Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, принципы организации и деятельности

Нормативные источники

1. Федеральный закон в ред. от 17.11.1995 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ). – СЗ РФ, 1995 № 47, ст.4472.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.02.2009 N 7-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (с послед. измен. и доп. от 30 декабря 2008 года) Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. ст. 4921.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 03.12.2008 №229-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

6. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (с изм. и доп. от 25.11.2003) // Собрание законодательства РФ. № 17. Ст. 1958.

7. Указ Президента РФ от 01.08.2007 №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 2007. №32. Ст.4122.

Понятие, принципы организации и деятельности

Прокуратуры РФ

В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Целями деятельности прокуратуры являются обеспечение:

- верховенства Конституции РФ и федерального законодательства;

- защиты прав и свобод человека и гражданина;

-охраняемых законом интересов общества и государства.

Организация и деятельность прокуратуры основана как на общих демократических правовых принципах, установленных Конституцией РФ (законности, охраны прав и свобод человека и др .), так и на отраслевых принципах, закрепленных в Законе «О прокуратуре». К ним относятся принципы единства, централизации, гласности и независимости.

1. Принцип единства заключается в том, что:

а) все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

б) прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде актов прокурорского реагирования.

 

2. В соответствии с принципом централизации органы прокуратуры имеют иерархическую структуру, в которой нижестоящие прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, им же освобождаются от должности без каких-либо согласований.

 

3. Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан и средств массовой информации. Одним из проявлений данного принципа является обязанность прокуроров информировать органы государственной власти и местного самоуправления, а так же население о состоянии законности и правопорядка. Генеральный прокурор предоставляет такую информацию в виде ежегодного доклада Президенту РФ и палатам Федерального Собрания, нижестоящие прокуроры представляют сведения органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

В то же время, законом установлены ограничения принципа гласности, связанные с соблюдением требований законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а так же законодательства РФ о государственной и иной специальной охраняемой законом тайне (коммерческой, тайне следствия и т.д.).

4. Принцип независимости заключается:

во-первых, в деполитизированности органов прокуратуры, т.е. их независимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений.

В связи с этим закон устанавливает запрет под угрозой уголовной, административной и иной ответственности какого-либо вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности.

во-вторых, прокурорские работники реализуют свои функциональные решения и действия только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследования.

При исполнении своих служебных обязанностей, прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо пояснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а так же предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

 

Следственный Комитет при прокуратуре РФ.

В системе прокуратуры РФ СК является самостоятельным органом, который возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора РФ – Председатель СК. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.

Система следственных органов СК в целом повторяет систему территориальных и специализированных органов прокуратуры РФ. В соответствии с Положением о СК ее образуют:

- Центральный аппарат, в который на правах структурных подразделений входят Военное следственное управление и Следственные управления (следственные отделы) по федеральным округам;

- Следственные управления по субъектам РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные следственные управления;

- Следственные отделы по районам, городам и приравненные к ним военные следственные отделы и иные специализированные следственные отделы.

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор является особым видом правоохранительной деятельности государства и заключается в наблюдении (контроле) за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства.

Выполнение прокуратурой надзорной функции подчинено следующим задачам:

- выявления и устранения нарушений законов и способствующих им обстоятельств;

- восстановления нарушенных прав и законных интересов;

- привлечения виновных к ответственности.

 

Надзорная деятельность прокуратуры имеет следующие особенности:

1.Осуществляется от имени государства специально уполномоченными должностными лицами - прокурорами.

2. Носит надведомственный характер и распространяется на большинство урегулированных законом сфер правовых отношений. Другие государственные органы, наделенные полномочиями по контролю за исполнением законов, осуществляют эту функцию либо в пределах ведомственной принадлежности либо по отдельным направлениям (соблюдение экологического, антимонопольного, таможенного законодательства и т.д.).

3. Объектами прокурорского надзора являются органы федеральной исполнительной власти, все органы субъектов РФ, местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. Таким образом, контрольно-надзорные органы сами относятся к кругу объектов прокурорского надзора.

Вместе с тем, законодательно установлено, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

При обнаружении нарушений закона прокурор добивается их устранения мерами прокурорского реагирования:

- внесением протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган;

- внесением представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения;

- исходя из характера нарушения закона вынесением постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, которое передается на рассмотрение уполномоченного органа либо должностного лица, либо требованием о привлечении лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

- обращением в суды с исками и заявлениями, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Протест, представление, постановление о возбуждении дела об АП, требование, предостережение именуются актами прокурорского надзора (реагирования), которые подлежат обязательному рассмотрению в установленный законом срок. О результатах рассмотрения в письменном виде сообщается прокурору.

 

В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, выделяют следующие направления прокурорского надзора:

1). Надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и военного управления, коммерческими и некоммерческими организациями, а так же за соответствием федеральным законам издаваемых ими правовых актов;

2). Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;

3). Надзор за исполнением законов при осуществлении ОРД, дознания и предварительного следствия;

4). Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание.

Каждое направление прокурорского надзора характеризуется своими предметом, полномочиями прокурора, актами реагирования на нарушения закона, которые установлены нормами раздела Ш Закона о прокуратуре и УПК.

Иные функции прокуратуры

К другим функциям прокуратуры Закон относит:

1). Уголовное преследование, т.е. процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст.5 УПК РФ).

В соответствии со ст.37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах установленной компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе как досудебного, так и судебного производства по делу. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Нормативные источники

1. Федеральный закон в ред. от 17.11.1995 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ). – СЗ РФ, 1995 № 47, ст.4472.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.02.2009 N 7-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (с послед. измен. и доп. от 30 декабря 2008 года) Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. ст. 4921.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 03.12.2008 №229-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

6. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (с изм. и доп. от 25.11.2003) // Собрание законодательства РФ. № 17. Ст. 1958.

7. Указ Президента РФ от 01.08.2007 №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 2007. №32. Ст.4122.

Понятие, принципы организации и деятельности

Прокуратуры РФ

В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Целями деятельности прокуратуры являются обеспечение:

- верховенства Конституции РФ и федерального законодательства;

- защиты прав и свобод человека и гражданина;

-охраняемых законом интересов общества и государства.

Организация и деятельность прокуратуры основана как на общих демократических правовых принципах, установленных Конституцией РФ (законности, охраны прав и свобод человека и др .), так и на отраслевых принципах, закрепленных в Законе «О прокуратуре». К ним относятся принципы единства, централизации, гласности и независимости.

1. Принцип единства заключается в том, что:

а) все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

б) прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде актов прокурорского реагирования.

 

2. В соответствии с принципом централизации органы прокуратуры имеют иерархическую структуру, в которой нижестоящие прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, им же освобождаются от должности без каких-либо согласований.

 

3. Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан и средств массовой информации. Одним из проявлений данного принципа является обязанность прокуроров информировать органы государственной власти и местного самоуправления, а так же население о состоянии законности и правопорядка. Генеральный прокурор предоставляет такую информацию в виде ежегодного доклада Президенту РФ и палатам Федерального Собрания, нижестоящие прокуроры представляют сведения органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

В то же время, законом установлены ограничения принципа гласности, связанные с соблюдением требований законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а так же законодательства РФ о государственной и иной специальной охраняемой законом тайне (коммерческой, тайне следствия и т.д.).

4. Принцип независимости заключается:

во-первых, в деполитизированности органов прокуратуры, т.е. их независимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений.

В связи с этим закон устанавливает запрет под угрозой уголовной, административной и иной ответственности какого-либо вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности.

во-вторых, прокурорские работники реализуют свои функциональные решения и действия только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследования.

При исполнении своих служебных обязанностей, прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо пояснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а так же предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.166.127 (0.006 с.)