: в соответствии с функциональной структурой системы управления, методы управления при выполнении основных функций управления, методы разработки и принятия управленческих решений. Рассмотрим основное содержание каждого из подходов. 1 Методы управления функциональными подсистемами организации. 1.1 Методы управления в подсистеме «Производство»: а) анализ надежности; б) контроль качества; в) факторный анализ; г) функциональный анализ; д) исследование операций; е) учет и анализ расходов; ж) контроль использования ресурсов организации; з) планирование и контроль производства. 1.2 Методы управления в подсистеме «Трудовые ресурсы»: а) формирование системы управления персоналом; б) планирование рабочей силы; в) организация труда персонала, система оплаты труда; г) управление деловой карьерой работника; 1.3 Методы управления в подсистеме «Маркетинг»: а) анализ положения организации на рынке; б) анализ возможностей на потенциальных рынках; в) определение динамики выпуска продукции с учетом стадии ее жизненного цикла; г) выявление потребностей в новых видах продукции и новых рынках сбыта; д) разработка маркетинговых концепций; е) оценка уровня конкурентоспособности. 2 Методы управления по выполнению основных функций управления: а) функция «планирование (разработка прогнозов)» – методы экстраполяции, регрессионного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертной оценки, факторного анализа, формирования дерева целей и решений проблем; б) функции «организация» и «мотивация» – организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические методы управления; в) функция «координирование» – методы коммуникации, методы межличностных коммуникаций; методы сбора, обработки и передачи информации; методы принятия и реализации управленческих решений; г) функция «контроль» – методы зависят от характера учетных, аналитических и контрольных операций: методы сбора, обработки и интеграции итоговых сведений о деятельности организации и ее структурных подразделений за определенный период времени (статистический учет); методы, обеспечивающие ежедневные данные о движении финансовых средств, материалов, продукции труда и т.д. (бухгалтерский учет); методы сборы информации о состоянии производственной деятельности подразделений (оперативно-производственный учет) и т.д.; д) методы стимулирования – оплата труда, системы премирования, методы участия в прибылях, методы морального стимулирования, повышение по службе; обучение и т.д. 3 Методы разработки и принятия управленческих решений: а) методы постановки проблем – методы анализа различного рода; б) методы решения проблем: - логические методы – сравнение, выделение «узких» мест и ведущих звеньев, метод декомпозиции целого на составные элементы, методы группировки; - математические методы (описывают проблему) – моделирование; корреляционный, дисперсионный анализы; теория массового обслуживания; теория управления запасами; линейное и динамическое программирование; сетевое планирование и управление и т.д.; - эвристические методы, основанные на творческом мышлении – методы аналогий, инверсии, мозговой атаки, коллективного блокнота, морфологического анализа т.д.; в) методы организации выполнения принятых решений – метод бюджетирования, организационно-распорядительные методы. При выборе методов управления важно соблюдать требования, предъявляемые к ним, а именно: ü практическая пригодность метода; адекватность проблеме, ситуации, персоналу; ü стоимость работ, влияющая на эффективность; ü результаты, получаемые при применении метода и обеспечивающие необходимый уровень качества и количества; ü достоверность метода и результатов; ü стабильность решения, получаемого с помощью метода, характеризующая надежность; ü сбалансированность метода с другими методами. 35. понятие информации, классификация информации, свойства информации, требования, предъявляемые к информации. Информация – совокупность сведений, отражающих состояние системы управления и внешней среды. Информация является основным ресурсом управления, основой процесса управления, подготовки, принятия и реализации решений. Задача информации состоит в обеспечении непрерывного функционирования системы управления. Основные свойства информации следующие: · информация есть и предмет труда, и продукт труда в зависимости от этапа процесса управления; · способность отражать какие-либо события, процессы; · возможность длительного многократного применения без потери потребительских свойств; · способность накапливаться; · возможность многоцелевого использования. Основными характеристиками информации являются количество и качество информации. Рассмотрим их более подробно. 1 Количество информации есть фактор загруженности аппарата управления. 2 Качество информации определяется подхарактеристиками: а) полнота информации – наличие всей необходимой информации по проблеме, об объекте управления, о внешней среде; б) комплексность информации – наличие информации различного рода от разных источников; в) системность информации – наличие сгруппированной, систематизированной информации; г) достоверность информации, характеризуемая степенью объективности отражения реальных процессов и явлений; зависит от сбора и обработки информации (технологии, техники, уровней обработки, степени контроля и т.д.); д) актуальность информации – своевременность данных; е) ценность (полезность) информации – понятие, как правило, относительное и субъективное; ж) экономичность информации – связана со сбором, обработкой и хранением информации. Максимизация полезных свойств зависит от потребностей органа управления, а минимизация потерь и искажений информации – от организаций коммуникаций; з) удобство пользования информацией; 3 Плотность информации – количество единиц информации на (в) единице носителя информации; 4 Частота предоставления. Информация может иметь различные материальные носители. Источники информации могут быть внешними и внутренними. Основным источником информации является экономика и социально-экономические процессы, протекающие в организации, т.е. производство, технико-технологические, экономические и прочие работы. Классификация информации производится по многообразным принципам в зависимости от целей управления. 1 По степени полезности: полезная, ложная, избыточная. 2 По степени влияния на объект управления: первичная – отражает процесс, состояние объекта управления; конечная – непосредственно влияет на объект управления. 3 По степени обработки: а) входная информация – разрабатывается либо за пределами системы управления, либо в ее первичных звеньях. Это «сырье» для управления. Точность и своевременность информации определяют эффективность и оперативность функционирования этой системы; б) промежуточная информация – результат обработки входной информации; служит для обоснования аналитических выводов или проектов решений. Количество зависит от сложности конкретной ситуации; в) выходная (итоговая) информация – результат деятельности всей системы управления; определяет показатели деятельности объекта управления в целом. 4 По степени стабильности и постоянства: а) переменная информация – отражает движение и состояние в каждый момент времени объекта управления и внешней среды. Получение этой информации связано с фиксацией процессов и явлений; б) условно – постоянная информация – характеризуется определенной стабильностью применения в процессе решения различных задач, используется, как правило, многократно и в неизменном виде в процессе управления. Изменения этой информации связаны с реализацией мероприятий по совершенствованию производства и реализации продукции (например, изменение ассортимента, структуры производства и т.д.), организации производства и труда, использования ресурсов. Так, нормы расхода материалов, сырья и т.п. постоянны до изменений в производстве. Изменения в трудовой подсистеме зависят от движения профессионально-квалификационных характеристик. Виды условно – постоянной информации следующие: - нормативная информация – нормы и нормативы, СНиПы, ГОСТы, ОСТы, ТУ; - расценочная информация – расценки на выполнение работ, цены на сырье, материалы и готовую продукцию; - справочная информация – информация об относительно постоянных свойствах объекта изучения (например, тарифный разряд, табельный номер, профессия, цех, место и т.д.; тип, ввод в действие, инвентарный номер оборудования и т.д.); - табличная информация – совокупность взаимосвязанных (взаимополучаемых) данных. На входе представляются переменные данные (первичная информация); на выходе – результаты вычислений (например, справка о налогах, расчет заработной платы и т.п.); - структурная информация, характеризующая структурный состав объекта изучения (например, планы цехов, участков, рабочих мест; планировки; схемы управления и т.п.); - маршрутная информация, характеризующая последовательность, очередность движения, прохождения чего-либо (например, потоки металлов, схема производственного процесса); - статистическая информация, предназначенная для выявления долговременных тенденций, не изменяется во времени. 5 В соответствии со структурой объекта управления – экономическая, социальная, техническая, технологическая, финансовая, трудовая, коммерческая информация. 6 По назначению – для внешнего пользования; для внутреннего пользования: закрытая (для ограниченного круга лиц). 7 По объему информации в показателях: а) элементарная информация, имеющая однозначный смысл (например, количество – шт, т, м); б) синтетическая информация – сводные данные (например, количество – усл.т, усл. ед), позволяющие учитывать различные качественные характеристики вместе; в) интегрированная информация, содержащая и элементарную, и синтетическую информацию; г) агрегированная информация – совокупная информация, как правило, относительного характера (например, выраженная в процентах), либо в стоимостном выражении (например, показатели экономичности, эффективности, рентабельности и т.д.). 8 По назначению – плановая, учетная, отчетная, статистическая информация; 9 В зависимости от движения в иерархической структуре управления: а) осведомительная информация – «снизу вверх», происходит процесс сжатия информации, фильтрации; б) распорядительная информация – «сверху вниз», происходит процесс увеличения информации, при котором промежуточные звенья выступают в роли генераторов дополнительной информации. Процесс управления информацией в организации предусматривает учет, сбор и обработку информации, распределение информации. Технология работы с информацией включает следующие работы: · определение целей и задач управления; · определение показателей и документов; · определение видов и источников информации; · выбор методов учета, сбора и обработки; · порядок обработки, исполнения и контроля информации. Рассмотренная технология может быть реализована в рамках как централизованной, так и децентрализованной системы информационного обеспечения в организации.
|
|||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |