Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, принципы организации и деятельности
Нормативные источники 1. Федеральный закон в ред. от 17.11.1995 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ). – СЗ РФ, 1995 № 47, ст.4472. 2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.02.2009 N 7-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. 3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (с послед. измен. и доп. от 30 декабря 2008 года) Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. ст. 4921. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 03.12.2008 №229-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012. 6. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (с изм. и доп. от 25.11.2003) // Собрание законодательства РФ. № 17. Ст. 1958. 7. Указ Президента РФ от 01.08.2007 №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 2007. №32. Ст.4122. Понятие, принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Целями деятельности прокуратуры являются обеспечение: - верховенства Конституции РФ и федерального законодательства; - защиты прав и свобод человека и гражданина; -охраняемых законом интересов общества и государства. Организация и деятельность прокуратуры основана как на общих демократических правовых принципах, установленных Конституцией РФ (законности, охраны прав и свобод человека и др .), так и на отраслевых принципах, закрепленных в Законе «О прокуратуре». К ним относятся принципы единства, централизации, гласности и независимости. 1. Принцип единства заключается в том, что: а) все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. б) прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде актов прокурорского реагирования.
2. В соответствии с принципом централизации органы прокуратуры имеют иерархическую структуру, в которой нижестоящие прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, им же освобождаются от должности без каких-либо согласований.
3. Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан и средств массовой информации. Одним из проявлений данного принципа является обязанность прокуроров информировать органы государственной власти и местного самоуправления, а так же население о состоянии законности и правопорядка. Генеральный прокурор предоставляет такую информацию в виде ежегодного доклада Президенту РФ и палатам Федерального Собрания, нижестоящие прокуроры представляют сведения органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В то же время, законом установлены ограничения принципа гласности, связанные с соблюдением требований законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а так же законодательства РФ о государственной и иной специальной охраняемой законом тайне (коммерческой, тайне следствия и т.д.). 4. Принцип независимости заключается: во-первых, в деполитизированности органов прокуратуры, т.е. их независимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. В связи с этим закон устанавливает запрет под угрозой уголовной, административной и иной ответственности какого-либо вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. во-вторых, прокурорские работники реализуют свои функциональные решения и действия только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследования. При исполнении своих служебных обязанностей, прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо пояснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а так же предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Следственный Комитет при прокуратуре РФ. В системе прокуратуры РФ СК является самостоятельным органом, который возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора РФ – Председатель СК. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ. Система следственных органов СК в целом повторяет систему территориальных и специализированных органов прокуратуры РФ. В соответствии с Положением о СК ее образуют: - Центральный аппарат, в который на правах структурных подразделений входят Военное следственное управление и Следственные управления (следственные отделы) по федеральным округам; - Следственные управления по субъектам РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные следственные управления; - Следственные отделы по районам, городам и приравненные к ним военные следственные отделы и иные специализированные следственные отделы. Прокурорский надзор Прокурорский надзор является особым видом правоохранительной деятельности государства и заключается в наблюдении (контроле) за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства. Выполнение прокуратурой надзорной функции подчинено следующим задачам: - выявления и устранения нарушений законов и способствующих им обстоятельств; - восстановления нарушенных прав и законных интересов; - привлечения виновных к ответственности.
Надзорная деятельность прокуратуры имеет следующие особенности: 1.Осуществляется от имени государства специально уполномоченными должностными лицами - прокурорами. 2. Носит надведомственный характер и распространяется на большинство урегулированных законом сфер правовых отношений. Другие государственные органы, наделенные полномочиями по контролю за исполнением законов, осуществляют эту функцию либо в пределах ведомственной принадлежности либо по отдельным направлениям (соблюдение экологического, антимонопольного, таможенного законодательства и т.д.). 3. Объектами прокурорского надзора являются органы федеральной исполнительной власти, все органы субъектов РФ, местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. Таким образом, контрольно-надзорные органы сами относятся к кругу объектов прокурорского надзора. Вместе с тем, законодательно установлено, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. При обнаружении нарушений закона прокурор добивается их устранения мерами прокурорского реагирования: - внесением протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган; - внесением представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения; - исходя из характера нарушения закона вынесением постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, которое передается на рассмотрение уполномоченного органа либо должностного лица, либо требованием о привлечении лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; - обращением в суды с исками и заявлениями, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест, представление, постановление о возбуждении дела об АП, требование, предостережение именуются актами прокурорского надзора (реагирования), которые подлежат обязательному рассмотрению в установленный законом срок. О результатах рассмотрения в письменном виде сообщается прокурору.
В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, выделяют следующие направления прокурорского надзора: 1). Надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и военного управления, коммерческими и некоммерческими организациями, а так же за соответствием федеральным законам издаваемых ими правовых актов; 2). Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения; 3). Надзор за исполнением законов при осуществлении ОРД, дознания и предварительного следствия; 4). Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание. Каждое направление прокурорского надзора характеризуется своими предметом, полномочиями прокурора, актами реагирования на нарушения закона, которые установлены нормами раздела Ш Закона о прокуратуре и УПК. Иные функции прокуратуры К другим функциям прокуратуры Закон относит: 1). Уголовное преследование, т.е. процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст.5 УПК РФ). В соответствии со ст.37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах установленной компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе как досудебного, так и судебного производства по делу. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Нормативные источники 1. Федеральный закон в ред. от 17.11.1995 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ). – СЗ РФ, 1995 № 47, ст.4472. 2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.02.2009 N 7-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. 3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (с послед. измен. и доп. от 30 декабря 2008 года) Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. ст. 4921. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 03.12.2008 №229-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012. 6. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (с изм. и доп. от 25.11.2003) // Собрание законодательства РФ. № 17. Ст. 1958. 7. Указ Президента РФ от 01.08.2007 №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 2007. №32. Ст.4122. Понятие, принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Целями деятельности прокуратуры являются обеспечение: - верховенства Конституции РФ и федерального законодательства; - защиты прав и свобод человека и гражданина; -охраняемых законом интересов общества и государства. Организация и деятельность прокуратуры основана как на общих демократических правовых принципах, установленных Конституцией РФ (законности, охраны прав и свобод человека и др .), так и на отраслевых принципах, закрепленных в Законе «О прокуратуре». К ним относятся принципы единства, централизации, гласности и независимости. 1. Принцип единства заключается в том, что: а) все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. б) прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде актов прокурорского реагирования.
2. В соответствии с принципом централизации органы прокуратуры имеют иерархическую структуру, в которой нижестоящие прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, им же освобождаются от должности без каких-либо согласований.
3. Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан и средств массовой информации. Одним из проявлений данного принципа является обязанность прокуроров информировать органы государственной власти и местного самоуправления, а так же население о состоянии законности и правопорядка. Генеральный прокурор предоставляет такую информацию в виде ежегодного доклада Президенту РФ и палатам Федерального Собрания, нижестоящие прокуроры представляют сведения органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В то же время, законом установлены ограничения принципа гласности, связанные с соблюдением требований законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а так же законодательства РФ о государственной и иной специальной охраняемой законом тайне (коммерческой, тайне следствия и т.д.). 4. Принцип независимости заключается: во-первых, в деполитизированности органов прокуратуры, т.е. их независимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. В связи с этим закон устанавливает запрет под угрозой уголовной, административной и иной ответственности какого-либо вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. во-вторых, прокурорские работники реализуют свои функциональные решения и действия только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследования. При исполнении своих служебных обязанностей, прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо пояснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а так же предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.195 (0.007 с.) |