Тема 14. Смысл жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Смысл жизни человека



1. Абсурдность жизни

2. Человек, творящий мир символов и смыслов

3. Порядок из хаоса

4. Индивидуализм или коллективизм?

5. Прагматизм или идеализм?

6. Человеческое или трансцендентное?

7. Проблема выбора жизненного проекта

 

Абсурдность жизни

Любой поступок, совершенный человеком, любое событие, случившееся с ним, могут иметь какой-то определенный смысл, только если существует некий более высокий, более значимый смысл, который мог бы служить мерилом важности того или иного поступка или события. Если жизнь в целом имеет смысл, то и каждый день, каждое мгновение этой жизни обретают свое место, когда мы смотрим на них через призму общего смысла нашей жизни.

Однако, а что если нет и никогда не было никакого высшего смысла, ни Бога, ни дьявола, никакой цели, заложенной свыше, присущей нашей жизни от рождения? Тогда весь мир оказывается миромабсурда, ибо то, что не имеет смысла – бессмысленно, абсурдно, нелепо. Если мы проживаем всю нашу жизнь в бессмысленном мире, то и сама жизнь у нас не имеет никакого смысла, кроме того, который мы сами и изобрели. Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю писал, что природный мир чужд человеку, он отрицает человека во всех своих проявлениях. Не стоит полагать, что мир настроен по отношению к человеку враждебно, мир попросту безразличен к его уделу, в отличие от человека, homo sapiens’а, стремящегося все рационализировать и найти во всем смысл, природный мир иррационален. И когда человек пытается найти в нем некий смысл для себя, он может обнаружить только абсурд.

По убеждению Камю, любой смысл, претендующий на подлинность, – всего лишь ложь самому себе, уловка человека, стремящегося отвернуться от правды, которая заключается в том, что жизнь конечна, обрывается в Ничто, а, следовательно, бессмысленна и абсурдна. Абсурд может уничтожить все, что имело для человека смысл, и поэтому человек боится абсурда и хочет убежать от него, так, чтобы забыть о его существовании. Но тем самым человек убегает от себя подлинного и живет в бесконечном самообмане. А единственный возможный смысл – в том, чтобы жить, не отрывая взгляда от абсурдности жизни. Такую судьбу Камю сравнивает с судьбой героя древнегреческих мифов – Сизифа. Сизиф у Камю знает, что всякий раз, когда он закатит камень на вершину горы, тот сорвется и скатится вниз, и придется начинать все сначала, без цели и смысла. Но у него достаточно мужества, чтобы признать это, и камень, который он вновь катит в гору наперекор бессмысленности этого занятия, – это его бунт против абсурда и его решимость жить вопреки своей судьбе.

 

Человек, творящий мир символов и смыслов

С другой стороны, человек, как это ни парадоксально, обычно не живет среди объектов природного мира и даже не взаимодействует с ними. Письменный стол или ручка существуют для нас в первую очередь не как физические предметы, а как то, на чем или с помощью чего, к примеру, мы можем писать. Солнце для нас не шар раскаленного газа, а источник света и тепла, а еще – символ, например, власти, мудрости, или великолепия. Вода – это не только химическое соединение, она для человека источник жизни, символ иньской энергии и символ хаоса. Эрнст Кассирер писал, что главное отличие человека от других животных, – это то, что между собой и физическим миром природных объектов и явлений человек помещает мир символов и смыслов. Отныне природный мир уже не воспринимается человеком непосредственно, а лишь опосредовано в виде смыслов, которые человек придает явлениям этого мира. Абсурден ли мир сам по себе или нет, имеет ли жизнь человека некий изначальный смысл, вложенный природой, Богом или еще кем-либо, или не имеет, – человек в ходе своего исторического существования постоянно создает и пересоздает смыслы, в окружении которых и живет.

В этом непрестанном творчестве смысла своего существования заключается специфика человеческого бытия. И мы живем уже как бы и не реальностью, а представлением о ней, не предметом, а его образом, не событием, а его предвкушением, фантазией, воображением. У человека нет и не было другой судьбы. Да и человеком человек стал, когда начал жить в своей собственной вселенной смыслов и символов. Именно этот факт позволяет Кассиреру назвать человека «animal simbolicum». Язык – первый из слоев символической реальности, которая надстраивается над миром природы. Хотя слово «яблоко» обозначает конкретный плод, оно не сочное, без косточек, им нельзя утолить голод, но зато оно полно культурных смыслов, которых не было в самом яблоке, – это, к примеру, яблоко раздора, которое Парис преподнес Афродите, яблоко вечной молодости или запретный плод, предложенный Адаму Евой. Миф, религия, искусство и даже наука, стремящаяся к объективному познанию мира, наполняют этот мир множеством человеческих значений, интерпретаций, предлагают многообразные системы, в которые объединяются прежде разрозненные фрагменты мира.

 

Порядок из хаоса

Когда человек встречает что-то совершенно ему незнакомое, оно – не часть его мира, поскольку ничто не впишется в этот мир до тех пор, пока не станет носителем некоторого смысла. Если Вы нашли часы, Вы знаете, что можно от них ожидать, потому что Вы знаете, что это такое. Но если Вы повстречали, например, караказяпу, Вы не имеете ни малейшего понятия о том, что с ней делать и чем вам это может грозить. Пока Вы не нашли некий смысл в караказяпе, она – угроза Вашему миру, где все относительно стабильно и расставлено по местам, ибо караказяпа для Вас – часть мира, над которым не властен Ваш порядок, часть хаоса.

Человек не может существовать в хаосе. Хаос – это то, где нет никаких устойчивых закономерных связей между событиями и явлениями (или же мы просто не открыли эти связи). Любое рациональное действие совершается, исходя из знания предполагаемого результата. Когда Вы что-то делаете, Вы рассчитываете достичь определенной цели, ибо Вы знаете, как связаны причина и следствие. В хаосе это становится невозможным в силу невозможности предсказать, какое действие приведет к какому результату. И поэтому человек стремится к познанию мира и своего в нем места.

Смысл, который мы сообщаем вещи, превращает ее из бессмысленной в осмысленную. Смысл, который мы придаем миру, обращает его из хаоса в упорядоченный космос. Смысл, который мы приписываем нашей жизни, вырывает ее из царства абсурда, пусть это даже смысл, изобретенный человеком.

Существует ли некий универсальный смысл жизни, который мог бы стать смыслом жизни каждого человека? На этот вопрос в рамках философии нет однозначного ответа. Различные культуры в различные исторические эпохи предлагали многообразные варианты смысла жизни, в чем-то схожие, в чем-то различные. Но, несмотря на различия, существуют некоторые ключевые точки или вектора, на которые так или иначе ориентируется любой смысл, который мы находим в нашей жизни. Эти ключевые точки, объединенные по парам, могут быть представлены в виде некой системы координат, наподобие декартовой, где данные пары образуют три оси, а любая модель смысла жизни занимает свое место в возникшем трехмерном пространстве сообразно своей приверженности тем или иным принципам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.005 с.)