Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-популярные лекции, Дни (Фестивали) науки и другие формы очной популяризацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Среди мер, направленных на популяризацию науки в широких слоях общества, а также на привлечение талантливых школьников, особое место должны занимать мероприятия, основанные на непосредственном общении с представителями науки и посещением научных центров, университетов и т.п. В этой области мы выделяем три основных направления: 1. Ввиду сложностей в организации регулярных мероприятий актуальным является проведение редких (ежегодных), но достаточно крупных и ярких мероприятий. Такими мероприятиями в последнее время стали фестивали науки и инноваций проводимые во многих крупных городах страны (например, фестиваль науки в Москве, форум Интерра в Новосибирске). 2. Одной из важных форм популяризации являются научно-популярные лекции. Особенно могут быть эффективны лекции, проводимые в нестандартном формате (выбор мест проведения лекций, формы подачи информации), а также сопровождающиеся использованием нескольких каналов подачи информации (качественная запись и трансляция лекций, их размещение в Интернете). 3. Разработка мер, направленных на целевую популяризацию основных научных центров страны, ведущих фундаментальные и прикладные исследования мирового уровня, а также имеющих первостепенное значение для научных исследований, связанных с оборонным сектором экономики. Этого можно достичь, организовав посещение наиболее талантливыми школьниками (победителями олимпиад, всероссийских конкурсов и т. п.) подобных центров, обеспечив этим мероприятиям информационную поддержку.
Таким образом, на наш взгляд, для развития системы популяризации науки в России необходимо: – разработать программу частно-государственного партнерства ориентированную на становление рынка научно-популярной литературы. – разработать меры, направленные на облегчение доступа СМИ к результатам лучших российских исследований, в том числе путем создания (или выбора на конкурсной основе и поддержке уже существующего) специализированного информационного агентства и / или интернет-портала, обобщающего и представляющего в популярной, доступной и корректной форме информацию о результатах российских научных исследований; – стимулировать проведение мероприятий, направленных на непосредственное общение целевой аудитории (школьники, молодежь) с представителями науки, посещении научных центров, университетов и т.п.; – создать систему подготовки научных журналистов, в том числе, и на базе ведущих российских вузов, с наличием возможности бесплатного обучения для наиболее перспективных слушателей этих программ, ввести спецкурсы по научной журналистике, возможно, обязательные, в программы подготовки магистрантов вузов.
Интернет-представительство российских вузов Умение популяризировать свою деятельность и умение взаимодействовать с общественностью через сеть Интернет в наше время достаточно близки и все более пересекаются в своих формах и задачах. Состояние Интернет-ресурсов научно-образовательных учреждений в нашей стране довольно часто и справедливо подвергается критике. В последние годы эта критика получила опору в виде результатов рейтингов. И если к мировым рейтингам университетов как научно-образовательных центров все еще действительно много вопросов на предмет достоверности отображения в них реального уровня качества образования, то в случае Интернет-сайтов вопросов должно быть явно меньше – порядок, оперативность, полнота представления материалов о вузе, а также хорошая англоязычная версия должны быть простой гарантией адекватности представления вуза в мировом Интернет-пространстве. Для иллюстрации того, что нашим вузам еще, мягко говоря, есть над чем работать, приведем материал о рэнкинге Вебометрикс[18]. «Вебометрикс» (Webometrics) – мировой рэнкинг веб-сайтов вузов, который готовится лабораторией Cybermetrics Lab, входящей в национальный Центр информации и документации (Centro de Informacion y Documentacion, CINDOC) при Высшем совете Испании по научным исследованиям. При подготовке рейтинга учитывается только та информация, которая доступна на сайте вуза. Официальный сайт проекта http://www.webometrics.info/. Webometrics анализирует не научно-образовательную деятельность университетов в целом, а «представленность» вуза в интернет пространстве[19]. Рейтинг Webometrics позволяет лишь косвенным образом оценить научно-исследовательские достижения университетов через сравнение их Интернет-сайтов. Рейтинг Webometrics основан не на числе визитов и дизайне страниц, а на полноте представления вуза в сети. Такой подход дает комплексное представление о вузе, о его сетевой активности, о присутствии в интернете преподавателей, сотрудников, студентов. Сайт – визитная карточка вуза в международном образовательном сообществе, отражение его образовательной и научной деятельности. Веб-политика вуза способствует формированию новых связей, неформальному общению между учеными и реализации инновационных разработок на основе обмена опытом и творческого содружества. Публикации на вузовских сайтах – самый простой и дешевый путь оперативного обмена информацией между учеными, преподавателями, студентами. Исходя из этого, без преувеличения можно сказать, что учебное заведение, не владеющее интернет-технологиями, в принципе не может сегодня называться современным университетом. Webometrics позволяет судить о национальной системе высшего образования не по отдельным вузам-лидерам, а по всей совокупности составляющих ее университетов. Отношение числа вузов, вошедших в рейтинг, к общему числу высших учебных заведений в национальной системе образования – важный показатель активности национальной системы высшего образования, ее целостности и готовности к восприятию новых технологий социальных коммуникаций. Так, из 662 проанализированных российских вузов в рейтинг 2011 года попали 450, а остальные (32%) исключены из ранжирования. Добавим к этому, что официально высших учебных заведений "где-то 1200-1300", тогда получается, что интернет-технологиями в 21 веке в России на действительно современном уровне не владеют 2/3 высших учебных заведений. Можно также добавить, что у многих российских вузов более одного веб-адреса, а некоторые имеют по три сайта. Такая ситуация иногда запутывает студентов и абитуриентов. Сегодня в мире активно создаются научные электронные библиотеки свободного доступа. Многие издатели научных журналов мирового уровня не возражают против того, что вузы и НИИ выкладывают труды своих авторов на собственных сайтах в режиме свободного доступа. По мнению некоторых аналитиков, ни у одного российского вуза нет даже подобия такой библиотеки. Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений (Berlin Principles on Ranking of Higher Education Institutions) предполагают, что как минимум 30% материала на официальных вузовских сайтах должны быть переведены на английский язык. Надо сказать, что ни один российский вуз не соответствует этому критерию. Таблица 12. РейтингWebometrics января 2012 года « 100 лучших вузов России ». Первые 10 позиций занимают.
Эксперты считают, что сайты российских вузов должны быть связаны между собой, организуя единое национальное образовательное пространство в интернете, однако это пока еще далеко от реального положения дел, поэтому и показатели России в рейтинге Webometrics, мягко говоря, оставляют желать лучшего.
Работа с талантливыми школьниками и студентами. Научная молодежь и российское образование Университеты – это заводы и фабрики будущего. Инвестиции в человеческий капитал, подготовка и переподготовка кадров становятся задачами более важными, чем техническое оснащение производства. Очевидно, что к такой миссии наши университеты (и школы) пока не готовы. Российское образование пока не может правдиво и честно ответить на следующие простые вопросы: для чего и на кого мы учим, и как это должно быть? кто и как учит, и кто и как должен учить? что такое инновационные технологии в образовании, и как их внедрять? как управляется и как спланирована российская система образования? каково место российского образования в глобальном мире, и каким оно должно быть? Ответы на эти вопросы должны быть закреплены в российском законодательстве, стратегических документах, в отчетах органах власти, однако они, эти ответы, зачастую далеки от реального положения вещей. Кстати, пример со стратегическим планированием потребности в специалистах, проводимого в США, имеет большее отношение к системе высшего образования, планирование развитие которого в нашей стране, увы, практически не выходит за рамки следования кривой рождаемости («много школьников – открываем новые университеты, мало школьников – закрываем слабые университеты» и т.п.). Остановимся подробно на работе с талантами, т.е. с теми, кто в значительной степени будет определять творческие силы страны. Координационный совет, считая эту тему важнейшей, принимал участие в подготовке Концепции и комплекса мер по реализации общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов. Говоря о работе с талантами, необходимо понимать, что между взрослой и детской одаренностью есть существенные отличия. Не каждый юный талант станет талантом взрослым. В то же время, целесообразно относится к каждому ребенку (и даже студенту), как к потенциально талантливому, сочетать программы отбора талантливых (принцип «сита») с широкими программами привлечения («невод»), инновационными методами в образовании, привлекать молодых ученых и преподавателей к внеучебной (воспитательной) работе в школе и вузах, расширять информационную поддержку детей и молодежи «особыми образовательными потребностями». По нашему мнению, следует: 1. Обеспечить научное сопровождение работы с талантами. 2. Разработать комплекс мер по совершенствованию системы дополнительного образования, направленный на максимальное раскрытие творческого и интеллектуального потенциала всех детей и молодежи. 3. Создавать целостную систему выявления одаренных детей и молодежи. Существующие формы выявления одаренных детей, такие как олимпиады, конкурсы, летние школы, должны быть дополнены формами обнаружения скрытой одаренности, в частности с использованием современных психодиагностических методов. 4. Сосредоточить основные усилия на формах работы с одаренными детьми в рамках массовой общеобразовательной школы, в том числе: - за счет новых возможностей индивидуализации обучения и воспитания одаренных учащихся путем интеграции школы с системой дополнительного образования; активного использования дистантного обучения с помощью современных информационных технологий; организации тьюторской поддержки; включения учеников в проектно-исследовательскую деятельность; использования групповых форм обучения и обучения по индивидуальному плану и т.д.; -за счет эффективной научно-методической поддержки, в особенности на научно-обоснованной и технологически проработанной модели работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе. Необходима разработка такой модели, предоставляющей конкретные и, вместе с тем, вариативные стратегии по выявлению одаренных детей в общеобразовательной школе, работе с ними в классе, психологическому сопровождению, мотивационному развитию и т. д. 5. Аналогично школе, обеспечить системный подход к работе с перспективными студентами: с первых лет обучения талантливый студент должен быть охвачен тьюторской поддержкой, вовлечен в работу студенческих научных обществ, лабораторий, кружков, центров и т.д.; систему студенческих научных обществ целесообразно сделать всероссийской, целостной, под эгидой Координационного совета; привлекать научно-педагогическую молодежь к воспитательной (внеучебной) работе со студентами в вузах, развитию студенческого самоуправления; обеспечить научное обоснование и методическую поддержку воспитательной работы в вузах; создать систему повышения педагогической квалификации молодых преподавателей вузов; проводить ежегодный всероссийский конкурс для молодых преподавателей вузов. 6. Совершенствовать систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными дошкольниками и школьниками для разных типов образовательных учреждений. Активно использовать различные виды материального и морального поощрения педагогических работников в этой области деятельности. Предусмотреть формы контроля за уровнем квалификации психологов, ведущих работу по выявлению, развитию и психологической поддержке одаренных детей. Проводить ежегодный конкурс молодых преподавателей вузов (под эгидой Российского союза ректоров, Минобрнауки России и Координационного совета). 7. Целесообразным является создание на базе портала «Ломоносов» всероссийского электронного журнала научных публикаций студентов, аспирантов и молодых ученых. Молодые ученые – значимая часть талантливой молодежи. Необходимо интегрировать НИАС «Молодые ученые России» и «Ломоносов» в общую систему информационного обеспечения работы с талантами. 8. Целесообразно формирование системы организационной и иной поддержки бизнеса, в первую очередь, компаний с государственным участием, оборонно-промышленного комплекса, в реализации масштабных программ участия молодых педагогов в повышении качества образования. 9. Контроль качества образования в вузах, а затем и школах России. Целесообразно вовлечение студентов, молодых преподавателей (представителей преподавательских сообществ), заслуженных профессоров, работодателей, родительского сообщества.
Открытие новых направлений: содействие прорывным исследованиям групп молодых исследователей, в том числе, в интересах обороны и безопасности.
В современной России получили государственный статус такие термины как Приоритетное направление развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Критическая технология Российской Федерации. Приоритетное направление развития науки, технологий и техники Российской Федерации – тематическое направление научно-технологического развития межотраслевого (междисциплинарного) значения, способное внести наибольший вклад в обеспечение безопасности страны, ускорение экономического роста, повышение конкурентоспособности страны за счет развития технологической базы экономики и наукоемких производств. Критическая технология Российской Федерации – комплекс межотраслевых (междисциплинарных) технологических решений, которые создают предпосылки для дальнейшего развития различных тематических технологических направлений, имеют широкий потенциальный круг инновационных приложений в разных отраслях экономики и вносят в совокупности наибольший вклад в решение важнейших проблем реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий. В рамках стратегического планирования необходимо постоянно проводить корректировку направлений и критических технологий. Корректировка Приоритетных направлений и Перечня критических технологий должна быть нацелена с одной стороны на развитие наиболее перспективных технологических областей, с другой – на предотвращение чрезмерного увлечения какими-либо направлениями развития. Примером последнего является очень перспективное направление - нанотехнологии, где наблюдается избыточное количество низкоквалифицированных кадров и разработка псевдонанотехнологий. Подобная ситуация в определённой степени дискредитирует эту важную область. Для обновления Перечня необходимо создание «высших научных советов», которые объединяли бы разносторонне эрудированных специалистов – ученых, конструкторов, изобретателей и технологов. Для предотвращения поддержки недостаточно качественных исследовательских работ по приоритетным направлениями крупные проекты и госконтракты должны находиться под усиленным контролем со стороны квалифицированной научной общественности. В оценке должен соблюдаться принцип Peer Review - проверка (рецензирование) представителями экспертного сообщества, равными по квалификации. Очень желательно привлечение международных, независимых от производственных компаний экспертов, в связи с чем необходимо создание сервисов по переводу материалов на английский язык и по отбору экспертов. В целом, в определении перспективности научных направлений значимость экспертной оценки должна преобладать над данными статистических исследований, которые в некоторых ситуациях имеют низкую достоверность. Например, при оценке численности специалистов, работающих в определённой области, организации представляют сведения наиболее выгодные с точки зрения требований по выполнению работ и часто приписывают междисциплинарных специалистов к необходимой сфере деятельности. Статистика по кадровому потенциалу, например, по кандидатам и докторам наук, занятых в определенном приоритетном направлении, также не достоверна, поскольку квалифицированные специалисты часто работают в нескольких организациях, в каждой из которых статистически учитываются. Данные по привлеченному внебюджетному финансированию, например, по госконтрактным работам не отражают интереса к направлению со стороны инновационных структур; необходимое внебюджетное финансирование создаётся за счет перепродажи имущества между частными компаниями и большим набором других способов. Проблема развития науки и образования тесно связана с ее востребованностью государством и обществом и не может быть решена только за счет отдельных и, зачастую, фрагментарно охватывающих эту сферу государственных программ. Очевидно, что оснащенность науки и образования высококвалифицированными кадрами не может быть обеспечена только за счет повышения «спроса на инновации» со стороны частного сектора экономики и имеет прямое отношение к вопросам обеспечения национальной безопасности. Как уже говорилось, необходимо долгосрочное планирование развития научно-образовательной сферы, ее базовых и прорывных направлений, кадровой и материально-технической оснащенности. Данное планирование должно быть осуществлено на основе прогноза и учета глобальных и региональных тенденций и процессов, планирования развития страны в целом, долгосрочных потребностей отечественной экономики. Более того, с учетом неизбежной в ближайшие годы смены поколений в отечественной науке необходимо самым активным образом привлекать к экспертной деятельности и стратегическому планированию саму научную молодежь. В этой связи, масштабные планы руководства страны по модернизации оборонно-промышленного комплекса, в том числе как «локомотива» для отечественной науки и технологий вселяют значительный оптимизм. В настоящее время проводится работа и в направлении создания экспертного сообщества в сфере развития оборонно-промышленного комплекса и долгосрочного прогнозирования. В связи с вышеизложенным, целесообразны следующие инициативы формирования: 1. Экспертной группы (центра), включающей научную молодежь государственных научных центров, РАН и ряда ведущих вузов, созданной для прогнозирования и планирования научно-технического обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса (в том числе в рамках проекта российского аналога DARPA), проведения силами молодых экспертов регулярных технологических форсайтов. 2. Совета молодых ученых и специалистов учреждений и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Такой совет создан при Ассоциации государственных научных центров, однако существуют еще сотни промышленных предприятий с многочисленными инженерными кадрами, а также вузы и ссузы, готовящие соответствующих специалистов. СМУС ОПК может быть создан уже в ближайшее время и до конца года подготовить предложения о состоянии и развитии научно-инженерного кадрового потенциала ОПК. В эти предложения может входить выделение перечня учебных заведений и специальностей, стратегически важных для развития отрасли. 3. Организаций научной, научно-педагогической и инженерной молодежи по различным направлениям, важным для ОПК, которые могли бы стать прообразом профессиональных инженерных сообществ. Такие организации могли бы вести работу с перспективными школьниками и студентами, популяризировать научную и инженерную деятельность, обращать внимание государства и общества на проблемы сферы ОПК, создавать необходимую для развития ОПК общественную среду, реализовывать другие общественные механизмы поддержки оборонно-промышленного комплекса.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |