Тема: Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение и восприятие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение и восприятие



1. Физиологическая основа ощущений.

2. Виды ощущений.

3. Характеристика общих закономерностей ощущений: чувствительность и её измерение. Пороги чувствительности. Адаптация органов чувств.

4. Характеристика восприятия и его свойств;

5. Виды восприятия.

  1. Виды восприятий. Восприятие пространства. Восприятие движения и времени.

 

Литература:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 177 – 255.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
  3. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002
  4. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.

 

Статьи:

  1. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. / Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 1999. С. 3 – 27.
  2. Скороходова О.И. Как я представляю окружающий мир. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 180 – 183.
  3. Коффка К. Восприятие: введение в гештельттеорию. / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 96 – 114.

Методические рекомендации:

Проблема ощущений изучается в философии, анатомии и физиологии. Для психологии ощущения имеют, прежде всего, качественные характеристики и рассматриваются как исходная форма отражения действительности, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Ощущения выступают как образ, несущий информацию, как сигнал, запускающий действия в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности человека. Поэтому ощущения не только источник познания окружающего мира, но и регулятор действий человека. В ощущении тесно переплетены познавательные и эмоциональные элементы отражения. Ощущение всегда имеет чувственный тон. Высокий уровень чувствительности складывается прижизненно и обеспечивает богатство субъективного отражения мира индивидом. Чувствительность – это черта индивидуальности, имеющая биолого – историческую природу, тесно связанную с жизненным путём личности.

 

Выделяют следующие виды ощущений:

Таблица 1.

 

Виды ощущений (По характеру отражения)
ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ
Отражают свойства и явления внешней среды   Отражают состояние внутренних органов   Отражают информацию о движении и положении нашего тела  
Зрительные Слуховые Обонятельные Осязательные (тактильные и температурные) Вкусовые Вибрационные Кинестетические Равновесия и ускорения Болевые От внутренних органов (желудок, кишечник, мочевой пузырь, почки и пр.)   От мышц и связок конечностей, мышц спины и шеи, температурные живота и груди, горла, сердца, печени  

 

Таблица 2.

 

Виды ощущений (По характеру рецепторов)  
Зрительные   Осязатель- ные   Обонятель- ные   Слуховые   Вкусовые   Кинетичес- кие   Органичес- кие  

 

  1. Ответить на вопросы семинара.
  2. При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): анализатор, рецептор, аккомодация, ощущение, порог чувствительности, адаптация органов чувств, сенсибилизация, синестезия, восприятие.
  3. Законспектируйте статьи к семинару.
  4. При ответе на вопрос № 3 заполните таблицу «Свойства восприятия»:

 

Свойства восприятия Определение свойств восприятия
  Объем восприятия  
  Константность восприятия  
  Целостность восприятия  
  Предметность  
  Категориальность  

 

  1. При ответе на вопрос № 5 заполните таблицу № 2 «Законы восприятия»:

 

Законы восприятия Определение законов восприятия
  Закон фигуры и фона  
  Закон транспозиции  
  Закон близости  
  Закон константности  

 

 

Объясните: Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

  1. Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
  2. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30°С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.
  3. После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной.
  4. А.Н. Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

Объясните это явление:

Семинар № 6.

Познавательная сфера личности. Память. (2 часа)

1. Роль памяти в жизни человека.

2. Виды и условия эффективности запоминания. Связь памяти с мышлением;

3. Условия сохранения информации;

4. Виды и уровни воспроизведения

5. Личностные проявления памяти.

Литература:

1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 194-201.

3. Смирнов А.А. Типы памяти. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. 3-е изд-е. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «Academia». 2005. с. 145-147.

4. Смирнов А.А. Роль понимания и запоминания // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 388-395

Дополнительная литература:

1. Выготский.Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. Т.2.М.,1982.

Методические рекомендации:

При рассмотрении 1 вопроса отработать проблемы: определение памяти; память в системе психических явлений; виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно – логическая.

При рассмотрении 2 вопроса рассмотреть: процесс запоминания как:

а) импринтинг

б) непроизвольное запоминание

в) заучивание

В 3 вопросе описать условия, способствующие и препятствующие запоминанию и сохранению информации.

При рассмотрении 4 вопроса проработать проблемы: виды воспроизведения; уровни воспроизведения; факторы, способствующие успешному припоминанию.

При рассмотрении 5 вопроса обратить внимание на такие характеристики памяти, как: скорость запоминания и забывания; объём, прочность, точность памяти; типы памяти;

Необходимо знать значение следующих терминов: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, эйдетическая память, импринтинг, произвольное и непроизвольное запоминание, оперативная память, мнемотехника, узнавание, припоминание, запредельное торможение, реминисценция.

 

Семинарское занятие № 7.

Тема: Мышление как процесс познавательной деятельности (2 часа)

1. Определение и структура мышления. Функции мышления и его виды.

2. Мыслительные операции.

3. Этапы формирования умственных действий по Гальперину (интериоризация).

4. Психологическая характеристика интеллекта.

Литература:

1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 7.

2. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 71 – 77.

3. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 201-208.

4. Айзенк. Интеллект //журнал «Вопросы психологии». – 1995, № 1.

5. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий / Хрестоматия по общей психологии. МГУ, 1981.

 

Методические рекомендации:

Конспектирование статей – обязательно!

При рассмотрении 1 вопроса в конспекте должно быть отражено: понятие, определение, компоненты структуры мышления. Выделить функции мышления; выписать характеристику видов мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, эвристическое мышление, творческое мышление.

Во 2вопросе по статье С.Л. Рубинштейна выписать характеристику мыслительных операций.

В 3 вопросе законспектировать статью П.Я Гальперина по этапам формирования умственных действий.

При рассмотрении 4 вопроса рассмотреть подходы и характеристику интеллекта.

Необходимо знать значение следующих терминов: мышление, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, проблемная ситуация, задача, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, отвлечённое мышление, эвристическое мышление, творческое мышление.

 

Семинарское занятие № 8.

Тема. Эмоционально-волевые процессы (2 часа)

1. Физиологические основы эмоций и чувств.

2. Классификация эмоций.

3. Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности:

А) Настроение;

Б) Аффекты;

В) Стресс и фрустрация

4. Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств.

5. Произвольность и волевые состояния.

6. Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека.

Литература:

1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9.

2. Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия).

3. Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия).

4. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. № 1.

5. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно - познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6.

6. Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия).

Методические указания:

В 1 вопросе рассмотреть проблему: Роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (привести примеры);

Во 2 вопросе составить классификацию эмоций (можно в виде таблицы).

В 3 вопросе дать общую характеристику эмоциональных состояний человека. настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализировать связь эмоций с потребностями личности.

В 4 вопросе проанализировать связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими?

 

Тестовые задания для самопроверки

Имя Симонова соотносится в теориях эмоций с подходом а) информационным б) когнитивно-аффективным в) периферическим г) интеллектуализма В психологии эмоций вся совокупность феноменов, относящихся к эмоциям, называется эмоциональной а) сферой б) операцией в) плоскостью г) категориальностью
Из всех трёх типов агрессии наибольшей осознанностью и импульсивностью обладает агрессия а) экспрессивная б) враждебная в) инструментальная г) динамическая Попытка упорядочить известные классы эмоций на шкале была предпринята а) Вудвортсом б) Мэрфи в) Шлосбергом г) Дарвином
В концепции Рубинштейна относительно устойчивые личностные установки относятся к категории чувств а) безобразных, абстрактных б) предметных в) органических г) обобщённых Импульсивный, тормозной, генерализованный – это разновидности а) эмоционального стресса б) агрессии в) заключительной фазы аффекта г) фрустрации
Термин, в основе которого лежит значение со смыслом «нападать», - это а) гнев б) агрессия в) тревожность г) фрустрация Эмоции как средство свёрнутого опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию а) прогностическую б) эвристическую в) интеллектуальную г) экспрессивную
Эволюционно закрепившийся готовый стереотипный способ по разрешению биологически предусмотренных внештатных ситуаций, - это а) аффект б) комплекс неполноценности в) мотив г) эмоция Эмоции как средство опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию а) оценочную б) прогностическую в) синтезирующую г) эвристическую
Эмоции по уровню значимости и иерархии психических инстанций подразделяются на: а) нормальные перверсные б) высшие и низшие в) яркие и приглушённые г) атрофированные, системные и гипертрофированные Дистресс – это стресс, который а) поддерживает и защищает гомеостаз б) оказывает двоякое, противоположное по результатам воздействие в) оказывает дезорганизующее воздействие г) является сложным полизависимым
Связь интеллекта и аффекта носит характер а) взаимоисключения б) взаимообратного перехода в) рядоположенности г) взаимодополнения Агрессия, по сравнению с гневом, изменяется а) линейно, соразмерно б) так же в) более интенсивно г) менее интенсивно
Эмоции пронизывают все а) поступки б) операции в) процессы памяти г) процессы восприятия Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние называется….. а) аффектом б) стрессом в) страстью г) фрустрацией

 

Семинарское занятие № 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.021 с.)