Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деление понятий. Классификация. ТипологияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К операции деления мы прибегаем во всех случаях, когда возникает задача обзора, систематизации некоторого материала, определения последовательности планируемых действий.
Виды деления
В настоящее время принято выделять два основных вида деления: таксономическое и мереологическое. Таксономическое деление. Если с помощью определения раскрывается содержание понятия, то с помощью таксономического деления – его объем. Таксономическое деление – это операция разбиения объема родового понятия на подклассы, представляющие собой виды предметов, мыслимых в понятии (таксоны). Таксономическое деление, в свою очередь, бывает двух видов: а) по видообразующему признаку (основанию). Пример. Механическое движение (рассматриваемое в некотором отрезке времени) можно разделить по характеру траектории (основание деления) на прямолинейное, криволинейное, колебательное. В зависимости от состояния скорости во времени (другое основание деления) можно выделить равномерное движение, равноускоренное, равнозамедленное. б) дихотомическое – деление исходного объема на объемы противоречащих друг другу понятий. Пример. Грибы можно разделить на съедобные и несъедобные. При этом для таксономического деления оказывается справедливой следующая характеристика родо-видовых отношений: то, что можно сказать о роде, можно сказать и о виде. Пример. Прямолинейное, криволинейное, колебательное движения обладают всеми признаками движения вообще, съедобные грибы – всеми признаками грибов вообще. Мереологическое деление. В отличие от таксономического деления, в процессе которого выявляются виды предметов некоторого рода, мереологическое деление есть расчленение некоторого предмета на части. Пример. Самолет состоит из частей: крылья, фюзеляж, мотор, управляющая система, шасси. При этом каждую из частей, в свою очередь, можно подразделить на части. Отношение целого и части характеризуется следующим: то, что можно сказать о целом, нельзя сказать о части. Пример. Крылья, фюзеляж, мотор – это еще не самолет.
Правила деления
1. Деление должно быть соразмерным, т.е. объединение членов деления должно давать делимый предмет. Ошибки: а) Неполное деление. Пример. Треугольники делятся на тупоугольные и остроугольные (пропущены «прямоугольные»). б) Деление с лишними членами. Пример. Углы делятся на тупые, прямые, острые и накрест лежащие (накрест лежащие – лишний член деления). 2. Деление должно проводиться по одному основанию. Ошибка: сбивчивое деление. Пример. Механическое движение делится на прямолинейное, криволинейное, колебательное, равномерное, равноускоренное и равнозамедленное. В этом примере в одном делении используются два основания: характер траектории и состояние скорости во времени. 3. Члены деления должны исключать друг друга. Ошибка: члены деления не исключают друг друга. Пример. Если мы скажем, что животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих, члены этого деления не будут исключать друг друга, т.к. млекопитающими могут быть как хищники, так и травоядные и всеядные. 4. Деление должно быть непрерывным (не перескакивать на следующий уровень). Ошибка: скачек в делении. Пример. Члены предложения делятся на подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. Следуя данному правилу, нужно было сказать, что члены предложения делятся на главные и второстепенные, а затем уже пояснить, что главные члены предложения подразделяются на подлежащее и сказуемое.
Классификация и типология
Операция деления лежит в основе всякой классификации. Однако классификация имеет свои отличительные черты: 1. Все основания деления в классификации подчинены решению единой теоретической или практической задачи; 2. Предметы распределены по группам таким образом, чтобы по месту данного предмета можно было судить о его свойствах; 3. Содержание классификации может быть представлено в виде таблицы или схемы. Кроме того, в зависимости от признаков, используемых для классификации, различают естественные и искусственные классификации. Естественными называются такие классификации, которые производятся по существенным признакам (например, таблица Менделеева), искусственными – классификации по несущественным признакам (например, алфавитный указатель фамилий). Деление также составляет основу всякой типологии. Ее отличие от классификации сводится к тому, что из всей совокупности предметов выделяются наиболее характерные (типичные) и распределяются по группам. Таковы, например, типология обществ, типология личности, типология человеческих темпераментов.
Вопросы и упражнения для повторения
1. Дайте общую характеристику понятия. Какие задачи решает понятие как форма мысли? 2. Что такое объем и содержание понятия? 3. В чем разница между совместимыми и несовместимыми понятиями? 4. Какие функции выполняет определение? 5. Какая классификация называется естественной? Назовите отличительные черты классификации. 6. Укажите, какие слова и группы слов выражают понятия, а какие – нет, обоснуйте свою точку зрения: студент; светает; человек смеётся; человек, который смеётся; простое повествовательное предложение; предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; деяние есть действие или бездействие; действие или бездействие. 7. Выявите логическую форму понятий и выразите их как можно подробнее с использованием языка логики предикатов: а) город, который является столицей какого-нибудь государства; б) пара чисел таких, что одно больше другого; в) слово, обозначающее какое-либо действие или состояние; г) город, который является столицей Китая. 8. Произведите всеми возможными способами обобщение следующих понятий: а) человек, знающий английский язык; б) учитель, преподающий логику и эстетику; в) тригонометрическая функция; г) специалист во всех областях искусства; д) достижение поставленной цели. 9. Определите вид понятий: а) хвойное дерево; б) плодовое растение; в) промышленное предприятие; г) самое большое число; д) промышленное предприятие, не имеющее связей с другими предприятиями; е) социал-демократическая партия; ж) породненные города; з) население государства, расположенного на Северном полюсе; и) численность населения государства, расположенного на Южном полюсе; к) равнодействующая всех сил, действующих на землю. 10. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера): а) высшее учебное заведение / университет; б) юрист / депутат парламента; в) конница / кавалерия; г) мать / дочь / родители; д) правоохранительные органы / суд / прокуратура. 11. Используя диаграммы Венна, установите отношения между понятиями: а) человек, не знающий ни одного иностранного языка / человек, знающий логику, но не знающий ни одного иностранного языка; б) детективный или фантастический роман / русский детективный роман; в) детективный фантастический роман / русский детективный роман; г) искусство трудное и важное / искусство не трудное, но важное для развития интеллекта; д) человек, знающий математику, но не любящий ее / человек, не знающий математику. 12. Охарактеризуйте следующие определения (установите вид). Определите их правильность. Если определение неправильное, укажите, какая ошибка допущена и почему: а) Виктимология – быстро развивающаяся в настоящее время отрасль криминологии. б) Кислород – необходимое условие жизни. в) Покой - это отсутствие беспокойства. г) Упрямство есть порок слабого ума. д) Человек – это животное, способное решать логические задачи. 13. Установите, к какому виду относится деление, если оно правильное. Если деление неправильное, объясните, какое нарушено правило и в чем состоит ошибка: а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические. б) К ценным бумагам относятся акции и чеки. в) Люди делятся на мужчин, женщин и детей; г) Политические партии могут быть правящими и оппозиционными. д) В реферате можно выделить введение, основную часть и заключение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.1 (0.007 с.) |