Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуация в стране к концу 20-хгодовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическая сфера К концу 1920-х гг. в стране сформировалась тоталитарная система власти. Единственной правящей партией оставалась РКП(б) – ВКП(б), чьи действия после разгрома оппозиции становились абсолютно бесконтрольными. Партийная власть срасталась с властью государственной, руководители партии занимали одновременно все руководящие посты в госаппарате. Установилась единоличная диктатура в ождя — И.В. Сталина. Крах надежд на мировую революцию привел к утверждению идеи вождя о необходимости форсированного строительства социализма в одной отдельно взятой стране. Реальность все с большей настойчивостью требовала усиления темпов индустриального развития страны. В начале 1930-х годов развернулась борьба со всякого рода социально-чуждыми элементами (остатками эксплуататорских классов) и стали проводиться «зачистки» в городах. Нэпманы, бывшие дворяне и фабриканты, старая интеллигенция, в большинстве своем так и не примирившаяся с новой властью, подверглись репрессиям. Репрессировались также лица, служившие в белых армиях, офицеры царской армии, в том числе и те, кто в гражданскую войну служил большевикам. Часть их была выселена в отдаленные местности под административный надзор, часть (по решениям «троек») отправлена в лагеря. ОГПУ определял для местных органов «лимиты» на «изъятие социально-вредного элемента». Был проведен и ряд открытых «показательных» процессов («шахтинское» дело, «академическое» дело, дело экономистов – создателей Крестьянской трудовой партии, дела троцкистов, зиновьевцев и др.), призванных убедить народные массы в справедливости репрессий. Развитие Союза СССР Первый этап в развитии СССР как союзного государства в данный период связан с Конституцией СССР 1936 г. До 1936 г. в состав СССР входила Закавказская федерация, объединявшая Азербайджанскую, Армянскую и Грузинскую республики. Тогда решили, что она выполнила свою историческую миссию, и была упразднена. Конституция СССР 1936 г. закрепила непосредственное вхождение Азербайджанской, Армянской и Грузинской республик в состав Союза ССР как равноправных субъектов федерации. Конституция СССР 1936 г. также законодательно закрепила преобразование Казахской и Киргизской автономных республик РСФСР в союзные республики. Киргизский народ в своем государственном строительстве прошел путь от автономной области (1924 г.) через автономную республику (1926 г.) к суверенной союзной республике (1936 г.). Казахский народ прошел путь от автономной республики (1920 г.) до союзной республики (1936 г.). Таким образом, в 1940 г. в состав СССР входило 16 союзных республик:: 1. РСФСР 2. Украинская ССР, 3. Белорусская ССР, 4. Узбекская ССР, 5. Туркменская ССР, 6. Таджикская ССР, 7. Азербайджанская ССР, 8. Армянская ССР, 9. Грузинская ССР, 10. Казахская ССР, 11. Киргизская ССР, 12. Карело-Финская ССР, 13. Латвийская ССР, 14. Литовская ССР, 15. Эстонская ССР 16. Молдавская ССР Факторы, диктовавшие необходимость «индустриального рывка», в первую очередь были таковы: · опасность агрессии на Дальнем Востоке, · приход Гитлера к власти
Экономика СССР должен был завоевать «экономическую самостоятельность» и превратиться из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, «производящую машины и оборудование». Такое направление развития определил XIV съезд правящей большевистской партии в 1925 г. В конце 1920-х гг. началась индустриализация – создание крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства, особенно в промышленности. Осуществлялась она ускоренными темпами, скачкообразно, при наличии огромных диспропорций в экономике (развивались отрасли, производящие средства производства и не развивалось производство предметов потребления), при карточной системе распределения продуктов, которая была введена впервые в России в невоенное время. При этом сохранялись крайне тяжелые условия труда (ручной труд, отсутствие техники безопасности, низкая оплата труда, тяжелые жилищные условия, нехватка всего и вся). Уже в конце 1920-х годов были уничтожены элементы рыночной экономики, система управления экономикой централизована, а главным инструментом управления стало планирование и распределение. Чистки государственного и хозяйственного аппарата привели к ликвидации старых рыночных кадров, на смену которым пришел административно-командный аппарат управления. Запрету подверглись частные кредитные организации. Госбанк превратился в единственного распределителя государственных кредитов. В 1932 г. введен запрет частным лицам открывать магазины и лавки. Усиленная эксплуатация рабочих, увеличение численности занятых, идеологический пресс, в том числе пропаганда угрозы войны, нацеленные на подъем энтузиазма масс, строивших первое в мире социалистическое государство, сочетались с изъятием у деревни основных денежных средств. В ходе индустриализации произошла окончательная экспроприация крестьянства, которое подверглось насильственной коллективизации и раскулачиванию. Частные и единоличные владения крестьян в ходе коллективизации были обобществлены, зажиточные крестьяне и все, кто сопротивлялся вступлению в колхоз, были репрессированы, а их имущество передано в неделимые фонды колхозов. Состояние государственного аппарата Советская организационно-управленческая наука, в 1920-х гг. развивавшаяся в условиях известного плюрализма и борьбы мнений, хотя и неравной, к концу 1920-х гг. испытала ряд сокрушительных ударов. В1930-е гг. упраздняются все научно-рационализаторские органы при ведомствах и предприятиях во главе с самой РКИ, закрываются опытные станции и агростанции, институты и лаборатории, славившиеся достижениями в области НОТ и управления во всем мире, прекращаются дискуссии в Госплане, Академии наук и т.д. Победа начал директивного планирования, бюрократического администрирования сопровождалась репрессиями против ученых и практиков. Государственный аппарат становился основным и решающим в управлении всеми сферами жизни. На основе широких возможностей экстенсивного развития экономики в руках аппарата сосредоточивались все основные регуляторы, позволяющие осуществить: · гигантскую концентрацию средств, · изыскание ресурсов внеэкономическими методами. Особую проблему в реорганизации управления составляло утверждение государственного подчинения сельского хозяйства, которое в аграрной стране было основным резервом для решения всего комплекса экономических задач. Основные изменения в характере и масштабах государственного управления в 1930-е гг. отразились на состоянии аппарата в целом. Политические процессы и массовые репрессии отразились самым непосредственным образом на кадровом составе управления, особенно драматически – на вооруженных силах. Обновление государственного аппарата происходило в значительной степени под влиянием результатов репрессий, необходимая преемственность и эволюция были серьезно затруднены. В результате преобразований в сфере образования и подготовки кадров были созданы условия для широкого вовлечения молодого по коления в сферу производства и управления. В 1930-е гг. рост числа студентов был огромен: от 170 тыс. в 1928 г. до 810 тыс. в 1940 г. Из числа студентов, получивших образование в годы первых пятилеток, подавляющее большинство пополнило кадры ответственных руководящих работников. Проблема качественного состава в управлении 1930-х гг. связана с необходимостью пояснения, по терминологии времени, понятия «новая народная интеллигенция». Тогдашняя статистика относила к ней в 1939 г. около 11 млн человек, но из них законченное высшее и среднее специальное образование имели 2 млн человек. В «народную интеллигенцию» включались низшие слои государственной бюрократии, людей, занятых на должностях техников, инженеров, счетоводов и т.п. В промышленности число служащих с 1928 по 1939 гг. возросло в 8 раз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.008 с.) |