Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческое или трансцендентное?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И, наконец, наши представления о том, в чем заключается смысл жизни, расходятся в вопросе, является ли для нас сверхприродная, трансцендентная реальность – Бог, божественное, Абсолют, Дао и т. д. – определяющим фактором или нет. Иными словами, исходим ли мы в своей жизни из веры в некое сверхчеловеческое начало, или оно ничего или практически ничего для нас не значит. Для религиозного человека ответ на этот вопрос очевиден. Так древние египтяне верили, что главная задача богов – утверждение на космическом уровне приоритета порядка и истины (маат) над хаосом и ложью (исефет). Смысл жизни человека заключался в том, чтобы помогать в этом богам вне зависимости от того места, которое он занимал. Так фараон утверждал истину и гармонию на уровне государства, а простой человек – в своем собственном хозяйстве. Благочестивая земная жизнь гарантировала счастливое загробное существование. Схожие положения мы найдем в большинстве других древних и современных религий. Авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам), к примеру, учат о том, что даже если человек так и не найдет справедливости в этом мире, существует еще и высшая, божественная справедливость. И за все лишения и страдания, выпадающие на долю праведного человека, ему непременно воздастся на небесах. А вот если нет ни небес, ни божественной справедливости? Тогда, как это было, например, для Эпикура или Ницше, наше земное существование – это все что нам отпущено судьбой. И было бы глупо отказаться от этого существования, напротив, смысл жизни следует искать именно здесь, на земле. В чем может заключаться этот смысл? Например, в удовольствии, как тому учит гедонизм Эпикура. Правда, удовольствия без меры могут привести к неудовольствию, поэтому Эпикур призывает не столько стремиться к удовольствиям, сколько стараться избегать страданий, а из всех удовольствий отдавать предпочтение удовольствиям духовного плана как более надежным. Для Фридриха Ницше смысл жизни неразрывно связан с реализацией воли к власти и заключается в непрестанном самопреодолении: воля к власти всегда желает еще больше власти, чем имеет, и, в первую очередь, власти над самой собой. Человек должен стремится преодолеть в себе все человеческое и стать сверхчеловеком, сверхчеловек выступает для него как идеал. Здесь требуется сделать одно уточнение, а именно: касательно трансцендентности идеала и трансцендентных идеалов. В определенном смысле трансцендентен любой идеал, поскольку он находится как бы на грани возможного, реального, а то и по ту сторону реальности, будучи недостижимым. Само слово «трансценденция» может быть переведено с латинского как «выступающее за», «переступающее», «потустороннее». Но по-настоящему трансцендентной считается реальность, выходящая за пределы нашего физического мира. Поэтому не всякий идеал трансцендентен в полном смысле этого слова. И античные стоики и Иммануил Кант видели смысл человеческой жизни в служении долгу. Однако долг, с точки зрения стоицизма, неразрывно связан с Судьбой, которую выбрали для человека боги, в то время как для Канта Бог вместе со всеми остальными метафизическим идеями есть лишь химера, фантазия чистого разума, освободившегося от любого чувственно-опытного знания. В человеческом, а не в божественном искал смысл жизни и Зигмунд Фрейд. Мы как бы находимся между человеческим (моральным) и животным (биологическим). Смысл человеческой жизни заключается в успешном балансировании между этими враждебными друг другу началами, культурном творчестве, как результате перевода биологической энергии инстинктов в социальные формы. И, тем не менее, следует отметить, что только та жизнь, что, как нам кажется, укоренена в бесконечном трансцендентном начале, способна окончательно и бесповоротно преодолеть абсурд, порождаемый конечностью человеческого удела.
Проблема выбора жизненного проекта Некоторые общества, например средневековое, весьма категорично предписывают жизни человека вполне определенный смысл. Истина в том-то и том-то и, если тебе нужна другая истина, то ты отступник. Другие общества более демократичны и толерантны, там человек при желании может сам выбрать смысл своей жизни из некоторого доступного набора. Однако, как оказывается на деле, свобода выбора далеко не всегда благоприятствует обретению смысла своего существования – современный человек часто теряется, не зная, какая версия более верная. В то время как человек, смысл жизни которого предустановлен социокультурным окружением, в меньшей мере склонен к душевным метаниям, его жизненный проект более ясен и определен. С другой стороны, этот проект, возможно, менее выстрадан и выношен человеком. Вопрос об объективном критерии, с помощью которого мы могли бы как-то сопоставлять и сравнивать смысл жизни различных людей и культур, может быть поставлен в двух плоскостях: в метафизической и в социально-философской. С метафизической точки зрения таким критерием мог бы выступать некий трансцендентный смысл, если мы допускаем его существование. К примеру, так, как идея блага в философии Платона могла быть критерием оценки конкретного блага: то благо, которое ближе идее блага, более «благое», чем то, что дальше от нее. Или как представление о совершенном человеке в китайской традиции позволяет нам сказать, кто из двух людей более совершенен. Если же мы признаем, что этого трансцендентного смысла нет, то в метафизической перспективе любой из смыслов равен по значимости любому другому. Но тогда нам остается вторая перспектива: социальная. Здесь, рассматривая смысл, придаваемый своей жизни тем или иным человеком или группой людей, мы можем поставить вопрос о том, насколько он согласуется с наиболее значимыми принципами существования общества, его основными нормами и ценностями. И хотя общество возникает из многообразия субъективных воль и оценок, вместе они складываются в объективную реальность, онтологически столь же значимую для человека, что и мир природы – и даже более значимую, – что позволяет рассматривать общественные ценности, например, общественное благо или права человека, в качестве объективного критерия правильности (по крайней мере, с социальной точки зрения) смысла жизни того или иного человека или социальной группы.
Вопросы для самоконтроля. 1. Как проявляется абсурдность нашей жизни? В чем Вы видите причины абсурда? 2. Что позволяет Э. Кассиреру называть человека «animal simbolicum»? 3. Каким образом смысл помогает образовывать порядок из хаоса? 4. В чем заключаются основные противоречия между индивидуализмом и коллективизмом? Каковы их сильные и слабые места? 5. В чем расходятся между собой прагматизм и идеализм? Что, на Ваш взгляд, достойно критики в каждом из этих учений? 6. Как влияет на поиск смысла жизни выбор между человеческим и трансцендентным? 7. Чем бы Вы могли объяснить многообразие возможных моделей смысла жизни? Каковы могут быть критерии оценки того или иного смысла жизни? 8. Опишите свое понимание смыла жизни, используя пары противоположностей индивидуальное–коллективное, прагматическое–идеалистическое, человеческое–трансцендентное.
Основные определения Абсурд – лат., нелепость; привести к А., ad absurdum, значит сделать из доказываемого положения ряд логических выводов, приводящих в конце к бессмыслице, и тем самым опровергнуть это положение. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) Драма абсурда – направление авангардистской драматургии 1950-х, 1960-х годов, для которого характерны: · гротескно-комическая демонстрация ложности и бессмысленности человеческого бытия; · отсутствие сюжета и характеров; · представление действительности лишенной внутреннего смысла и причинно-следственных связей. (Общественные науки от Глоссарий.ру) Символ – (от греч. sуmbolon – знак, опознавательная примета) 1) в науке (логике, математике и др.) – то же, что знак. 2) В искусстве – универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории – с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. (БСЭ) Хаос – в древнегреческой мифологии – беспредельное, бесформенное пространство, из которого был создан существующий мир как упорядоченный космос. (Общественные науки от Глоссарий.ру) Индивидуализм – (франц. individualisme, от лат. individuum – неделимое), тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счёте абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу вообще. (БСЭ) Коллективизм – тип мировоззрения, не допускающий противопоставления человека обществу, исходящий из признания необходимости гармоничного сочетания общих и частных, коллективных и личных интересов. (Общественные науки от Глоссарий.ру) Традиционное общество – доиндустриальные общественные уклады аграрного типа, характеризующиеся: · преобладанием натурального хозяйства; · сословной иерархией; · стабильностью структуры; · способом социокультурной регуляции всей жизни, основанном на традиции. (Общественные науки от Глоссарий.ру). Либерализм – общественное движение: · провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; · поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; · поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод. (Общественные науки от Глоссарий.ру). Прагматизм – направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты. (Общественные науки от Глоссарий.ру) Трансцендентный – философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию. (БСЭ) Трансценденция – в широком смысле – выход за собственные пределы; переход из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). (Общественные науки от Глоссарий.ру) Гедонизм – (от греч. hedone – наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. (БСЭ)
Литература Основная 1. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде // Сумерки богов. М., 1989. Часть первая (Абсурдное рассуждение). 2. Франк С. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., 1992. Дополнительная 1. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М., 1994. 2. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. 3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. 4. Смысл жизни. Сокровища русской религиозно-философской мысли. М., 1994. 5. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Мартин Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.007 с.) |