Тема 4 Надзор за соблюдением прав и свобод человека




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 Надзор за соблюдением прав и свобод человека



И гражданина

1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

2. Полномочия прокурора в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Приоритетные направления прокурорского надзора в этой отрасли и организация работы.

4. Работа прокурора с обращениями граждан как средство обеспечения их прав и свобод.

5. Организация работы с обращениями граждан в органах прокуратуры.

 

Выделение в Федеральном законе надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора – наглядное подтверждение существенного усиления в современных условиях правозащитной роли прокуратуры. Нормы закона в этой части обеспечивают развитие и подкрепление Конституции РФ, норм и принципов международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина как фундаментальную основу жизни демократического правового государства, каким ныне провозглашена Россия.

То обстоятельство, что предметом надзора в данной отрасли является соблюдение прав и свобод человека и гражданина основано на признании их верховенства в правовой системе Российского государства.

Следует иметь в виду, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина входит в предмет не только рассматриваемого направления прокурор­ского надзора. Оно охватывает также сферу надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-ро­зыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администра­циями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, и осуществляется в ходе реализации функции уголовного преследования. Исходя из этого, предметом надзора, определяемого ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», охватывается_соблюдение только тех прав и свобод_человека и гражданина, которые не относятся к предмету других отраслей__прокурорского надзора.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и сво­бод человека и гражданина составляет законность действий и правовых актов федеральных министерств, государственных ко­митетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, орга­нов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с соблюдени­ем конституционных норм и положений законов, регламенти­рующих, права и свободы человека и гражданина.

При изучении данной темы студенту необходимо усвоить, что основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции РФ, которая имеет прямое действие. Иные права и свободы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, которые рассматриваются в качестве составной части ее правовой системы.

Различаются три группы прав и свобод: личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы.

Объем полномочий прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в основ­ной своей части идентичен полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов, характеристика которых дана в пре­дыдущей главе. Здесь также для выявления нарушений прав че­ловека и гражданина прокуроры используют предоставленные им законом возможности беспрепятственно входить в помеще­ния и посещать органы, указанные в п. I ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения прав граждан, требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых докумен­тов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов, проведения проверок и ревизий, получать объяс­нения от должностных лиц и граждан по поводу нарушений прав граждан.

Для устранения нарушений прав граждан, их причин и усло­вий, восстановления нарушенных прав прокурор опротестовы­вает противоречащие закону правовые акты, вносит представления, инициирует возбуждение уголовных дел, возбуждает производство по делу об административном правонарушении, принимает меры к при­влечению лиц, нарушивших закон, к иным видам ответствен­ности, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. В целях предупреждения нару­шения прав граждан прокурор объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Совпа­дая по форме с правами прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, указанные полномочия различаются по содержанию решаемых задач.

Вместе с тем наряду с названными полномочиями при осу­ществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор наделен полномочиями, принадлежащи­ми только данному направлению деятельности органов проку­ратуры. Специфическим для надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является, прежде всего, право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан.

Рассматривая вопрос о приоритетных направлениях деятельности прокуратуры, следует иметь в виду, что защита прав и свобод всех категорий граждан средствами прокурорского надзора уже сама по себе является основным приоритетным направлением в деятельности прокуроров.

В тоже время принято выделять приоритеты этого направления деятельности по категориям граждан. В частности, предметом особой заботы прокурора является соблюдение прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья, возраста и иным причинам не могут в полной мере сами защищать свои права и свободы. Речь идет о больных прикованных к постели, психически больных, недееспособных, инвалидах первой и второй групп, престарелых, особенно одиноких, нуждающихся в уходе. Сюда же следует отнести детей и подростков-сирот, потерявших родителей или брошенных ими, женщин-одиночек, имеющих малолетних детей.

В особом внимании со стороны прокурора нуждаются такие категории населения как беженцы и вынужденные переселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются.

В центре внимания прокурора должны находиться граждане и семьи, пострадавшие от техногенных и природных катастроф и аварий, от преступных посягательств. Средства, выделяемые государством, для оказания помощи подобным категориям населения часто расходуются не по назначению.

Повышенное внимание прокуроры должны уделять надзору за соблюдением прав осужденных, особенно находящихся в местах лишения свободы.

Организация работы по надзору за соблюдением прав и сво­бод человека и гражданина строится с расчетом на максималь­но полное обеспечение профилактической направленности надзорной практики. Она достигается на основе тщательного и полного установления причин и условий правонарушений по каждому факту обращения пострадавших в прокуратуру, накоп­ления и регулярного пополнения информации о фактическом состоянии законности, о факторах, приводящих к нарушениям прав и свобод граждан, стратегически выверенного, тактически обоснованного подхода к выбору средств прокурорского реаги­рования, позволяющих радикально решать задачи общего и специального предупреждения правонарушений. Особого внимания в этой связи заслуживают меры, направленные на пре­одоление правового нигилизма, обеспечение неотвратимости ответственности лиц, нарушивших права граждан, и в первую очередь сотрудников органов исполнительной власти и местно­го самоуправления, чьи действия (бездействие) часто составля­ют первооснову нарушений прав и свобод человека и гражда­нина.

Литература:

Основная

1. Российский прокурорский надзор: Учеб. для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М., Норма, 2005. С. 228-239.

2. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. С. 173-188.

3. Бессарабов В.Г, Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Издат. Дом «Городец». 2007.

Дополнительная

1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г.)//ВСНД и ВС РФ. 1992. № 8. ст. 366.

2. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» / Под ред. Китровой Е.В., Кузьмина В.А. – ООО «Новая правовая культура», 2007.

3. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 года № 195.

4. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: Приказ Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. № 155.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.007 с.)