Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие знака. Смысл и значение знакаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основная задача логического анализа языка состоит в том, чтобы выяснить, каким образом язык может выполнять функцию средства познания. В самом общем виде ответ на этот вопрос состоит в том, что слова и словосочетания языка соотносятся каким-то образом с предметами, свойствами, отношениями действительности, т.е. являются их представителями в нашем сознании, выполняют роль их знаков. Задача логики – выяснить эти способы и характер связи выражений (элементов языка) с объектами действительности. Таким образом, логика изучает не только формы и закономерности мышления, но и язык как знаковую систему. Язык – это система знаков, служащая для хранения и передачи информации. Виды языков: - естественные – это открытые, саморазвивающиеся системы (русский, английский, китайский и т.д.); - искусственные – закрытые системы (языки наук, языки программирования и т.д.). Изучением языка как знаковой системы занимается наука семиотика, включающая в себя разделы: - синтаксис – теория отношений одного знака к другому, т.е. теория соединения знаков в комплексы знаков, используемых в общении; - семантика – теория, изучающая отношение знака к его значению и смыслу; - прагматика – теория, описывающая способы использования знаков носителями языка. Для решения тех задач логики, которые относятся к анализу языка, необходимо выяснить общие характеристики, специфику различных видов и принципы употребления знаков. Знаком называют любой материальный предмет, который служит в процессе общения и мышления людей представителем какого-то другого материального или идеального объекта. Наиболее общепринятым определением знака является определение, данное в «Философском энциклопедическом словаре»: Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). В качестве языковых знаков выступают слова и словосочетания естественного языка. Они являются знаками, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т.п.) и как таковые доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-то объекты и, прежде всего, из внеязыковой действительности, т.е. имеют те или иные предметные значения. Итак, для знака характерно, во-первых, быть материальным объектов, а, во-вторых, быть представителем какого-то другого объекта. Основной характеристикой знака является его предметное значение. Предметное значение знака – это замещаемый объект. Предметным значением знаков могут быть предметы, в широком смысле слова – все, что может быть объектом мысли, все, о чем мы можем что-либо утверждать или отрицать. В качестве таких значений могут выступать и сами характеристики предметов. Вообще предметные значения знаков многообразны. Иногда, даже трудно установить, каково оно для тех или иных видов знаков. В частности, это относится к предложениям. С большой степенью условности в логике считается, что предметными значениями повествовательных предложений являются такие абстрактные объекты, как «истина» и «ложь». По существу, имеется в виду, что повествовательное предложение указывает на наличие у нас определенной информации – истинной или ложной, - относящейся к некоторой области действительности. Вопросительные предложения представляют ситуации, состоящие, наоборот, в недостатке определенной информации и потребности иметь ее. Побудительные же предложения являются, очевидно, знаками наших желаний, стремлений, потребностей. В качестве предметных значений знаков могут выступать и воображаемые предметы: мировой эфир, вечный двигатель, русалка, леший, НЛО и т.п. Знаки, обозначающие подобные предметы, часто называют знаками-фикциями. Однако они являются фиктивными (лишенными предметных значений), когда претендуют на обозначение реально существующих предметов. Но едва ли их можно характеризовать как фикции, когда они употребляются для обозначения объектов воображаемых миров: мира сказок, легенд, романов и т.д. Не лишены предметных значений и такие знаки, которые хотя и обозначают нечто, не существующее в действительности, но используются в научном обиходе для определенных целей («меридиан», «вектор», «число», «абсолютно упругая жидкость» и т.п.). Другой существенной характеристикой знака является его смысл. Смысл знака – это отличительная совокупность черт, свойств (признаков) объекта, который представляет знак. Иначе – это связанная со знаком информация о предмете, которая достаточна именно для мысленного выделения этого предмета. Так, смыслу слова «Луна» соответствует ее характеристика: «естественный спутник Земли». Для слова «глагол» - это: «слово, обозначающее действие». Для «треугольника» - это: «плоская, замкнутая, ограниченная тремя сторонами фигура». По поводу смысла знаков в логике существуют разные точки зрения. Фреге и Черч полагают, что все знаки имеют смысл. Отечественный исследователь Войшвилло придерживается иной точки зрения. Он говорит, что смыслы знаков могут быть собственными и приданными. Смысл знака называется собственным, если характеристика обозначаемых им объектов выражена в самой структуре знака. Смысл знака называется приданным, если эта характеристика принята по соглашению (или стихийно) в некотором сообществе. Также могут быть знаки, не имеющие ни собственного, ни приданного смысла. Пример. Выражение «город, являющийся столицей России» имеет собственный смысл. Знаки «Луна», «Земля», «Москва», «ромб» не имеют собственного смысла. Знаки «болезнь», «игра», по крайней мере, до настоящего времени не имеют ни собственного, ни приданного смысла. Ученым-медикам до сих пор не удается найти такую совокупность характеристик болезни, которая бы отличала болезнь от тех или иных анатомических или функциональных отклонений организма человека от нормы, которые врачи не склонны называть болезнью. Не удается также пока найти ответа на вопрос, что такое игра (не удается определить этот термин). Однако «не иметь смысла» для знака вовсе не означает «быть бессмысленным». Таким образом, смысл представляет собой связующее звено между знаком и обозначаемым им объектом. Надо различать смысл знака и его смысловое содержание. Смысловое содержание означает вообще некую совокупность сведений (знаний) о предметах, обозначаемых данным словом. В отличие от этого, особенность смысла знака в том, что он однозначно указывает на предмет, выделяет его. Тогда как отнюдь не всякое смысловое содержание некоторого слова достаточно для того, чтобы отличить обозначаемые им предметы от других.
Типы знаков В нашей жизни мы наблюдаем большое многообразие знаков. Дорожные знаки, показания приборов, следы на снегу, дым из трубы, азбука Морзе – все это знаки. Немецкий философ Мартин Хайдеггер (1883-1969) считал, что практически весь мир является «знаковой сетью», т. к. любой предмет, процесс или явление «указывает» нам на другие. В мире любая вещь выступает «знаком иного». В этом Хайдеггер видел универсальный способ связи всего существующего. Различают три основных вида знаков в зависимости от характера их отношения к обозначаемым объектам: знаки-индикаторы, знаки-образы, знаки-символы. Знак-индикатор (знак-индекс) связан с репрезентируемым (представляемым) им предметом каузальным способом (отношением причины). К ни относятся следы на снегу, положение флюгера, дым из трубы, смех и т.д. Например, дым – индикатор огня; смех – индикатор веселого настроения. В языке к таким знакам можно отнести некоторые выражения, возникающие как реакции человека на внешние воздействия (например, междометия). Знак-образ является в какой-то мере изображением обозначаемого предмета. Он связан с репрезентируемым предметом отношением подобия (внешнего сходства). Это фотографии, карты местности, реалистические художественные изображения, чертежи, схемы и т.п. В языке к числу таких знаков можно отнести те слова, которые по своему звучанию воспроизводят звуковые характеристики обозначаемых ими процессов и вызывают определенные звуковые образы обозначаемых ими объектов. Например, «треск», «звон», «жужжание» и т.п. Знак-символ по отношению к репрезентируемому объекту характеризуется негативно, т.е. физически с ним никак не связан. Это большинство слов, арабские цифры, математические знаки и т.п. Их связь с обозначаемыми предметами устанавливается либо по соглашению, либо стихийно при формировании языка и практического усвоения его отдельным человеком. Знаки этого типа играют в языке решающую роль.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.012 с.) |