Пути и средства работы с историческими личностями на уроке истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути и средства работы с историческими личностями на уроке истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида



Методика изучения личности в курсе отечественной истории в специальной школе состоит из пяти этапов: пропедевтический, ориентировочный, предварительного планирования, основной и заключительный. Основой данной методики стал дедуктивно-индуктивный метод познания. Три первых этапа формируют у учащихся общее представление о содержании всего материала и путях его познания. Основной этап заключался в анализе исторического материала и его взаимосвязи с предыдущими и последующими частями. Заключительный этап представляет собой систематизацию полученный знаний.

Главной задачей методики изучения исторических личностей в курсе истории в коррекционной школе является формирование умения ориентироваться в окружающих людях, в общественных, государственных и политических деятелях.

Во время пропедевтического этапа должно происходить пополнение словарного запаса ученика с помощью включения в него прилагательных, обозначающих черты характера человека. Его можно формировать на материалах уроков музыки, литературы, рисования. При этом необходимо соотносить черты характера с поведением человека, группировать черты характера по нравственному признаку, устанавливать связь между внутренним состоянием человека и его внешним проявлением, составлять характеристику личности по готовому плану учителя. На данном этапе можно использовать игровые элементы. Например, ученики должны подобрать синонимы или антонимы к изучаемому слову, сравнить близкие по значению слова, угадать настроение человека, наблюдая за его мимикой.

В основе ориентировочного этапа лежит изучение конкретной личности, изучаемой в курсе истории коррекционной школы. Учащиеся знакомятся с общим алгоритмом изучения исторической личности. Этот алгоритм дается поэтапно, каждый из которых подробно анализируется. На доске записывается план, который можно применить при изучении других исторических деятелей:

1. Эпоха, в которой жил человек и ее особенности.

2. Время жизни человека.

3. Этапы его жизни и деятельности.

4. Цели и планы человека, а также средства их воплощения.

5. Отношение современников к данному деятелю, а также ваше личное отношение к нему.

6. Значение деятельности исторической личности, ее оценка.

Для того чтобы учащимся было легче выполнить работу с этим планом, необходимо провести словарную работу, уточняющую смысл используемых терминов.

На этапе предварительного планирования у учащихся формируется умение осмыслить предстоящую работу, которое должно проходить перед началом изучения конкретного материала. После того, как ученикам сообщается тема урока, они должны выбрать из двух предложенных наиболее подходящий для ее изучения план. Например, на какие вопросы нужно ответить при изучении жизни и деятельности Емельяна Пугачева? При этом ученики изменяют план, предложенный учителем, заменяя повествовательные формулировки на вопросительные. Учитель корректирует работу учащихся с помощью наводящих вопросов. Готовый план ученики должны записать в тетрадь. Таким образом, громкоречевые действия преобразуются во внутреннюю речь и затем в умственное действие[12].

На основном этапе учитель помогает ученикам специальной школы находить ответы на вопросы плана из разных источников и анализировать полученную информацию. С помощью учителя обучаемые должны соотнести изучаемую личность с эпохой, с названием государства, формой правления и общественного строя, сословием. Ученики должны назвать известных современников данного деятеля. Все это помогает установить и понять взаимосвязь между жизнью и деятельностью изучаемой личности и особенностями эпохи, в которой он жил.

При изучении этапов жизни и деятельности изучаемой исторической личности педагог должен обратить внимание учеников на особенности черт характера и обстоятельств, в которых они формировались: природные условия, семья, воспитание, род занятий родителей и т.д. Это способствует формированию у школьников умения находить взаимосвязь между деятельностью и чертами характера, общественной группой и качествами личности.

На этапе закрепления учащимся предлагается ответить на вопросы учителя. При этом вопросы соотносятся с привычным алгоритмом плана, а учащимся даются конкретные указания, где они должны найти ответы на эти вопросы (страница учебника). Учащимся дается задание сравнить схожие личности с помощью корректировки и наводящих вопросов учителя. Школьники должны определить, какому пункту плана-алгоритма соответствует прочитанный учителем отрывок. Работа над этими задачами проводится с опорой на наглядные средства: картины, учебные карты и схемы.

После изучения материала по данным пунктам учащиеся коррекционной школы должны составить рассказ об изученном историческом деятеле с опорой на план и понятия и фразы, выделенные в каждом пункте этого плана.

Для воспитания интереса к изучению исторического материала методисты рекомендуют использовать такие педагогические приемы,как объяснение детям значимости изучаемого материала, постановку цели, проблемного вопроса, изложение материала способами и средствами, стимулирующими и поддерживающими интерес к его дальнейшему изучению. В.Н. Синев, А.И. Капустин придают особое значение умению учителя правильно ставить вопросы, которые должны носить проблемный характери побуждать детей к самостоятельному поиску заданных сведений. Особое внимание авторы уделяют речевой культуре учителя истории.

По мнению В. А. Лапшина, для успешного усвоения материала, касающегося деятельности исторической личности, в коррекционной школе большие возможности представляет использование дидактических игр. Автор считает, что у умственно отсталых школьников долго сохраняется склонность к игровой деятельности, поэтому дидактическая игра, направленная на решение определенной учебной задачи, является эффективным средством развития у них интереса к изучаемой теме. Игра вносит разнообразие в учебный процесс, снижает утомляемость обучаемых, поэтому необходима разработка системы дидактических игр для каждого класса с учетом принципов преемственности, как для работы в классе, так и для внеклассных занятий и домашней подготовки. Автор полагает, что для изготовления игр целесообразно привлекать самих учащихся, что также является мощным средством формирования учебной деятельности у умственно отсталых учащихся[13].

Еще одним методом, способствующим развитию мыслительной деятельности у воспитанников вспомогательной школы, является дедуктивный метод рассуждений. При использовании данного метода учителем, обучаемые демонстрировали более интегрированные знания, умели выделять существенные признаки изучаемых объектов, рассуждать на смысловые темы находящимися за рамками учебной программы. Для поддержания умственной активности учащихся необходимо чаще задавать вопросы о причинах и следствии (вопросы, начинающиеся со слов «почему», «к чему это привело») и добиваться полных ответов.

На активизацию умственной активности направлены специальные вспомогательные вопросы учителя, побуждающие учеников вспомогательной школы производить отбор информации. Например: «Достаточно ли мы узнали об этой личности? Что еще могло повлиять на поступки этого человека? Если бы он вырос в другой семье или среде, стал бы он заниматься тем же?» и т.д.

Учащиеся с помощью учителя осознают невозможность однозначной, упрощенной оценки человека. Для этого педагог приводит несколько характеристик, данных изучаемому персонажу современниками и потомками, объясняя, в чем причина изменений отношения.

Значительно облегчает усвоение материала по изучению исторической личности умственно отсталыми школьниками использование наглядных средств: сюжетных картин с изображением изучаемого деятеля. В этом случае обучение строится по следующей схеме: знакомство учащихся с темой с использованием картины или иллюстрации в сочетании с рассказом учителя, определение различных персонажей и образов картины, их роли в описываемых событиях, составление плана к рассказу по картине, связь события, изображенного на картине с текстом учебника.

Сочетание рассказа учителя с сюжетной картиной способствует созданию у учащихся коррекционной школы целостных исторических представлений.

При изучении исторической личности учащиеся научаются выделять существенные признаки: влияние климата, воспитания, рода занятий. Это происходит под руководством учителя, который заостряет внимание учеников на элементах картины, иллюстрирующих его слова.

Действенную помощь в усвоении материала оказывает объяснение и запись терминов и понятий, связанных с жизнью и деятельностью конкретной исторической личности. Это помогает умственно отсталым школьникам установить взаимосвязь между действиями человека и причинами и следствиями этих действий.

Для того, чтобы ученики коррекционной школы усвоили новый термин или понятие, его нужно включать в их рассказ об исторической личности, использовать при описании других исторических деятелей.

Полученный при изучении картины опыт изучения исторической личности, учащиеся с помощью педагога применяют для характеристики другого деятеля, изображенного на той же, а затем и другой картине.

В старших классах учитель обучает школьников вспомогательной школы переносу умения анализировать и оценивать историческую личность прошлого на современных общественных и политических деятелей.

Изучение личности проходить не только на уроке в классе, но и дома в ходе выполнения домашнего задания. Для его успешного выполнения учитель должен провести подготовительную работу с учащимися: предварительная беседа, постановка первой задачи в виде поиска и сбора информации (под руководством родителей, воспитателей). На следующем этапе учитель проводит беседу о том, что вызвало трудности в подборе информации, и все ли удалось. Затем учащиеся с помощью учителя выбирают необходимый план-алгоритм описания исторического деятеля. Далее ученики дома самостоятельно пытаются составить рассказ о человеке по пунктам выбранного плана, действуя при этом по схеме урока. На уроке учитель корректирует выполненное домашнее задание, исправляет ошибки.

Применение данных методов при изучении исторических деятелей поможет школьникам с нарушением интеллекта лучше понять и прочнее усвоить не только материал по изучению исторической личности, но и учебную программу по истории в целом.

Выводы по главе I

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что «История» как учебная дисциплина занимает существенное место в обучении умственно отсталых школьников. Знания по истории способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, развивают навыки ориентации в современном обществе, т.е. способствуют более успешной социализации умственно отсталых детей.

Немало важной составляющей частью истории как учебного предмета является изучение жизни и деятельности исторических персонажей. Навыки характеристики личности, умение дать ей оценку, выделить существенные черты способствуют развитию умения находить и понимать причинно-следственные связи, многообразие и неоднозначность окружающей действительности.

Изучение истории в целом и исторических личностей в частности в коррекционной школе сопряжено с определенной спецификой и имеет свои особенности, которые основаны на ограниченных возможностях усвоения материала.

Однако специально разработанная методика, основанная на особом педагогическом подходе и приемах, способна увеличить объем усеваемого материала.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.012 с.)