Семинар № 1. Тема: Предмет психологии как науки (2 ч.).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар № 1. Тема: Предмет психологии как науки (2 ч.).



1. Предмет и объект психологии человека

2. Отрасли психологии

3. Категории психологии.

4. Классификация методов психологии и их характеристика.

 

Литература

1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

2. Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 25 – 39.

3. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 39 – 50

 

Методические рекомендации:

По 1 вопросу объяснить место психологии в системе современного научного человекознания по статье Б.Ф. Ломова.

По 2 вопросу составить схему отрасли психологии. Охарактеризовать такие отрасли, как: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология.

По 3 вопросу дать определения основных категорий психологии (отражение, психика, сознание, деятельность, общение, образ, мотив, переживание, отношение, действие, индивид, личность):

Пример:Отражение - В широком смысле – всеобщее свойство материи (материальных объектов), состоящее в их способности реагировать, изменяться и сохранять след, отпечаток воздействия на них других материальных объектов. Отражение носит отпечаток взаимодействия. Отражение (психическое) – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности.

По 4 вопросу составить характеристику методов психологии (виды наблюдения, виды эксперимента, психодиагностические методы: опрос, анкетирование)

 

Решить тесты для самопроверки:

1.Познание, осуществляемое людьми повседневной жизненной практике, называется познаниями

а) объективным;

б) научным;

в) философским;

г) обыденным.

 

2.Высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий, называется

а) самосознание;

б) душа;

в) сознание;

г) психика.

 

3.Сфера человеческой деятельности, основная функция которой - выработка знаний о мире, их систематизация и построение способов взаимодействия миром, называется

а) логика;

б) наука;

в) методология;

г) философия.

 

4.Психология в переводе с древнегреческого означает

а) наука о жизни;

б) наука о душе;

в) наука о сознании;

г) разум и душа.

 

5.Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психологических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях

а) естественный эксперимент;

б) беседа;

в) наблюдение;

г) интервью.

 

6.Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию создал

а) В.Вунд;

б) И. Сеченов;

в) У.Джемс;

г) И. Павлов.

 

7.Многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод

а) лонгитюдный;

б) поперечных срезов;

в) эксперимент;

г) конспект-анализ.

 

8.Совокупность образов и ценных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде, называется

а) теорией;

б) гипотезой;

в) парадигмой;

г) методом.

 

9.Эксперимент не бывает

а) исследовательским

б) лабораторным

в) формирующим

г) естественным

 

10.Наблюдение называется включенным, если педагог….

а) включается в совместную деятельность с учащимися в процессе исследования

б) находится рядом с учащимися в процессе исследования

в) наблюдает за поведением ребёнка в целом

г) стремится выделить в поведении ребёнка определенные тенденции

 

11.Наблюдение называется сплошным, если педагог….

а) наблюдает за поведением ребенка в течение всего дня

б) наблюдает за поведением ребенка в целом

в) стремится выделить в поведении ребенка определенные тенденции

г) наблюдает за поведением ребенка эпизодически

 

12.Эксперимент был заимствован психологией из:

а) естествознания

б) теологии

в) философии

г) педагогики

 

13.Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления социально-психологического фона называется:

а) контент-анализом

б) беседой

в) экспериментом

г) анализом продуктов деятельности

 

14.Психологические особенности трудовой деятельности и профессиональных возможностей человека изучает …

а) юридическая психология

б) социальная психология

в) психология труда

г) медицинская психология

 

15.Наблюдение наиболее часто применяется в педагогической психологии благодаря его…

а) доступности и отсутствию специального оборудования

б) отсутствию целенаправленной подготовки

в) доступности, простоте и возможности повторения исследования с теми же параметрами.

г) отсутствию какой-либо аппаратуры

 

16.Метод исследования, предусматривающий устное, прямое или косвенное получение сведений, называется…..

а) беседой

б) экспериментом

в) наблюдением

г) тестированием

 

17.Методы, не имеющие ограничений в применении относительно возрастных особенностей испытуемых, - …

а) наблюдение и эксперимент

б) эксперимент и тест

в) беседа и тест

г) тест и анкета

 

18.В. Вунд к методам экспериментальной психологии относит:

а) социометрию

б) интроспекцию

в) анкетирование

г) проективные методы

 

19.Метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование – это

а) анализ

б) эксперимент

в) наблюдение

г) тестирование

 

20.К группам методов исследования, выделенных Б.Г. Ананьевым, не относятся методы

а) интерпретационные

б) практические

в) эмпирические

г) организационные

 

 

21.________ - это способ организации познания предмета или явления действительности

а) методология

б) психология

в) метод исследования

г) методика

 

22.Заочный опрос может осуществляться в процессе

б) беседы

в) анкетирования

г) интервьюирования

д) наблюдения

 

23.Эксперимент, проводимый под контролем экспериментатора, но в естественных условиях, называется

а) формирующим

б) естественным

в) психолого – педагогическим

г) лабораторным

 

24.Отечественная психология в качестве предмета своего изучения определяет

а) психику

б) деятельность

в) сознание

г) человека

 

25.Для естественнонаучного подхода к изучению психологии человека характерным является …

а) заинтересованное отношение исследователя к объекту

б) понимание невозможности получить единственно верное знание об объекте

в) экспериментальная проверка гипотез

г) все ответы верны

 

26.К эмпирическим методам исследования не относится ________ метод

а) эксперимент

б) лонгитюдный

в) моделирование

г) биографический

 

27.Отличительной чертой отечественной психологии является использование категории

а) активности

б) сознания

в) бессознательного

г) деятельности

 

 

Семинар № 2. Структура личности и ее проявления (2 часа)

 

1. Психологическое определение понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность»,субъект.

2. Психологическая структура личности

3. Относительное постоянство и устойчивость психических образований личности

4. Человек как субъект общения и деятельности

Литература

1. Петровский А.В. Быть личностью. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 155-161.

2.А. Н. Леонтьев. Индивид и личность. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 140-146. - конспектирование

3. С. Л. Рубинштейн. Направленность личности. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 152-154.

4. В. Н. Мясищев. Проблема отношений человека. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 147-148 («К вопросу о видах отношений»)

5. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность// Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 161-168.

6. Учебник по психологии

Методические рекомендации:

По 1 вопросу рассмотреть характеристику структуры личности (по С.Л. Рубинштейну, К.К.Платонову). Дать характеристику ключевых понятий:

· Направленность личности (понятие, ее составляющие)

· Отношения личности

· Потребности личности

· Потребность в персонализации (А.В. Петровский)

По 3 вопросу рассмотреть аспект: «что изменяется в личности в процессе ее развития, а что остается постоянным (неизменным)». Какие факторы влияют на изменчивость характеристик личности? (см. статью И.С.Кона)

По 4 вопросу: в каких случаях о человеке говорят как о субъекте?



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.012 с.)