Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Справедливость В структуре человеческого бытия 93

Поиск

ФИЛОСОФИЯ

ВВОДНЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Москва

Российский университет

Дружбы народов

2006

ФИЛОСОФИЯ

ВВОДНЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Москва

Российский университет

Дружбы народов


 

Коллектив авторов

Философия. Учебно-методическое пособие. – М., Изд-во РУДН, 2006. – 178 с.

 

 

Подготовлено на кафедре социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.

 

 

© Коллектив авторов, 2006 г.

© Издательство Российского университета дружбы народов


сОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

 

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ.. 6

ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ:МИФ, ЛОГОС И ПРОБЛЕМА МНОЖЕСТВЕННОСТИ ФИЛОСОФСКИХ КУЛЬТУР.. 12

ТЕМА 3. ФИЛОСОФСКИЕ КАРТИНЫ МИРА: ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОЙ (ИНФОРМАЦИОННОЙ) ЭПОХЕ (4 ЧАСА) 18

ТЕМА 4. СУЩЕСТВОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОСТИ.. 31

ЧЕЛОВЕКА, МИРА, БОГА.. 31

ТЕМА 5. СОЗНАНИЕ И МОЗГ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.. 39

ТЕМА 6. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ... 45

ТЕМА 7. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.. 51

ТЕМА 8. НАУКА, ТЕХНИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 58

ТЕМА 9. ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.. 64

ТЕМА 10. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ФОРМЫ И КРИТЕРИИ.. 72

ТЕМА 11. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.. 79

ТЕМА 12. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА: УСЛОВИЯ, ГРАНИЦЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 86

ТЕМА 13. СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 93

ТЕМА 14. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.. 98

ТЕМА 15. ОБЩЕСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ.. 105

ТЕМА 16. СОВРЕМЕННОЕ (ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ) ОБЩЕСТВО И ЕГО ПРОФИЛИ.. 113

ТЕМА 17. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ... 120

ТЕМА 18. РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ИСТОРИИ.. 125

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 134

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В исходном своем смысле лекция есть устное изложение учебного материала или какой-нибудь темы. Что дает или что добавляет к такому изложению текст лекции? Оказывается, многое.

В противоположность текучести устного изложения текст несет с собой фиксируемость, а значит, большую структурность, внятность, дисциплинированность, прозрачность. Фиксируемость – это, по-другому, аналитичность, без которой невозможен переход от мифа к логосу в любом познавательном процессе. Точность мысли существенным образом зависит от распознаваемости выражающих ее знаков. В написанном (записанном) слове «членораздельности» больше, чем в устном. В устном языке некоторые звуки неразличимо сливаются, тогда как в тексте – языке письменном, они всегда сохраняют свою различительную самостоятельность. Текст увеличивает число различений (различий), которые легче в таком виде использовать, сохранять и припоминать. Отталкиваясь от пословицы «слово не воробей, вылетит – не поймаешь», можно сказать, что текст есть та сеть, в которую это слово все-таки попадает. Да, философия возникла в рамках устной традиции (Сократ – олицетворение философии, беседовал, говорил, а не писал), но существовать и развиваться она может только в «письменной» среде.

Будучи знаковым многообразием, текст прекрасно справляется с задачей выражения нюансов и деталей, играющих ничем не заменимую роль в философском осмыслении мира, особенно мира социального, где дифференциации и различения часто более продуктивны, чем тождества и единства. Кроме того, текст не требует немедленной реакции понимания, как в случае устной коммуникации, понимание здесь можно откладывать на лучшие времена, когда появится, будет больше свободного времени и концентрации интереса-внимания. Снимая непосредственность устного общения, но препятствуя забвению, текст ускоряет, делает более эффективным обучение.

В ходе учебного процесса у студентов/студенток появится еще один текст – конспект «живой» лекции преподавателя. Предлагаемые тексты лекций являются развернутыми конспектами (записью мыслей) самих преподавателей. Сравнение этих двух текстов, наверняка, выявить различия, требующие устранения, а заодно и углубления в изучаемый материал.

Наконец, работа с текстом и над текстом развивает умение читать и понимать – умение, высоко ценимое в любом деле, во всех областях человеческой жизни. Именно текст, его чтение и понимание развивают абстрактную понятийность – то, без чего невозможно мышление, по традиции и совершенно справедливо называемое абстрактным.

Итак, можно смело настаивать на том, что предлагаемые тексты лекций имеют вполне определенное назначение и по праву займут достойное место в учебно-методическом оснащении университетского курса философии.

Цель предлагаемого курса лекций – содействие формированию у слушателей рефлексивной («осмысленной») культуры бытия, в которой с определенностью выделяются такие составляющие, как мировоззрение, методология и продуктивное воображение. С точки зрения ценностных ориентаций речь идет о становлении трех идентичностей: собственно специалиста, гражданина и человека. Компетентность специалиста – это особая идеология, идеология профессиональной чести, доверия к разуму и его аргументам, вера в возможность совершенствования человеческой природы и т. д. Главное здесь – профессиональный долг, то есть совокупность обязательств, которые человек должен ощущать по отношению к тому делу, которым он занимается. Идентичность гражданина очерчивается национальными (нация-государство), региональными и цивилизационными ценностными ориентациями. Что касается идентичности человека, то она строится на основе экопланетарного сознания, уважения к Другому (и другому), общечеловеческих ценностей, перспективы возвышения человека до Человека. В ней индивид сориентирован – в мыслях, чувствах и делах – на горизонты самой глубокой (homo sapiens) своей сущности. Для образования в современном мире одинаково важны все названные идентичности, но если выстраивать их по ранжиру, искать ведущую, то несомненно выйдем на идентичность человека. Потенциал открытости и взаимозависимости в ней самый большой – должен выдержать все вызовы современности.

 

Зав. кафедрой социальной философии,

доктор философских наук, профессор

Гречко П.К.


ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ

 

1. Что может дать человеку философия?

2. Философия, миф и религия как типы мировоззрения

3. Предмет философии и ее основные функции философии

4. Основные разделы философии

 

Основные разделы философии

Философское знание целостно, но, поскольку предмет философии в своем единстве весьма многообразен, принято выделять в философии несколько разделов, которые называются философскими дисциплинами. Основными разделами философии можно считать онтологию, гносеологию, социальную философию, этику, эстетику, аксиологию, философскую антропологию и историю философии.

Онтология переводится с древнегреческого как учение о бытии. Другими словами, онтология – это философское вопрошание о том, как устроен мир, как он существует и развивается, о природе реальности как таковой. Ответ на вопрос «кто мы есть?» тесно связан с решением загадки «что такое мир?», поскольку мир – это то, где мы есть, и то, благодаря чему мы вообще можем быть.

Гносеология (от древнегреческого «гносис» – знание) представляет собой философское учение о познании. То, как, по нашему мнению, устроен мир, и то, как нам следует его изучать, – две стороны одной медали. Чтобы получить удовлетворительное знание о мире, нужно руководствоваться должными эвристическими (познавательными) принципами, а то, какое познание в наибольшей степени способно приблизить нас к истине, в свою очередь, предопределяется природой самой реальности. Синоним понятия гносеология – эпистемология.

Философия тесно связана с метафизикой (букв. «то, что после физики»). По сути говоря, метафизика объединяет в себе как онтологию, так и гносеологию, ставя вопросы о глубочайших (сверхфизических) первопричинах мира и принципах его постижения. Аристотель считал учение о первоначалах мира – первой философией, на которую должны опираться все прочие философские изыскания. Р. Декарт (1596-1650) рассматривал метафизику как корни древа знания, стволом которого является физика – учение о природе, – а ветвями – все остальные дисциплины. И. Кант (1724-1804) же, напротив, называл метафизические идеи химерами, фантазиями разума, отвлеченного от чувственно постигаемой стороны явлений, знание которой может рассматриваться как единственно достоверное.

Социальная философия – это философское учение об обществе, его истоках, формах, структуре и развитии. Социальная философия включает в себя все философское знание о социальной реальности, представленное философией истории, философией политики, философией культуры, философией религии и т. д. К социальной философии тесно примыкают этика и аксиология.

Этика есть философское учение о морали. Слова этика и мораль восходят к двум древним языкам – древнегреческому и латинскому, где они означают одно и то же: обычаи и нравы общества. Однако наряду с синонимичным использованием этих понятий в философии принято подразумевать под моралью систему нравственных норм и принципов, а под этикой – философское осмысление и анализ этой системы.

Аксиология в переводе с древнегреческого означает учение о ценностях. К ценностям относится все, что ценно для человека, все, к чему он стремится в своей жизни, все, чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Жить без ценностей человек не может, в такой ситуации все становится равным образом бессмысленным; если человек ниспровергает старые ценности, их место занимают другие. Ценностный мир организован в иерархическую систему, где одни ценности являются определяющими для других.

Эстетика – это раздел философии, изучающий прекрасное как таковое, способы его постижения, а также многочисленные формы художественного творчества, где человек создает по законам красоты и гармонии. При всей культурно-исторической обусловленности этих форм и законов для философии очень важен вопрос о том, стоит ли что-то универсальное за местной спецификой в понимании красоты, и если да, то каковы могут быть эти всеобщие принципы красоты.

«Антропос», как известно, означает человек. Антропология, соответственно, – это учение о человеке. Все, что есть специфически человеческого в человеке, его «человечность» представляет собой предмет антропологии. Поскольку антропология включает в себя все знание о человеке, философская антропология – одна из ее форм. Наряду с философской антропологией существует, например, религиозная. В рамках же самой философской антропологии как философском учении о человеке можно выделить социальную антропологию – учение о человеке как социальном существе.

У всякого знания есть своя история. История философии открывает перед нами величественную картину развития философской мысли, философских терзаний, борений, панораму того, как одно философское видение мира сменяло другое, а, кроме того, показывает, как из эпохи в эпоху (сменяя маски, адаптируясь к новым культурным условиям и актуализируясь очередными вызовами, брошенными историей) переходили одни и те же фундаментальные философские вопросы, которые недаром называются вечными.

Вопросы для самоконтроля

1. Что может дать человеку изучение философии? Предложите несколько собственных вариантов.

2. Что общего и различного между мифом и религией как типами мировоззрения?

3. В чем специфика философского мировоззрения?

4. В чем состоит предмет философии?

5. Перечислите и раскройте основные функции философии.

6. Назовите основные разделы философии. Придумайте один-два философских вопроса для каждого раздела.

Основные определения [1]

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мифология (греч. mythologia, от mythos – предание, сказание и lоgos – слово, рассказ, учение) – фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований – мифов, и наука, изучающая мифы.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

Философия – (греч. philosophia, буквально = любовь к мудрости, от phileo = люблю и sophia = мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Литература

Обязательная

1. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. Лекция I-III.

2. Философия. Учебник для вузов. М., 1997 // Под редакцией Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П.

Дополнительная

1. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? // Работы разных лет в 2 т. М., 1970. Т. 1.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Философия – это сознание вслух // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

3. Спиркин А.Г. Философия. М., 2002.

4. Философский энциклопедический словарь. М., 1986.

5. Стивенсон Дж. The Complete Idiot’s Guide To Philosophy // Философия. М., 2004.

6. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

 


ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ:

От мифа к логосу

Философские вопросы – о природе мира, человека и общества, о справедливости, о возможном и должном – коренятся в специфике человеческого существования, поэтому в той или иной форме человек задавал их всегда. Но философия же была не испокон веков, она – явление историко-культурное, то есть возникла в определенное время, в определенном месте. А что же было до того? До зарождения философии ответы на эти вопросы давал человеку миф.

Философия возникает на стыке мифологии и зарождающегося научного знания. Недаром А.Н. Чанышев назвал миф и науку мамой и папой философии. Путь становления философии пролегает от мифа к логосу. Под «логосом» в античности понимали «слово», а также заключенный в нем смысл. В ряде учений логос рассматривался как мировой закон. Разумность организации миропорядка считалась предпосылкой его рационального постижения. Мы можем понять другого человека, только когда он рассуждает или поступает разумно. Понять сумасшедшего невозможно, поскольку мы пытаемся постичь разумом, логикой то, что неразумно, нелогично.

Миф и религия в первую очередь обращаются к иррациональному началу в человеке: к вере, к чувствам, они стремятся исключить сомнение, для философии же сомнение – это исходная точка любого рассуждения. Поэтому там и тогда, где и когда человек уже не принимает то, что ему сообщают миф и религия как нечто несомненное, мы можем говорить о возникновении философии.

 

Философия Древней Индии

Древнейшим памятником индийской философии считаются Упанишады. Упанишады в переводе с санскрита означают «сидеть возле», то есть возле ног учителя. Упанишады являются философским осмыслением древних сакрально-религиозных текстов – Вед («веда», слово однокоренное русскому слову «ведать», означает «знание»). Как и любой другой религиозный текст – Библия, Коран и т. д. – Веды догматичны, они состоят в первую очередь из гимнов богам, описаний ритуалов, магических практик, различных пророчеств. Упанишады, принимая мудрость Вед, впервые задаются вопросом «почему?» и уже по-философски пытаются разрешить проблемы, связанные с ч­еловеческим существованием. Самые первые Упанишады относятся приблизительно к VI в. до н. э., наиболее поздние были написаны в XIV–XV вв. н. э.

Одно из центральных понятий древнеиндийской философии – Атман, индивидуальная душа, душа того или иного человека. Наряду с индивидуальной душой (нашим личностным началом) существует космическая душа – Брахман. Наша душа (Атман) после смерти тела не исчезает, а перерождается в новом теле (реинкарнация). Причем ее новое воплощение зависит от того, как была прожита прошлая жизнь. Человек, который вел праведную, благочестивую жизнь, может после перерождения значительно повысить свой социальный статус, в то время, как преступник и человек, предававшийся пороку, может переродиться слугой или рабом, а то и животным, деревом или камнем. Принцип, согласно которому происходит переселение души, – это закон воздаяния (карма). Жизнь сменяется смертью, затем снова жизнью, одно рождение – другим, образуя бесконечный круг перерождений – сансару.

Считается, что и весь мир также существует циклически: рождается, живет и погибает. Полный цикл существования мира (кальпа), состоит из четырех эпох (юг), каждая последующая из которых менее совершенна и справедлива, чем предыдущая. После гибели мира, боги творят его снова. И так до бесконечности, пока жив верховный бог Брахма. Когда же Брахма умирает, мир исчезает вместе с ним до тех пор, пока не родится новый Брахма.

Рядового человека вполне устраивала идея перерождения и воздаяния в следующей жизни, но мудрецы заметили, что бесконечное повторение рождения и смерти само по себе бессмысленно. Существование человека в мире сансары должно иметь определенную цель. Этой целью является освобождение от мира перерождений – мокша. К мокше ведут различные дороги – короткие, но тернистые, ровные, но необычайно длинные. Интересно, что наряду с путем йога или путем простого благочестивого человека выделяется также и путь мудреца-философа. Само освобождение нашей души (Атмана) означает открытие в нас мировой души (Брахмана), то есть выход за индивидуальное существование. А это преодоление индивидуально-личностного бытия возможно благодаря тому, что, как учат древние тексты, Атман и есть Брахман.

Упанишады являются основой философского учения Веданты (что означает «конец Вед», их заключительная часть). Однако в Древней Индии возникали и «оппозиционные» учения, отрицающие авторитет Вед. Наиболее яркими примерами таких учений являются джайнизм и буддизм. Помимо отказа признать Веды, их объединяла этическая направленность, демократизм (они не признавали сословные различия между людьми) и идея личного спасения.

В основе философии буддизма лежит представление о том, что, кем бы ты ни родился, – рабом или царем – твоя жизнь в любом случае исполнена страдания. Страдания проистекают из наших желаний, человеку всегда мало, он постоянно желает невозможного, – потому и страдает. Все желания восходят к одному – жажде жизни. Избавиться от страданий можно, только освободившись от собственных желаний, и существует путь, который в VI–V в. до н. э. открыл людям Будда (что означает «просветленный»), путь, ведущий к угасанию желаний – Нирване.

 

Философия Древнего Китая

С точки зрения древнего китайца жизнь любого человека должна подчиняться высшей воле – воле Неба (Тянь). Даже Император должен руководствоваться в своих решениях волей Неба и доносить эту волю до своих подданных – недаром он Сын Неба. Небо в китайской философии – деперсонифицированное (не обладающее характеристиками личности) высшее божество, охраняющее миропорядок. Но даже высшее божественное начало, Небо, следует общему принципу мироздания, мировому закону – Дао. Дао – это Путь, которому должен следовать весь мир и все вещи, соответственно и человек, и общество.

Но каково должно быть общество и ради чего должен жить человек, в философии Древнего Китая понималось по-разному. Так мудрец Кун-фу-цзы (в латинской транскрипции – Конфуций), живший с 551 г. по 479 г. до н. э., утверждал, что человек находится на пересечении природного и этического начала, из которых именно последнее выступает как истинно человеческое. Идеальный человек («благородный муж»), по Конфуцию, должен преодолеть в себе все животное, а помочь ему в этом должна человеческая мораль. Основным принципом человеческой морали является принцип Ли, объединяющий в себе уважение (почтение) и ритуал. Можно сказать, что отношения между людьми ритуализируются, становятся частью церемонии, и это помогает организовать общество и достичь порядка в общественных делах. Главное, чтобы каждый был на своем месте, то есть жил соответственно своему Дао, и всегда обращался к другому человеку, как того требовали его ранг и статус.

Все зло и все несчастья, которыми больно общество, порождены нарушением всеобщего порядка. У каждой вещи, учит Конфуций, есть имя, которое описывает сущность этой вещи и то место, которое эта вещь должны занимать сообразно своей сущности. Когда-то вещи и их имена находились в соответствии друг с другом, но потом все перемешалось. И мы называем чиновником – казнокрада, политикой – деятельность, которая только весьма опосредовано связана с благом народа, любовью – похоть, а сыном – человека, который даже не почитает своего отца. Выход, предложенный Конфуцием, заключается в исправлении имен, то есть в том, чтобы привести вещи в соответствии со своими именами. Иными словами, нужно изменить общество и человека так, чтобы они соответствовали своему Дао.

Понятие Дао является стержнем и другого философского учения, в определенных аспектах принципиально расходящегося с конфуцианством, – речь идет о даосизме. Для даосизма главное, чтобы человек жил прежде всего в согласии с природой, а все беды проистекают как раз из желания преодолеть природу, подчинить ее себе. В трактате «Дао де цзин» («учение об истине и пути»), приписываемом легендарному Лао-цзы (6 в. до н. э.), рассказывается о том, как все вещи создаются с помощью разнообразных комбинаций противоположных первоначал – Ян и Инь (мужского и женского, светлого и темного, твердого и мягкого и т. д.) – сообразно закону Дао. Все вещи от природы существуют согласно своему Дао, так и человек, живущей по природе, живет по Дао. Отсюда возникает даосская этика недеяния. Всякий поступок в согласии с природой есть недеяние, ибо это не человек так поступает, а Дао действует через него. Деянием же является любое действие, идущее вразрез с природой, наперекор ей, таким действием человек отлучает себя от Дао, отсюда все его беды.

Особое место занимает философия Книги Перемен (И-Цзин), которая, по преданию, впервые была записана Конфуцием, но корни которой уходят в мифическую древность. Книга Перемен является руководством для гадания, однако сами гадательные практики опираются на глубокую философию. Гадая на стебельках тысячелистника, на панцире черепахи или просто подбрасывая монетку, человек получает ответы в двузначной системе (1/0), которые соответствуют космическим началам Ян и Инь. Складываясь вместе, эти ответы описывают ситуацию, в которой находится человек, сразу на трех уровнях – на личностном, социальном и природно-космическом. А возможно это благодаря тому, что все эти три уровня теснейшим образом связаны между собой и живут, подчиняясь общим законам и ритмам.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему человек обращается к философии? Сформулируйте две точки зрения относительно данного вопроса. В чем, по-Вашему, их слабые и сильные стороны?

2. Что означает понятие «логос»? Как логос связан с зарождением философии?

3. Что такое «осевое время»? Каковы его специфические черты?

4. Что К. Ясперс называет «философской верой»? В чем ее отличия от обычной веры?

5. Какое место в древнеиндийской философии занимают Упанишады? Раскройте основные понятия философии Упинишад.

6. В чем причина человеческих страданий, согласно буддизму? Есть ли путь избавления от этих страданий?

7. Перечислите и объясните центральные понятия философии Древнего Китая. В чем Вы видите различия между философскими системами конфуцианства и даосизма?

8. Какие проблемы волновали умы первых древнегреческих философов? Какие решения они предлагали?

9. Какой «переворот» в философии совершили софисты?

10. Почему Сократа называют отцом античной этики? Что понимают под «сократическим методом» в философии?

 

Основные определения

Логос (греч. lоgos) – термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание"); при этом "слово" берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и "смысл" понимается как нечто явленное, оформленное и постольку "словесное". (БСЭ)

«Осевое время» – философско-историческая категория, введенная К. Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. (Визуальный словарь)

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, т. е. недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. (БСЭ)

Рационализм – философское направление, противопоставляющее мистике, теологии и иррационализму убеждение в способности человеческого разума познавать законы природы и общества. (Общественные науки от Глоссарий.ру)

Карма (на санскрите – деяние, действие, плод действия) – одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. В широком смысле, К. – это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования. В узком смысле, К. называют влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. (БСЭ)

Нирвана – в буддизме и джайнизме – состояние высшего блаженства, которое достигается личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страстей и привязанностей. (Общественные науки от Глоссарий.ру)

Дао – одна из важнейших категорий китайской философии. Буквальное значение термина "Д." – "путь"; Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как "путь человека", т. е. нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. В философии даосизма термин "Д." приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. В философии неоконфуцианства термин "Д." большей частью отождествляется с термином "ли" ("принцип") и противопоставляется материальному субстрату "ци". (БСЭ)

Антропологизм – философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. (БСЭ)

Диалектика – по Сократу – искусство вести беседу, направленное на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. (Общественные науки от Глоссарий.ру).

 

Литература

Обязательная

1. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1. М., 1995.

2. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Дополнительная

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

2. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

3. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

4. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. СПб., 1994.

6. Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997.

7. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1997.

8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1991.

 

 

ТЕМА 3. ФИЛОСОФСКИЕ КАРТИНЫ МИРА: ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОЙ (ИНФОРМАЦИОННОЙ) ЭПОХЕ (4 ЧАСА)

 

1. Понятие философской картины мира

2. Философская картина мира античности

3. Философская картина мира Средних веков

4. Философская картина мира Нового времени

5. Философская картина мира современной (информационной) эпохи

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое философская картина мира?

2. Посредством каких понятий можно охарактеризовать философскую картину мира античности?

3. Что такое теоцентризм?

4. Чем обусловлено становление философской картины мира Нового времени?

5. Что характеризует философскую картину мира Нового времени?

6. В чем специфика отношения человека к природе в античную эпоху, в эпоху Средних веков и в эпоху Нового времени?

7. Что такое современность?

8. В чем заключаются основные отличия философской картины мира современной эпохи от предыдущего времени?

9. Что такое плюрализм? В чем он проявляется?

10. Что такое информация и каково ее значение в современном обществе?

 

Основные определения

Метафизика – понятие, характеризующее область явлений, лежащих за пределами физического мира; буквально – это «то, что следует после физики». Термин ввел Андроник Родосский в 1 в. до н. э. для обозначения части философского наследия Аристотеля. Метафизика, или первая философия (как Аристотель сам обозначал эту часть своего учения), исследует недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего.

Космос (в переводе с греч. – строй, порядок, вселенная, украшение) – понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченную, структурно организованную Вселенную, мир как гармонично устроенное целое. Космос у греков противополагается хаосу.

Логос (греч. logos – слово, мысль, разум, закон и др.) – термин, первоначально (в древнегреческой философии) обозначавший всеобщий закон, разумную основу мира. В дополн. см. «Основные определения» к Теме 2.

Пайдейя – греческий идеал воспитания и образования человека.

Атараксия – спокойствие, невозмутимость духа.

Теоцентризм – учение, согласно которому Бог является абсолютным и наисовершенным бытием, причиной и основой всего сущего, источником всех ценностей и благ.

Креационизм (от лат. creatio – сотворение) – религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.

Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного Божественного плана "спасения" человека.

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек является центром мира и целью всех совершающихся в нем событий.

Антропология христианская – религиозное учение о человеке, ядро которого составляют положения о сотворении человека Богом, об изначальной греховности человека и о возможности его спасения. Многие религиозно ориентированные мыслители (например, Н. Бердяев и Вл. Соловьев) отмечают, что христианство антропологично по сути: сама Библия – ни что иное, как откровение о природе и происхождении человека, о его истории и судьбе.

Теология (греч. theos – бог и logos – учение, слово), или богословие, – система обоснования и защиты религиозных учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией.

Теодицея – оправдание Бога за зло, присущее миру.

Схоластика (греч. scholastikоs – школьный) – средневековая "школьная философия", представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для решения этих задач они использовали ряд идей античной философии, в частности, логику Аристотеля.

Экзегетика (греч. – истолкование) – учение об истолкование древних текстов (например, античных); наука истолкования канонических религиозных текстов.

Эсхатология (греч. esсhatos – последний, конечный и logos – слово, знание, учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

Учение о двойственной истине – учение о разделении религиозных (богословских) и философских истин, области веры и области разума.

Просвещения философия – совокупность философских учений (XVIII в.), характеризующихся верой в разум и научный прогресс. По убеждению просветителей (Монтескье, Дидро, Вольтер, Гольбах, Руссо, Лессинг и др.), распространение научных знаний и просвещение народных масс – один из главных путей прогрессивного преобразования общества и человека. В своих многочисленных публикациях просветители критиковали невежество и религиозный фанатизм, отстаивали свободу и права человека, утверждали равенство всех и каждого.

Гуманизм (от лат. homo – человек, humanus – человеческий, человечный) – воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей.

Индивидуализм – воззрение, утверждающее автономность и самоценность человека, ставящее его интересы выше интересов общества.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.

Рациональность (от лат. ratio – разум) – понятие, характеризующее различные формы жизненной активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств и пр.

Синергетика – наука о самоорганизации открытых систем.

Плюрализм – множественность целого. Целое при этом не довлеет над своими частями, а является эффектом, получаемых из постоянного взаимосоотнесения, взаимодействия разнородных и иногда противоречивых элементов.

 

Литература

Обязательная

1. Гвардини Р. Конец нового времени // http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_gvardini_kon/~phil_gvardini_kon.htm

2. Жидков В., Соколов К. Искусство и социокультурная стратификация общества (п. 1. Картина мира человека; п. 2. Культура как картина мира) // http://www.narcom.ru/ideas/common/65.html

3. Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // Студенческий меридиан. 1983, № 9-10 (http://psylib.ukrweb.net/books/_losew02.htm).

Дополнительная

1. Философия. Учебник // Под ред. В.Д. Губина М., 2005.

2. Бачинин В.А. Сорок три тезиса на пути от классики к постмодерну (http://anthropology.ru/ru/texts/bachinin/tradnov_04.html)

3. Генон К. Кризис современного мира / http://philosophy.ru/library/guenon/01/index.html

4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. (http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich02.htm)

5. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 93-119 (http://socnet.narod.ru/library/authors/heideger/time.htm)

 

 


ЧЕЛОВЕКА, МИРА, БОГА

 

1. Бытие и небытие: определение понятий

2. Существован



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.023 с.)