Возможности познания будущего в науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности познания будущего в науке



Одной из возможностей научного познания является прогнозирование тех или иных явлений или событий – исследование конкретных перспектив развития, вероятности того, что данное событие произойдет. В естественных науках это прогнозы погоды, прогнозы штормов, цунами, прогнозы схода лавин, сельскохозяйственные прогнозы, прогнозы о движении небесных тел и т. д. В технических науках – относительно работы механизмов, машин, приборов, аппаратов и т. д. Социальные прогнозы – получение знаний о различных аспектах общественной жизни в будущем. Экономические, демографические, внутри-политические и внешне-политические, социологические, психологические, криминологические, психологические и т. д. Есть прогнозы, которые составляются на стыке естественно-научного, научно-технического и обществоведческого исследований. Например, экологические прогнозы (общество-техника-природа), военные прогнозы (политика-техника) и т. д. В современном обществознании существует целая область исследования будущего – футурология.

В социальном познании прогнозирование осложняется вмешательством человеческого фактора, способностью человека создавать нечто принципиально новое (творчество), нарушать социальные нормы, делать выбор, поступать непредсказуемо. Тем не менее, социальное поведение обладает определенной степенью предсказуемости, поскольку индивидуальные желание, стремления, потребности формируются в социальном общежитии, несут на себе «печать» общих стандартов поведения и мышления, за рамки которых очень сложно выйти. Именно потому, что социальные науки изучают поведение человека в группе, они также обнаруживают определенные константы в социальной динамике, открывают тенденции.

Социальный прогноз способен изменять социальные явления, что почти невозможно в естественных науках. Прогноз плохой погоды заставляет приспосабливаться к этой погоде, брать с особой зонтики, эвакуироваться из опасной зоны. Изменить наступление плохой погоды человек не в состоянии, если только речь не идет о разгоне облаков. Социальный прогноз способен повлиять на поступки людей в настоящем, на их решения. В результате может наступить либо самоосуществление, либо саморазрушение прогноза. Например, прогноз катастрофы, пусть ложный, способен вызвать панику и катастрофу в действительности. В свою очередь прогноз реальной катастрофы вместе с прогнозом оптимальных действий в силах предотвратить ту или иную катастрофу.

 

Подводя итоги, можно сказать, что: 1) познание является неотъемлемым свойством человеческого сознания и сопровождает различные виды человеческой деятельности; 2) познавательные возможности обусловлены особенностями человеческого сознания отражать действительность, обобщать известные факты, прогнозировать развитие событий, исходя из известного, выходить за рамки известного, моделировать возможные ситуации, используя способность воображения; 3) научное познание отличается от других видов познания, основанных на личном опыте или коллективной традиции. Именно в рамках научного познания осознаются границы человеческого знания, невозможность открытия абсолютной истины, невозможность одной единственной позиции объективного наблюдателя, сложность прогнозирования будущего.

 

Основные определения

Познание – процесс получения информации о том или ином предмете, процесс отражения действительности в человеческом сознании.

Чувственное познание – познание посредством органов чувств. Результатом чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

Рациональное познание – познание посредством размышления. Результатом рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения.

Эмпиризм – направление в теории познания, утверждающее, что все знание основывается на чувственном опыте.

Рационализм – направление в теории познания, утверждающее первостепенную роль разума, организующего чувственный опыт, для формирования знания.

Объективное знание – адекватное отражение действительности, без привнесения личностных моментов, психологических особенностей познающего субъекта

Эксперимент – опыт, наблюдение за объектом в строго определенных условиях, которые при желании можно воспроизвести или обнаружить в действительности.

Научное знание – систематическое знание, основанное на эксперименте и специальных методах исследования, существующее в виде гипотез и теорий и призванное прояснить причинно-следственные связи между явлениями.

Обыденное знание – знание, получаемое в процессе обыденной жизни, в процессе разнообразных повседневных коммуникаций.

Религиозное знание – знание о вещах, которые в принципе невозможно доказать ни логически, ни эмпирически – существование души, Бога или богов, духов и т. д.

Абсолютная истина – исчерпывающее знание о предмете, неизменяемое со временем, не зависимое от пространства и времени.

Гипотеза – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений.

Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Относительная истина – истина, обусловленная социально-историческим контекстом, прежде всего, возможностями научного инструментария, развитием человеческого сознания.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание?

2. Как интерпретируется рациональное познание в рамках эмпиризма и рационализма?

3. Почему объективность познания является проблематичной в рамках науки?

4. В чем сходство и отличие социальных прогнозов и естественнонаучных?

 

Литература

Обязательная

1. Философия. Учебник // Под ред. Губина В.Д. М., 2005.

 

Дополнительная

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

4. Machlup F. Knowledge: Its Creation, Distribution and Economic Significance. V.1. Princeton, 1980.

5. Rorty R. Solidarity and Objectivity // Post-Analytic Philosophy. Eds. by J. Rajchman and C. West. N.Y., 1985.

 

 


ТЕМА 7. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

1. Язык, его определение и функции

2. Язык человеческий и язык животных

3. Лингвистическая и когнитивная (познавательная) картины мира

4. Языковые артикуляции культуры

 

Наряду с разумом и чувствами язык относится к отличительным признакам (и сущностным силам) человека. Он помогает нам понимать мир и наше место в нем. Но его самого мы понимаем пока плохо. О многоликости языка, его способности «прятаться» и ускользать от однозначности прекрасно сказал В.Я. Брюсов: «Мой верный друг! мой враг коварный! / Мой царь! мой раб! родной язык!». Неопределенность, неуловимость и упрямство языка имел в виду и В.В. Маяковский, указывая на то, как «единого слова ради» ему приходилось изводить «тысячи тонн словесной руды». Поэтическая экспрессия, несомненно, поднимает и образно заостряет нашу проблему, но ее разрешение, т. е. поиски ответа на вопрос о природе языка, следует искать все же в философии.

 

1. Язык, его определение и функции

Под языком в широком смысле принято понимать любую систему знаков – естественных (звуковой язык, пластика человеческого тела, жесты, мимика) и искусственных, специально созданных людьми (язык математики, язык живописи, язык музыки, дорожные знаки, эсперанто и т. д.). Наука о знаковых системах называется семиотикой (семиологией). Знаковая система в форме человеческого языка, или язык в собственном смысле слова, – предмет такой науки, как лингвистика (языкознание). Связь знака с тем, что он означает, к чему отсылает, что представляет, достаточно условная (неосознанно-стихийная, конвенциональная). Отсюда и полисемия, или многозначность, употребляемых нами слов. Значение слова определяется конкретной ситуацией его использования, дифференцирующей связью с другими словами. Так понимаемое значение часто называют смыслом. Но можно сказать и так: смысл есть содержащаяся в слове мысль.

Различают язык и речь. Речь – это звучащий язык, эмпирически-индивидуальное выражение языка, язык, реализуемый в той или иной конкретной ситуации. Речь – всеобщая способность говорить. «Без сомнения, – писал в данной связи знаменитый швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, – оба этим предмета тесно между собою связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понята и производила свое действие; речь же в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку». Язык есть «социальный продукт речевой деятельности».

Язык – объективное выражение, материальная оболочка, непосредственная действительность мысли. "Язык, – читаем у К.Маркса, – так же древен, как и сознание. Язык е с т ь практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее так же и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми". Язык – явление общественное; возникнув в процессе формирования человеческого общества, он стал важным моментом его функционирования и развития. И потому правы те авторы, которые утверждают, что не человек говорит языком, а язык говорит «человеком» (через человека). Язык является важным средством социализации человека, он приобщает его к культуре, ее ценностям, нормам и идеалам. Язык выполняет также множество других функций: номинативную (называет вещи "своими именами"), познавательную или когнитивную (активно участвует в процессе познания, делает его более продуктивным), социального наследования (накапливает, хранит и передает знания, продукты духовной эволюции), коммуникативную (обеспечивает процесс межличностного общения), эстетическую, идеологическую и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.01 с.)