Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар № 1. Тема: предмет психологии как науки (2 Ч. ).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Предмет и объект психологии человека 2. Отрасли психологии 3. Категории психологии. 4. Классификация методов психологии и их характеристика.
Литература 1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002 2. Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 25 – 39. 3. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 39 – 50
Методические рекомендации: По 1 вопросу объяснить место психологии в системе современного научного человекознания по статье Б.Ф. Ломова. По 2 вопросу составить схему отрасли психологии. Охарактеризовать такие отрасли, как: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология. По 3 вопросу дать определения основных категорий психологии (отражение, психика, сознание, деятельность, общение, образ, мотив, переживание, отношение, действие, индивид, личность): Пример: Отражение - В широком смысле – всеобщее свойство материи (материальных объектов), состоящее в их способности реагировать, изменяться и сохранять след, отпечаток воздействия на них других материальных объектов. Отражение носит отпечаток взаимодействия. Отражение (психическое) – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности. По 4 вопросу составить характеристику методов психологии (виды наблюдения, виды эксперимента, психодиагностические методы: опрос, анкетирование)
Решить тесты для самопроверки: 1. Познание, осуществляемое людьми повседневной жизненной практике, называется познаниями а) объективным; б) научным; в) философским; г) обыденным.
2. Высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий, называется а) самосознание; б) душа; в) сознание; г) психика.
3. Сфера человеческой деятельности, основная функция которой - выработка знаний о мире, их систематизация и построение способов взаимодействия миром, называется а) логика; б) наука; в) методология; г) философия.
4. Психология в переводе с древнегреческого означает а) наука о жизни; б) наука о душе; в) наука о сознании; г) разум и душа.
5. Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психологических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях а) естественный эксперимент; б) беседа; в) наблюдение; г) интервью.
6. Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию создал а) В.Вунд; б) И. Сеченов; в) У.Джемс; г) И. Павлов.
7. Многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод а) лонгитюдный; б) поперечных срезов; в) эксперимент; г) конспект-анализ.
8. Совокупность образов и ценных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде, называется а) теорией; б) гипотезой; в) парадигмой; г) методом.
9. Эксперимент не бывает а) исследовательским б) лабораторным в) формирующим г) естественным
10. Наблюдение называется включенным, если педагог…. а) включается в совместную деятельность с учащимися в процессе исследования б) находится рядом с учащимися в процессе исследования в) наблюдает за поведением ребёнка в целом г) стремится выделить в поведении ребёнка определенные тенденции
11. Наблюдение называется сплошным, если педагог…. а) наблюдает за поведением ребенка в течение всего дня б) наблюдает за поведением ребенка в целом в) стремится выделить в поведении ребенка определенные тенденции г) наблюдает за поведением ребенка эпизодически
12. Эксперимент был заимствован психологией из: а) естествознания б) теологии в) философии г) педагогики
13. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления социально-психологического фона называется: а) контент-анализом б) беседой в) экспериментом г) анализом продуктов деятельности
14. Психологические особенности трудовой деятельности и профессиональных возможностей человека изучает … а) юридическая психология б) социальная психология в) психология труда г) медицинская психология
15. Наблюдение наиболее часто применяется в педагогической психологии благодаря его… а) доступности и отсутствию специального оборудования б) отсутствию целенаправленной подготовки в) доступности, простоте и возможности повторения исследования с теми же параметрами. г) отсутствию какой-либо аппаратуры
16. Метод исследования, предусматривающий устное, прямое или косвенное получение сведений, называется….. а) беседой б) экспериментом в) наблюдением г) тестированием
17. Методы, не имеющие ограничений в применении относительно возрастных особенностей испытуемых, - … а) наблюдение и эксперимент б) эксперимент и тест в) беседа и тест г) тест и анкета
18. В. Вунд к методам экспериментальной психологии относит: а) социометрию б) интроспекцию в) анкетирование г) проективные методы
19. Метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование – это а) анализ б) эксперимент в) наблюдение г) тестирование
20. К группам методов исследования, выделенных Б.Г. Ананьевым, не относятся методы а) интерпретационные б) практические в) эмпирические г) организационные
21. ________ - это способ организации познания предмета или явления действительности а) методология б) психология в) метод исследования г) методика
22. Заочный опрос может осуществляться в процессе б) беседы в) анкетирования г) интервьюирования д) наблюдения
23. Эксперимент, проводимый под контролем экспериментатора, но в естественных условиях, называется а) формирующим б) естественным в) психолого – педагогическим г) лабораторным
24. Отечественная психология в качестве предмета своего изучения определяет а) психику б) деятельность в) сознание г) человека
25. Для естественнонаучного подхода к изучению психологии человека характерным является … а) заинтересованное отношение исследователя к объекту б) понимание невозможности получить единственно верное знание об объекте в) экспериментальная проверка гипотез г) все ответы верны
26. К эмпирическим методам исследования не относится ________ метод а) эксперимент б) лонгитюдный в) моделирование г) биографический
27. Отличительной чертой отечественной психологии является использование категории а) активности б) сознания в) бессознательного г) деятельности
Семинар № 2. Структура личности и ее проявления (2 часа)
1. Психологическое определение понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность»,субъект. 2. Психологическая структура личности 3. Относительное постоянство и устойчивость психических образований личности 4. Человек как субъект общения и деятельности Литература 1. Петровский А.В. Быть личностью. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 155-161. 2. А. Н. Леонтьев. Индивид и личность. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 140-146. - конспектирование 3. С. Л. Рубинштейн. Направленность личности. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 152-154. 4. В. Н. Мясищев. Проблема отношений человека. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 147-148 («К вопросу о видах отношений») 5. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность// Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 161-168. 6. Учебник по психологии Методические рекомендации: По 1 вопросу рассмотреть характеристику структуры личности (по С.Л. Рубинштейну, К.К.Платонову). Дать характеристику ключевых понятий: · Направленность личности (понятие, ее составляющие) · Отношения личности · Потребности личности · Потребность в персонализации (А.В. Петровский) По 3 вопросу рассмотреть аспект: «что изменяется в личности в процессе ее развития, а что остается постоянным (неизменным)». Какие факторы влияют на изменчивость характеристик личности? (см. статью И.С.Кона) По 4 вопросу: в каких случаях о человеке говорят как о субъекте?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.92.56 (0.009 с.) |