Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение и восприятие↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Физиологическая основа ощущений. 2. Виды ощущений. 3. Характеристика общих закономерностей ощущений: чувствительность и её измерение. Пороги чувствительности. Адаптация органов чувств. 4. Характеристика восприятия и его свойств; 5. Виды восприятия.
Литература:
Статьи:
Методические рекомендации: Проблема ощущений изучается в философии, анатомии и физиологии. Для психологии ощущения имеют, прежде всего, качественные характеристики и рассматриваются как исходная форма отражения действительности, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Ощущения выступают как образ, несущий информацию, как сигнал, запускающий действия в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности человека. Поэтому ощущения не только источник познания окружающего мира, но и регулятор действий человека. В ощущении тесно переплетены познавательные и эмоциональные элементы отражения. Ощущение всегда имеет чувственный тон. Высокий уровень чувствительности складывается прижизненно и обеспечивает богатство субъективного отражения мира индивидом. Чувствительность – это черта индивидуальности, имеющая биолого – историческую природу, тесно связанную с жизненным путём личности.
Выделяют следующие виды ощущений: Таблица 1.
Таблица 2.
Объясните: Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
Объясните это явление: Семинар № 6. Познавательная сфера личности. Память. (2 часа) 1. Роль памяти в жизни человека. 2. Виды и условия эффективности запоминания. Связь памяти с мышлением; 3. Условия сохранения информации; 4. Виды и уровни воспроизведения 5. Личностные проявления памяти. Литература: 1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002 2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 194-201. 3. Смирнов А.А. Типы памяти. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. 3-е изд-е. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «Academia». 2005. с. 145-147. 4. Смирнов А.А. Роль понимания и запоминания // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 388-395 Дополнительная литература: 1. Выготский.Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. Т.2.М.,1982. Методические рекомендации: При рассмотрении 1 вопроса отработать проблемы: определение памяти; память в системе психических явлений; виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно – логическая. При рассмотрении 2 вопроса рассмотреть: процесс запоминания как: а) импринтинг б) непроизвольное запоминание в) заучивание В 3 вопросе описать условия, способствующие и препятствующие запоминанию и сохранению информации. При рассмотрении 4 вопроса проработать проблемы: виды воспроизведения; уровни воспроизведения; факторы, способствующие успешному припоминанию. При рассмотрении 5 вопроса обратить внимание на такие характеристики памяти, как: скорость запоминания и забывания; объём, прочность, точность памяти; типы памяти; Необходимо знать значение следующих терминов: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, эйдетическая память, импринтинг, произвольное и непроизвольное запоминание, оперативная память, мнемотехника, узнавание, припоминание, запредельное торможение, реминисценция.
Семинарское занятие № 7. Тема: Мышление как процесс познавательной деятельности (2 часа) 1. Определение и структура мышления. Функции мышления и его виды. 2. Мыслительные операции. 3. Этапы формирования умственных действий по Гальперину (интериоризация). 4. Психологическая характеристика интеллекта. Литература: 1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 7. 2. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 71 – 77. 3. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 201-208. 4. Айзенк. Интеллект //журнал «Вопросы психологии». – 1995, № 1. 5. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий / Хрестоматия по общей психологии. МГУ, 1981.
Методические рекомендации: Конспектирование статей – обязательно! При рассмотрении 1 вопроса в конспекте должно быть отражено: понятие, определение, компоненты структуры мышления. Выделить функции мышления; выписать характеристику видов мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, эвристическое мышление, творческое мышление. Во 2вопросе по статье С.Л. Рубинштейна выписать характеристику мыслительных операций. В 3 вопросе законспектировать статью П.Я Гальперина по этапам формирования умственных действий. При рассмотрении 4 вопроса рассмотреть подходы и характеристику интеллекта. Необходимо знать значение следующих терминов: мышление, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, проблемная ситуация, задача, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, отвлечённое мышление, эвристическое мышление, творческое мышление.
Семинарское занятие № 8. Тема. Эмоционально-волевые процессы (2 часа) 1. Физиологические основы эмоций и чувств. 2. Классификация эмоций. 3. Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности: А) Настроение; Б) Аффекты; В) Стресс и фрустрация 4. Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств. 5. Произвольность и волевые состояния. 6. Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека. Литература: 1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9. 2. Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия). 3. Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия). 4. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. № 1. 5. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно - познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6. 6. Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия). Методические указания: В 1 вопросе рассмотреть проблему: Роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (привести примеры); Во 2 вопросе составить классификацию эмоций (можно в виде таблицы). В 3 вопросе дать общую характеристику эмоциональных состояний человека. настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализировать связь эмоций с потребностями личности. В 4 вопросе проанализировать связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими?
Тестовые задания для самопроверки
Семинарское занятие № 9.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.011 с.) |