Введение. История и историческая наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. История и историческая наука.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ИСТОРИЯ

РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 035700 ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА: СПЕЦИАЛИСТ

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ

 

 

Согласовано: Учебно-методическое управление РГТЭУ «____» ________________20__г. ____________________________ Рекомендовано кафедрой Российской и мировой истории: Протокол № 2 От «11октября 2011г. Зав.кафедрой д.ф.н., проф. Доброхотов

 

 

Москва, 2011г.

Cодержание

стр.

1. Цели и задачи дисциплины. 3

2. Место дисциплины в структуре ООП 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины. 5

4. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

5. Содержание дисциплины. 8

5.1 Содержание разделов и тем дисциплины. 8

5.2 Разделы дисциплины и междициплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами……………………………………………………………………………………...17

5.3 Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий……………………………………………...17

6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ 18

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 19

а) основная литература;

б) дополнительная литература;

в) программное обеспечение;

г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 21

9. Образовательные технологии. 21

10. Оценочные средства. (ОС). 21

 

1. Цели и задачи дисциплины: Цель курса – формирование у студентов культуры исторического мышления, знание законов общественного развития, умение применять их на примере всемирного исторического процесса к истории России. Изучение курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в мире и осмыслить такие актуальные во всемирной и русской истории теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика.

Овладение обширным конкретным материалом, его систематизация и новый, более высокий уровень освоения всемирной истории позволят студентам на основе научного знания выработать собственную точку зрения и на прошлое нашей страны, ее настоящее и будущее.

В основу изложения материала положен преимущественно проблемно-хронологический принцип: развитие всемирной истории рассматривается с периода образования древнейших государств Азии и Европы и до наших дней.

Успешно овладеть курсом «История» поможет использование таких методологических принципов как историзм и объективность.

Принцип историзма требует глубоко изучить условия и причины возникновения исторического явления, его социально-экономические корни, проследить изменения и развитие, с учетом этого выявить современный взгляд на него.

Реализация принципа объективности обеспечивается тем, что при изучении исторического события берется совокупность всех факторов, относящихся к рассматриваемому вопросу, как позитивное, так и негативное в деятельности государственных структур, общественных организаций, политических партий, личностей.

Знать всемирно исторический опыт необходимо для выработки активной гражданской позиции и понимания современного состояния России, ее задач на будущее.

Задачи дисциплины:

• выявление методологии исторического анализа, специфика предмета «История»;

•функции истории: мировоззренческая (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практическая (аккумуляция исторического опыта), критическая (научное обоснование новых исторических подходов);

• раскрытие проблемы периодизации всемирной истории;

• уяснение причин и факторов, влияющих на ход и результаты исторического развития России и ведущих стран мира;

• изучение особенностей и специфики российской цивилизации в контексте мировых цивилизаций;

• изучение роли истории в формировании исторической культуры, в воспитании многовариантного, альтернативного, реалистического и масштабного мышления историка в оценке событий и хода отечественной истории;

• изучение всемирно исторического опыта способствует глубокому пониманию российских проблем сегодняшнего дня.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина история входит в базисную часть гуманитарного цикла.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в рамках средней школы и профессиональной подготовки. Дисциплина «История» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Она логически связана с другой дисциплиной данного цикла - философией, т.к. в процессе изучения истории формируются основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

Курс истории предшествует изучению философии и формирует у студента основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и формирует гражданскую позицию,

Базовые «входные» знания, которыми должен обладать студент после изучения школьного курса истории представляют собой знание основных событий и фактов мировой истории. Эти входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения истории, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать развитие исторической ситуации на будущее.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

- руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

- обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

- готовностью работать в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

- осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей среде, обществу и культурному наследию (ОК-5);

- владеет наследием отечественной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

- владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

- умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

- способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

- знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

- стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей валификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

- понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: закономерности общественного развития.

Уметь: самостоятельно анализировать и объяснять всемирно исторические события и процессы в прошлом и современном обществе.

Владеть:

- навыками анализа исторических фактов и использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации;

- навыками всесторонней и объективной оценки исторических событий и процессов;

- основными методами работы с историческими источниками, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

035701 Перевод и переводоведение – Культурология, История российской и мировой культуры, Социология, История США, Философия, Политология, Экономическая теория, Отечественная история.

 

Курс истории занимает важное место в системе гуманитарного образования. Подготовка к занятиям означает овладение важными знаниями, освоение которых невозможно без самостоятельной работы студентов, без изучения литературы, которая рекомендуется по теме.

Подготовка к семинарскому занятию начинается с прослушивания лекций, читаемых в соответствии с учебным планом. Надо стараться на лекции записать план, основные положения и все рекомендации преподавателя по работе над данной темой. Изучение темы по рекомендованным учебникам является основным этапом подготовки к занятиям. Список литературы к каждой теме указан в данном методическом пособии. Курс истории не может существовать без углубленного изучения классиков мировой и отечественной исторической мысли, в списке литературы названы их работы.

Курс истории имеет сложные понятия. Ведите собственный словарь исторических, политических, культурных терминов. Поэтому под рукой должны быть справочники и исторические словари, словарь иностранных слов, энциклопедии.

При подготовке к занятиям фиксируйте непонятные вопросы, соображения и излагайте их на семинаре.

В течение учебного года студент первого курса обязан прослушать и законспектировать лекции, систематически готовиться к семинарским занятиям и активно участвовать в обсуждении вопросов семинара. Выступления студентов должны отличаться четкостью структуры, аргументированностью, ясным и грамотным изложением.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия 57/1,6        
В том числе:          
Лекции 22/0,6        
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 35/0,97        
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 72/2        
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат (при наличии)          
Другие виды самостоятельной работы          
           
Вид промежуточной аттестации (экзамен) 5/0,13        
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы   5,3        

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ИСТОРИЯ

РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 035700 ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА: СПЕЦИАЛИСТ

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ

 

 

Согласовано: Учебно-методическое управление РГТЭУ «____» ________________20__г. ____________________________ Рекомендовано кафедрой Российской и мировой истории: Протокол № 2 От «11октября 2011г. Зав.кафедрой д.ф.н., проф. Доброхотов

 

 

Москва, 2011г.

Cодержание

стр.

1. Цели и задачи дисциплины. 3

2. Место дисциплины в структуре ООП 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины. 5

4. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

5. Содержание дисциплины. 8

5.1 Содержание разделов и тем дисциплины. 8

5.2 Разделы дисциплины и междициплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами……………………………………………………………………………………...17

5.3 Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий……………………………………………...17

6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ 18

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 19

а) основная литература;

б) дополнительная литература;

в) программное обеспечение;

г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 21

9. Образовательные технологии. 21

10. Оценочные средства. (ОС). 21

 

1. Цели и задачи дисциплины: Цель курса – формирование у студентов культуры исторического мышления, знание законов общественного развития, умение применять их на примере всемирного исторического процесса к истории России. Изучение курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в мире и осмыслить такие актуальные во всемирной и русской истории теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика.

Овладение обширным конкретным материалом, его систематизация и новый, более высокий уровень освоения всемирной истории позволят студентам на основе научного знания выработать собственную точку зрения и на прошлое нашей страны, ее настоящее и будущее.

В основу изложения материала положен преимущественно проблемно-хронологический принцип: развитие всемирной истории рассматривается с периода образования древнейших государств Азии и Европы и до наших дней.

Успешно овладеть курсом «История» поможет использование таких методологических принципов как историзм и объективность.

Принцип историзма требует глубоко изучить условия и причины возникновения исторического явления, его социально-экономические корни, проследить изменения и развитие, с учетом этого выявить современный взгляд на него.

Реализация принципа объективности обеспечивается тем, что при изучении исторического события берется совокупность всех факторов, относящихся к рассматриваемому вопросу, как позитивное, так и негативное в деятельности государственных структур, общественных организаций, политических партий, личностей.

Знать всемирно исторический опыт необходимо для выработки активной гражданской позиции и понимания современного состояния России, ее задач на будущее.

Задачи дисциплины:

• выявление методологии исторического анализа, специфика предмета «История»;

•функции истории: мировоззренческая (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практическая (аккумуляция исторического опыта), критическая (научное обоснование новых исторических подходов);

• раскрытие проблемы периодизации всемирной истории;

• уяснение причин и факторов, влияющих на ход и результаты исторического развития России и ведущих стран мира;

• изучение особенностей и специфики российской цивилизации в контексте мировых цивилизаций;

• изучение роли истории в формировании исторической культуры, в воспитании многовариантного, альтернативного, реалистического и масштабного мышления историка в оценке событий и хода отечественной истории;

• изучение всемирно исторического опыта способствует глубокому пониманию российских проблем сегодняшнего дня.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина история входит в базисную часть гуманитарного цикла.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в рамках средней школы и профессиональной подготовки. Дисциплина «История» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Она логически связана с другой дисциплиной данного цикла - философией, т.к. в процессе изучения истории формируются основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

Курс истории предшествует изучению философии и формирует у студента основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и формирует гражданскую позицию,

Базовые «входные» знания, которыми должен обладать студент после изучения школьного курса истории представляют собой знание основных событий и фактов мировой истории. Эти входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения истории, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать развитие исторической ситуации на будущее.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

- руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

- обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

- готовностью работать в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

- осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей среде, обществу и культурному наследию (ОК-5);

- владеет наследием отечественной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

- владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

- умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

- способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

- знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

- стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей валификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

- понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: закономерности общественного развития.

Уметь: самостоятельно анализировать и объяснять всемирно исторические события и процессы в прошлом и современном обществе.

Владеть:

- навыками анализа исторических фактов и использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации;

- навыками всесторонней и объективной оценки исторических событий и процессов;

- основными методами работы с историческими источниками, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

035701 Перевод и переводоведение – Культурология, История российской и мировой культуры, Социология, История США, Философия, Политология, Экономическая теория, Отечественная история.

 

Курс истории занимает важное место в системе гуманитарного образования. Подготовка к занятиям означает овладение важными знаниями, освоение которых невозможно без самостоятельной работы студентов, без изучения литературы, которая рекомендуется по теме.

Подготовка к семинарскому занятию начинается с прослушивания лекций, читаемых в соответствии с учебным планом. Надо стараться на лекции записать план, основные положения и все рекомендации преподавателя по работе над данной темой. Изучение темы по рекомендованным учебникам является основным этапом подготовки к занятиям. Список литературы к каждой теме указан в данном методическом пособии. Курс истории не может существовать без углубленного изучения классиков мировой и отечественной исторической мысли, в списке литературы названы их работы.

Курс истории имеет сложные понятия. Ведите собственный словарь исторических, политических, культурных терминов. Поэтому под рукой должны быть справочники и исторические словари, словарь иностранных слов, энциклопедии.

При подготовке к занятиям фиксируйте непонятные вопросы, соображения и излагайте их на семинаре.

В течение учебного года студент первого курса обязан прослушать и законспектировать лекции, систематически готовиться к семинарским занятиям и активно участвовать в обсуждении вопросов семинара. Выступления студентов должны отличаться четкостью структуры, аргументированностью, ясным и грамотным изложением.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия 57/1,6        
В том числе:          
Лекции 22/0,6        
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 35/0,97        
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 72/2        
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат (при наличии)          
Другие виды самостоятельной работы          
           
Вид промежуточной аттестации (экзамен) 5/0,13        
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы   5,3        

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

Введение. История и историческая наука.

История в системе гуманитарных наук. Функции исторического знания. Предмет исторической науки. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. История исторической науки. Периодизация истории, основные направления. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.065 с.)