Предмет и задачи спецкурса. Развитие конституционного законодательства России.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи спецкурса. Развитие конституционного законодательства России.



Предмет и задачи спецкурса. Развитие конституционного законодательства России.

Спецкурс посвящен изучению истории развития конституционного законодательства в России на основе закономерностей развития конституционного (государственного) права в мире и в России в частности с момента создания отечественной государственности и до наших дней.

Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний по конституционному праву как ведущей отрасли любого государства, основы их всей правовой системы.

Научная дисциплина РКЗ имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов, но не в целом, а в хронологической последовательности, дополняя исследованием важнейших закономерностей именно в России.

РКЗ изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Вявляется эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взамодействия, эволюцию государственного аппарата.

Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию в нашей стране в хронологическом порядке, ведь все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций дисциплины.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом. Изучает дисциплина также практику реализации конституционно-правовых норм и институтов.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

 

Источники, методология и методика изучения спецкурса РКЗ

Т.к. в задачу дисциплины РКЗ входит познание сувщности, юридических свойств, функций основных источников отрасли конституционного права. К ним относятся разнообразные конституционные акты, содержащие нормы конституционного права, принимаемые в нашей стране на все протяжении существования государственности.

РКЗ также опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения по проблемам, которые прямо или опосредованно относятся к предмету конституционно-правовой науки. К ним относят труды выдающихся ученых юристов и государствоведов, как дореволюционных, так и современных. Среди дореволюционных ученых можно выелить – Градовского, Лазаревского (которые создали целые учебники по конституционному праву и теории права), Коркунова. Эти юристы, философы права, вели просвятительскую деятельность и занимались преподаванием в крупнейших университетах страны. Ученые, придерживающиеся либеральных взглядов – Овалов, Алексеев А.С. Среди современников выделяются Ганелин, Дякин, Медушевская, Нерсесянс и др.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права вся общественно-политическая деятельность.

РКЗ имеет свою методологию. Методология включает в себя структуру научного знания и научной теории, основные понятия и категории используемые наукой, условия построения и кри­терии языка науки, методы исследования и построения теории. Большая часть методологии РКЗ взята из науки конституционного права.

В общей характеристике дисциплины имеет значение вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права (раскрываем сами):

формально-юридического анализа

исторический и хронологический

сравнительно-правовой

системный

статистический

 

Развитие государственного законодательства в странах Древнего Востока

Сначала люди вели бродячий образ жизни, объединялись в небольшие изолированные группы под руководством вожаков (первобытное стадо или праобщина). На базе культов, обрядов, традиций в родовых общинах складывались обычаи. Эти нормы были проникнуты духом коллективизма, устанавливали различные запреты (табу). Позднее складываются органы управления – племенной совет, куда входили старейшины родов и общин, а также вожди племен. Имущественное неравенство. Зарождающееся государство формирует новый инструмент общественного управления – право.

Появившиеся государства в странах Древнего Востока приобретают черты восточной деспотии. Экономической базой была государственная собственность на землю. Все это породило необходимость создания государственного аппарата, который делится по вертикали. В центре создаются ведомства общественных работ, финансовое, военное, аппарат правителя и местное управление. Во главе этого всего аппарата находится монарх-деспот.

Возникла необходимость в правовых нормах. Специальные кодифицированные нормы отсутствовали. Но судебники содержали немало норм относящихся к государственному праву. В государственном праве приоритет отдавался всецело государству. Государство закрепляло верховную власть деспота в законодательной, исполнительной, судебной и духовной жизни.

 

 

Контрреформы 1880-1890 гг.

Первыми жертвами контрреформ стали печать и школа. 27 августа 1882 г. были утверждены новые Временные правила о печати, устанавливающие строгий административный надзор за газетами и журналами. Ужесточается «карательная цензура». 23 августа 1884 г. вводится новый университетский устав, фактически ликвидировавший автономию университетов.

12 июля 1889 г. было издано Положение о земских участковых начальниках. Земские начальники назначались министром внутренних дел. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежали обжалованию.

12 июня 1890 г. утверждено новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

11 июня 1892 г. было издано новое Городовое положение, по которому значительно урезались избирательные права городского населения. Согласно Городовому положению 1892 г. усилилась система административного вмешательства в дела городского самоуправления. Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и управ. Сами городские головы и члены городских управ теперь рассматривались как состоящие на государственной службе чиновники, а не «избранные» представители городского населения.

 

 

25. Развитие государственного законодательства в период оформления конституционной монархии в россии (19050-1917 гг.)

Революция началась с Кровавого воскресенья – трагических событий 9 января 1905 гВ ходе первой российской революции родилась новая форма организации трудящихся – Советы.В результате революции 1905 -1907 гг. Россия сделала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Важнейшим событием в этом плане явилось создание всероссийского представительного органа — Государственной думы.6 августа 1905 г. царь подписал манифест об учреждении булыгинской думы. В законе о Думе указывалось, что она создается для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Учреждения Государственной Думы, законопроекты, представленные Думе каким-либо министром в случае отклонения большинством в две трети голосов, как думы, так и Государственного совета, не могли быть утверждены монархом и, следовательно, стать законом. Это представляла собой умеренное ограничение абсолютной власти монарха законодательно, и теперь стало легче перейти в России к конституционному строю.Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной ДумыМанифест 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка» явился одним из важнейших государственных актов, который определил направление и ход дальнейшего развития конституционной истории России. 19 октября 1905 г. появился указ царя «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений», который завершил процесс объединения министерств. 20 февраля 1906 г. император подписал, во-первых, манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы» и, во-вторых, Учреждение Государственной Думы, в-третьих, именной указ «О переустройстве учреждения Государственного Совета». Однако этому помешала Февральская революцияУказ 19 октября 1905 года был кодифицирован в 1906 году и вместе с дополнительными постановлениями составил вторую книгу второй части первого тома Свода законов, которой было присвоено наименование «Учреждение Совета министров».. Прежде всего, речь шла о принятии аграрного закона на базе столыпинского указа от 9 ноября 1906 г1 июня 1907 г. председатель Совета Министров П.А. Столыпин выступил на закрытом заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором якобы приняли участие и члены Государственной думы. . 3 июня 1907 г. последовал высочайший манифест о роспуске Думы, члены социал-демократической фракции были арестованы, преданы суду и осуждены на разные сроки каторги и ссылки. акты 3 июня 1907 г. являлись грубейшим нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. Государственный переворот положил начало третьеиюньской политической системе. Главным архитектором третьеиюньской системы являлся П.А.СтолыпинУказ 9 ноября 1906 г. имел нарочито скромное название «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Россия вступила в войну 19 июля 1914 г Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. В августе 1915 г. лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе и часть членов Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок, участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к ее оздоровлению В 1915 г. были образованы межведомственные органы – Особые совещания Законом от 20 июля 1914 г. была утверждена новая редакция IV раздела Военно-судебного устава «О суде в военное время»,28 июля 1914 г. был издан указ, установивший правила, которыми Россия руководствовалась во время войны В начале 1917г. углубление социально-экономического и политического кризиса привело к взрыву всеобщего недовольства в России. 1 сентября 1917г. Россия была провозглашена республикой.

 

Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г.

Необходимость разработки и принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. на I Съез­де народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комис­сия, которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широ­кого обсуждения первый проект новой конституции. Уже в октябре 1990 г этот проект рассматривался на V Съезде народных депутатов РСФСР. VI Съезд народных депутатов России в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основ­ные положения проекта Конституционной комиссии, признав необхо­димым его дальнейшую доработку на основе его опубликования и ши­рокого обсуждения и с целью внесения доработанного проекта на оче­редной Съезд народных депутатов РСФСР. Однако ни VII (декабрь 1992), ни VIII (март 1993) ни IX (апрель 1993г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять новую конституцию. Предложено было вынести проект конституции на референдум VII съездом, но VIII съезд отменил, посчитав, что принимать конституцию надо на Съезде народных депутатов. В мае 1993 г. Верховный Совет одобрил проект Конституции РФ, и он был опубликован для всенародного обсуждения. Вместе с тем для завершения подготовки проекта новой Конститу­ции РФ Указом Президента РФ тогда же было созвано Конституцион­ное совещание, собравшееся в начале июня 1993 г. как широкий форум (250 чел.) представителей высших органов государственной власти и общественности. На нем обсуждался проект Конституции РФ, внесен­ный Президентом РФ, но одновременно и материалы проекта Консти­туционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, другие замеча­ния и предложения. В итоге более чем месячной работы этого совеща­ния был выработан и 12 июля 1993 г. одобрен компромиссный вариант. Однако события августа — сентября 1993 г. привели вновь к резкому обострению кризиса власти в результате противостояния законодательной и исполнительной власти. В конце концов, это закончилось утверждением, по сути дела, президентского правления в стране. В этих условиях проект новой конституции был вынесен Президентом РФ на общенациональный референдум и принят на нем 12 декабря 1993 г.

Конституция имеет преамбулу, два раздела: первый раздел делится на 9 глав и 137 статей, второй носит процессуально-переходный характер и делится на 9 пунктов.

Глава первая Основного Закона определяет, что Российская Федерация – Россия – демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Конституция и федеральные законы имеют высшую юридическую власть на всей территории России. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Закрепляется федеративное устройство государства и равенство субъектов федерации.

Высшей ценностью провозглашены человек, его права и свободы. Обязанность государства – признание и защита прав и свобод человека и гражданина.

Конституция закрепила традиционное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Установлена высшая юридическая сила Конституции, законы и другие правовые акты, принимаемые на всей территории России, не должны противоречить Основному Закону страны.

Определяются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов федерации.

Государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды.

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является ее парламент – Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы и является постоянно действующим органом. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Правительство разрабатывает и представляет на утверждение Государственной Думы федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, обеспечивает единую финансовую политику, политику в области культуры, науки, образован здравоохранения, социального обеспечения, экологии, управления федеральной собственностью, решает вопросы обороны страны, по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по борьбе с преступностью.

Ст. 118 Конституции определяет, что правосудие в России осуществляется только судом. Еще одним важным изменением был принятый Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» Срок полномочий Президента РФ продлен с 4 до 6 лет, а Государственной Думы ФС РФ – до 5 лет. Изменения касаются Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после вступления Закона в силу. Закон о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

 

 

Предмет и задачи спецкурса. Развитие конституционного законодательства России.

Спецкурс посвящен изучению истории развития конституционного законодательства в России на основе закономерностей развития конституционного (государственного) права в мире и в России в частности с момента создания отечественной государственности и до наших дней.

Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний по конституционному праву как ведущей отрасли любого государства, основы их всей правовой системы.

Научная дисциплина РКЗ имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов, но не в целом, а в хронологической последовательности, дополняя исследованием важнейших закономерностей именно в России.

РКЗ изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Вявляется эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взамодействия, эволюцию государственного аппарата.

Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию в нашей стране в хронологическом порядке, ведь все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций дисциплины.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом. Изучает дисциплина также практику реализации конституционно-правовых норм и институтов.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.013 с.)