Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2 Психические процессы и состоянияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Часа Вопросы для обсуждения на семинаре 1. Общее представление об ощущениях, основные свойства ощущений. 2. Восприятие, его свойства и виды. 3. Внимание, его свойства и виды. 4. Память, основные процессы и виды. 5. Виды и формы мышления. 6. Воображение, его виды и формы. 7. Речь, ее виды и формы. 8. Эмоции, их функции и значение. 9. Волевая регуляция поведения человека
Категориальный аппарат: о щущение, порог чувствительности (абсолютный, дифференциальный), восприятие, свойства восприятия, иллюзия восприятия, внимание, виды и свойства внимания, память, процессы и виды памяти, мышление, мыслительные операции, виды и формы мышления, интеллект, разум (ум), воображение, виды и формы воображения, речь, виды и функции речи, виды и функции языка, эмоции, структура и функции эмоций, чувство, настроение, аффект, страсть, стресс, воля, структура волевого действия.
Темы для докладов и рефератов 1. Психофизиологические механизмы формирования ощущений. 2. Восприятие как психический процесс и система перцептивных 3. Развитие внимания. 4. Воображение и индивидуальное творчество. 5. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мыслительные операции. 6. Проблемы и пути развития творческого мышления. 7. Индивидуальные особенности памяти и способности человека. 8. Психологические теории эмоций. 9. Функции и виды эмоций человека. 10. Психологическая характеристика чувств. 11. Стресс. Фазы развития стресса
Тест для самопроверки 1. Отражение длительности и последовательности явлений и событий – это… а) восприятие пространства; б) восприятие формы; в) восприятие времени; г) восприятие движений. 2. Условием возникновения непроизвольного внимания является …(возможны несколько вариантов ответа) а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека; г) концентрация внимания на объекте. 3. Без предварительной постановки цели возникает а) непроизвольное внимание; б) произвольное внимание; в) послепроизвольное внимание; 4. Количеством запоминаемого и производимого материала характеризуется………. внимания а) концентрация; б) объем; в) устойчивость; г) переключение. 5. Распределение внимания – это… а) свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека; б) способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле; в) свойство, выражающееся в произвольном, сознательном перемещении с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой; г) свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно. 6. Процесс запечатления в сознании поступающей информации – это… а) запоминание; б) сохранение; в) воспроизведение. 7. Запоминание человеком своих переживаний и переживаний других людей (память на чувства) – это… а) образная память; б) словесно-логическая память; в) эмоциональная память; г) двигательная память. 8. Выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности – это… а) понятие; б) суждение; в) умозаключение. 9. Абстракция – это… а) мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков; б) мысленное отвлечение от каких-либосвойствили признаков предметов, явлений; в) мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака; г) мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам. 10. Волевые действия характеризуются: (возможно несколько ответов) а) целенаправленным характером; б) осознанной поставленной целью; в) спонтанным характером; г) преодолением внешних (внутренних) трудностей на пути к цели.
Практическая работа Задание 1. Какие виды профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, вкусовым и двигательным ощущениям? Задание 2. Составьте схему основных свойств восприятия и дайте им характеристику (письменно), покажите их зависимость от ряда факторов (условий). Задание 3. Напишите множество профессий, предъявляющих повышенные требования к каждому из свойств внимания, из расчета 5 профессий на одно свойство. Задание 4. Подготовьте и опишите множество жизненных ситуаций, в которых возникает необходимость не привлекать внимание. Задание 5. Подготовьте рекомендации о том, как привлечь внимание. Задание 6. Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях: · На уроке музыки во время прослушивания вальса Штрауса в дверь громко постучали. · Студент без интереса выполняет чертеж ступенчатой детали в разрезе. · Преподаватель физики приводит интересные факты из жизни немецкого физика В. Рентгена, связанные с открытием им рентгеновских лучей. · Проходя мимо актового зала, пятиклассник видит, что там устанавливают новогоднюю елку. · Студент перебирает решения сложной алгебраической задачи. Задание 7. В двух группах студентов провели занятие по новой теме. В первой группе сообщили, что материал будет проверяться на экзамене. В обеих группах провели материал через 3 недели. В какой группе студенты лучше помнят материал и почему? Задание 8. На практических занятиях в вузе один преподаватель в тех случаях, когда студенты вели себя особенно шумно; стучал по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывал педагог? Как долго он может пользоваться приемом? Задание 9. Выберите из приведенного списка особенности следующих видов речи: диалогической, монологической, письменной и внутренней. · Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства (жесты, мимика, пантомимика и т.п.). · Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения. · Речь, в которой грамматические связи выражены наиболее полно. · В значительной степени непроизвольная речь. · Заранее планируемая речь. · Грамматически бессвязная форма речи. · Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников. · Речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях. Задание 10. Укажите, верны или неверны утверждения · в раннем возрасте активно формируется наглядно-действенное мышление; · мышление и речь – два взаимосвязанных психических процесса; · понятие, суждение, умозаключение – виды мышления;
Основная литература 1. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2004. 2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – МПСИ, 3. Кроль В.М. Психология и педагогика для студентов технических 4. Познавательные психические процессы / Сост. А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. 5. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. – М.:Логос, 2002. Дополнительная литература 1. Гальперин П.Я. Введение в психологию: М.: Книжный дом 2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2007. 3. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО, 2003. 4. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. – М., Воронеж: МОДЭК, 2008. 5. Физиологические механизмы психических процессов: обзорный курс. – Авторы – сост. Ф.Г. Абдрашитов и др. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. 6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002.
Тема 3 Теории личности Часа Вопросы для обсуждения на семинаре 1. Общие представления о личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». 2. Структура личности. 3. Общее понятие о темпераменте. 4. Психологическая характеристика типов темперамента. 5. Понятие о характере. 6. Акцентуация характера. 7. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. 8. Общая характеристика и структура способностей.
Категориальный аппарат: личность, индивид, индивидуальность, человек, направленность личности, темперамент, типы темперамента, интровертированность, экстравертированность, сила (как способность нервной системы), подвижность, уравновешенность, характер, акцентуация характера, способности, задатки, талант, гениальность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.93.167 (0.011 с.) |