Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3: развитие Советского государства и права в 30-е гг↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 3: РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В 30-е гг Ситуация в стране к концу 20-хгодов Политическая сфера К концу 1920-х гг. в стране сформировалась тоталитарная система власти. Единственной правящей партией оставалась РКП(б) – ВКП(б), чьи действия после разгрома оппозиции становились абсолютно бесконтрольными. Партийная власть срасталась с властью государственной, руководители партии занимали одновременно все руководящие посты в госаппарате. Установилась единоличная диктатура в ождя — И.В. Сталина. Крах надежд на мировую революцию привел к утверждению идеи вождя о необходимости форсированного строительства социализма в одной отдельно взятой стране. Реальность все с большей настойчивостью требовала усиления темпов индустриального развития страны. В начале 1930-х годов развернулась борьба со всякого рода социально-чуждыми элементами (остатками эксплуататорских классов) и стали проводиться «зачистки» в городах. Нэпманы, бывшие дворяне и фабриканты, старая интеллигенция, в большинстве своем так и не примирившаяся с новой властью, подверглись репрессиям. Репрессировались также лица, служившие в белых армиях, офицеры царской армии, в том числе и те, кто в гражданскую войну служил большевикам. Часть их была выселена в отдаленные местности под административный надзор, часть (по решениям «троек») отправлена в лагеря. ОГПУ определял для местных органов «лимиты» на «изъятие социально-вредного элемента». Был проведен и ряд открытых «показательных» процессов («шахтинское» дело, «академическое» дело, дело экономистов – создателей Крестьянской трудовой партии, дела троцкистов, зиновьевцев и др.), призванных убедить народные массы в справедливости репрессий. Развитие Союза СССР Первый этап в развитии СССР как союзного государства в данный период связан с Конституцией СССР 1936 г. До 1936 г. в состав СССР входила Закавказская федерация, объединявшая Азербайджанскую, Армянскую и Грузинскую республики. Тогда решили, что она выполнила свою историческую миссию, и была упразднена. Конституция СССР 1936 г. закрепила непосредственное вхождение Азербайджанской, Армянской и Грузинской республик в состав Союза ССР как равноправных субъектов федерации. Конституция СССР 1936 г. также законодательно закрепила преобразование Казахской и Киргизской автономных республик РСФСР в союзные республики. Киргизский народ в своем государственном строительстве прошел путь от автономной области (1924 г.) через автономную республику (1926 г.) к суверенной союзной республике (1936 г.). Казахский народ прошел путь от автономной республики (1920 г.) до союзной республики (1936 г.). Таким образом, в 1940 г. в состав СССР входило 16 союзных республик:: 1. РСФСР 2. Украинская ССР, 3. Белорусская ССР, 4. Узбекская ССР, 5. Туркменская ССР, 6. Таджикская ССР, 7. Азербайджанская ССР, 8. Армянская ССР, 9. Грузинская ССР, 10. Казахская ССР, 11. Киргизская ССР, 12. Карело-Финская ССР, 13. Латвийская ССР, 14. Литовская ССР, 15. Эстонская ССР 16. Молдавская ССР Факторы, диктовавшие необходимость «индустриального рывка», в первую очередь были таковы: · опасность агрессии на Дальнем Востоке, · приход Гитлера к власти
Экономика СССР должен был завоевать «экономическую самостоятельность» и превратиться из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, «производящую машины и оборудование». Такое направление развития определил XIV съезд правящей большевистской партии в 1925 г. В конце 1920-х гг. началась индустриализация – создание крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства, особенно в промышленности. Осуществлялась она ускоренными темпами, скачкообразно, при наличии огромных диспропорций в экономике (развивались отрасли, производящие средства производства и не развивалось производство предметов потребления), при карточной системе распределения продуктов, которая была введена впервые в России в невоенное время. При этом сохранялись крайне тяжелые условия труда (ручной труд, отсутствие техники безопасности, низкая оплата труда, тяжелые жилищные условия, нехватка всего и вся). Уже в конце 1920-х годов были уничтожены элементы рыночной экономики, система управления экономикой централизована, а главным инструментом управления стало планирование и распределение. Чистки государственного и хозяйственного аппарата привели к ликвидации старых рыночных кадров, на смену которым пришел административно-командный аппарат управления. Запрету подверглись частные кредитные организации. Госбанк превратился в единственного распределителя государственных кредитов. В 1932 г. введен запрет частным лицам открывать магазины и лавки. Усиленная эксплуатация рабочих, увеличение численности занятых, идеологический пресс, в том числе пропаганда угрозы войны, нацеленные на подъем энтузиазма масс, строивших первое в мире социалистическое государство, сочетались с изъятием у деревни основных денежных средств. В ходе индустриализации произошла окончательная экспроприация крестьянства, которое подверглось насильственной коллективизации и раскулачиванию. Частные и единоличные владения крестьян в ходе коллективизации были обобществлены, зажиточные крестьяне и все, кто сопротивлялся вступлению в колхоз, были репрессированы, а их имущество передано в неделимые фонды колхозов. Состояние государственного аппарата Советская организационно-управленческая наука, в 1920-х гг. развивавшаяся в условиях известного плюрализма и борьбы мнений, хотя и неравной, к концу 1920-х гг. испытала ряд сокрушительных ударов. В1930-е гг. упраздняются все научно-рационализаторские органы при ведомствах и предприятиях во главе с самой РКИ, закрываются опытные станции и агростанции, институты и лаборатории, славившиеся достижениями в области НОТ и управления во всем мире, прекращаются дискуссии в Госплане, Академии наук и т.д. Победа начал директивного планирования, бюрократического администрирования сопровождалась репрессиями против ученых и практиков. Государственный аппарат становился основным и решающим в управлении всеми сферами жизни. На основе широких возможностей экстенсивного развития экономики в руках аппарата сосредоточивались все основные регуляторы, позволяющие осуществить: · гигантскую концентрацию средств, · изыскание ресурсов внеэкономическими методами. Особую проблему в реорганизации управления составляло утверждение государственного подчинения сельского хозяйства, которое в аграрной стране было основным резервом для решения всего комплекса экономических задач. Основные изменения в характере и масштабах государственного управления в 1930-е гг. отразились на состоянии аппарата в целом. Политические процессы и массовые репрессии отразились самым непосредственным образом на кадровом составе управления, особенно драматически – на вооруженных силах. Обновление государственного аппарата происходило в значительной степени под влиянием результатов репрессий, необходимая преемственность и эволюция были серьезно затруднены. В результате преобразований в сфере образования и подготовки кадров были созданы условия для широкого вовлечения молодого по коления в сферу производства и управления. В 1930-е гг. рост числа студентов был огромен: от 170 тыс. в 1928 г. до 810 тыс. в 1940 г. Из числа студентов, получивших образование в годы первых пятилеток, подавляющее большинство пополнило кадры ответственных руководящих работников. Проблема качественного состава в управлении 1930-х гг. связана с необходимостью пояснения, по терминологии времени, понятия «новая народная интеллигенция». Тогдашняя статистика относила к ней в 1939 г. около 11 млн человек, но из них законченное высшее и среднее специальное образование имели 2 млн человек. В «народную интеллигенцию» включались низшие слои государственной бюрократии, людей, занятых на должностях техников, инженеров, счетоводов и т.п. В промышленности число служащих с 1928 по 1939 гг. возросло в 8 раз. Вооруженные силы. Обострение международной обстановки, сложность военной техники безотлагательно требовали изменения организационного построения вооруженных сил СССР. Территориально-милиционная система, переставшая соответствовать новым условиям, была ликвидирована, и к 1939 г. вооруженные силы Советского государства перешли на систему кадровой армии. Постановлением Совнаркома СССР в 1935 г. штаб РККА был переименован в Генеральный штаб. В этом же году впервые в истории советских вооруженных сил были · введены персональные воинские звания, · утверждена новая форма и · знаки различия командного состава Красной Армий и Флота. Для сухопутных и военно-воздушных сил были установлены следующие воинские звания: · лейтенант, · старший лейтенант, · капитан, · майор, · полковник, · комбриг, · комдив, · комкор, · командарм II ранга, · командарм I ранга, · маршал Советского Союза; для военно-морских сил: · лейтенант, · старший лейтенант, · капитан III ранга, · капитан II ранга, · капитан I ранга, · флагман II ранга, · флагман I ранга, · флагман флота II ранга, · флагман флота I ранга. Постановление ЦИК и СНК СССР от 10 мая 1937 г. вводило в вооружённых силах институт военных комиссаров, положение о котором было утверждено 15 августа 1937 г. Советское государство поставило задачу создания мощного морского флота СССР и дальнейшее укрепление нашей страны как могущественной морской державы. В этих целях в 1937 г. был образован Народный комиссариат Военно-Морского Флота. 13 марта 1938 г. учреждается Главный Военный Совет Красной Армии, в задачи которого входило рассмотрение основных вопросов строительства Красной Армии и укрепления обороноспособности страны. Был также образован Главный Совет Военно-Морского Флота. Значительной перестройке подвергся местный военный аппарат: увеличилось число военных округов, возглавляли которые военные советы. Эти органы состояли из · командующего войсками округа · и двух членов военного совета. Военный совет являлся высшим органом военной власти в округе, ему подчинялись все войсковые части и военные учреждения, расположенные на территории округа; он нес полную ответственность за морально-политический уровень, постоянную боевую и мобилизационную готовность войсковых частей и военных учреждений, расположенных на территории округа. Военный совет подчинялся непосредственно народному комиссару обороны СССР. Система военных комиссариатов расширилась: были созданы военные комиссариаты в автономных республиках, областях и городах. Это позволило лучше организовать учет военнообязанных и призыв в армию. Постановлением XVIII съезда ВКП(б) в райкомах, горкомах, окружкомах, обкомах, крайкомах партии и в ЦК компартий союзных республик создавались военные отделы. Большую роль в укреплении вооруженных сил сыграл принятый Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. новый закон «О всеобщей воинской обязанности». В отличие от старого Закона о военной службе, по которому защита СССР осуществлялась с оружием в руках только трудящимися, новый Закон установил, что все мужчины -граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны были отбывать военную службу в составе Вооруженных Сил СССР. В целях лучшего овладения воинами современной боевой техникой были увеличены сроки службы: до 3 лет в сухопутных частях и до 5 лет во флоте. Снижался возраст призываемых в армию с 21 года до 19 лет, а для окончивших среднюю школу - до 18 лет. Женщины, имевшие медицинскую, ветеринарную и специальную техническую подготовку, могли браться на учет и привлекаться к учебным сборам, в военное же время их могли призывать в армию и на флот для несения вспомогательной и специальной службы. В Законе подробно регулировался · порядок учета военнообязанных, · призыва на действительную военную службу, · определялись права · и обязанности военнослужащих и т.д. Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил новый текст присяги. В отличие от старого порядка, когда присяга принималась коллективно, теперь каждый военнослужащий принимал военную присягу в индивидуальном порядке и скреплял ее собственноручной подписью. 23 февраля 1939 г. весь личный состав вооруженных сил принял новую военную присягу. Учитывая опыт военных действий на Хасане и Халхин-Голе, а также в войне с Финляндией, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 12 августа 1940 г. «Об укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском Флоте» отменил институт военных комиссаров. 13 мая 1940 г. были установлены генеральские и адмиральские звания для высшего командно-начальствующего состава вооруженных сил. Для сухопутных вооруженных сил были установлены следующие генеральские звания: · генерал-майор, · генерал-лейтенант, · генерал-полковник, · генерал армии; в военно-морских силах: · контр-адмирал, · вице-адмирал, · адмирал · адмирал флота. Адмирал флота приравнивался к званию маршала Советского Союза. Одновременно с установлением генеральских и адмиральских званий прежние звания упразднялись. В 1937 г. было введено звание младшего лейтенанта, а в 1939 г. - подполковника. Колоссальный ущерб вооруженным силам был нанесен массовыми репрессиями 1937 - 1938 гг., что самым трагическим образом сказалось в годы Великой Отечественной войны. Развитие гражданского права Гражданское право решало задачи · по укреплению и защите социалистической собственности, · по регулированию договорных отношений и т.д. Большое внимание уделялось договорным отношениям. В 1931 г. все хозяйственные органы должны были оформлять письменными договорами · поставку товаров, · производство работ, · оказание услуг. Устанавливалось два вида договоров: · генеральные · локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами, на основании которых заключались локальные договоры между конкретными контрагентами. Постановление СНК в 1933 г. усиливало ответственность за неисполнение договора и требовало, чтобы в договорах содержались санкции за их неисполнение. Дальнейшее развитие гражданского права базировалось на положениях Конституции СССР 1936 г. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана по всем его количественным и качественным показателям. Особенно большое значение приобрели плановые договоры поставки и договоры подряда в области капитального строительства. Интенсивное развитие народного хозяйства привело к тому, что система генеральных договоров, оправдавшая себя ранее, оказалась на данном этапе развития неприемлемой, так как слишком связывала инициативу низовых хозорганов и их оперативную самостоятельность, это вызвало переход от системы генеральных и локальных договоров к системе прямых договоров. В постановлении СНК СССР от 15 января 1936 г. «О заключении договоров на 1936 г.» отмечалось, что центры хозяйственных систем в ряде случаев заключали договоры с детальной регламентацией действий без учета конкретных особенностей и запросов подчиненных им низовых организаций и, таким образом, подменяли собой низовые хозяйственные организации. Постановление признавало прямые договоры, заключаемые этими звеньями хозяйственных систем, основной формой хозяйственных договоров. Прямые договоры заключались вначале на основе протокольных соглашений, являвшихся совместным административным актом хозяйственных систем, адресованным подведомственным предприятиям. Протокольные соглашения предусматривали · порядок заключения договоров · выработку их условий. Начиная с 1937 г., протокольные соглашения заменялись основными условиями поставки. Как показывает само название, основные условия поставки должны были определять лишь важнейшие моменты отношений между предприятием-поставщиком и предприятием-потребителем. В 1939 г. договоры поставки заключались уже, как правило, на базе основных условий, которые утверждались · СНК · либо руководителями наркоматов-поставщиков с важнейшими потребителями соответствующей продукции и периодически подвергались пересмотру. Развивается также практика поставки некоторых видов продукции без заключения договоров. Постановлением СТО от 7 апреля 1935 г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна была производиться по нарядам, выданным на основании плана, утвержденного правительством. В 1938 г. вводится бездоговорный порядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т.д. Т.о., усиливались административные формы в ущерб гражданско-правовым. Обращалось внимание на обеспечение высокого качества поставляемой продукции. 29 августа 1939 г. СНК СССР утвердил инструкцию Госарбитража при СНК СССР «О порядке и сроках предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества одними государственными, хозяйственными и общественными организациями другим». Инструкция предусматривала довольно высокие штрафы. Большое значение в укреплении социалистической собственности имело постановление ЦИК и СНК СССР от 29 апреля 1935 г. «О передаче государственных предприятий, зданий и сооружений», которое · запрещало возмездную передачу одним госорганом другому · и устанавливало, что передача эта может производиться лишь по распоряжению СНК СССР или в порядке, им установленном. В связи с широким строительством фабрик, заводов и других объектов возросла роль договора подряда в капитальном строительстве. В качестве подрядчиков выступали только социалистические организации. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 г. предложило наркоматам СССР и СНК союзных республик сформировать постоянно действующие строительные организации: · тресты · стройконторы. Заключение подрядных договоров на проектные и изыскательные работы с частными лицами было запрещено. Значительное внимание уделялось сохранению жилых помещений, правильному их использованию. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. были ликвидированы существовавшие ранее жилищно-арендные кооперативные товарищества - так называемые жакты. Сохранялис ь лишь те из них, которые производили строительство в основном на средства пайщиков. Единый государственный жилой фонд делился на · фонд строений, находившихся в управлении местных Советов (жилищных управлений), · фонд строений, находившихся в управлении государственных учреждений и предприятий (так называемые ведомственные дома). Право пользования жилыми помещениями оформлялось письменным договором, заключавшимся квартиросъемщиком с управляющим домом. В договоре определялись · права и обязанности сторон · и последствия их нарушения. Этот договор заключался на срок не свыше 5 лет. Преимущественное право возобновления договора по истечении срока его действия предоставлялось гражданам, выполнявшим все обязательства по договору и добросовестно относившимся к предоставленному в их пользование жилищу. Семейное право. Нормы семейного права в данный период служили целям · укрепления советской семьи, · защиты интересов детей, · здоровья матери, · оказания материальной помощи многосемейным. Основополагающее значение для семейного права имело закрепленное в Конституции СССР 1936 г. равноправие женщины и мужчины (ст. 122). Важное практическое значение в это время имел институт патроната, нашедший свое отражение в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г., основные положения которого были восприняты законодательством других союзных республик. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях - представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание. Постановление определяло круг обязанностей лиц, взявших ребенка на воспитание. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Советское государство за период с 1936 по 1940 гг. в соответствии с этим постановлением · выплатило многодетным матерям около 4,5 млрд. руб., · значительно увеличилось ассигнование средств на родильные дома, детские ясли, детские сады, на создание специальных домов отдыха для беременных женщин и матерей с грудными детьми. Брак расторгался при условии обязательного вызова супругов в ЗАГС, причем он обязан был принять меры к примирению супругов. При разводе в паспортах делалась отметка об этом. Постановление повышало оплату регистрации развода: · первый развод - 50 руб., · второй - 150 руб., · третий и последующие -300 руб. Расширился круг тех, кто мог подать заявление о взыскании алиментов. Теперь, кроме одного из родителей или опекуна, это могли сделать: · прокурор, · профсоюз, · органы ЗАГСа, · органы охраны материнства и детства. Устанавливались размеры алиментов не по усмотрению суда, а в следующих долях заработной платы ответчика: · 1/4 заработка - на одного ребенка, · 1/3 - на двух, · 1/2 - на трех и более детей. Сроки рассмотрения алиментных дел в судах сокращались. Для обеспечения алиментных исков мог быть наложен арест на долю заработной платы ответчика, опись и арест его имущества. Устанавливалось наказание за неплатеж алиментов до двух лет тюремного заключения. Трудовое право Оно содействовало · обеспечению народного хозяйства новыми кадрами, · повышению культурно-технического уровня работников, · решению вопросов оплаты труда. · Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования, · укреплению трудовой дисциплины. Конституция 1936г. закрепила и гарантировала такие права, как право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и мужчины. Конституция вместе с тем закрепила и обязанность трудиться. Колхозное и земельное право Оно в данный период решали задачи укрепления колхозов, их правового статуса. 1 марта 1930 г. был утвержден СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР «Примерный устав сельскохозяйственной артели», принятый Колхозцентром и одобренный Народным комиссариатом земледелия СССР. Однако он не решал многих вопросов. В нем ничего не было сказано о колхозных бригадах, а между тем бригады стали основной производственной ячейкой в колхозах. Не было норм, регулировавших труд колхозников и распределение доходов. В Уставе 1930 г. не были установлены размеры приусадебных участков колхозников, Ничего не говорилось о личном хозяйстве колхозных дворов и т.д. В 1935 г. накопился опыт колхозного строительства, который требовал законодательной регламентации. 11 февраля 1935 г. был созван II Всесоюзный съезд колхозников-ударников, который обсудил проект нового Устава сельскохозяйственной артели, разработанный · сельскохозяйственным отделом ЦК ВКП(б) · и Народным комиссариатом земледелия СССР. Выступавшие, одобряя проект Устава, вносили в него предложения по дополнению и изменению ряда положений. 17 февраля 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников единогласно принял Примерный устав сельскохозяйственной артели, который был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б). Съезд предложил всем сельскохозяйственным артелям в трехмесячный срок на основе Примерного устава выработать устав своей артели, обсудить и утвердить его на общем собрании в присутствии не менее 2/3 членов артели и зарегистрировать устав в районном исполнительном комитете. Примерный устав 1935 г. состоял из 8 разделов, включавших 25 статей. Раздел первый «Цели и задачи» определял цели и задачи объединения крестьян в колхоз, порядок объединения, подчеркивая его добровольность. В Уставе в сжатом виде изложена программа деятельности колхозов. Во втором разделе «О земле» отмечалось, что земля являвшаяся общенародной государственной собственностью, закреплялась за артелью в бессрочное пользование и не подлежала ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора, колебались от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах до 1 га, в зависимости от областных и районных условий, устанавливаемых наркомземами союзных республик на основе указаний Наркомзема СССР. Третий раздел «О средствах производства» перечислял · средства производства, подлежавшие обобществлению при вступлении в колхоз, · а также средства производства, оставшиеся в личном пользовании колхозного двора. · Кроме того определялось количество скота, который мог иметь каждый колхозный двор. Раздел четвертый посвящен деятельности артели и ее правления. Артель была обязана · вести свое хозяйство по плану, · повышать урожайность колхозных полей, · расширять посевную площадь, · полностью использовать сельскохозяйственную технику, · организовывать животноводческие фермы, · повышать трудовую квалификацию членов артели, · поднимать их культурный уровень, · вовлекать женщин в колхозное производство и общественную жизнь артели и т.д. Устав указывал на необходимость точного выполнения колхозами своих обязательств перед государством. Раздел пятый «О членстве» устанавливал, что в члены артели могли вступать все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста. В артель не принимались · кулаки · и все лица, лишенные избирательных прав. Устав делал исключение для тех бывших кулаков и членов их семейств, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Исключение из артели могло быть произведено только по решению общего собрания, на котором присутствовало не меньше 2/3 числа членов артели. В разделе шестом «Средства артели» устанавливалась обязанность вступавших в члены артели внести вступительный денежный взнос, размеры которого зависели от мощности хозяйства. Определялся порядок зачисления части обобществленного имущества в неделимый фонд и в паевой взнос, а также порядок расчетов с выбывающими из колхоза. Устав определял порядок распределения натуральных и денежных доходов колхоза, основанный на сочетании интересов · государства, · колхоза · колхозников. Из полученных артелью урожая и продуктов животноводства артель была обязана · выполнить свои обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, · расплатиться с МТС за работу, · засыпать семена для посева и фуража для скота, для страхования от неурожая и бескормицы, · создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, · создать по решению общего собрания фонды помощи инвалидам, старикам, временно потерявшим трудоспособность, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. · выделить в размерах, определяемых общим собранием членов артели, часть продуктов для продажи государству или на рынок. Всю остальную массу урожая и продуктов животноводства артель распределяла между своими членами по трудодням. Седьмой раздел «Организация, оплата и дисциплина труда» устанавливал, что все работы в хозяйстве колхоза производятся личным трудом его членов. По найму могли привлекаться только лица, обладавшие специальными знаниями (агрономы, инженеры и т.д.). Из членов артели правление создавало производственные бригады. Сельскохозяйственные работы в артели осуществлялись на основе сдельщины. Правление артели разрабатывало и общее собрание колхозников утверждало · нормы выработки по всем сельскохозяйственным работам · расценки каждой работы в трудоднях. В этом же разделе определялись правила · учета труда колхозников · и начисления им трудодней в зависимости o от урожайности сельскохозяйственных культур o и продуктивности животноводства по бригаде. Члены артели обязаны были · беречь колхозную собственность, · работать честно, · подчиняться требованиям устава и собрания, · соблюдать правила внутреннего распорядка, · дисциплину труда. Перечислялись взыскания, которые могли быть наложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины. В разделе восьмом «Управление делами артели» говорилось, что высшим органом управления артели являлось общее собрание ее членов. Для заведования делами артели общее собрание избирало правление сроком на два года. Для повседневного руководства деятельностью колхоза избирался председатель колхоза, являвшийся также председателем правления. Для проверки хозяйственно-финансовой деятельности правления общее собрание избирало ревизионную комиссию Уголовное право Оно в данный период по замыслу законодателя было направлено на усиление борьбы · против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных прежде всего классовыми противниками Советской власти, · против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, · против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и т.д. В уголовном законодательстве все большое значение приобретали общесоюзные нормы. Характерным являлось ужесточение мер наказания. Подчас суровость наказании не соответствовала степени общественной опасности преступления. Ряд нормативных актов содержали нормы направленные против деяний, совершенных классово враждебными элементами. Некоторые уголовные законы использовались государством для массовых репрессий против невиновных людей. Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 января 1930 г. «О мерах борьбы с хищническим убоем скота» отмечало, что это является одним из способов вредительства со стороны кулаков, которые таким образом подрывали коллективизацию и препятствовали подъему сельского хозяйства, и предписывало · привлекать этих кулаков к суду с применением к ним лишение свободы на срок до двух лет с выселением из данной местности или без выселения. · Причем подлежали конфискации скот и сельскохозяйственный инвентарь этих кулаков. Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1931 г. установило уголовную ответственность за порчу или поломку принадлежавших совхозам, машинно-тракторным станциям и колхозам тракторов и сельскохозяйственных машин, если порча или поломка были вызваны преступно-небрежным отношением к этому имуществу - принудительные работы на срок до шести месяцев. За те же действия, совершенные неоднократно или причинившие крупный ущерб, виновные наказывались лишением свободы на срок до трех лет. 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». В постановлении говорилось о том, что общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя и лица, покушавшиеся на нее должны были рассматриваться как враги народа. За хищение этой собственности должна была применяться высшая мера социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества. Прежде всего поражает суровость репрессии и ограниченный выбор у суда мер наказания. Кроме того, в этом постановлении предусматривалось наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет с заключением в концентрационный лагерь «кулацко-капиталистических элементов», которые применяли насилие и угрозы или «проповедовали» применение насилия и угроз к колхозникам · с целью заставить их выйти из колхоза, · с целью насильственного разрушения колхоза. Эти преступления приравнивались к государственным преступлениям. К осужденным за преступления, перечисленные в постановлении, не должна была применяться амнистия. Как отмечается ныне в литературе осуществление этого постановления сопровождалось большим числом нарушения законности. В постановлении не содержалось положений о размерах похищенного. Поэтому суды нередко выносили суровые приговоры даже за мелкие кражи, скажем колосков с поля. Лишь с сентября 1937 г. эти перекосы стали выправляться. Существенно отягчающим вину обстоятельством являлась принадлежность сов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.014 с.) |