Методология и метод. Уровни методологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и метод. Уровни методологии.



Методология и метод. Уровни методологии.

Часто методологию понимают, как науку о методе. Существует широкое и узкое понимание метода. Широкий смысл:

Метод- путь познания, опирающийся на совокупность уже известных знаний

Узкий смысл:

Метод- способ или прием научного познания или практической деят-ти.

В этом случае метод- это целая группа методик исследования или практической д-ти, имеющих общие значимые признаки. Широкое и узкое понимание метода задает различные трактовки понятия методология: либо как философско-мировоззренческую основу познания, либо как совокупность приемов, средств и процедур исследования. Крайности этих 2-х трактовок могут быть сняты в следующем определении (МВ Мостепаненко) Метод- это путь познания в основе которого находятся общие принципы и знания, имеющиеся на данный момент науки. Из этого следует Методология- это учение о методах и принципах познания. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, то методология делится на 2 части:

учение об исходных основах и принципах познания

учение о способах и приемах исследования, опирающиеся на эти основы

В первой части анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Эта часть методологии непосредственно связана с философией и мировоззрением.

Во второй части рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющие общую методику исследования.

Трехуровневая модель методологического знания Ядов и Андреева выделили 3 ур методологического знания:

всеобщая или философская методология( всеобщий философский подход, общий способ познания. На этом уровне представлены наиболее общие понятия, законы, принципы, кот направляют дея-ть человека в определенное русло)

общенаучная методология(представляет совокупность методологический принципов, применяемых в разных науках. Понятия и законы этого уровня являются эффективными в различных областях знаний)

конкретнонаучный (совокупность методологических принципов в конкретной области знаний. Частная методология -это реализация философских принципов, применительно к специфическому объекту исследования)

Четырехуровневая модель Юдина, Зинченко и др.

Ур философской методологии (философские знания, полученные при помощи метода философии. Методологическое значение философии выражается в следующем:

- осуществляется оценка условий и границ применения научного знания.

- проводится анализ адекватности методолог фундамента и общих тенденций развития научного знания

- философия представляет мировоззренческую интерпретацию результатов науки

2. Ур общенаучной методологии. К нему относятся:

- содержание научной концепции

- универсальные концептуальные системы

- современные общенаучные методологичсекие подходы

- собственно методологические концепции

Концепции этого уровня направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах.

3.Ур конкретнонаучной методологии

Ур. применяется к конкретной науке и специфич для нее познавательным задачам

4. Ур процедуры и техники исследования

Этот ур связан с исследов практикой, представляет собой нормы и требования ведения исследования и практической деятельности. В психологии к ним относятся нормы проведения эксперимента, психол исследов и классификац в-в эксперимента. Сюда относят и требования к разработке психодиагностических методов и их классификации.

По Дружинину след ур методологического знания:

Ур методики

Ур методического приема(проективные м-ки)

Ур организации исследования (близнецовый м-д)

Ур методологического подхода (генетический м-д, психофизиологический м-д)

Т.к знания в каждой конкретной ситуации характеризуются не одним признаком, а всем их набором сразу, то появилось основание, чтобы определить через них следующие уровни методологического знания:

1. Концептуальный(критерий истинности является импликативность-выводимость, доказуемость промежуточных и итоговых знаний)

2. Метасистемный (критерий истинности является когерентность- внутр непротиворечивость, совместимость, взаимосогласованность высказываний)

3. Общесистемный (критерий истинности является референтность- проекция высказываний на действительность, представленной в ней их содержания)

4. Теоретический (критерий истинности явл кореспондентность- соответствие высказываний действительности, адекватность их содержания отражаемой реальности)

5. Эмпирический (критерий истинности явл верифицируемость- подтверждаемость содержания высказываний результатами измерений, оценок, т.е. результатом непосредственного контакта с отображаемой действительностью)

6.Методический (критерий истинности явл эффективность- наличие в содержании высказываний, прямых указаний на способ достижения желаемого результата)

7. Практический (критерий истинности явл релевантность- полезность, целесообразность высказываний целям и задачам субъекта познания)

Этапы научного исследования

Любое научное исследование включает в себя ряд этапов.

1. Постановка научной проблемы

Проблема- это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.

Виды научных проблем:

- проблема описания явления

-проблема выявления закономерностей

-проблема объяснений

-проблема предсказания.

Этапы постановки проблемы:

1)обнаружение дефицита инфо

2)осознания потребности устранения этого дефицита

3)описание проблемной ситуации на естественном языке

4)формулирование проблемы в научных категориях и терминах.

Проблема должна быть актуальной. Проблема выбирается исходя из предпочтений и интересов.

На этом этапе формулируется тема исследования, она не должна превышать 6-7 слов.

Общая цель- это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. Наиболее часто встречаются:

-описание нового факта или явления;

-выявление взаимосвязи психич явлений;

-изучение динамики псих явления;

-обобщение, как выделение наиболее существенных явлений.

Определяется объект- это фрагмент реального мира на который направляется исследовательское усилие.

Существует 2 подхода определения объекта:

1)Объект- конкретные психическое явления

2)Объект-элемент измерения, т.е. те единицы, которые в исследовании подвергаются измерительным процедурам.

Объектом исследования могут быть:

Индивид, диада, группа.

Предмет- это те или иные стороны, св-ва, хар-ки объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования является психика(психич процессы, состояния, св-ва и др). Задачи- цели второго порядка через решение которых достигается конечная цель.

Можно выдвинуть предварительную гипотезу.

2. Теоретический анализ проблемы

Работа с той информацией, которая есть по данной проблеме, далее формирование авторской модели изученного явления, уточнение научной проблемы.

3. Формулировка гипотез исследования

Гипотеза- это научно-обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Признаки хорошей гипотезы:

-адекватность проблеме

-правдоподобность

-проверяемость

4. Планирование исследования.

Строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации.

5. Проведение исследования оп намеченному плану

Осуществляется фиксация результатов

6. Анализ и интерпретация полученных данных.

Первичный анализ данных, их матем обработка, интерпретация, исходная гипотеза проверяется на достоверность, обобщаюися новые факты, формулируются закономерности.

7. Формулирование выводов.

Квазиэксперимент

"Промежуточный" между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют (в частнос­ти, Ф.-Дж.МакГиган) с методом систематического наблюдения (и это не оправданно!), при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происходящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий именно промежуточное положение между экс­периментом и наблюдением. Под квазиэкспериментом принято по­нимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отноше­ния частично компенсируются использованием особых квазиэкспе­риментальных планов.

Квазиэксперимент — разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов. Если исследователь интересуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе, он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным методам (квазиэксперимент). Оба способа позволяют исследователю прийти к определённым выводам, но при этом выводы, полученные в результате квазиэксперимента, носят более спекулятивный характер из-за слабого контроля над ситуацией и факторами возможного воздействия. виды квазиэксперимента: 1.отсутствует предварительная процедура уравнивания групп. 2.Отсутствие контролирующей группы. 3.в качестве воздействия выступает реальное событие произошедшее с испытуемым.

16. Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев)

Б.Г. Ананьев разграничил следующие группы исследовательских методов в психологии.

1. Организационные:

а) сравнительный — сопоставление отдельных групп испытуемых с це лью установления сходств и различий между ними;

б) лонгитюдный — многократные обследования одних и тех же лиц с целью определения динамики исследуемых качеств;

в) комплексный — реализация междисциплинарных исследовательских программ, в которых задействованы представители смежных наук, с целью выявления сложных взаимосвязей между явлениями разного по рядка (психическими, физиологическими, социальными и др.).

2. Эмпирические:

а) обсервационные (наблюдение и самонаблюдение);

б) экспериментальные (формирующий, естественный и полевой экс перимент);

в) психодиагностические;

г) биографические;

д) моделирование;

е) анализ процессов и результатов деятельности.

3. Методы обработки данных:

а) количественный (статистический) анализ;

б) качественный анализ.

4. Интерпретационные:

а) генетический (выделение фаз, стадий и критических моментов станов ления психических новообразований в филогенезе и онтогенезе);

б) структурный (установление структурных взаимосвязей между изучае мыми характеристиками).

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ.

Психолог-пользователь должен обеспечить тщательное соблюдение при использовании методики всех стандартных требований. Он не имеет права вносить модификацию в уже изданную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы.

Недопустимо тестирование по почте. Такой способ тестирования не обеспечивает необходимый контроль за соблюдением его условий, а также предполагает интерпретацию результатов без привлечения для этого требуемой информации о респонденте. В этом случае итоги тестирования могут оказаться бесполезными и даже вредными.

Психолог-пользователь лично несет ответственность за принимаемое решение по интерпретации результатов. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные результаты.

Пользователь имеет право собирать статистический и психологический материал по изданным методикам для публикации научных статей и в случае необходимости отсылки таких материалов разработчикам методик.

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ-НЕПСИХОЛОГАМ.

Специалисты-непсихологи, работающие в смежных с психологией областях (учителя, врачи, социологи, инженеры и др.) имеют право использовать только методики, хорошо теоретически и психометрически обоснованные, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов не могут использоваться специалистами-непсихологами.

Если правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога.

При использовании психодиагностических методик специалист-непсихолог автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

Необходимо отметить, что недопустимо принимать решения о кадровых перемещениях, приеме и увольнении и других кадровых вопросах на основании психологических тестов в отсутствии специалиста по психодиагностике, психолога.

22. Значение и исходные понятия психометрики

Психометрика - область псих. диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии. Введено в 1734 Кристианом Вольфом.

Выделяют 2 направления:

Общая – относят измерения обще-психологического (свойственного всем людям) характера, т.е. функциональные зависимости между свойствами стимула и свойствами субъективных реакций).

Дифференциальная – относят измерения, касающиеся индивидуальных различий между людьми по способностям, когнитивным функциям, мотивам, эмоциональным способностям и прочее.

Дифференциальная психометрика по отношению к психодиакностике и дифференциальной психологии выступает в качестве технолого-методической дисциплины. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять методики их процедуру, их разработки и применения.

Требования: стандартизация, валидизация, надежность.

Основные направления дифференциальной психометрики:

1) Общая теория измерения психологических феноменов

2) конструирование на ее основе методик

3) Психометричная адаптация средств измерения к новым условиям пользования

4) анализ тестовых задач, обеспечение их надежности, валидности и репрезентативности.

Стандартизация методики

Стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки выполнения методики. Рассматривается в 2-х планах:

1) как выработка единых требований к процедуре проведения методики;

2) как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Этапы стандартизации:

1)создание единообразной процедуры диагностики:

- определение содержания инструкции для испытуемого;

- разработка стандартного бланка для фиксации результатов, использование которого облегчает процедуру проведения исследования и обработки результатов;

2)создание единообразия оценки результатов, получаемых при помощи данной измерительной процедуры:

- создание единой системы обработки результатов и стандартной интерпретации полученных данных;

3)определение норм выполнения методики.

Требования, которые необходимо соблюдать при проведении психометрического исследования:

- нужно проводить в одно и то же время суток, чтобы избежать погрешностей;

- одни и те же указания для всех испытуемых;

- интерпретация результатов одинаковыми словами для всех испытуемых;

- одинаковое время на выполнение для всех.

Тест структуры IQ Амтхауэра

Групповой тест. Предназначен для людей от 13-63 лет. Метод для профф. Ориентации. Задания на диагностику: вербального компонента , счетно-математич., пространственного, мнестического компонентов. Весь тест проводится за 90 мин.

Самое высокое из возможных значений IQ – 200 баллов, нижняя граница приближается к 0. Средний IQ составляет 100 баллов плюс-минус 16. К группе людей со средним уровнем интеллекта, по данным исследований, относится 68 % людей. К двум другим группам относится по 16 %. Это люди со сниженным интеллектом (IQ ниже 84 баллов) или с повышенным (IQ выше 116).

Нарушения интеллекта: Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ менее 75 баллов). Ее трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Имбецильностью называют среднюю степень слабоумия (IQ от 20 до 50 баллов). Эти люди способны к обучению, но адаптированы только к привычной обстановке жизни. Идиотия – наиболее тяжелая форма слабоумия (IQ менее 20 баллов).

Методология и метод. Уровни методологии.

Часто методологию понимают, как науку о методе. Существует широкое и узкое понимание метода. Широкий смысл:

Метод- путь познания, опирающийся на совокупность уже известных знаний

Узкий смысл:

Метод- способ или прием научного познания или практической деят-ти.

В этом случае метод- это целая группа методик исследования или практической д-ти, имеющих общие значимые признаки. Широкое и узкое понимание метода задает различные трактовки понятия методология: либо как философско-мировоззренческую основу познания, либо как совокупность приемов, средств и процедур исследования. Крайности этих 2-х трактовок могут быть сняты в следующем определении (МВ Мостепаненко) Метод- это путь познания в основе которого находятся общие принципы и знания, имеющиеся на данный момент науки. Из этого следует Методология- это учение о методах и принципах познания. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, то методология делится на 2 части:

учение об исходных основах и принципах познания

учение о способах и приемах исследования, опирающиеся на эти основы

В первой части анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Эта часть методологии непосредственно связана с философией и мировоззрением.

Во второй части рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющие общую методику исследования.

Трехуровневая модель методологического знания Ядов и Андреева выделили 3 ур методологического знания:

всеобщая или философская методология( всеобщий философский подход, общий способ познания. На этом уровне представлены наиболее общие понятия, законы, принципы, кот направляют дея-ть человека в определенное русло)

общенаучная методология(представляет совокупность методологический принципов, применяемых в разных науках. Понятия и законы этого уровня являются эффективными в различных областях знаний)

конкретнонаучный (совокупность методологических принципов в конкретной области знаний. Частная методология -это реализация философских принципов, применительно к специфическому объекту исследования)

Четырехуровневая модель Юдина, Зинченко и др.

Ур философской методологии (философские знания, полученные при помощи метода философии. Методологическое значение философии выражается в следующем:

- осуществляется оценка условий и границ применения научного знания.

- проводится анализ адекватности методолог фундамента и общих тенденций развития научного знания

- философия представляет мировоззренческую интерпретацию результатов науки

2. Ур общенаучной методологии. К нему относятся:

- содержание научной концепции

- универсальные концептуальные системы

- современные общенаучные методологичсекие подходы

- собственно методологические концепции

Концепции этого уровня направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах.

3.Ур конкретнонаучной методологии

Ур. применяется к конкретной науке и специфич для нее познавательным задачам

4. Ур процедуры и техники исследования

Этот ур связан с исследов практикой, представляет собой нормы и требования ведения исследования и практической деятельности. В психологии к ним относятся нормы проведения эксперимента, психол исследов и классификац в-в эксперимента. Сюда относят и требования к разработке психодиагностических методов и их классификации.

По Дружинину след ур методологического знания:

Ур методики

Ур методического приема(проективные м-ки)

Ур организации исследования (близнецовый м-д)

Ур методологического подхода (генетический м-д, психофизиологический м-д)

Т.к знания в каждой конкретной ситуации характеризуются не одним признаком, а всем их набором сразу, то появилось основание, чтобы определить через них следующие уровни методологического знания:

1. Концептуальный(критерий истинности является импликативность-выводимость, доказуемость промежуточных и итоговых знаний)

2. Метасистемный (критерий истинности является когерентность- внутр непротиворечивость, совместимость, взаимосогласованность высказываний)

3. Общесистемный (критерий истинности является референтность- проекция высказываний на действительность, представленной в ней их содержания)

4. Теоретический (критерий истинности явл кореспондентность- соответствие высказываний действительности, адекватность их содержания отражаемой реальности)

5. Эмпирический (критерий истинности явл верифицируемость- подтверждаемость содержания высказываний результатами измерений, оценок, т.е. результатом непосредственного контакта с отображаемой действительностью)

6.Методический (критерий истинности явл эффективность- наличие в содержании высказываний, прямых указаний на способ достижения желаемого результата)

7. Практический (критерий истинности явл релевантность- полезность, целесообразность высказываний целям и задачам субъекта познания)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.023 с.)