Руководство выполнением выпускной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство выполнением выпускной



Квалификационной работы

Закрепление темы и назначение научного руководителя осуществляется по решению кафедры, где выполняется выпускная квалификационная работа. По отдельным частям работы, ес­ли в ней рассматриваются междисциплинарные вопросы, относящиеся к различным отраслям права, могут быть назначены научные консультанты.

Научными руководителями могут быть профессора, доценты, кандидаты наук, наиболее опытные старшие преподаватели, препода­ватели, не имеющие ученой степени или ученого звания, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники судебных и правоохранительных органов.

К обязанностям научного руководителя относятся:

1. формулировка темы в соответствии с интересами студента
и с учетом направлений научно-исследовательской работы коллектива кафедры;

2. разработка и выдача задания;

3. проведение консультаций;

4. контроль хода выполнения плана-графика работы и своевременного представления работы на кафедру;

5. помощь в составлении плана работы;

6. проверка выполненной работы и составление письменного
отзыва.

Научный руководитель несет ответственность за уровень и качество представленной к защите дипломной работы.

Консультантами могут быть профессора, доценты, кандидаты наук, наиболее опытные старшие преподаватели (преподаватели) смежных кафедр, а также высококвалифицированные специалисты судебных и правоохранительных органов. Консуль­танты руководят написанием соответствующей части выполняемой студентом работы и ставят свою подпись на титульном листе, приложении и соответствующей части работы. Фамилии консуль­тантов указываются в задании на выпускную квалификационную работу.

Студент обязан регулярно посещать консультации научного руководителя, своевременно представлять материал в соот­ветствии с планом-графиком выполнения работы, устранять указан­ные руководителем недостатки.

Квалификационную работу выполнять самостоятельно, руководствуясь консультациями научного руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения отдельных ее частей и работы в целом, в соответствии с графиком (Приложение 2).

Планирование выпускной квалификационной работы

Прежде чем приступить к изучению литературы, сбору практи­ческих материалов и написанию текста, студенту следует составить план квалификационной работы.

План представляет собой последователь­ность расположения основных частей, к которым относят введение, основной текст (т.е. главы и параграфы), и заключение.

Правильно построенный план служит организующим началом, помогает обобщить и систематизировать накопленный материал, способствует его последовательному изложению.

План квалификационного исследования студент составляет самостоя­тельно с учетом основной идеи и исследовательского подхода. План в обязательном порядке представляется для утверждения научному руководителю который, в случае необходимости, может его корректировать. Составленный план не носит окончательного характера, а может дополняться и изменяться в процессе написания работы. В творческом исследовании план всегда имеет динамический характер, он должен быть гибким, чтобы включать в него новые аспекты и результаты, полученные в ходе исследования (Приложение 4).

Определение методов исследования

При исследовании той или иной темы применяются общие научные и специальные методы. Последние делятся на эмпирические (наблюдение, измерение, эксперимент и др.), теоретические (аб­страгирование, обобщение, аксиоматический, гипотетический, фор­мализация и т.д.) и общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и пр.).

Кроме названных в юридических науках широко используются специальные методы исследования: статистический, специльно-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие.

Специально-юридический метод – это особая система обработки и анализа содержания норм права и юридической практики, он включает в себя: а) описание норм права и практики их примене­ния; б) установление юридически значимых признаков правовых яв­лений и выработку юридических понятий; в) классификацию право­вых явлений; г) выяснение их юридической природы;

д) объяснение правовое явлений с точки зрения юридических тео­рий.

Сравнительно-правовой метод – это установление общего (сходства) или различий в сопоставляемых правовых явлениях.

Статистический метод – способ обработки количественных данных, который позволяет выявить закономерности общественных явлений.

Исторический метод – это выявление исторических фактов и на этой основе такое мысленное воссоздание исторического про­цесса, при котором раскрывается логика его движения. Он пред­полагает изучение возникновения и развития объектов исследова­ния в хронологической последовательности.

При выполнении квалификационной работы могут быть использованы методы, которые применяются при криминологических и социологи­ческих исследованиях: наблюдение, изучение документов, анкети­рование, интервьюирование, тестирование, эксперимент, эксперт­ные оценки и другие.

Обычно применяется несколько методов. Например, по теме «Уголовно-правовые средства борьбы с наркоманией» студент может проделать работу с использованием следующих методов: рассмотреть вопрос об истории развития уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с наркотиками (исторический метод); проанализировать признаки составов этих прес­туплений, отягчающие обстоятельства, основания освобождения от уголовной ответственности (специально-юридический метод); от­граничить названные преступления от других общественно вредных деяний, в частности, от административных проступков, установить различия в конструировании составов преступлений и санкций по УК других стран (сравнительно-правовой метод); использовать дан­ные о состоянии, динамике и структуре преступлений, связанных с наркотическими средствами (уголовно-статистический метод); про­вести анкетный опрос определенных групп населения о потреблении наркотиков и об их отношении к наркомании (ан­кетный метод).

 

6. Структура и содержание выпускной квалификационной

Работы

Выпускная квалификационная работа студента должна характеризоваться:

четкой целевой направленностью; логической последовательностью изложения материала; краткостью и точностью формулировок; конкретностью изложения результатов работы; доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций; грамотным изложением и оформлением.

Она должна содержать следующие структурные составляющие: 1) титульный лист, 2) оглавление, 3) введение, 4) основную часть, 5) заключение, 6) библиографию (список использованных источников), 7) приложения.

Титульный лист – это первая страница работы, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторах, заглавие, подзаголовочные данные (вид работы), место и год выполнения, сведения об авторе, научном руководителе. Титульный лист выполняется по установленной на юридическом факультете ГОУ ВПО «ЧелГУ» форме (Приложение 3).

Оглавление – вытекает из плана исследования и раскрывает содержание работы путем обозначе­ния глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием стра­ниц, на которых эти рубрики расположены. Оглавление располагается в начале работы (Приложение 4).

Введение – призвано ввести читателя в круг проблем. В нем определяется актуальность, научная и практическая зна­чимость темы, кратко обосновывается выбор темы. Здесь же формулиру­ются объект, предмет, цели и задачи, которые ставились автором, характеризуется правовая основа исследования. Обычно объем введения не превышает 5-7% объема основного текста.

Актуальность – обязательное требование к дипломной работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности избранной темы. Применительно к выпускной квалификационной работе понятие актуальность означает, насколько правильно автор понимает и оценивает тему с точки зрения современности и социальной значимости. Это характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах двух страниц машинописного текста показать главное – суть проблемной ситуации.

Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет - то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание в работе. Предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на ти­тульном листе, как ее заглавие. Формулировать объект не стоит слишком широко, он должен включать предмет исследования, т. е. элемент объекта, кото­рый подлежит изучению и усвоению.

Необходимым элементом введения является определение цели исследования и конкретных задач,которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Правильно сформулировать цель и указать средства их достижения (через определение задач) – это значит, во многом обеспечить успех исследовательской работы.

Цель замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель дифференцируется на задачи, которые носят более конкрет­ный характер. Задача – предполагаемый локализованный результат исследования. Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав квалификационной работы. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выявить.., сформулировать... и т.п.).

Основная часть – состоит из 2-3 глав. Каждая глава, как правило, должна включать 2-3 параграфа. Не допускается содержание параграфа объемом 1.5 – 2 страницы. Первый вопрос работы нередко посвящается истории или общетеоретическим проблемам исследуемой темы, а в последующих параграфах раскрываются основ­ные её аспекты. В них излагаются теоретические положения, дается анализ собранного фактического (эмпирического) материала, описываются результаты анкетирования, наблюдений, изучения до­кументов, делаются обобщения. В конце глав пишутся выводы в ви­де кратко сформулированных тезисов. Тезисы располагаются в такой последовательности, чтобы соблюдался принцип перехода от частных, к более общим и важным положениям.

Выпускная квалификационная работа заканчиваются заключением, которое носит форму синтеза накопленного в основной части научной информации. Именно здесь содержится так называемое выводное знание, которое является новым по отно­шению к исходному знанию. Желательно привести объективную самооценку выполненной работы.

Часто заключительные выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность опре­деляется логикой дипломного исследования, отражает основные теоре­тические выводы и обоснованные в работе практические предложения.

Заключение предусматривает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом необходимо дать рекомендации по дальнейшим направлениям развития данной научной проблемы.

После заключения принято помещать библиографический список, который отражает самостоятельную творческую работу студента, уровень общеметодической подготовки выпускного произве­дения. Каждый включенный в него литературный либо законодательный источник должен быть упомянут в тексте диплома. Не следует включать в библио­графический список те работы, которые не были использованы.

По библиографическому списку и ссылкам на источни­ки по теме научной работы можно судить не только о разработан­ности темы. Библиографический аппарат свидетельствует и о том, достаточно ли информирован исследователь о существующих раз­работках, предложенных подходах к решению проблемы, насколько полно и глубоко он сумел выявить и изучить имеющиеся по теме опубликованные и неопубликованные материалы.

Библиографический список нумеруется и сос­тавляется по разделам в следующем порядке:

I. Законы и иные нормативные акты: Конституция РФ, Международные нормативные правовые акты, постановления Конституционного Суда РФ, федеральные конституционные законы, кодифицированные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб, агентств), нормативные правовые акты субъектов РФ (Конституции, Уставы, решения, постановления), акты органов местного самоуправления.

2.Судебно-следственная и другая практика (руководящие
постановления Пленума Верховного Суда РФ (СССР), Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, приговоры, решения, определения и
постановления высших судебных органов, аналогичные акты нижестоящих судов и органов следствия, опубликованные и неопубликованные обзоры практики рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел, практика прокурорского надзора, нотариальная, адвокатская и иная практика.

3. Архивные материалы.

4. Монографии, учебники, учебные пособия, лекции, статьи, тезисы. Эти источники располагается в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если использовалось несколько работ одного автора, то они вносятся в список в той хронологической последовательности, в какой публиковались. Если фамилия автора не указана, то при расположении произведения в списке учитывается первая буква его названия.

5. Диссертации и авторефераты диссертаций.

6. Литература на иностранных языках.

Библиографический список составляется в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.1–2003 введенного в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 года.

В приложения включаются тексты нормативных актов, образцы документов, анкет, таблицы, графики и другие дополнительные материалы, которые нецелесообразно приводить в основном тексте. Приложения помещаются на отдельных листах, в правом верхнем уг­лу которых ставится надпись «Приложение» с указанием его поряд­кового номера, если их несколько (причем знак «№» не ставится). Каждое приложение должно иметь свой заголовок.

Изучение литературы

Начинается с подбора и составления списка нормативных правовых актов, опубликованной практики, монографий учебных пособий, лекций, журнальных и газетных статей. Необхо­димо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные ка­талоги и каталоги авторефератов диссертаций, журнальных и газетных статей, в также журналы «Государство и право», «Конституционное и муниципальное право», «Правоведение», «Законность», «Российская юстиция», «Вестник Московского университета» (серия «Право»), «Экономика и право», «Вестник ЧелГУ» (серия «Право»), и др. Можно воспользоваться библиографическими указателями «Но­вая советская литература по общественным наукам. Государство и право», «Новая иностранная литература по общественным неукам. Государство и право» и тематическими библиографическими справоч­никами, например: Советское уголовное право (I96I-I980 гг.). М., 1983 (составитель А.С. Горелик); Советское уголовное право (1981-1985 гг.). Красноярск, 1987. В подборе литературы квали­фицированную помощь могут оказать преподаватели кафедры и работники библиотек.

Работу с первоисточниками целесообразно начинать с изучения нормативной литературы: кодексов и других нормативно-правовых актов, опубликованных в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», «Российс­кой газете» и других официальных изданиях. Многие законодатель­ные акты публикуются в журналах «Законность», «Закон», «Россий­ская юстиция» и др.

Далее необходимо ознакомиться с постановлениями Конституционного Суда РФ, руководящими постановле­ниями Пленума Верховного Суда РФ (РСФСР), Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда РФ, имеющими отношение к теме работы.

После этого приступают к чтению научной и учебной литерату­ры, при необходимости конспектируя источники или делая из них выписки. При этом необходимо обратить внимание на современное состояние проблемы, степень её разработанности, наличие «белых пятен» и неясностей в исследовании различных вопросов.

Изучение практики

Обязательное требование к выполнению выпускной квалификационной работы – изу­чение юридической опубликованной и неопубликованной практики или (и) деятельности различных органов власти, управления, правоохранительных органов, учреждений и организаций, а также ста­тистической информации.

Изучение и сбор практического материала студентами дневно­го обучения целесообразно осуществлять по месту их стажировки, предполагаемой работы после окончания университета или в учреж­дениях и организациях, расположенных в месте постоянного жительства, а студентами заочного обучения – по месту их основной работы. Содержание и объем материалов практики, методы сбора и обработки информации согласовываются студентом с научным руко­водителем.

Источниками опубликованной практики могут быть «Бюллетени Верховного Суда СССР», «Вестники Верховного Суда СССР», «Вест­ники Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Бюллетени Верховного Суда Российской Федерации», сборники практики прокурорского надзора и Верховного Суда РСФСР (например: Пос­тановления и определения по уголовным делам Верховного Суда РСФСР (I96I-I988 гг.). М., 1989.). Примеры из практики постоянно публикуются в журналах «Законность», «Хозяйство и право» и др. В отдельных номерах Бюллетеней и Вестников публикуются обзоры судебной практики, в которых приводятся примеры и указываются характерные судебные ошибки.

Источниками неопубликованной практики являются архивные уголовные дела, копии постановлений и обвинительных заключений следственных органов, копии судебных приговоров, решений и оп­ределений, обобщения следственной и судебной практики, информа­ционные обзоры, статистические данные, которыми располагают су­ды, органы прокуратуры, внутренних дел, таможенные органы и др. Для получения доступа к этим источникам, студенту необходимо заручиться письмом на имя руководителя соответствующего органа, под­писанным деканом юридического факультета.

Перспективным считается сбор информации путем про­ведения конкретного социологического, криминологического или ино­го прикладного научного исследования, работа в государственных или ведомственных архивах, изучение юридической деятельности пред­приятий, учреждений и организаций.

Собранные материалы практики обобщаются, выявляются её положительные стороны, недостатки, ошибки, нарушения, намечаются мери по их устранению и решению возникших проблем, разрабатыва­ются предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений.

9. Работа над текстом и оформление

При написании работы следует соблюдать пропорции между главами и параграфами, четко отделять один вопрос от другого, для чего изложению каждого вопроса должен предшествовать соответствующий заголовок. Текст делится на главы и параграфы. Главы нумеруются римскими цифрами, а параграфы – арабскими. Каждая глава начинается с отдельной страницы.

Работа должна быть написана в соответствии с правилами грамматики и стилистики. Не допускается произвольное сокращение слов, за исключением общепринятых аббревеатур и сокращений (например: ГАИ - Госавтоинспекция; ИВС – изолятор временного содержания; КоАП РФ; г., гг. – год, годы (при цифрах); ж.д. – железная дорога; и др.; и т.д. – (после перечисления); ст. – статья (при цифрах); тыс. – тысяч; ул. – улица. При указании в тексте фамилий инициалы ставятся перед ними.

Стиль изложения материала в квалификационной работе должен быть научным, характеризующимся использованием специальной юридической терминологии, точностью и однозначностью выражений. Важной чертой научного стиля является последовательное отстаивание принятой теоретической позиции, логичность изложения, объективность всех суждений и оценок, аргументированность выводов и положений. Как правило, эмоциональные моменты, личные пристрастия в тексте научного произведения не отражаются. Свое мнение можно излагать от первого лица единственного числа («по моему мнению», «полагаю», «думается», «как представляется» и т.д.) или от имени третьего лица («автор», «по мнению автора»).

В рукописи рекомендуется избегать штампов, повторений (тавтологии), растянутых фраз с нагромождением прида­точных предложений и вводных слов. Писать желательно небольшими и ясными для понимания предложениями.

Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. Не
допускается механическое списывание текста, цитирование без ссылок
на автора и источник. Вместе с тем не рекомендуется перегружать
работу цитатами. К цитированию обычно прибегают тогда, когда заимствуется чужая мысль или свои суждения подкрепляются ссылкой на
мнение других авторов, либо высказывается несогласие с их точкой
зрения. Изложение должно включать критическую оценку точек зрения, высказанных в литературе по рассматриваемому вопросу, собственные оценки, выводы, аргументы и предложения.

Теоретические положения и выводы рекомендуется проиллюстрировать материалами опубликованной и неопубликованной практики. При этом необходимо сделать ссылку на источники, откуда они взяты. Не допускается брать примеры из монографий, учебников и учебных пособий.

Текст работы пишется полностью или по частям (по отдельным вопросам плана) сначала в черновом варианте, а затем изложенное правится, т.е. делаются вставки, убираются повторения, избыточ­ные слова и предложения, заменяются неудачно примененные части ре­чи и обороты, сверяются цитаты и ссылки на источники. После редактирования текст переписывается набело с соблюдением правил оформления.

Каждая структурная часть курсовой работы начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующим за ней текстом составляет три интервала. Такое же расстояние предусматривается между главой и параграфом. После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

При воспроизведении чужого текста ссылка явля­ется необходимой. Это способ защиты интеллектуальной собствен­ности. В науке плагиат считается недопустимым нарушением.

Ссылаться можно на монографии, публикации в прессе, архив­ные документы, другие издания, законодательные и другие нормативные правовые акты. Ссылка производится, когда упо­минается произведение или автор, а также когда необходимо пере­дать чужой текст либо сведения в виде цитаты. При воспроизве­дении фактических и статистических сведений общеизвестного ха­рактера (даты рождения выдающихся деятелей, исторические даты) ссылки необязательны.

Цитирование должно быть точным. Нельзя произвольно искажать или сокращать слова цитаты так, чтобы извращался смысл сказанного. При необходимости пропуски внутри цитаты отмеча­ются отточием. Цитировать целесообразно значимые научные те­зисы, важные выводы, определения научных терминов и т.п., заклю­чая их в кавычки.

Ссылки на источник оформляются тремя способами: внутри­текстовым, подстрочным и затекстовым.

Внутритекстовые ссылки размещаются в скобках после упомянутого автора или произведения с указанием выходных дан­ных, места издания и номера страницы

Подстрочные ссылки размещаются в конце страницы. При этом используется знак сноски в виде цифры или звездочки. Нумерация ссылок чаще всего делается для каждой страницы своя.

Затекстовые библиографические списки оформляются путем сквозной последовательной нумерации цитат и заимствований, ко­торая в основном тексте оформляется квадратными скобками.

В практике научно-исследовательской деятельности юридического факультета ЧелГУ, как правило, применяется подстрочное, постраничное размещение ссылок. Размер шрифта – 12 пунктов.

Например: [1] Комкова Г.Н. Равная защита прав гражданина — конституционная обязанность Российской Федерации // Защита прав человека в Поволжском регионе: опыт и перспективы / Под ред. Г.Н. Комковой. СПб., 2001. С. 7-8.

Если ссылки повторяются, что бывает постоянно, приходится обращаться к формам: 2 Там же С. 12. Это делается в том случае, если ссылки на один и тот же источник следуют одна за другой. Когда ряд прерывается, при не­обходимости процитировать уже упомянутую работу следует обо­значить ссылку таким образом: Комкова Г.Н. Указ. соч. С. 27.

Оптимальный объем квалификационной работы бакалаврского уровня – 40-50 страниц; дипломной работы специалиста, основанной, как правило, на научном исследовании – 80 страниц; магистерской диссертации, выполненной как научное исследование в рамках определенного научного направления – 100-120 страниц формата «А-4», выровненного «по ширине» компьютерного текста, включая рисунки, таблицы, диаграммы, а также список цитируемой литературы.

Текст набирается в «Microsoft Word», печатается на одной стороне листа формата «А4». Шрифт «Times New Roman» – обычный, размер – 14 пунктов, междустрочный интервал – 1,5, верхнее и нижнее поля – 2,5 см., левое – 3,0 см., правое – 1,0 см; абзац – 1,5 см.

Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы арабскими цифрами с расположением номеров страниц вверху, по центру. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц квалификационной работы.

Отпечатанную квалификационную работу необходимо вычитать, тщательно сверить цифры, цитаты, даты, фамилии, инициалы, названия нормативных актов, исправить все ошибки и опечатки. Целенаправленная завершающая работа с текстом характеризует ответственность автора за представляемый материал, его уважение к научному руководителю, оценивающему работу.

После этого работа переплетается типографским способом в твердый переплет, подписывается автором и за 40 дней до начала работы ГАК, в одном экземпляре, с отзывом научного руководителя и внешней рецензией, сдается на кафедру.

Таким образом, оформление выпускной квалификационной работы составляет неотъемлемую часть исследования и требует дополнительных знаний и значительных усилий. Правильно оформленная работа свидетельствует об уровне методической, библиографической, информационной культуры студента.

 

Подготовка к защите

Защите выпускной квалификационной работы предшествует,
процедура предварительного рассмотрения ее на кафедре (предзащита) в
ходе которой обсуждаются: состоятельность работы, соответствие содержания
работы утвержденной теме, правильность оформления, корректность представления, а также другие вопросы, определяющие достаточность квалификационного уровня ее автора. Кафедра вправе принять решение об отклонении представляемой работы к защите, как правило, в следующих случаях:

1.Непредставление в установленные сроки студентом завершенной
квалификационной работы;

2. Работа внутренне противоречива и ее результаты не соответствуют решению поставленной задачи;

3. В период подготовки выпускной квалификационной работы студент не общался с научным руководителем, и научный руководитель не гарантирует научной новизны, корректности представляемых к защите материалов, обоснованности выводов;

4. Квалификационный уровень подготовки студента не удовлетворяет необходимым требованиям ГОС ВПО соответствующей ООП.

Решение кафедры об отклонении представляемой к защите квалификационной работы принимается простым большинством голосов и оформляется протоколом.

Протокол в обязательном порядке подписывается заведующим кафедрой, научным руководителем и одним из ведущих преподавателей кафедры, присутствовавшим на процедуре предварительной защиты.

Протокол кафедры об отклонении выпускной квалификационной работы студента с защиты не подлежит апелляции и является основанием для отчисления студента как завершившего теоретическое обучение по данной ООП, но не прошедшего итоговую государственную аттестацию. Повторная защита выпускной квалификационной работы в течение текущего учебного года, как правило, не допускается.

До предварительной защиты студент должен знать содержание отзыва научного руководителя и внешней рецензии, иметь представление о содержащихся в них замечаниях с тем, чтобы ответить на них либо в процессе своего выступления на защите, либо при обсуждении.

В отзыве научного руководителя должна содержаться характеристика проделанной работы по всем разделам, отмечены ее положительные стороны и недостатки, степень самостоятельности автора в работе над исследованием, сформированность навыков по работе с научной литературой, теоретическому и экспериментальному исследованию, обоснованность и ценность полученных результатов и выводов, возможность их практического применения и заключение о допуске к защите.

В рецензии отмечается актуальность работы, полнота и обстоятельность изложения, решение выдвинутых целей и задач, эффективность использованных методов изучения проблемы, практическая ценность и возможность использования полученных результатов в практической деятельности. Рецензия должна включать заключение о соответствии выпускной квалификационной работы задания на нее; оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы; оценку степени разработки новых вопросов; оригинальности решений (предложений), теоретической и практической значимости работы; оценку выпускной квалификационной работы.

Порядок защиты

Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседа­нии ГАК с участием не менее 2/3 ее состава (подкомиссии). В обсуждении содержания работы, квалификационного уровня выпускника могут принимать участие все присутствующие на заседании ГАК.

На заседание ГАК представляются следующие документы: списки защищающих работы (представляет учебный отдел); сводная ведомость итоговых оценок, полученных защищающи­ми работы за весь период обучения (представляет учебный отдел); дипломные работы с отзывами на­учных руководителей и рецензиями (представляет кафедра); иные материалы, подтверждающие эффективность учебной и исследовательской работы выпускников: печатные труды, статьи, акты о внедрении и т.п. (представляют выпускники).

К защите допускаются выпускники, успешно прошедшие все предшествующие «аттестационные испытания» предста­вившие работы в установленные соответствующим положением и настоящими рекомендациями сроки, имеющие положитель­ный отзыв научного руководителя и соответствующее решение кафедры по результатам предварительной защиты.

Неудовлетворительная оценка выпускной квалификационной работы рецензентом не является основанием для отклонения ее от защиты.

Деканат изве­щает студентов и преподавателей о месте и времени защиты.

Очень важным является подготовка студентом емкого и яркого выступ­ления на защите продолжительностью не более 7-10 минут. Его необходимо подготовить заранее и согласовать с научным руководителем. Выступление не должно полнос­тью копировать введение к дипломной работе. Начинать выступление целесообразно с обращения к членам ГАК и озвучивания темы дипломной работы. Затем кратко осветить актуальность рабо­ты и причины, побудившие автора выбрать именно эту тему. Желательно остановиться на основных методологических пара­метрах работы: целях, задачах, методах исследования. Дальней­ший текст должен содержать основные теоретические выкладки по изучаемой научной проблеме, выводы и рекомендации, сформу­лированные автором. Особо следует выделить новые данные, предложения по совершенствованию законодательства и практические рекомендации.

Текст выступления следует неоднократно прочитать вслух, обращая внимание на логические ударения, дикцию, паузы. Выступ­ление лучше построить в соответствии с правилами ораторского искусства. Неблагоприятное впечатление производит выпускник, монотонно зачитывающий текст. Можно порекомендовать отдель­ные фрагменты выступления выучить наизусть.

По окончанию выступления студенту могут быть заданы любые вопро­сы теоретического и практического характера в рамках данной темы, которые заносятся в протокол заседания ГАК. При ответе на них разрешается с согласия председатели предметной комиссии ГАК использовать дипломную работу. После ответов на вопросы присутствующие (руководитель, рецензент, консультант и др.) могут обменяться мнениями. При отсутствии научного руководителя и рецензента председателем предметной комиссии ГАК оглашаются отзыв и рецензия. В заключительном слове студенту предоставляется возможность определить свое отношение к замечаниям, сделанным в отзыве и рецензии, и кратко высказаться по другим вопросам.

Следует отметить, что студент-выпускник должен хорошо знать свою работу, с тем, чтобы иметь возможность быстро найти необ­ходимые при ответах на вопросы сведения или положения. От­дельные определения или цифры можно выписать и иметь при себе на случай подобного вопроса.

Обсуждение результатов защиты и выставление оценок про­водятся на закрытом заседании комиссии после завершения защи­ты всех работ, намеченных на данное заседание. Решение принима­ется большинством голосов членов комиссии, участвующих в засе­дании. При равном числе голосов «за» и «против» голос предсе­дателя является решающим.

Если один из членов ГАК принципиально не согласен с выставляемой оценкой на итоговом аттестационном испытании, он вправе внести в раздел протокола «особое мнение» свою точку зрения.

Решение предметной комиссии ГАК об оценке защиты вы­пускником дипломной работы объявляется в тот же день.

Секретарь предметной комиссии ГАК во время заседания ведет протокол, в котором фиксирует время начала и окончания защиты квалификационной работы, вопросы, заданные дипломнику, и ответы на них, а также суть выступлений участников заседания.

После завершения работы предметной комиссии ГАК секре­тарь выставляет оценки в протоколы и зачетные книжки, в которых все члены ГАК ставят свои подписи.

В случае неявки студента на защиту по уважительной причине председателю предметной комиссии ГАК предоставляется право назначить защиту в другое время. В случае неявки по неуважительной причине студент отчисляется из образователь­ного учреждения

Выпускники имеют право обжаловать решение предметной комиссии ГАК по результатам защиты работы только в день защиты.

После защиты дипломные работы хранятся в библиотеке или на кафедрах образовательного учреждения. Условия хранения должны исключать возможность их утраты и плагиа­та. По истечении 5 лет они могут уничтожаться.

Рекомендуемая литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Текст]: утвержден Министерством образования РФ 27 марта 2000 г.

2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1 – 2003 «Система стандартов по

информации, библиотечному и издательскому делу» [Текст]: принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 2 июля 2003 г.

3. Челябинский государственный университет Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» [Текст]: принят конф. науч. педагогич. работников 12 мая 2002 г.: 24 октября 2002 г.

4. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО «Челяб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.083 с.)