Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4 надзор за соблюдением прав и свобод человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И гражданина 1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 2. Полномочия прокурора в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. 3. Приоритетные направления прокурорского надзора в этой отрасли и организация работы. 4. Работа прокурора с обращениями граждан как средство обеспечения их прав и свобод. 5. Организация работы с обращениями граждан в органах прокуратуры.
Выделение в Федеральном законе надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора – наглядное подтверждение существенного усиления в современных условиях правозащитной роли прокуратуры. Нормы закона в этой части обеспечивают развитие и подкрепление Конституции РФ, норм и принципов международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина как фундаментальную основу жизни демократического правового государства, каким ныне провозглашена Россия. То обстоятельство, что предметом надзора в данной отрасли является соблюдение прав и свобод человека и гражданина основано на признании их верховенства в правовой системе Российского государства. Следует иметь в виду, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина входит в предмет не только рассматриваемого направления прокурорского надзора. Оно охватывает также сферу надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, и осуществляется в ходе реализации функции уголовного преследования. Исходя из этого, предметом надзора, определяемого ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», охватывается_соблюдение только тех прав и свобод_человека и гражданина, которые не относятся к предмету других отраслей__прокурорского надзора. Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляет законность действий и правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с соблюдением конституционных норм и положений законов, регламентирующих, права и свободы человека и гражданина. При изучении данной темы студенту необходимо усвоить, что основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции РФ, которая имеет прямое действие. Иные права и свободы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, которые рассматриваются в качестве составной части ее правовой системы. Различаются три группы прав и свобод: личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы. Объем полномочий прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в основной своей части идентичен полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов, характеристика которых дана в предыдущей главе. Здесь также для выявления нарушений прав человека и гражданина прокуроры используют предоставленные им законом возможности беспрепятственно входить в помещения и посещать органы, указанные в п. I ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения прав граждан, требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов, проведения проверок и ревизий, получать объяснения от должностных лиц и граждан по поводу нарушений прав граждан. Для устранения нарушений прав граждан, их причин и условий, восстановления нарушенных прав прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, вносит представления, инициирует возбуждение уголовных дел, возбуждает производство по делу об административном правонарушении, принимает меры к привлечению лиц, нарушивших закон, к иным видам ответственности, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. В целях предупреждения нарушения прав граждан прокурор объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Совпадая по форме с правами прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, указанные полномочия различаются по содержанию решаемых задач. Вместе с тем наряду с названными полномочиями при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор наделен полномочиями, принадлежащими только данному направлению деятельности органов прокуратуры. Специфическим для надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является, прежде всего, право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан. Рассматривая вопрос о приоритетных направлениях деятельности прокуратуры, следует иметь в виду, что защита прав и свобод всех категорий граждан средствами прокурорского надзора уже сама по себе является основным приоритетным направлением в деятельности прокуроров. В тоже время принято выделять приоритеты этого направления деятельности по категориям граждан. В частности, предметом особой заботы прокурора является соблюдение прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья, возраста и иным причинам не могут в полной мере сами защищать свои права и свободы. Речь идет о больных прикованных к постели, психически больных, недееспособных, инвалидах первой и второй групп, престарелых, особенно одиноких, нуждающихся в уходе. Сюда же следует отнести детей и подростков-сирот, потерявших родителей или брошенных ими, женщин-одиночек, имеющих малолетних детей. В особом внимании со стороны прокурора нуждаются такие категории населения как беженцы и вынужденные переселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются. В центре внимания прокурора должны находиться граждане и семьи, пострадавшие от техногенных и природных катастроф и аварий, от преступных посягательств. Средства, выделяемые государством, для оказания помощи подобным категориям населения часто расходуются не по назначению. Повышенное внимание прокуроры должны уделять надзору за соблюдением прав осужденных, особенно находящихся в местах лишения свободы. Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина строится с расчетом на максимально полное обеспечение профилактической направленности надзорной практики. Она достигается на основе тщательного и полного установления причин и условий правонарушений по каждому факту обращения пострадавших в прокуратуру, накопления и регулярного пополнения информации о фактическом состоянии законности, о факторах, приводящих к нарушениям прав и свобод граждан, стратегически выверенного, тактически обоснованного подхода к выбору средств прокурорского реагирования, позволяющих радикально решать задачи общего и специального предупреждения правонарушений. Особого внимания в этой связи заслуживают меры, направленные на преодоление правового нигилизма, обеспечение неотвратимости ответственности лиц, нарушивших права граждан, и в первую очередь сотрудников органов исполнительной власти и местного самоуправления, чьи действия (бездействие) часто составляют первооснову нарушений прав и свобод человека и гражданина. Литература: Основная 1. Российский прокурорский надзор: Учеб. для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М., Норма, 2005. С. 228-239. 2. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. С. 173-188. 3. Бессарабов В.Г, Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Издат. Дом «Городец». 2007. Дополнительная 1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 8. ст. 366. 2. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» / Под ред. Китровой Е.В., Кузьмина В.А. – ООО «Новая правовая культура», 2007. 3. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 года № 195. 4. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: Приказ Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. № 155.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.011 с.) |