У истоков европейской философии: Древняя Греция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У истоков европейской философии: Древняя Греция



Античная философия (философия Древней Греции и Древнего Рима), по сути говоря, стоит у истоков всей последующей европейской философии и западного образа мысли в целом. Ее специфические особенности, отличающие ее от других исторических типов философствования, заключаются в рационально-аналитическом характере рассуждения, космоцентризме (то есть обращенности к постижению космоса как единого, живого и упорядоченного) и антропологизме (то есть сосредоточенности на человеке, его природе, проблемах морали и политики).

Первые древнегреческие философы были прежде всего обеспокоены проблемой первоначала – архе(э), по-гречески – того, из чего все произошло. Так, Фалес Милетский (6 в. до н. э.) полагал в качестве такого первоначала воду, Анаксимен (6 в. до н. э.) – воздух, Гераклит из Эфеса (6 в. до н. э.) – огонь, Пифагор (6 в. до н. э.) – число, а Анаксимандр (6 в. до н. э.) – беспредельное (апейрон), не обладающее никакими конкретными свойствами, но потенциально содержащее в себе все. Они считали, что познав возникновение мира, они лучше поймут, что мир из себя представляет сейчас.

Следующая проблема, которая захватила умы древнегреческих философов, – это проблема природы окружающей нас реальности, бытия. Элейская школа, в частности Парменид (6 в. до н. э.), впервые ввела в философию онтологическую проблематику. Мы окружены множеством вещей и явлений, но множественна ли реальность или едина? Вещи движутся и меняются, но является ли бытие вечным и неизменным (Парменид) или «все течет, все изменяется» (Гераклит)? Является ли бытие единственным, что существует, или есть также и небытие? – таковы были основные вопросы этих философов.

Рассуждая о множественной природе мира и о его первоначалах, Левкипп (5 в. до н. э.) и Демокрит (5 в. до н. э.), а позже и Эпикур (4-3 в. до н. э.) пришли к заключению, что все, что есть в этом мире, состоит из атомов, мельчайших, неделимых первоэлементов. Все возникает из атомов, и все рано или поздно на атомы распадется – и тело, и душа, и даже боги. Эпикур построил на этом собственную этическую концепцию – эпикуреизм, суть которой в том, что если после смерти от нас не сохранится ни тела, ни даже души, то жить следует, думая только о том удовольствии, которое отпущено нам в этой жизни.

Выход на сцену античной философии софистов явился своего рода переворотной точкой. Софисты были платными учителями, а учили они риторике (ораторскому искусству), тому, как лучше убедить оппонента в собственной правоте. Поскольку в Афинах того времени господствовала демократия, где побеждал наиболее красноречивый и убедительный политик, труд софистов был всегда востребован. Их место в философии двойственно. С одной стороны, они были релятивистами – то есть учили, что истина относительна, у каждого она своя, а единой истины для всех или не существует, или она непостижима для человека. Подобное учение является тупиковым для философии и науки – ведь если истины все равно не найти, то ради чего познавать мир и человека? Но с другой стороны, отрицая способность человека постичь тайны мироздания, они перевели философское рассуждение в сферу, более близкую человеку – сферу политики и морали. Получается, что софисты как бы открыли человека для философии. Это открытие по его значимости часто сравнивают с коперниканским переворотом в астрономии.

Преданность вопросам человеческого существования, политики и этики – это то, что роднит софистов с одним из выдающихся умов за всю историю философии – с Сократом. Однако Сократ разошелся с софистами относительно природы истины. Истина не может быть для всех своя, поскольку это не истина, а лишь мнение. Истина должна быть единой для всех. Высшую истину Сократ видел в Благе. Благо – это то, что хорошо для всех. Благо не может быть для кого-то благом, а для кого-то злом. Следовательно, моральность человека проистекает из знания Блага, а любое зло – от невежества. Сократа называют отцом античной этики.

Но как человек может узнать, что есть добро, а что есть зло? Как можно постичь истину? Сократ был уверен, что истину нельзя вложить человеку в голову, принести извне, навязать и даже научить истине нельзя. Человек должен прийти к истине самостоятельно, но в этом ему надо помочь. Свой философский метод Сократ называл «майевтикой» (повивальным искусством). Точно так же, как повитуха помогает женщине родить ребенка, Сократ помогал людям дать жизнь их духовным детям, «родить» истину. Первым шагом на пути к Истине будет заставить человека усомниться и отказаться от всех тех истин, которые ему когда-то навязали и которые он доверчиво усвоил как свои. А потом, умело ставя вопросы, необходимо подтолкнуть человека к обретению им Истины.

Показательна и жизнь самого Сократа. Считается, что он стал первым философом-мучеником, пострадавшим за свои убеждения. Когда Сократа приговорили к смерти, он предпочел выпить чашу с ядом, нежели бежать и тем самым, своим поступком, предать то, чему он учил.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему человек обращается к философии? Сформулируйте две точки зрения относительно данного вопроса. В чем, по-Вашему, их слабые и сильные стороны?

2. Что означает понятие «логос»? Как логос связан с зарождением философии?

3. Что такое «осевое время»? Каковы его специфические черты?

4. Что К. Ясперс называет «философской верой»? В чем ее отличия от обычной веры?

5. Какое место в древнеиндийской философии занимают Упанишады? Раскройте основные понятия философии Упинишад.

6. В чем причина человеческих страданий, согласно буддизму? Есть ли путь избавления от этих страданий?

7. Перечислите и объясните центральные понятия философии Древнего Китая. В чем Вы видите различия между философскими системами конфуцианства и даосизма?

8. Какие проблемы волновали умы первых древнегреческих философов? Какие решения они предлагали?

9. Какой «переворот» в философии совершили софисты?

10. Почему Сократа называют отцом античной этики? Что понимают под «сократическим методом» в философии?

 

Основные определения

Логос (греч. lоgos) – термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание"); при этом "слово" берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и "смысл" понимается как нечто явленное, оформленное и постольку "словесное". (БСЭ)

«Осевое время» – философско-историческая категория, введенная К. Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. (Визуальный словарь)

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, т. е. недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. (БСЭ)

Рационализм – философское направление, противопоставляющее мистике, теологии и иррационализму убеждение в способности человеческого разума познавать законы природы и общества. (Общественные науки от Глоссарий.ру)

Карма (на санскрите – деяние, действие, плод действия) – одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. В широком смысле, К. – это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования. В узком смысле, К. называют влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. (БСЭ)

Нирвана – в буддизме и джайнизме – состояние высшего блаженства, которое достигается личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страстей и привязанностей. (Общественные науки от Глоссарий.ру)

Дао – одна из важнейших категорий китайской философии. Буквальное значение термина "Д." – "путь"; Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как "путь человека", т. е. нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. В философии даосизма термин "Д." приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. В философии неоконфуцианства термин "Д." большей частью отождествляется с термином "ли" ("принцип") и противопоставляется материальному субстрату "ци". (БСЭ)

Антропологизм – философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. (БСЭ)

Диалектика – по Сократу – искусство вести беседу, направленное на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. (Общественные науки от Глоссарий.ру).

 

Литература

Обязательная

1. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1. М., 1995.

2. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Дополнительная

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

2. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

3. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

4. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. СПб., 1994.

6. Трубецкой С.Н. История древней философии. М., 1997.

7. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1997.

8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1991.

 

 

ТЕМА 3. ФИЛОСОФСКИЕ КАРТИНЫ МИРА: ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОЙ (ИНФОРМАЦИОННОЙ) ЭПОХЕ (4 ЧАСА)

 

1. Понятие философской картины мира

2. Философская картина мира античности

3. Философская картина мира Средних веков

4. Философская картина мира Нового времени

5. Философская картина мира современной (информационной) эпохи

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.011 с.)