Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.



Раскрывать второй вопрос следует с характеристики позитивизма как, с одной стороны, парадигмальной гносео-методологической установки, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания, с другой стороны, как философское направление, фундированное означенной установкой. Далее необходимо проанализировать эволюцию позитивизма через характеристики следующих его этапов: так называемый «первый позитивизм» (О. Конт, Милль, Г. Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э.Ж. Ренан и др.); «второй позитивизм» (Авенариус, Мах); «третий позитивизм», или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Строссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический позитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, Гедель и др.); постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский кружок). Характеризуя герменевтику как направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия, следует выделить это понятие как в узком смысле (совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания - филологии, юриспруденции, богословии и др.), так и в широком смысле, как философскую герменевтику, которая видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга. Необходимо также показать эволюцию герменевтики: от искусства толкования воли богов или божественного намерения в античности (толкование знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания) до как порождения новых смыслов в диалоге традиций. При этом важно отметить важный вклад в развитие герменевтики таких философов как Шлейермахер, Г. Дильтей, Рикер, Г. Гадамер, Ю. Хабермас и др. В заключение ответа на этот вопрос следует отметить, что структурализм - это обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем. Начало формирования структуралистской методологии датируется выходом в свет «Курса общей лингвистики» Соссюра, в котором содержатся две интенции, фундаментальные для последующего развития этого метода. Во-первых, рассматривая язык как упорядоченную от простейших до сложных уровней систему знаков, Соссюр полагает источник его способности обозначать и выражать нечто - только во взаимосвязи каждого элемента с другими, включенности элементов в определенную систему отношений. Тем самым была намечена резкая антитеза как позитивистскому атомизму, пытающемуся выделить «конкретные языковые сущности», элементарные единицы значения, из которых складывается язык; так и эволюционной лингвистике, игнорирующей синхронический аспект изучения языка в пользу диахронического. Во-вторых, в «Курсе...» было выдвинуто стратегически важное положение об отсутствии субстанции языка: даже на уровне простых звуков мы сталкиваемся не с частицей «материи» языка, а с парами взаимоотрицающих элементов, деструктивными фонемами, чистым, без носителя, различием. Также необходимо охарактеризовать вклад в развитее структурализма таких выдающихся философов второй половины XX столетия, как М. Фуко, Р. Барт, Лакан и др. В общем структурализм может быть представлен как суперпозиция ряда определяющих для XX в. философских стратегий: 1) десубстанциализации традиционной метафизики, систематически начатой еще Кантом и наиболее драматично продолженной Ницше; 2) экспликации внеразумных оснований разума, вехами развития которой стали работы К. Маркса и З. Фрейда; 3) неорационализма, полемизирующего с романтическими, интроспекционистскими философскими течениями.


3. Экзистенциализм. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. Концепция бытия, мира и человека.

При ответе на третий вопрос вначале проанализируйте значение термина «экзистенциализм» и рассмотрите предысторию этого учения. Выясните, каких мыслителей экзистенциалисты считают своими предшественниками, кто и когда ввел в философский обиход термин «экзистенция». Покажите, в чем состоит главная особенность философского подхода экзистенциалистов к решению проблемы бытия и человека, чем обусловлен характер их размышлений, какому типу философствования они противопоставляют свою позицию. Далее следует сравнить способы решения указанной проблемы представителями двух основных направлений экзистенциализма: атеистического (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозного (Н.А. Бердяев, К. Ясперс, М. Бубер, Г. Марсель). На примерах различных учений экзистенциального типа выясните подходы к исследованию вопроса: каким образом сущность человека, осознание им собственного существования влияет на сам характер его существования и отношение к смерти? В заключение необходимо раскрыть важнейшие для экзистенциализма понятия: свобода и «пограничная ситуация». Обратите внимание на трактовку экзистенциалистами взаимосвязи нравственной свободы человека и соблюдения свободы других людей. Выясните, какими путями, кроме переживания пограничных ситуаций, по мнению представителей этого учения, человек может «прозреть» суть своего бытия.

Основные понятия темы: Воля, власть, воля к власти», воля к жизни, воля к познанию, иррационализм, рационализм, сверхчеловек, архетип, бессознательное, либидо, психоанализ, сублимация, фрустрация, экзистенция, трансцендентное, пограничная ситуация, абсурд, коммуникация, сущность и существование.

Контрольные вопросы

1. Раскройте основные принципы неокантианства.

2. Охарактеризуйте сущность понятия «герменевтический круг».

3. В чем отличие понимания способов достижения человеком подлинного существования в религиозном и нерелигиозном экзистенциализме?

4. Как в экзистенциальной философии различаются сущность и существование человека?

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 6. Русская философия.

Вопросы:

1. Судьба и творчество П.Я. Чаадаева.

2. Идеология славянофилов и западников.

3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма».

4. Философия всеединства В.С. Соловьева.

5. Русский космизм (от Н.Ф. Федорова до В.И. Вернадского).

6. Русская философия XX века.

1. Судьба и творчество П.Я. Чаадаева

При ответе на первый вопрос обратите внимание на увлечение П.Я. Чаадаева немецкой классической философией, выясните, чьи идеи оказали на него особое влияние. Далее следует раскрыть основные темы его философских размышлений, обратившись к гносеологическим, онтологическим, антропологическим и историософским взглядам мыслителя. Освещая совмещение П.Я. Чаадаевым христианского провиденциализма и идеи свободной самореализации человека, рассмотрите разработанную им иерархию ступеней бытия, понимание им характера движения от низших его ступеней к высшей - Богу. Покажите, из какого философского основания вытекает чаадаевская концепция свободы и самореализации человека. Проследите эволюцию представлений мыслителя о «пути России» - от положений, высказанных в «Философических письмах», до конца 40-х гг. XIX в. и более позднего периода. При анализе влияния идей П.Я. Чаадаева на содержание и характер развернувшейся общественно-политической полемики о судьбе России выясните, в какой степени они определили дальнейший ход развития русской философии и культуры (в особенности характер общественно-политической дискуссии «западников» и «славянофилов»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.005 с.)