Темы и материалы по проведению семинарских занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы и материалы по проведению семинарских занятий



Тема 1. Философия, ее предмет
и место в культуре человечества

Вопросы:

1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.

2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.

3. Философия и частные науки.

4. Функции философии.


Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.

Философия - одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она возникла около 25 столетий назад почти одновременно, как считает К. Ясперс, в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции. Среди ученых первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор, а в качестве названия особой науки термин «философия» употребляется впервые Платоном. В буквальном смысле слово «философия» означает «любовь к мудрости».

Для ответа на первый вопрос темы необходимо сравнить философию с такими важнейшими сферами культуры, как мифология, религия, искусство, наука.

Особенности философии также помогают выявить некоторые моменты генезиса философии. Возникновение философии означает постепенный переход от мифов к самостоятельному размышлению человека о мире, к осознанию того, что в нем действует свой, независимый ни от бога, ни от человека порядок. Но таково было исторически исходное представление о назначении философии. В дальнейшем это представление изменялось.

В этом же вопросе надо дать определение предмета философии, обратившись к рекомендуемой литературе (напр.; Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2003. С. 7-14).

В этом же вопросе надо выявить специфику философского мировоззрения по сравнению с мировоззрением, которое формируется другими формами общественного сознания. Философия, являясь формой общественного сознания, общим теоретическим мировоззрением, квинтэссенцией культуры, представляет собой синтез закономерностей на природу, общество, человека, включающий в себя оценку того, что составляет содержание этих взглядов.

Основной вопрос философии. Структура философского знания.

Для ответа на второй вопрос необходимо дать формулировку основного вопроса философии, содержащегося в работе Ф. Энгельса (см. список литературы); характеристику основных направлений в философии, форм материализма и идеализма.

Основной вопрос философии определяет общие принципы философского мировоззрения, процесса познания мира, влияет на понимание общетеоретических проблем науки, политики, нравственности, искусства. Основной вопрос философии - это не только теоретический, но и практический вопрос об отношении принципов деятельности к объективной реальности. Материалисты и идеалисты объясняли окружающий мир с помощью философского метода. Необходимо остановиться на характеристике исторически сложившихся двух основных методов в философии - диалектике и метафизике.

С момента оформления философии начала определяется и структура философского знания. Необходимо дать характеристики таким частям философского знания как онтологии, гносеологии, социальной философии, логики, эстетики, философской антропологии, философии истории, философии и методологии науки (см.; Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов-на-Дону, Таганрог. 2003. С. 15), а также истории философии.

Философия и частные науки.

При ответе на третий вопрос темы необходимо рассмотреть историческое изменение взаимодействия философии со специальными науками. На рубеже XX-XXI вв. материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы единого знания об эволюции Вселенной и человека.

При изложении вопроса нужно рассмотреть специфику философии в современной системе наук, определить ее взаимоотношения с естественными, общественными, математическими, гуманитарными, техническими науками, уделив особое внимание специфике технических наук, связи общественных и технических наук.

Также здесь нужно рассмотреть роль философии для научного исследования, обратив внимание на селективный парадокс в современной науке.

Можно привести примеры философских вопросов физики, математики, биологии, информатики, техники и т.д.


Функции философии.

Вопрос о функциях философии - это вопрос о том, какую роль играет философия в жизни людей. Нужно дать характеристику функциям: мировоззренческой, методологической, интегративной, социально-теоретической, гуманистической, этической, эстетической, критической, аксиологической, культурологической, прогностической.

Таким образом, важнейшей особенностью философского познания является способность философии отражать все богатство мировоззрения той или иной эпохи. В системе духовной культуры она является самым важным ее компонентом. Поэтому вслед за Гегелем К. Маркс рассматривает философию как духовную квинтэссенцию своего времени и называет ее живой душой культуры (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. С. 1-5).

Существенна роль философов в осознании современных процессов интернационализации и глобализации мира, глобальных проблем человечества (экологический кризис, голод и нищета, рост численности населения, угроза войны), а также обоснование системы ценностей современного российского общества (коллективизм, государственность, равенство, социальная справедливость, свобода, индивидуализм, частная собственность, права человека, толерантность, безопасность и др.).

Основные понятия темы: культура, мифология, мировоззрение, «осевое время», философия, предмет философии, объект философии, методология, наука, нормативные науки, позитивные науки.

Контрольные вопросы

1. Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы стать философией?

2. Какова связь философского идеализма с религией? Что между ними общего, в чем различие?

3. Почему дуализм не является третьей, нейтральной линией в решении основного вопроса философии?

4. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функция философии? Приведите примеры.

5. В чем проявляется взаимосвязь философии и технических наук?

6. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, учителю, юристу и т.д.?

7. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? В чем их отличие от философии?

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 2. Античная философия

Вопросы:

1. Особенности и основные этапы античной философии.

2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Пифагорейская школа. Элейская школа. Гераклит. Демокрит.

3.»Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

4. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Античная философия - это философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. - V в. н.э. Античная философия является первой формой философии, внесшей исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры, задавшей основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях античной философии черпали вдохновение философы различных эпох. Именно античность предложила термин «философия» и определила особенности этого типа духовной активности человека.

Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственно античной философии, необходимо сказать о ее генезисе, о том, что способствовало реализации возможности возникновения античной философии. При этом, говоря о причинах возникновения античной философии, необходимо отметить то, что античная философия - философия рабовладельческого общества, что, несомненно, наложило свой отпечаток на ее формирование и развитие. Вместе с тем античная философия - грандиозная попытка построения рационализированной картины мира разумно решить основной вопрос мировоззрения, при этом в ней были заложены основы практически всех дальнейших разновидностей философских видов мировоззрения, как философского идеализма, так и философского материализма.

Кроме того, при рассмотрении античной философии необходимо ознакомиться с периодизацией античной философии и дать краткую характеристику каждому из периодов, назвать представителей каждого периода, кроме того, указать проблематику, которой занимались указанные философы.

1. Досократовская философия (VI-V в. до н.э.) - период формирования собственно греческого философского мышления - необходимо рассмотреть главную проблему, волнующую философов этого периода - поиск первоначал сущего, в качестве которых признавались огонь, вода, земля, воздух, эфир, апейрон, числа. Эта философия представлена учениями Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита, Пифагора, Парменида, Зенона и др.

2. Классическая философия (V-IV вв. до н.э.) - эпоха деятельности Сократа, Платона, Аристотеля. В этот период возникают знаменитые философские школы, закладываются основы философской проблематики, значительно расширяется сфера обсуждаемых философских проблем, начинается дифференциация знания.

3. Эллинистическая философия (IV-II вв. до н.э.) - период возникновения многочисленных философских школ и направлений.

4. Римский период (I в. до н.э. - VI в.) - это период характеризуется постепенным угасанием ведущих философских школ.

Античная философия в целом имеет следующие характерные особенности:

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса это вода, у Гераклита - огонь, у Демокрита - атомы и т.д.).

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.).

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого является единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.).

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики. Чувства не являются источником знания, их область лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

6. Античная философская антропология исходила из враждебности души и тела, которую может преодолеть разлитая по всему миру любовь, стремящаяся ко всему прекрасному, совершенному, справедливому, мудрому (Платон). Античная философия не знала понятия «личность», философы Древней Греции имели дело с обобщенным, а не индивидуальным бытием человека, социальность которого вытекает из его природы. Он - центр культуры, ее активный творец (софисты); его призвание - познавать и совершать добро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. В истории античной философии наибольшую известность получили:

- рационалистическая мораль Сократа (источник благодетели - знания);

- релятивистская мораль Протагора (мерило нравственного поведения - субъективные представления человека);

- идеалистическая мораль Платона (в основе поведения человека - нравственные идеальные атрибуты: любовь, дружба, красота и др.);

- реалистическая мораль Аристотеля (детерминанты нравственности - знания, хотения, умения);

- натуралистическая мораль Сенеки (критерий нравственности - законы природы и разума.

8. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве. Так, Платон считал, что наиболее совершенным государством, является аристократическая республика, в которой правят - философы, охраняют - воины, производят материальные блага - ремесленники, при этом только ремесленники могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду. В идеальном утопическом государстве Платона утверждается единомыслие, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

9. Мыслители античности создали проекты идеальной системы образования. В этих проектах предусматривалось, что управление образованием осуществляется государством (обществом) в соответствии со своими интересами, а не частными лицами по своему произволу. Предназначением системы образования считалось воспитание разумного, добродетельного человека, восполнение того, что недодала ему природа. По замыслу античных философов (Платон, Аристотель) характер и уровень образования должен быть адекватен сословному делению общества. Привилегированные слои (правители, воины, судьи, жрецы и др.) должны получать многостороннее образование, изучая математику, грамматику, философию, музыку, рисование, гимнастику. Первостепенное значение в образовании придавалось заботе о здоровье человека и его телесных силах. «...Забота о теле, - писал Аристотель, - должна предшествовать заботе о душе, а затем, после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела - воспитанию души». Что касается лиц, исключенных из числа полноценных граждан (рабы, чужестранцы и др.), то они не имеют возможности получить образование, так как заняты физическим трудом, который их принижает и лишает досуга, необходимого для учения.

Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость».

Кроме того, необходимо отметить, что античная философская литература практически не сохранилась. Все труды философов досократовского периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты, благодаря тому, что они приводились в трудах более поздних античных авторов. Труды классического периода также не дошли в полном объеме, за исключением работ Платона и Аристотеля. Такая же ситуация наблюдается в эллинистическом и римском периоде, однако в них число философских произведений, дошедших до нас, больше.

Тем не менее, философию можно понять, только читая произведения философов. А значит, изучать эту науку следует, прежде всего, по первоисточникам.

Основные понятия темы: автаркия, акциденция, апатия, апейрон, апории Зенона, атараксия, гедонизм, генезис, гносис, демиург, диалектика, дуализм, идея, калокагатия, катарсис, категория, логика, логос, майэвтика, материя, метафизика, мимесис, нус, объективный идеализм, понятие, психе, риторика, силлогизм, скептицизм, софизм, стоицизм, физика, форма всех форм, фюзис, хаос, энтелехия, эпикуреизм, эпистеме, этика.

Контрольные вопросы

1. В чём проявляется космоцентризм античной философии?

2. В чем видели первооснову многие античные философы?

3. Что понимали под термином «диалектика» философы Древней Греции?

4. В чем суть антропологии в античной философии?

5. Каким представляет идеальное государство Платон?

6. Какие идеи античной философии о воспитании и образовании актуальны и сегодня?

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

7. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: [Текст] / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 1991.

8. История философии в кратком изложении: [Текст] / Под. ред. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1991.

Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)

1. Формирование новой методологии науки в эпоху нового времени.

2. Проблема субстанции в философии нового времени.

3. Социально-политические концепции и проблема человека в философии нового времени.

1. Формирование новой методологии науки в эпоху нового времени

Предпосылки новоевропейского типа мышления. Привести различие исторических типов рациональности, дать понятие «научной революции». Показать противоборство в эпоху формирования новоевропейской науки между аристотелевской натурфилософией и делающим первые шаги экспериментально-математическим естествознанием. Столкновение понятийного аппарата античности и нового времени: пересмотр понятий природы, материи, пространства, времени, движения, цели, конечного и бесконечного, пустоты.

Предлагается обратить внимание на недопустимость смешивания категориального аппарата философии с обыденным словоупотреблением и сходными понятиями других наук. Очень часто понятия философии и естествознания звучат одинаково, но имеют разный смысл. При этом в истории философии содержание понятия может резко отличаться в различные периоды или в различных философских традициях. Преобразование метафизики природы в метафизику материи. Положительные и отрицательные моменты нового отношения к природе.

Теория познания нового времени. Онтогносеологическое соответствие в теории познания. Механицизм новоевропейской гносеологии. Идеалы «универсальной науки» и универсального метода нового времени. Детерминизм и системность. Физическая и математическая достоверность. Проблема адекватности идеализованного объекта природному явлению - сущность эксперимента. Проблема континуума и бесконечно малых. Эмпирическая и рационалистическая традиции в теории познания. Субъект-объектная парадигма нового времени. Дедукция, индукция и гипотеза. Теория и практика, «знание-сила». Новая индукция и индуктивная логика Ф. Бэкона. Классификация Ф. Бэконом заблуждений-идолов. Классификация наук на основе человеческих способностей. Критика концепции «врожденных идей». Понятие «tabula rasa» в концепции Д. Локка. Сенсуализм Д. Локка. Внешний и внутренний опыт. Номинализм Т. Гоббса. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма. Методическое сомнение Р. Декарта. Геометрический метод Б. Спинозы. Идеал всеобщей формализации знания, построения системы по принципу математического исчисления. (Г. Лейбниц). Концепция возможных миров.

2. Проблема субстанции: единая субстанция Б. Спинозы, множественность субстанций - монад Г. Лейбница

Раскрыть тему необходимо в логической взаимосвязи и преемственности рационалистической традиции, показать, как последующие учения снимают противоречия в концепциях предшественников и какие проблемы оказались неразрешимыми для всей традиции. Основная проблема в философии нового времени - проблема субстанции. Проблема предельного гносеологического основания и аксиоматический метод. Онтологическая проблематика субстанции. Принцип «Мыслю, следовательно, существую». Дуалистическая концепция Р. Декарта.

Субстанциальный монизм и пантеизм Б. Спинозы. Субстанция как причина себя самой. Плюрализм субстанций-монад Г. Лейбница. Принцип индивидуации. Физический мир как хорошо обоснованный феномен. Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания.

Каузальность и телеология. Проблема возможности случайности и свободы. Виды необходимости. Связь философской концепции Г. Лейбница с его естественнонаучной и математической концепцией. Локк об образовании сложных идей. Локковская теория абстракции и проблема субстанции. Учение о первичных и вторичных качествах. Концепция бытия в учении Дж. Беркли. Критерии существования. Ощущение - фундамент и граница действительности. Критика материи. Мир как комбинация ощущений. Опровержение детерминизма в концепции Д. Юма. Теория аффектов.

3. Социально-политические концепции и проблема человека в философии нового времени

Учение о постоянстве человеческой природы. Психофизическая проблема. Концепция предустановленной гармонии. Учения мыслителей нового времени о свободе. Обоснования этики. Приоритет индивида над обществом, обоснование индивидуализма. Рационалистическое обоснование общества и политики. Психологический детерминизм. Теория «общественного договора» Т. Гоббса («Левиафан») и идея «естественного права». Принцип разделения властей в концепции Д. Локка. Редукционизм общественных теорий.

Историцизм и историчность. Политический либерализм. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Своеобразие национальных форм просвещения: английского, французского, немецкого. Французское Просвещение - наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли.

Просвещение и Французская революция. Этапы и направления во французском Просвещении. Нормативная трактовка «природы» (естественного) и «разума» (разумности) как основание социально-критической позиции Просвещения.

Критика истории, общества и церкви. Материалистическая тенденция во французском Просвещении. Социальная философия и философия истории Ж.-Ж. Руссо. Критика цивилизованного состояния. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная демократическая программа политического правового порядка в «Общественном договоре» Руссо.

Неограниченный суверенитет народа и общая воля. Просветительские версии общественного прогресса. Тюрго и Кондорсе о прогрессе и этапах исторического развития человечества.

Основные понятия темы: «субстанция», «акциденция», «эмпиризм», «рационализм», «сенсуализм», «номинализм», «деизм», «пантеизм», «скептицизм», «окказионализм», «предельное основание», «наука», «научная революция», «эволюция», «метод», «рефлексия» «опыт», «природа», «эксперимент», «априорное», «перцепция», «апперцепция», «субъект», «объект», «врожденные идеи», «интуиция», «телеология», «аксиоматика», «индукция», «дедукция», «анализ», «синтез», «континуум», «свойство», «сущность», «феномен», «сила», «потенциальная и актуальная бесконечность», «общественный договор», «право», «государство», «утопия», «историцизм», «историчность», «механицизм», «редукционизм», «свобода», «фатализм», «воля», «атрибут», «модус», «монада», «антропоцентризм», «космоцентризм».

Контрольные вопросы

1. Исторические типы рациональности и научные революции.

2. Новоевропейский тип мышления.

3. Рационализм нового времени.

4. Эмпиризм и скептицизм нового времени.

5. Социально-политические концепции и проблема человека в философии нового времени.

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

7. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: [Текст] / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 1991.

8. История философии в кратком изложении: [Текст] / Под. ред. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1991.

Тема 4. Немецкая классическая философия.

Вопросы:

1. Философия И. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.

2. Философия Г. Гегеля.

3. Философия Л. Фейербаха как учение о сущности человека.

4. Философия К. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.068 с.)