Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура личности по К.К. Платонову

Поиск
Краткое название уровня Подструктура уровней Сочетание биологического и социального Основные связи с: Специфические виды формирования Необходимые уровни сознания
отражением сознанием потребностями активностью
Направленность Убеждение Мировоззрение Идеалы Склонности Интересы Желания Биологического почти нет Отношение к отраженному на основе опыта Осознание будущего Через отражение социальной нужды Через склонности и убеждения Воспитание Социально-психологический
Опыт Привычки Умения, Знания, Навыки Больше социального Содержание форм отражения Необходимость осознания Через привычки Через волевые навыки Обучение Психолого-педагогический
Психические процессы Воля, Чувства, Восприятие Мышление Ощущение Эмоции Память Больше социального Формы психического отражения Осознание настоящего Через нужду личности Через эмоции и волю Упражнения Индивидуально-психологический
Биопсихические свойства Темперамент, Половые возрастные и др. обусловленные свойства Социального почти нет Механизмы психического отражения Только стиль осознания Через биологическую нужду Через силу и подвижность нервных процессов Тренировка (повторение) Психофизиологический нейропсихологический

Решить тесты для подготовки к полусеместровой аттестации

 

1. Субъектом в психологии называется

а) человек как обладатель социальных качеств;

б) человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens;

в) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности;

г) испытуемый, принимающий участие в психологическом эксперименте.

 

2. Термин «личность» в психологии определяется как

а) человек, достигший высокого уровня психической зрелости;

б) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью;

в) сильный, волевой человек, достигший общественного признания

г) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении и характеризую­щее меру представленное общественных отношений в индивиде;

 

3. Из перечисленного: 1 Индивидуальность личности, 2)представленность личности в системе межличност­ных отношений, 3)анатомо-физиологические особенности, 4) запечатление личности в других людях, ее «вклад» в них, в структуру личности входят:

а) 2,4;

б) 1,2,4;

в) 3,4;

г) 1,3.

4. Уровнем притязаний называют

а) желаемый уровень самооценки (образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;

б) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;

в) оценку индивидом своих возможностей в напряженной ситуации;

г) степень трудности цели, которую перед собой ставит субъект.

5. Когнитивный компонент образа «Я» - это

а) самоуважение, самокритичность, себялюбие и т.д.;

б) оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;

в) то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности;

г) представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.;

6. Понятие «интерес» в психологии означает

а) процесс ознакомления с новой ситуацией;

б) произвольный процесс, имеющий своей целью определенную степень ознакомления с объектом;

в) непроизвольный процесс, имеющий своей целью определенную степень ознакомления с объектом;

г) мотив, способствующий ориентации в какой-либо области, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности.

7. Понятие «убеждения» в психологии определяется как

а) система мировоззрения личности, большая часть которой действует как бессознательные тенденции, акты,

б) установки и т.д. устойчивые, хорошо аргументированные позиции личности

в) система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами,

г) мировоззрением система идеалов, взглядов, позиций личности

8. Психологической защитой называется

а) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;

б) специфически ориентированное поведение, направленное на устранение того, что угрожает физической или психической целостности организма;

в) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению целей;

г) специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

9. Идеальным «Я» обозначается

а) стремление быть понятным, завоевать симпатии, уважение окружающих значимых людей или же желание остаться незамеченным, скрыть свои недостатки, уклониться от оценки и критики;

б) то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;

в) желание человека строить свое поведение в верхних пределах своих возможностей;

г) то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности.

10. Термин «отрицание» означает

а) вид психологической защиты, при котором информация, тревожащая человека, не воспринимается;

б) бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя;

в) вид психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;

г) активное выключение из сознания неприятной информации или неприятного мотива.

11. Креативностью обозначают

а) врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;

б) общую способность к творчеству;

в) специальную способность к творчеству;

г) патологическую склонность вести себя необычно, не так как все.

12. Понятие «отчуждение» означает

а) вид психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;

б) бессознательный перенос на другое лицо, приписывание ему собственных чувств, желаний, переживаний, мыслей и т.д., в которых человек не может себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость;

в) активное выключение из сознания неприятной информации или неприятного мотива;

г) вид психологической защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.

13. Желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, называется….

а) уровнем предпочтений

б) степенью адекватности

в) завышенной самооценкой

г) уровнем притязаний

14. Согласно основному закону психологии личность и психика развиваются в

а) общении

б) онтогенезе

в) филогенезе

г) деятельности

15. Категория в психологии, выражающая сущность внутреннего мира человека, называется…

а) субъективностью

б) личностью

в) индивидуальностью

г) индивидом

16. …..- деятельность человека, направлена на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями

а) воспитание

б) самовоспитание

в) самообразование

г) самообучение

17. Личность по С.К. Рубинштейну определяется как совокупность того, что

а) человек видит, слышит, осязает

б) человек хочет, что он может и что он есть

в)

г)

18. Совокупность мотивов личности, которые формируются и развиваются в течении всей её жизни, носит название

а) мотивационной направленности

б) регулятора поведения

в) мотивационной сферы

г) личностного смысла

19. Установите соответствие между основными теориями и механизмами развития

1. Теория психосексуального развития З.Фрейда

2. Аналитическая теория А.Адлера

3. Гуманистическая теория А.Маслоу

4. Деятельностная теория С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева

 

а) смена основных форм жизнедеятельности

б) общественное чувство

в) влечение, эмоции, полоролевое поведение

г) удовлетворение потребностей, согласно иерархической структуры

20. Личность – объект и субъект общественных отношений по мнению

а) К.К. Платонова

б) С.Л. Рубинштейна

в) А.Н. Леонтьева

г) А.Г. Ковалёва

21. Наиболее популярной моделью личности в деятельностном подходе является ______ модель:

а) пятикомпонентная

б) двухкомпонентная

в) четырёхкомпонентная

г) трёхкомпонентная

22. Концепция отношений человека была разработана в отечественной психологии …

а) Г.М. Андреевой

б) В.А. Ядовым

в) Д.Н. Узнадзе

г) В.М. Мясищевым

23. Всё, что побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами и мировоззрением, составляет содержание

а) склонностей

б) влечений

в) интересов

г) убеждений

24. Ведущим свойством личности признаётся

а) мировоззрение

б) направленность

в) установка

г) индивидуальность

25. Движущей силой активности человека выступают

мотивы

потребности

желания

цели

26. Аккуратность является характеристикой

а) деятельности

б) характера

в) темперамента

г) поведения

27. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется

а) самосознанием

б) представлением

в) самоощущением

г) самопрезентацией

28. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, составляет содержание

а) способностей

б) темперамента

в) состояний

г) направленности

29. Способ дифференциации объектов индивидом по их значимости называется

а) ценностными ориентациями

б) мировоззрением и мироощущением

в) мотивами

г) потребностями

30. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении …

а) локуса контроля

б) самооценки

в) темперамента

г) познавательных процессов

31. Человек как представитель человеческого рода, имеющий телесное бытие, природные свойства, называется

а) субъектом

б) индивидом

в) индивидуальностью

г) личностью

32. Определение потребности как нужды было введено

а) С.Л. Рубинштейном

б) А.Н. Леонтьевым

в) А.В. Петровским

г) В.Н. Мясищевым

33. Генотипические особенности человека как представителя рода выражены понятием:

а) индивидуальность

б) индивид

в) личность

г) субъект деятельности

34. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний называется

а) самооценкой

б) самоконтролем

в) саморазвитием

г) рефлексией

 

Семинар № 3

Тема: Индивидуально-типологические особенности человека (2 часа)

1. Свойства темперамента.

2. Отличительные признаки темперамента от характера.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека.

4. Общие и специальные способности

Литература:

1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002.

2. Теплов Б.М. Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 269-274.

3. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 286-292.

Методические рекомендации.

Конспектирование статей – обязательно!

Для ответа на первый вопрос необходимо ознакомиться со статьями № 2, 3.

Во втором вопросе необходимо выделить:

1. отличительные признаки характера;

2. становление волевой регуляции и её значение для формирования характера;

3. роль темперамента в формировании характера.

В третьем вопросе: что пониманиется под индивидуальным стилем деятельности? Какое значение оказывают свойства темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности?

В четвёртом вопросе, используя литературу, дать характеристику общих и специальных способностей, привести примеры

Решите психологические задачи:

1) Ниже приводится перечень различных психологических свойств личности и высказывания о профессиях летчика-испытателя и учителя[1].

1. требуется указать, какие свойства характеризуют способности, необходимые для каждой из этих профессий.

2. какие свойства являются стержневыми?

Свойства психики: яркость воображения и речи, наблюдательность, наглядно-действенное мышление, двигательная память, скорость движений, выдержка, умение владеть собой, не теряться в напряженной обстановке, умение быстро принимать решение, прочность запоминания, техническая наблюдательность, отзывчивость, организаторские способности, эмоциональность.

О профессии летчика-испытателя. Постоянный риск во время работы. Работа с приборами. Здесь нужна тончайшая наблюдательность за условиями работы приборов. Обязан все запомнить, все заметить, чтобы потом рассказать все со множеством деталей конструкторам на земле. Требуется мобилизация воли, знаний, нервов в один комок. Требуется готовность к самому худшему – аварийному варианту. Ждать терпеливо, когда сработают приборы. Вмешиваться не имеешь право. Только наблюдаешь, только оцениваешь. Порой случается непредвиденное. И сразу мысль: «Что? Как бороться?». И даются только мгновения, чтобы принять решение, чтобы парировать неожиданность. Это напряженная, огромная по времени работа исчисляется секундами.

О профессии учителя. Самых «неисправимых», «трудновоспитуемых» учеников направляли в класс учителя П.Я. Ему быстро удавалось их обезоружить.

С проницательностью следователя он разбирался в побудительных причинах этих поступков, в помыслах и стремлениях каждого. П.Я. умел зажечь своих учеников идеей служения народу, ответственности за судьбы людей.

Он учил этому всем своим поведением. А его уроки по истории! Как ярко, красочно, захватывающе он рассказывал о подвигах героев, с какой неумолимой логикой он подводил к вскрытию движущих сил развития событий! По выражению глаз, лица он определял, как учащиеся реагируют на события, как они их понимают. П.Я. всегда поощрял самостоятельные поступки учеников и искренне радовался их успехам.

 

 

Семинарское занятие № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.135 (0.009 с.)