ТОП 10:

Смысл человеческого существования.



При изложении третьего вопроса надо доказать, что смысл жизни - это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступка. Смысл жизни может пониматься: с рациональных позиций; с иррациональных религиозных традиций; как сугубо нравственная проблема (И. Кант); проблема реализации содержания некоего мирового духа, абсолютной идеи (Гегель); как психологическое состояние индивида и как деятельное осуществление себя личностью; миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого Я, в том числе и бессознательного (К. Юнг); смысл жизни могут искать в монологах с самим собой (С. Кьеркегор).

Смысл жизни неотделим от понимания жизни как ее личностной характеристики.

Один из коренных вопросов, с которыми сталкивается личность в стремлении осознать свое Я - это вопрос о смысле жизни, «зачем я живу». Можно видеть смысл жизни в том, чтобы просто жить - есть, спать, работать, растить детей, радоваться всему, что приносит удовольствие и стремиться избегать неприятности. В рассмотрении смысла бытия мы столкнемся с разнообразными подходами. Тогда получается, что смысл жизни сводится к решению текущих жизненных задач. Но бесконечная погоня за удовольствиями и благами угнетает личность, лишают его свободы. Так, подлинное Я подавляется и заменяется «маской» Поэтому тот, кто поглощен в суету жизни, утрачивает индивидуальное своеобразие личности. Жизнь перерастает быть для него самоценностью - человек хочет подчинить ее движению к намеченной цели. Ради своей цели человек может даже пожертвовать жизнью, если он готов скорее не жить, чем жить без смысла.

Покажите, что смысл жизни оказывается для человека стержнем, на котором держится Я и без которого он не может существовать. Всю трудность смысла жизни человек начинает осознавать тогда, когда задумывается о смерти. Дайте краткие характеристики религиозного и материалистического понимания жизни и смерти. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной найти смысл жизни. Личность, умеющая наполнить свою жизнь смыслом - это личность, несущая любовь к людям в своем сердце. Такая личность находит смысл жизни в деятельности, которая доставляет радость и ей самой, и другим.

Нужно обратить внимание, что этика зародилось в недрах философии Важно показать, что причины столь позднего «созревания» этики обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека.

Обратите внимание, что в структуре этического знания наибольшую ценность представляют составляющие, в которых интегрировано сущностно-значимое, непреходящее, общечеловеческое: «моральное сознание», «моральная практика», законы моральной деятельности и категории этики. Рассматривая развитие этической мысли, прежде всего необходимо разобраться в изменении содержания основных этических категорий.

Обратите внимание, что мораль - понятие историческое. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразной и сознательной деятельности. Многие элементарные требования морали, которые появились в эпоху родового строя, сохраняют свое значение и в настоящее время.

Мораль изначально была в первую очередь обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек - человек», «человек - коллектив», «человек - общество». Появление морали связано с потребностью урегулирования отношений между людьми и управления общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных отношений. Учтите, что проблема происхождения морали в различных этических системах различна. Существуют эволюционистские, антропологические, креационистские, социально-исторические подходы по проблеме возникновения морали. Мораль - это не только знания и умения воплотить их в жизнь, но процесс их реализации. Система морали представляет собой теоретический и обыденный уровни, которые нужно раскрыть, при этом вы убедитесь, что все структурные элементы морали содержат ценностные ориентации, цель моральной деятельности, средства (нравственные нормы) ее достижения, мотивацию деятельности, оценку предполагаемых или полученных результатов. Основными свойствами морали являются: императивность, нормативность и оценочность. При рассмотрении функций морали, особенно обратите внимание на гуманистическую функцию морали, которая осуществляется в формировании человеческой личности, развитии ее самосознания. В категориях отражены наиболее значимые стороны моральных явлений. В них заложены основополагающие онтологические и аксиологические основания этики. Обратите внимание на то, что дефиниции этики неоднородны.

Одни из них определяют универсальные значения морали, конечные цели личностного и мирового развития, также наиболее исходные принципы нравственности: «благо», «добро», «добродетель», «справедливость», «счастье», «правда», «любовь» и др. Другие категории отражают всеобщие моральные основания личности, ее внутреннее содержание: «долг», «честь», «достоинство».

Третья совокупность категорий определяет конечные формы отрицательных значений и принципов морали, базисной здесь является «зло». Именно противоположность добра и зла пронизывает все содержание этики.

Нравственный идеал и проблема свободы выбора. При рассмотрении этой проблемы изучите, что понимается под нравственным идеалом и как он соотносится с действительностью; нравственная свобода и моральная ответственность. Современная этика в условиях глобального кризиса человечества и необходимости решения проблемы его выживания рассматривает мораль в качестве важнейшего средства самой возможности дальнейшего существования человека как социального существа. Известно, что общение людей является способом их жизнедеятельности, моральное общение - специфическая форма этой связи. В этом общении проявляются моральные качества личности. Являясь элементом материальной практики, его можно разделить на два вида: собственно сфера моральных отношений и сфера социально-экономических, политических, национальных, трудовых, семейных и других отношений. При втором виде нравственного общения важны результаты определенных действий субъекта в различных сферах деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность их результатами. Обратите внимание, данное общение - есть единство нравственного сознания и поведения. Ее еще можно представить как внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя культура - нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, как основополагающие духовного облика личности. Очень много можно привести примеров из повседневности, когда для людей внешняя сторона общения становится самоцелью, так как на самом деле это прикрытие для достижения своих эгоистических целей.

Свобода и ответственность.

Четвертый вопрос следует начать с определения понятия «свобода», начиная с античности и до наших дней. Нужно вспомнить, что в античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и обозначается как «noietis», деятельность же свободного, т.е. реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как «chretis» или «praxis». Именно в этом отношении в античной Греции статус престижных форм деятельности занимали духовные: философия и свободное искусство как воплощающее личный замысел творчества - в отличие от физической деятельности («презренный труд», «удел раба» у Аристотеля) как типового тиражирования предметов, потребляемых другими. Раб есть «говорящее орудие» в том смысле, что он способен, с одной стороны, разуметь приказание (духовный аспект «говорящего») и выполнить его в ходе предметной деятельности (физический аспект «орудия»): «если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам, по данному ему приказанию..., то господам не нужны были бы рабы» (Аристотель). Именно в этой двойственности статуса, задающего как отсутствие возможности имманентного целеполагания, так и способность осознать его, и коренится механизм несвободы. Указанная особенность древнегреческой культуры, детерминированная личным характером античного рабства, обусловливает то обстоятельство, что в историческом контексте европейской культуры доминирующим оказывается именно указанный аспект свободы, артикулируемой в классической философской традиции как свобода воли. В этом контексте далее необходимо рассмотреть понятия свободы в рамках философии власти (М. Вебер, Парсонс), фатализма в его как иррационалистских (типа астрологии), так и рационалистской (Локк, Спиноза, Лаплас) трактовках, марксистского определения свободы как «познанной необходимости» и концепции «иронии истории» Р. Нибура, фактически сводящих свободу к несвободе от «необходимости», в неклассической философии: в имманентно-экзистенциальной (Сартр, Камю, Шелер, Бубер, протестантский модернизм), социокультурной (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, А. Глюксман, Т. фон-Роззак, Аренд и др.) версиях. Важно отметить, что в рамках экзистенциальной трактовки свободы последняя связывается с индивидуальным бытием личности, центрируя на себя субъективную систему ценностей. Что же касается социокультурной трактовки свободы, то в ее рамках феномен свободы, напротив, соотнесен сугубо с социальной сферой и мыслится в качестве достигаемого. Именно в социокультурной трактовке свободы встает вопрос об ответственности индивида за совершение тех или иных действий. В современной философии проблема свободы артикулируется как в социальном приложении (концепция «либерального иронизма» Рорти, постмодернистские аналитики свободы в контексте шизоанализа), так и в качественно новой своей постановке - как свободы текста и свободы его интерпретации.

Основные понятия темы: антропосоциогенез, благо, гуманизм, добро, добродетель, долг, достоинство, дух, душа, жизнь, индивид, личность, любовь, ответственность, правда, природа человека, свобода, смерть, смысл жизни, совесть, справедливость, субъект, сущность человека, счастье, труд, философская антропология, честь, экзистенция.

Контрольные вопросы

1. Раскройте различия между понятиями «природа» и «сущность» человека.

2. Раскройте связь между понятиями «биосфера», «техносфера», «ноосфера». Что общего между ними и что их различает?

3. Как соотносятся биологическое и социальное в человеке?

4. В чем цель и смысл человеческого существования?

5. В чем отличие «свободы от…» от «свободы для…»?

Рекомендуемая литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)

1. Понятие и становление социальной философии.

2. Особенности развития социально-философской мысли в XIX-XX вв.

3. Проблемы социальной реальности: способ существования общества, соотношение материального и идеального в обществе.

1. Понятие и становление социальной философии

Социальная философия - это философия общественной жизни. Социальная философия - составная часть любой философской системы, одна из важнейших философских дисциплин, которая оказывает влияние на развитие общественного сознания и социальной практики.

В первом вопросе надо раскрыть качественную определенность общества, показать специфику рассмотрения общества социальной философией, дать определения понятия «общество» через его специфические признаки.

Философское учение об обществе формировалось исторически и прошло длительный путь развития. В этом вопросе рассматриваются социально - философские теории первого этапа развития социальной философии со времен античности до конца XVIII века. На этом этапе происходит накопление социально - философских идей. Здесь нужно охарактеризовать специфику взглядов Демокрита на историю человечества. Особенное внимание нужно уделить взглядам Платона и Аристотеля, именно в их творчестве выразился сам подход к проблемам общества, определивший на многие века познание этой области. В разнообразии сюжетов нужно выделить две узловые темы: этика и учение о государстве.

В период Средневековья основные положения учения об обществе выражены в учениях А. Блаженного и Ф. Аквинского.

В Новое время с социально-философской концепцией Т. Гоббса связано изменение самого подхода к пониманию государства. Именно с XVII в. были открыты методологические основания для более основательного изучения гражданского общества, труда, социального равенства и т.д.

В это же время (XVII-XVIII вв.) получают распространение концепции, усматривающие движущую силу общественного развития в различных факторах. Также развивалось философское понимание истории общества (Геродот, Фукидид, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Вольтер, Ж. Боден, Д. Вико, И.Г. Фихте, И.Г. Гердер).

2. Особенности развития социально-философской мысли в XIX-XX вв.

Отвечая на второй вопрос темы, важно понять, что в ХIХ-ХХ вв. совершается переход социальной философии от становления к формированию ее в специализированную отрасль гуманитарного знания. Идеи немецкой классической философии приобрели методологическую значимость для гуманитарного знания в целом. Здесь надо дать характеристику идеи Канта о достижении всеобщего правового гражданского состояния, учения Гегеля о закономерности мировой истории. Обратить внимание следует на возникновение позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), на специфику понимания ими общества как целостного организма.

Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма. Нужно дать характеристику материалистического понимания истории, теории формаций.

В ХХ веке социальную философию следует охарактеризовать исходя из следующих основных направлений:

1. социальная философия развивалась в русле марксистских идей;

2. социальная философия развивалась в контексте разнообразных социологических теорий (неопозитивистские, антипозитивистские, натуралистические, психологические, феноменологические, эмпирические, структурно-функциональные и другие направления). Здесь же рассмотреть теорию М. Вебера (теория социального действия: теория об идеальных типах), Т. Парсонса (теория общества как система функционально связанных переменных), теорию социального действия Ф. Званецкого.

3. социально-философские идеи формировались в русле общефилософского развития (философия истории Б. Кроче, теория общественного круговорота О. Шпенглера, социальное учение А. Бергсона и др.).

При изложении этого вопроса нужно дать характеристику различным вариантам постиндустриального общества: информационного, сверхиндустриального, технотронного. В настоящее время предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технико-технологической детерминации, характеризующейся нелинейными, бифуркационными процессами. Вторая половина ХХ в. ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе.

3. Проблемы социальной реальности: способ существования общества, соотношение материального и идеального в обществе

Третий вопрос темы призван объяснить, какие факторы определяют специфику социальной жизни. Нужно обратить внимание на характеристику человеческой деятельности как способа существования и развития общества, на труд, как ядро человеческой деятельности. Деятельность людей конкретно обнаруживается в социальном действии. Нужно охарактеризовать это понятие.

Основными формами человеческой деятельности являются материальная, социальная, политическая, духовная. Далее нужно определить, что является объективным и субъективным в человеческой деятельности, что представляют собой общественные отношения.

При изложении этого вопроса, конкретизируя положение об обществе как целостной системе, целесообразно обратиться к синергетике - одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем. С синергетической точки зрения, общество как социальный организм представляет собою сложную диссипативную эволюционирующую систему, которая имеет следующие свойства: 1) взаимодействие со средой; 2) самоорганизация; 3) рост объёма используемой информации.

Одной из проблем социальной философии является проблема соотношения между материальным и духовным в обществе. Здесь нужно рассмотреть понятия материальных и идеальных факторов общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки данных в историческом материализме. Важнейшим социальным законом является закон обусловленности общественного сознания людей общественным бытием.

Синергетика устанавливает законы для всех типов систем (в том числе и для общества): открытость, нелинейность, удалённость от состояния равновесия, наличие бифуркационных периодов, возможность случайных флуктуаций, непредсказуемость окончательных результатов и др. Самоорганизация в системных образованиях социального типа связана с необходимостью их управления, как целенаправленного воздействия со стороны субъективного фактора.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику понятия «социальное действие».

2. Старый материализм смотрел на общество как на механическую совокупность индивидов. В чём слабость такого понимания? Исходя из какого принципа К. Маркс преодолел эту ограниченность «предшествующего материализма»?

3. Дайте характеристику общества с точки зрения синергетики.

4. Какие из приведённых ниже явлений относятся к общественному бытию, а какие - к общественному сознанию:

1) политика;

2) географическая среда;

3) экономические отношения;

4) церковь;

5) государство;

6) искусство;

7) культура;

8) национальные отношения;

9) мораль;

10) наука.

5. Охарактеризуйте концепции индустриального, постиндустриального общества.

6. Какой основной методологический порок концепций технологического детерминизма?

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком
(аксиология)

Вопросы:

1. Ценности, их природа и принципы классификации.

2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики.

3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.

4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей.

5. Различия ценностных ориентаций и проблема толерантности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.01 с.)