Кафедры теоретической и практической психологии ТГПИ им. Д.И. Менделеева



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедры теоретической и практической психологии ТГПИ им. Д.И. Менделеева



Печатается по решению

Кафедры теоретической и практической психологии ТГПИ им. Д.И. Менделеева

УДК 159.9

ББК 88.3

А 53

Алферова Е.И. Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Психологии человека».Методические рекомендации. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. – с. – 100 экз.

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам, изучающим курс «Психология человека», в подготовке к семинарским занятиям и выполнении самостоятельных работ. Они включают темы, планы семинарских занятий и самостоятельных работ, указания к выполнению практических заданий, тесты для самопроверки; список литературы, примерные вопросы для зачета по курсу.

 

Составитель: к. псх. н., доцент кафедры теоретической и практической психологии Е.И. Алферова ___________

 

© Алферова Елена Ивановна, 2012

© ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012

Планы и методическсие рекомендации к подготовке и выполнению семинарских занятий

Блок 1. Психология как наука

По 2 вопросу: сравните 2 структуры личности – С.Л. Рубинштейна и К.К. Платонова.

Какие стороны личности учитываются в каждой из этих структур?

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

Направленность Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах личности, деятельности и поведения  
Знания, умения, навыки Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности
Индивидуально-психологические особенности Проявляются в темпераменте, характере, способностях

Семинар № 3

Тема: Индивидуально-типологические особенности человека (2 часа)

1. Свойства темперамента.

2. Отличительные признаки темперамента от характера.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека.

4. Общие и специальные способности

Литература:

1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002.

2. Теплов Б.М. Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 269-274.

3. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 286-292.

Методические рекомендации.

Конспектирование статей – обязательно!

Для ответа на первый вопрос необходимо ознакомиться со статьями № 2, 3.

Во втором вопросе необходимо выделить:

1. отличительные признаки характера;

2. становление волевой регуляции и её значение для формирования характера;

3. роль темперамента в формировании характера.

В третьем вопросе: что пониманиется под индивидуальным стилем деятельности? Какое значение оказывают свойства темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности?

В четвёртом вопросе, используя литературу, дать характеристику общих и специальных способностей, привести примеры

Решите психологические задачи:

1) Ниже приводится перечень различных психологических свойств личности и высказывания о профессиях летчика-испытателя и учителя[1].

1. требуется указать, какие свойства характеризуют способности, необходимые для каждой из этих профессий.

2. какие свойства являются стержневыми?

Свойства психики: яркость воображения и речи, наблюдательность, наглядно-действенное мышление, двигательная память, скорость движений, выдержка, умение владеть собой, не теряться в напряженной обстановке, умение быстро принимать решение, прочность запоминания, техническая наблюдательность, отзывчивость, организаторские способности, эмоциональность.

О профессии летчика-испытателя. Постоянный риск во время работы. Работа с приборами. Здесь нужна тончайшая наблюдательность за условиями работы приборов. Обязан все запомнить, все заметить, чтобы потом рассказать все со множеством деталей конструкторам на земле. Требуется мобилизация воли, знаний, нервов в один комок. Требуется готовность к самому худшему – аварийному варианту. Ждать терпеливо, когда сработают приборы. Вмешиваться не имеешь право. Только наблюдаешь, только оцениваешь. Порой случается непредвиденное. И сразу мысль: «Что? Как бороться?». И даются только мгновения, чтобы принять решение, чтобы парировать неожиданность. Это напряженная, огромная по времени работа исчисляется секундами.

О профессии учителя.Самых «неисправимых», «трудновоспитуемых» учеников направляли в класс учителя П.Я. Ему быстро удавалось их обезоружить.

С проницательностью следователя он разбирался в побудительных причинах этих поступков, в помыслах и стремлениях каждого. П.Я. умел зажечь своих учеников идеей служения народу, ответственности за судьбы людей.

Он учил этому всем своим поведением. А его уроки по истории! Как ярко, красочно, захватывающе он рассказывал о подвигах героев, с какой неумолимой логикой он подводил к вскрытию движущих сил развития событий! По выражению глаз, лица он определял, как учащиеся реагируют на события, как они их понимают. П.Я. всегда поощрял самостоятельные поступки учеников и искренне радовался их успехам.

 

 

Семинарское занятие № 4.

Семинарское занятие № 5.

Семинар № 6.

Познавательная сфера личности. Память. (2 часа)

1. Роль памяти в жизни человека.

2. Виды и условия эффективности запоминания. Связь памяти с мышлением;

3. Условия сохранения информации;

4. Виды и уровни воспроизведения

5. Личностные проявления памяти.

Литература:

1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 194-201.

3. Смирнов А.А. Типы памяти. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. 3-е изд-е. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «Academia». 2005. с. 145-147.

4. Смирнов А.А. Роль понимания и запоминания // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 388-395

Дополнительная литература:

1. Выготский.Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. Т.2.М.,1982.

Методические рекомендации:

При рассмотрении 1 вопроса отработать проблемы: определение памяти; память в системе психических явлений; виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно – логическая.

При рассмотрении 2 вопроса рассмотреть: процесс запоминания как:

а) импринтинг

б) непроизвольное запоминание

в) заучивание

В 3 вопросе описать условия, способствующие и препятствующие запоминанию и сохранению информации.

При рассмотрении 4 вопроса проработать проблемы: виды воспроизведения; уровни воспроизведения; факторы, способствующие успешному припоминанию.

При рассмотрении 5 вопроса обратить внимание на такие характеристики памяти, как: скорость запоминания и забывания; объём, прочность, точность памяти; типы памяти;

Необходимо знать значение следующих терминов:память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, эйдетическая память, импринтинг, произвольное и непроизвольное запоминание, оперативная память, мнемотехника, узнавание, припоминание, запредельное торможение, реминисценция.

 

Семинарское занятие № 7.

Тема: Мышление как процесс познавательной деятельности (2 часа)

1. Определение и структура мышления. Функции мышления и его виды.

2. Мыслительные операции.

3. Этапы формирования умственных действий по Гальперину (интериоризация).

4. Психологическая характеристика интеллекта.

Литература:

1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 7.

2. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 71 – 77.

3. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 201-208.

4. Айзенк. Интеллект //журнал «Вопросы психологии». – 1995, № 1.

5. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий / Хрестоматия по общей психологии. МГУ, 1981.

 

Методические рекомендации:

Конспектирование статей – обязательно!

При рассмотрении 1 вопроса в конспекте должно быть отражено: понятие, определение, компоненты структуры мышления. Выделить функции мышления; выписать характеристику видов мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, эвристическое мышление, творческое мышление.

Во 2вопросе по статье С.Л. Рубинштейна выписать характеристику мыслительных операций.

В 3 вопросе законспектировать статью П.Я Гальперина по этапам формирования умственных действий.

При рассмотрении 4 вопроса рассмотреть подходы и характеристику интеллекта.

Необходимо знать значение следующих терминов:мышление, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, проблемная ситуация, задача, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, отвлечённое мышление, эвристическое мышление, творческое мышление.

 

Семинарское занятие № 8.

Тема. Эмоционально-волевые процессы (2 часа)

1. Физиологические основы эмоций и чувств.

2. Классификация эмоций.

3. Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности:

А) Настроение;

Б) Аффекты;

В) Стресс и фрустрация

4. Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств.

5. Произвольность и волевые состояния.

6. Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека.

Литература:

1. Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9.

2. Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия).

3. Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия).

4. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. № 1.

5. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно - познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6.

6. Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия).

Методические указания:

В 1 вопросе рассмотреть проблему: Роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (привести примеры);

Во 2 вопросе составить классификацию эмоций (можно в виде таблицы).

В 3 вопросе дать общую характеристику эмоциональных состояний человека. настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализировать связь эмоций с потребностями личности.

В 4 вопросе проанализировать связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими?

 

Тестовые задания для самопроверки

Имя Симонова соотносится в теориях эмоций с подходом а) информационным б) когнитивно-аффективным в) периферическим г) интеллектуализма В психологии эмоций вся совокупность феноменов, относящихся к эмоциям, называется эмоциональной а) сферой б) операцией в) плоскостью г) категориальностью
Из всех трёх типов агрессии наибольшей осознанностью и импульсивностью обладает агрессия а) экспрессивная б) враждебная в) инструментальная г) динамическая Попытка упорядочить известные классы эмоций на шкале была предпринята а) Вудвортсом б) Мэрфи в) Шлосбергом г) Дарвином
В концепции Рубинштейна относительно устойчивые личностные установки относятся к категории чувств а) безобразных, абстрактных б) предметных в) органических г) обобщённых Импульсивный, тормозной, генерализованный – это разновидности а) эмоционального стресса б) агрессии в) заключительной фазы аффекта г) фрустрации
Термин, в основе которого лежит значение со смыслом «нападать», - это а) гнев б) агрессия в) тревожность г) фрустрация Эмоции как средство свёрнутого опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию а) прогностическую б) эвристическую в) интеллектуальную г) экспрессивную
Эволюционно закрепившийся готовый стереотипный способ по разрешению биологически предусмотренных внештатных ситуаций, - это а) аффект б) комплекс неполноценности в) мотив г) эмоция Эмоции как средство опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию а) оценочную б) прогностическую в) синтезирующую г) эвристическую
Эмоции по уровню значимости и иерархии психических инстанций подразделяются на: а) нормальные перверсные б) высшие и низшие в) яркие и приглушённые г) атрофированные, системные и гипертрофированные Дистресс – это стресс, который а) поддерживает и защищает гомеостаз б) оказывает двоякое, противоположное по результатам воздействие в) оказывает дезорганизующее воздействие г) является сложным полизависимым
Связь интеллекта и аффекта носит характер а) взаимоисключения б) взаимообратного перехода в) рядоположенности г) взаимодополнения Агрессия, по сравнению с гневом, изменяется а) линейно, соразмерно б) так же в) более интенсивно г) менее интенсивно
Эмоции пронизывают все а) поступки б) операции в) процессы памяти г) процессы восприятия Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние называется….. а) аффектом б) стрессом в) страстью г) фрустрацией

 

Семинарское занятие № 9.

ЛР №040287 от июля 1997года

Отпечатано с оригинал-макета. Подписано в печать .2012

Формат . Усл. печ. л. 2,8. Тираж 100 экз. Заказ № _________

 

 

Отпечатано в минитипографии

Тобольской государственной социально педагогической академии,

626150, г. Тобольск, ул. Знаменского, 58.

 


[1] Сборник задач по общей психологии. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. В.С.Мерлина. - М.: «Просвещение», 1974. С. 190-191

 

Печатается по решению

Кафедры теоретической и практической психологии ТГПИ им. Д.И. Менделеева

УДК 159.9

ББК 88.3

А 53

Алферова Е.И. Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Психологии человека».Методические рекомендации. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. – с. – 100 экз.

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам, изучающим курс «Психология человека», в подготовке к семинарским занятиям и выполнении самостоятельных работ. Они включают темы, планы семинарских занятий и самостоятельных работ, указания к выполнению практических заданий, тесты для самопроверки; список литературы, примерные вопросы для зачета по курсу.

 

Составитель: к. псх. н., доцент кафедры теоретической и практической психологии Е.И. Алферова ___________

 

© Алферова Елена Ивановна, 2012

© ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012

Планы и методическсие рекомендации к подготовке и выполнению семинарских занятий



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.013 с.)