Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По изучению конкретных тем и перечнем литературыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Сущность и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Система органов и учреждений прокуратуры РФ, ее организационная структура. 1. Сущность и основные понятия прокурорского надзора. 2. Цели, задачи, функции и отрасли прокурорского надзора. 3. Предмет и система дисциплины «Прокурорский надзор в Российской Федерации» 4.Система и структура территориальных органов прокуратуры Российской Федерации. 5.Система специализированных органов прокуратуры Российской Федерации.
Приступая к изучению данной темы, прежде всего необходимо уяснить сущность прокурорского надзора в Российской Федерации, который представляет собой специфическую самостоятельную отрасль государственной деятельности, осуществляемую от имени государства органами прокуратуры и состоящую в проверке точности и единообразия исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации. Цели и задачи прокурорского надзора в РФ определены Конституцией РФ, действующим ФЗ «О прокуратуре РФ» и иными нормативными актами, которыми следует руководствоваться при подготовке. При этом необходимо четко разграничивать понятия цели и задачи, не смешивая их. Под целями понимается конечный результат, на достижение которого направлена вся деятельность органов прокуратуры в целом и, в частности, их важнейшая функция – прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора наиболее четко определены в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ». Задачи прокурорского надзора представляют собой более конкретную категорию, нежели цели. Они более многочисленны, существенно различаются между собой. Достаточно условно все задачи прокурорского надзора можно подразделить на три уровня: общие, специальные и частные. При подготовке вопроса следует усвоить какие конкретные задачи относятся к тому или иному из названных уровней и в какой зависимости находятся задачи разных уровней между собой. Изучая вопрос о функциях органов прокуратуры следует иметь ввиду, что основной функцией этого государственного надзорного органа является надзор за исполнением законов. В свою очередь, данную функцию принято подразделять на так называемые подфункции, именуемые отраслями прокурорского надзора – надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме того, органы прокуратуры выполняют и иные функции которые не носят надзорного характера – участие в рассмотрении дел судами; расследование уголовных дел; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в правотворческой деятельности. При подготовке вопроса о предмете и системе курса «Прокурорский надзор в РФ» следует определить предмет данного курса как самостоятельной отрасли юридической науки, включающий в себя изучение как системы правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, средства прокурорского реагирования на нарушения закона и процессуальные акты, исходящие от прокуроров, так и теорию и практику деятельности прокуроров по отдельным отраслям прокурорского надзора. Далее следует раскрыть систему курса, который традиционно включает в себя две части: общую и особенную. Необходимо обратить внимание и на связь курса с другими отраслями права и соответствующими учебными дисциплинами, такими как уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданское процессуальное, административное, семейное, трудовое право и другие. При изучении системы органов прокуратуры необходимо обратиться к положениям ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которыми прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов, а также иных функций, установленных федеральными законами. Далее следует на основании положений Закона о прокуратуре показать четырехзвенную систему территориальных органов прокуратуры, уяснить какие конкретно органы и учреждения составляют эту систему, в чьей компетенции находится их образование, реорганизация и упразднение, а также определение их статуса и полномочий (ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»). В рамках освещения вопроса о порядке назначения и полномочиях Генерального прокурора РФ следует руководствоваться положениями Конституции РФ и ст.ст. 12, 17 ФЗ «О прокуратуре РФ». Следует обратить внимание, что в ст. 17 названного закона определяются лишь полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой прокуратуры РФ. Однако, помимо этого, Генеральный прокурор РФ наделен и существенными процессуальными полномочиями, которые определены в соответствующих кодифицированных актах процессуального законодательства (например ст. 37 УПК РФ). Переходя к вопросу о Генеральной прокуратуре РФ следует показать назначение этого верхнего звена органов прокуратуры, который не только осуществляет оперативное руководство нижестоящими прокуратурами, но и принимает на себя непосредственное исполнение особо важных функций. Структура Генеральной прокуратуры РФ определена в ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 14). Необходимо уяснить какие подразделения (управления и отделы) составляют ее структуру, по каким направлениям деятельности прокуратуры они создаются, кем возглавляются, в каком порядке утверждаются положения, определяющие полномочия каждого из этих подразделений. Особо следует обратить внимание на создаваемые в соответствии со ст. 20 ФЗ «О прокуратуре РФ» коллегии в органах прокуратуры, в том числе в Генеральной прокуратуре РФ, показать какой характер носит деятельность этих органов, каков круг вопросов, рассматриваемых на их заседаниях, каким образом проводятся в жизнь решения коллегий. Следует указать и на те органы и учреждения, которые состоят при Генеральной прокуратуре РФ (Научно-консультативный совет, научные и образовательные учреждения), раскрыв решаемые ими задачи. Аналогичным образом надо подходить и к освещению вопроса о структуре управлений Генеральной прокуратуры в Федеральных округах, прокуратур субъектов РФ и нижестоящих прокуратур (районных, городских и приравненных к ним, городских в городах с районным делением), опираясь на положения статей 15 – 19 ФЗ «О прокуратуре РФ». При изучении вопроса о специализированных прокуратурах следует исходить из предоставленных Генеральному прокурору РФ полномочий по созданию специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам областей и районов. Следует показать, что специализированные прокуратуры строятся по общим для всех органов прокуратуры принципам, особенности же этих прокуратур заключаются в их системно – структурном построении и в объектах, надзор за законностью в деятельности которых они осуществляют. Далее надлежит раскрыть назначение, предмет надзора, полномочия прокуроров и систему органов применительно к каждой из существующих специализированных прокуратур: военной прокуратуры, транспортной прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы, природоохранной прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях. Проводя разграничение полномочий между территориальными и специализированными прокуратурами необходимо руководствоваться Приказом Генерального прокурора РФ № 84 от 7 мая 2008 г. «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». В завершение подготовки к семинарскому занятию следует уяснить содержание основных понятий прокурорского надзора: прокурор, прокурорские работники, объекты и субъекты прокурорского надзора, полномочия прокурора, правовые средства прокурорского надзора, акты прокурорского реагирования, методика и тактика прокурорского надзора и других. Литература: Основная 1. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. С. 9-16; 27-36; 71-76. Дополнительная 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 дек. 1993. № 237. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 12, 26 апреля, 5, 6 июня, 24 июля, 2 октября, 27 ноября, 3, 6 декабря 2007 г., 4 марта, 11 июня 2008 г.) // Российская газета. 22 дек. 2001. № 249. 3. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур: Приказ Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. № 84. 4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 8. ст. 366. 5. Об образовании управлений Генеральной прокуратуры РФ в Федеральных округах: Приказ Генерального прокурора РФ от 30 августа 2006 г. № 83-ш. 6. Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 августа 2007 г. № 1004) // СЗ РФ 2007. № 32 ст. 4122. 7. Бойков А. Перспективы развития российской прокуратуры // Уголовное право. 1998. №2. 8. Кудрявцев В.Н. Куда бы «влить» прокуратуру? Те, кто об этом размышляют, не задумываются о последствиях. // Российская газета. 2002. 16 ноября. 9. Бессарабов В.Г. Прокуратура РФ и состояние законности в стране // Журнал Российского права. № 9. 2003. 10. Соловьева Н.А., Меденцов А.А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе. / Лекц. Волгоград. 2005. 11. Козлов А.Ф. Компетенция прокуратуры и организация ее работы: Учебное пособие. Свердловск, 1983. 12. Куленко О.И. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Проблемы права. Международный правовой журнал. № 2. 2005. С. 60-65. 13. Куленко О.И. Функции прокуратуры и их конституционная природа. // Вестник ЧелГУ. 2008.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.007 с.) |